? Такое деление определяется убеждением Л. Толстого о том, что «одно из самых величайших заблуждений при суждениях о человеке в том, что мы называем, определяем человека умным, глупым, добрым, злым, сильным, слабым, а человек есть все: все возможности, есть текучее вещество».
? В. Днепров в своей книге «Искусство человековедения» пишет: «Чем отличается зло хороших людей от зла людей плохих? Этот, казалось бы, просто вопрос играет важную роль в искусстве Толстого. Притом ответ на него дают не только произведения художника, но и сама жизнь... Зло плохого и хорошего человека отличаются характером реакции на него. Во-первых, хороший человек открыто его признает, ставит его пред собой во всей его унизительности и постыдности. Он не станет защищаться от зла ложью или выступать его лицемерным адвокатом перед самим собой. Во-вторых, он будет действовать наперекор этому злу, сознаваясь в своих поражениях и неустанно возобновляя борьбу. Толстой знает, что борьба эта трудна, что каждый раз возникает ситуация, когда зло может вползти в душу неузнанным. Но в сознании должно быть достаточно светло, чтобы распознать его и отвергнуть его делом».
? Такой прием изображения героев в форме психологического анализа Н. Г. Чернышевский назвал «диалектикой души».
Князь Андрей Болконский
Мечты и идеалы
Ищет свой Тулон; хочет всенародной славы и признания; его кумир - Наполеон.
Ради достижения своей цели
готов принести в жертву
«...Отец, жена, сестра - самые дорогие мне люди... я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми». «Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно».
Лучшие минуты жизни
Что меняется в герое
Небо под Аустерлицем
Начинает понимать ничтожность «мелкого тщеславия» Наполеона в сравнении с тем «высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял».
Князь осознал великую истину - жизнь есть абсолютная ценность. Ощутил свою связь с бесконечностью: «Ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего».
Открытие
богатства мирной жизни
Вернувшись из французского плена, Болконский узнает о смерти жены. В его памяти навсегда останется «мертвое укоризненное лицо» маленькой княгини. С этого момента князь Андрей будет мучиться мыслями о пренебрежении, с которым относился к жене, поймет и осознает ценность семейного счастья, радости обыденной жизни среди родных людей: отец, сестра, сын Николенька.
Князь раскаивается в своих честолюбивых мечтаниях, в его душе поднимаются естественные потребности любви и добра.
Встреча с Пьером в Богучарове
«Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась, хотя во внешности та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Пьер «заражает» князя Андрея своей верой в людей, в жизнь не только земную, а и вечную, в Бога.
Князь Андрей принимает некоторые из убеждений Пьера, которые оказывают на Болконского благотворное влияние. Теперь уже князь может себе признаться: «Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: "Господи, помилуй меня"».
Встреча
с Наташей Ростовой в Отрадном
Возвращается к «живой жизни», начинает ощущать радость общения с большим миром, людьми. В этом состоянии князь Андрей спешит войти в близкие ему сферы государственной деятельности, сходится со Сперанским.
Эмоциональность Наташи, ее искренность и восторг дают толчок к душевному возрождению князя.
Любовь к Наташе Ростовой
Меняет свое отношение к Сперанскому, которого уже начал почитать за кумира, замечает в себе пренебрежение к делу, которым так раньше интересовался: «Разве это может сделать меня счастливее и лучше?».
Князь становится счастливее и лучше от того чувства, которое пробуждает в его душе Наташа Ростова
Участие в войне 1812 года
В армии князь становится заботливым и внимательным командиром. Он отказывается от предложения служить в штабе армии, его не волнуют мечты о личной славе. Солдаты называют его «наш князь».
Во время Бородинского сражения Болконский исполняет свой долг, им движет не желание личной славы, а чувство чести офицера, ненависть к врагу, разорившему его родную землю, его Лысые Горы.
Прощение Анатоля Курагина
Увидев, как ампутируют ногу Анатолю Курагину, князь испытал искреннее сочувствие к боли и страданиям этого человека: «Распустился... цветок любви весной, свободной, независимой от этой жизни...»
Возрождение любви к Наташе Ростовой
После тяжелого ранения переживает страстное желание жить. Именно в эти минуты возвращается к нему любовь к Наташе Ростовой. Но это уже другое чувство: «...он в первый раз представил себе ее душу. В первый раз понял всю жестокость разрыва с ней».
Смерть Андрея Болконского
«Чем больше он в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после своей раны, вдумывался в новое, открытое начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Все, всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило - никого не любить, значило - не жить этою земною жизнью».
Судьба Андрея Болконского - это путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенству. Приобщение к чувству вечной любви возродило в князе Андрее силу духа, и он совершил самое трудное, по Толстому, дело - умер спокойно и достойно.
Граф Пьер Безухов
Совершаемые ошибки
Состояние героя
Дружба с Анатолем Курагиным и Долоховым
Добродушный, доверчивый, наивный и горячий, Пьер позволяет втянуть себя в приключения, которые не столь безобидны, как могут показаться на первый взгляд.
Женитьба на Элен
Оказывается бессилен противостоять коварству и лживости князя Василия, который женит его на своей дочери по расчету. Осознав совершенную ошибку, во всем случившемся Пьер винит только себя.
Дуэль с Долоховым
Переломное событие в жизни Пьера. Заставила Пьера задуматься и понять, что он живет по чужим правилам, вынужден обманывать самого себя. После дуэли Пьер стремится повернуть свою жизнь в иное нравственное русло.
Масонство
Не сразу Пьер понял, что в масонстве присутствует то же лицемерие, карьеризм, увлечение внешними атрибутами обрядов, что и в светских салонах.
Пьер перечеркивает свое прошлое, но он еще не знает, каким будет его будущее. Период отрицания прошлого, тоски и недоумения перед противоречиями жизни.
«Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть? Для чего жить и что такое я...» - вот вопросы, перед которыми вновь оказывается герой.
Поиски идеала, стремление разобраться в себе и определить цель жизни
Что происходит с Пьером, как он меняется
Масонство
Дает возможность обрести на некоторое время согласие с миром и собой, а навсегда - знание важности вечных вопросов бытия. В масонстве Пьера привлекает идея необходимости нравственного «очищения» мира и человека, потребность человека в личном совершенствовании. К Пьеру приходит вера в Бога как в существо «вечное и бесконечное во всех своих свойствах, всемогущее и непостижимое».
Участие в Бородинском сражении
Пробуждает в герое желание участвовать в жизни, быть полезным обществу и стране. В герое рождается чувство родственной связи с каждым, кто носит в себе «скрытую теплоту патриотизма». Ощущение счастья от единства с людьми в общей беде, в ожидании времени изгнания врага. Пьер решает для себя в этот момент, что самое главное сейчас «солдатом быть, просто солдатом! Войти в общую жизнь всем существом».
Идея убить Наполеона
Это смелое, хотя и немного нелепое решение стать убийцей Наполеона приходит к Пьеру под влиянием тех новых чувств, которые он испытал на Бородинском поле.
Наташа Ростова
Особенности характера героини
Как проявляются
Полнота жизни, поэтичность натуры, обостренная чуткость, внимательность
Искренность, естественность в обращении с родными; восторг при виде красоты окружающего мира, умение бессознательно передать ощущение красоты другим; чувство эмпатии, которое проявляется в умении понять состояние других людей и прийти им на помощь (пример с Соней, матушкой, братом, Денисовым и т. п.).
Народные, национальные черты в характере Наташи
Танец Наташи во время охоты, особая манера петь, решение Наташи отдать подводы раненым во время отступления из Москвы.
Ошибки, цена испытаний
Испытание разлукой с князем Андреем Наташа не выдерживает. Ей необходимо любить и она верит в чистоту и искренность чувств Анатоля Курагина. Когда обман раскроется, Наташа будет долго болеть - ценой этой ошибки могла стать даже жизнь героини.
Наташа - воплощение любви
Любовь преображает Наташу. Ее взрослая любовь к князю Андрею меняет не только ее внешность, но и вносит изменения в характер. Все существо героини не может находиться в состоянии покоя, невлюбленности. Сила любви Наташи способна преображать души других людей. Такому воздействию подвергается князь Андрей, которого Наташа возвращает к жизни, помогает понять свое истинное назначение. Любовь Наташи к Пьеру дает герою возможность разобраться в себе и понять смысл жизни. Своим детям Наташа подарит радость познания материнской любви.
На примере своей героини Толстой раскрывают одну из своих заветных идей: любовь действительная ведет к истине, чувственная страсть, принятая за любовь, ведет к неправде.
5. Мысль "семейная" в романе
• Тема семьи, ее значение в становлении характера человека в романе «Война и мир» является одной из самых важных. Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье. Только в семье человек получает все то, что в последующем определяет его характер, привычки, мировоззрение и мироощущение.
• В романе Толстой рассказывает о разных семьях - это и хранящая аристократические традиции семья князей Болконских; и представители московского дворянства Ростовы; лишенная взаимного уважения, душевности и связей семья Курагиных; семья Бергов, которая начинает свое существование с закладки «материального фундамента». А в эпилоге романа Толстой представляет на суд читателей две новые семьи - Пьер и Наташа, Николай и Марья, - по мнению автора, именно такой должна быть семья, основанная на искренних и глубоких чувствах.
Берги (Берг и Вера)
Идеалы, «фундамент» семьи
Мания приобретательства в любой ситуации берет верх, заглушая проявление нормальных чувств - эпизод с покупкой мебели во время эвакуации из Москвы большинства жителей.
Берг
В самом Берге есть много общего с грибоедовским Молчалиным (умеренность, исполнительность и аккуратность). Берг не только мещанин сам по себе, но и частица вселенского мещанства.
Образцы,
которым следуют Берги
Берги всеми силами стараются походить на принятые в обществе образцы: вечер, который устраивают Берги - точная копия множества других вечеров со свечами и чаем. Вера (хотя и принадлежит по рождению к Ростовым) еще в девичестве, несмотря на свою приятную внешность и развитость, хорошие манеры и «правильность» суждений, отталкивает от себя людей своим равнодушием к окружающим и крайним эгоизмом.
Такая семья не может стать основой общества, потому что «фундамент», положенный в ее основу - материальные приобретения, которые скорее опустошают душу, способствуют разрушению человеческих отношений, а не объединению.
Курагины - князь Василий, Ипполит, Анатоль, Элен
Стиль отношений между членами семьи
Члены семьи связаны только внешними отношениями, все Курагины разобщены.
Как складываются отношения у Курагиных вне их семьи
В самостоятельной жизни дети князя Василия обречены на одиночество: у Элен и Пьера нет семьи, несмотря на официальный брак; Анатоль, будучи женатым на польке, вступает в новые связи, ищет богатую жену.
Какими члены семьи «выходят» в жизнь
Курагины органично вписываются в общество завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер с его фальшью, искусственностью, лжепатриотизмом, интригами.
Князь Василий
Подлинное лицо князя Василия проявляется в эпизоде дележа наследства Кирилы Безухова, от которого он ни при каких обстоятельствах не намерен отказаться. Он фактически продает свою дочь, выдавая её за Пьера.
Анатоль Курагин
Животное безнравственное начало, заложенное в Анатоле Курагине, особенно ярко проявляется, когда отец привозит его в дом Болконских, чтобы сосватать за него княжну Марью {эпизод с мадмуазель Бурьен). А отношение его к Наташе Ростовой настолько низко и безнравственно, что не нуждается ни в каких комментариях.
Элен Курагина
Элен достойно завершает семейную галерею - это женщина-хищница, готовая ради денег и положения в обществе выйти замуж по расчету, а затем жестоко относиться к своему мужу.
Отсутствие связей, душевной близости делает эту семью формальной: в ней живут люди, родные только по крови, а духовного родства, близости человеческой в этом доме нет, и поэтому такая семья не может воспитать нравственного отношения к жизни.
Ростовы
Стиль отношений в семье
На примере семьи Ростовых Толстой описывает свой идеал семейного бытия, добрых отношений между всеми членами семьи. Ростовы живут «жизнью сердца», не требуя друг от друга особого ума, легко и непринужденно относясь к жизненным неурядицам. Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху.
Основная черта всех Ростовых
Всем членам семьи Ростовых свойственна живость и непосредственность.
Единодушие в семье - залог счастья всех ее членов
Переломным моментом в жизни семьи становится отъезд из Москвы, решение отдать подводы, предназначенные для вывоза имущества, для перевозки раненых, что фактически явилось разорением Ростовых. Старик Ростов умирает с чувством вины за разорение детей, но с чувством выполненного патриотического долга.
Дети в семье Ростовых наследуют от родителей лучшие качества - искренность, открытость, бескорыстие, стремление любить весь мир и все человечество.
Болконские
Гпава семьи
Старый князь Болконский устанавливает в Лысых Горах осмысленную жизнь. Он весь в прошлом - он истинный аристократ и все традиции аристократии им бережно сохраняются.
Сходство между отцом и сыном
Ироничное отношение к религии и сентиментальности, они живут «умом», в доме царит интеллектуальная атмосфера. Настоящая жизнь тоже находится в поле внимания старого князя - его осведомленность о современных событиях удивляет даже его сына.
Отношение к отцу
Несмотря на целый ряд чудачеств князя, его дети, князь Андрей и княжна Марья, любят и уважают своего отца, прощая ему некоторую бестактность и резкость. Может быть, в этом и состоит феномен семьи Болконских - безусловное уважение и приятие всех старших членов семьи, безотчетная, искренняя, в чем-то даже жертвенная любовь членов семьи друг к другу {княжна Марья для себя решила, что не будет думать о личном счастье, чтобы не оставить отца одного).
Княжна Марья
Безоговорочно подчиняется отцу, боясь его гнева, но в то же время любит его безусловна, уважает его и признает в нем авторитет.
Стиль отношений в этой семье способствует воспитанию таких чувств, как уважение, преданность, человеческое достоинство, патриотизм.
Николай Ростов и Марья Болконская
Для Николая и Марьи характерна общность в восприятии людей.
Это союз, в котором муж и жена духовно взаимообогащаются.
Николай делает счастливой Марью, а она вносит в семью доброту и нежность.
Наташа Ростова и Пьер Безухов
Цель их любви - супружество, семья и дети.
Интуитивное понимание близкого человека.
Каждый находит в любви и семье именно то, к чему стремился всю свою жизнь - смысл своей жизни: Наташа - в материнстве, а Пьер - в осознании себя опорой для более слабого человека.
Пьеса А.П. Чехова "Вишневый сад"
1. Прошлое время в пьесе
Что представляют собой последние хозяева вишневого сада, живущие больше прошлым, чем настоящим?
Раневская Любовь Андреевна
Богатая дворянка, которая ездила в Париж на лошадях и на балах у которой танцевали генералы, бароны, адмиралы, имела дачу даже на юге Франции. Прошлое стоит теперь перед Раневской в виде цветущего вишневого сада, который предстоит продать за долги. Отличительные черты героини:
• Безволие, неприспособленность, романтическая восторженность, неустойчивость психики, неумение жить.
• В ее характере, на первый взгляд, много хороших черт. Она внешне обаятельна, любит природу, музыку. Это, по отзывам окружающих, милая, «добрая, славная» женщина, простая и непосредственная. Раневская доверчива и искренна до восторженности. Но в душевных переживаниях ее нет глубины: настроения ее мимолетны, она сентиментальна и легко переходит от слез к беззаботному смеху.
• Она как будто чутка, внимательна к людям. А между тем, какая душевная пустота скрывается за этим внешним благодушием, какое равнодушие и безразличие ко всему, что выходит за пределы ее личного благополучия.
Гаев, брат Раневской
Безвольный, никчемным, всю жизнь прожил в имении, ничего не делая. Он сознается, что проел свое состояние на леденцах. Единственное его занятие — бильярд. Он весь погружен в размышления о различных комбинациях бильярдных ходов: «желтого в середину… Дублет в угол!»
Представители прошлого
• Люди, привыкшие беспечно жить, не работая. Они даже не могут осмыслить своего положения. Эти герои — последние представители вырождающегося дворянства. У них нет будущего. А.М. Горький тонко отмечает, что Раневская и ее брат — это люди «эгоистичные, как дети, и дряблые старики. Они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя, ничего не понимая».
2. Настоящее время в пьесе
Кто из героев является представителем времени настоящего?
Лопахин
Купец, вышедший из рядов крепостного крестьянства, умный, энергичный делец новой формации.
Отличительные черты героя:
• Огромная энергия, предприимчивость, широкий размах работы Лопахин правильно разбирается в положении владельцев вишневого сада и дает им практический совет, от которого хозяева сада отказываются.
• Лопахин становится хозяином имения, созданного руками его прадедов. Он с торжеством говорит: «Если б отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот Ермолай купил имение, прекрасней которого нет ничего на свете!»
Место и значение Лопахина в пьесе можно объяснить словами Пети Трофимова: «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадется ему на пути, так и ты нужен».
3. Будущее время в пьесе
С кем из героев связывает свои представления о будущем автор пьесы?
Петя Трофимов
Бедный студент-разночинец, честным трудом пробивающий себе дорогу в жизнь. Жизненный путь его складывается нелегко. Его уже два раза увольняли из университета, он не всегда бывает сыт и может оказаться без крыши над головой.
Отличительные черты героя:
• Трофимов живет верой в светлое будущее родины. «Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там, вдали! Вперед! Не отставай, друзья!» Петя Трофимов остро видит сегодняшние беды и одушевлен мечтой о будущем. В мечтах он обогнал время, но реально он беспомощен не меньше Раневской. Он наделен чувством собственного достоинства.
• Он бескорыстен и трогателен, умен и справедлив. Но он не герой.
Монологи Пети в пьесе не приводят ни к каким конкретным поступкам. Может, поэтому Петя иногда кажется разглагольствующим пустозвоном, который в непонятном возбуждении опровергает все подряд, но ничего не может предложить взамен. Он берет на себя непосильную задачу, но пока решить ее не может.
Чехов не наделяет абсолютной правотой ни господ (представителей уходящего времени), ни купца Лопахина (героя дня сегодняшнего), ни студента Трофимова (смело заглядывающего в будущее). Никто из них не может спасти Россию, указать путь ее развития и деятельно участвовать в ее преображении.