Средства коммуникации 1 страница
Средства коммуникации Передача информации (деловой, управленческой, личной) осуществляется посредством системы знаков. В межличностном общении, в соответствии с видом используемых знаков, имеет место вербальная и невербальная коммуникации. Вербальная коммуникация – это использование людьми звуковой и письменной речи, с помощью которой возможна наиболее полная передача семантической информации – смысла сообщений. Однако взаимопонимание партнеров достигается только при условии, что они примерно одинаково оценивают ситуацию общения и пользуются одним вербальным кодом (словарем). В процессе диалога один человек – коммуникатор – строит сообщение (доклад), кодируя семантическую информацию посредством речевых знаков, а человек (группа), получающий сообщение, декодирует его, извлекая определенный смысл. Речь является ведущим, специально человеческим средством общения, которое позволяет каждому человеку в процессе онтогенеза усваивать социальный опыт, выработанные обществом нормы правового поведения, развивать свой интеллект, осуществлять самовыражение своих жизненных установок, мировоззрения, организовывать контакт с другими людьми, проникать в их субъективный мир. В неформальных, в частности в асоциальных группах, их участники формируют свой язык – жаргон, понятный только в пределах их сообщества. В речевом сообщении ведущую роль играет семантика, но существенны также выразительные средства речи: интонация, громкость, темп, логические ударения и др., выражающие дополнительную информацию об отношении субъекта к своему сообщению, собеседнику, объекту разговора. Речь является важнейшим профессионально-значимым качеством личности специалиста в области правоохранительной деятельности. Состав речи, ее грамотность, четкость, выразительность, терминологический профессионализм – важные показатели общей и профессиональной культуры сотрудника правоохранительных органов.
Невербальная коммуникация – это обмен информацией посредством движений, выражающих эмоциональные состояния (мимика и пантомимика), жесты (поклон, приветствие и др. ), использования предметов, имеющих сигнальное значение: знаки дорожного движения, форменная одежда, знаки отличия, награды и т. п. Средства невербальной коммуникации значительно расширяют возможности общения, часто очень выразительны и лаконичны. И формальные, и неформальные (в частности, асоциальные группы) стремятся найти символику, понятную только для посвященных: покрой одежды, татуировка, прическа и др. В процессе усвоения социально опосредованных форм общения каждый индивид овладевает определенной системой вербальной и невербальной коммуникации. Интерактивная функция общения Интерактивная функция общения связана с организацией взаимодействия людей (интеракцией). Эта функция общения имеет свою специфику. В условиях групповой деятельности ее участникам важно не только обмениваться информацией, но и организовать взаимодействие, в которое каждый вносит свой особый вклад. При этом могут складываться различные типы взаимодействия. Один из них – кооперация, т. е. обозначение организации совместной деятельности на основе взаимопомощи людей, их сотрудничество. Внутри кооперации может возникать соревнование как такой вид взаимодействия, который не носит антагонистического характера и даже включает элементы взаимопомощи. К другому типу взаимодействия относится конкуренция, которая в той или иной мере осложняет совместную деятельность. Однако конкуренцию нельзя рассматривать только как негативное явление, так как в определенных условиях (например, при рыночной конкуренции) такое взаимодействие может оказывать стимулирующий эффект. В условиях конкуренции повышается вероятность возникновения конфликтных ситуаций.
Кооперация и конкуренция – это разные типы взаимодействия людей в социальных организациях, но их содержание в каждом конкретном случае задается более широкой системой деятельности, в которую они включены. Поэтому их нельзя определять вне социального контекста деятельности и вне групповых взаимоотношений участников этой деятельности. Перцептивная функция общения Процесс общения обязательно включает в себя формирование субъектом общения образа другого человека – партнера. При этом происходит не только восприятие внешних физических особенностей, но и отражение его психологических черт и состояний. В отличие от общей психологии, в социальной психологии существует понятие «социальной перцепции» (Дж. Брунер), которое обозначает восприятие социальных объектов, других людей, социальных групп, больших социальных общностей. При этом одним из важнейших критериев восприятия людьми друг друга является оценка с позиций общепринятой морали и норм правопослушного поведения. Восприятие людьми друг друга в социально-психологическом плане обладает рядом специфических черт. Прежде всего здесь происходит не только восприятие образа, но также понимание, познание другого человека. Поэтому перцептивная функция общения не сводится только к восприятию, но всегда включает в себя ряд других когнитивных процессов: мыслительные операции, память, эмоции. Стремясь познать другого человека, субъект общения стремится составить представление о его мыслях, намерениях, способностях, переживаниях, а также о тех отношениях, которые связывают их как партнеров. В этот сложный процесс включаются также свойства личности субъекта общения: его прошлый опыт, установки, мотивация, в связи с чем формирующийся образ проходит определенную селекцию (А. А. Бодалев). Взаимопонимание людей в процессе общения осуществляется за счет особых психологических механизмов. Процесс общения включает в себя, как минимум, взаимодействие двух активных субъектов, каждый из которых является личностью и каждый уподобляет себя другому. При построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только мотивы и установки другого человека, но и то, как этот другой понимает мои мотивы и установки. Поэтому осознание себя через другого человека включает два процесса: идентификацию и рефлексию.
Идентификация (уподобление) – один из механизмов взаимопонимания. Люди пользуются этим приемом, когда предположения о внутреннем состоянии партнера по общению строятся на попытке поставить себя на его место. Идентификация может сочетаться с эмпатией – способностью к сопереживанию, эмоциональной реакцией на проблемы другого человека. Рефлексия в социально-психологическом плане есть механизм осознания индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это сложный процесс взаимовосприятия и построения стратегий поведения, исходя из понимания того, как каждый из партнеров воспринимается другим. Максимальный успех общения возможен при оптимальном совпадении линии взаимной коммуникации в системах «индивид-индивид» или «индивид-группа». Например, если следователь имеет неадекватное представление о себе, о подследственных и о том, как они его воспринимают, то его взаимопонимание и взаимодействие с ними будет исключено. Для организации продуктивного взаимопонимания и общения важно учитывать ряд специфических эффектов межличностного восприятия. При взаимодействии двух участников общения каждый из них оценивает другого и строит определенную систему интерпретации его поведения и его причин. Успех интерпретации поведения другого человека строится на основе знания причин этого поведения. Но в обыденной жизни люди мало знают о действительных причинах поведения другого человека. В этих условиях при дефиците информации они могут приписывать друг другу как причины поведения, так и его образцы. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то ранее известным опытом субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичных ситуациях на основе механизма идентификации. В этой связи возникает система способов такого приписывания – каузальной атрибуции. Особенности этого явления состоят в том, что характер приписываемых человеку свойств определяется особенностями субъекта восприятия: одни люди более склонны в процессе межличностного восприятия фиксировать внешние физические черты, и тогда сфера приписывания более ограничена, другие склонны отражать внутренние психологические свойства партнера, и в этом случае расширяется простор для приписывания. Влияет также предшествующая оценка индивида или группы на восприятие их действий. Так, у «хороших групп» и «хороших людей» все их действия оцениваются как положительные, и наоборот, что свидетельствует о субъективизации процесса атрибуции. Существует также явление контрастных представлений, когда «плохому» человеку приписываются только отрицательные черты, а сам субъект восприятия оценивает себя по контрасту только с положительной стороны. Этот феномен проявляется, в частности в различном понимании причин успеха или неуспеха с позиций участника событий и внешнего наблюдателя. Так, участник события винит в неуспехе преимущественно объективные обстоятельства (среду), а человек в роли наблюдателя винит в этом самого исполнителя.
Роль установки в восприятии людьми друг друга показана в опытах А. А. Бодалева. Эта роль особенно значительна при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Так, в эксперименте двум группам испытуемых студентов показывали фотографию одного и того же человека, но при этом одной группе было сказано, что это изображение опасного преступника, а второй группе, что это изображение известного ученого. В последующем словесном портрете объекта восприятия одни и те же его черты характеризовались по разному: в одном случае глубоко запавшие глаза свидетельствовали якобы о затаенной злобе, а в другом – о глубине мысли и т. п. Рассмотренные специфические эффекты межличностного восприятия обусловливают те случаи, когда различные участники судебного разбирательства (следователь, судья, прокурор) по-разному оценивают личность обвиняемого и зачастую вступает в конфликты в процессе принятия решений. В более широком плане различные эффекты восприятия партнерами друг друга можно рассматривать в рамках более общего процесса стереотипизации, т. е. формирования устойчивого образа – стереотипа, которым пользуются как шаблоном при взаимодействии с определенным типом людей на основе ограниченного опыта общения и стремлении строить выводы на основе ограниченной информации. При этом некоторые профессиональные черты восприятия в условиях общения с отдельными представителями определенной профессии переносятся на всех ее представителей. Поэтому нарушения профессиональной этики отдельными представителями правоохранительной деятельности (например, факты коррупции) кладутся в основу при формировании у населения негативной оценки этой системы в целом.
Стереотипизация в одних случаях приводит к определенному упрощению процесса познания людьми друг друга. В иных случаях стереотипизация приводит к формированию предубеждения. Если восприятие человека строится на основе прошлого опыта, и опыт этот был негативным, то всякое последующее восприятие людей той же группы может окрашиваться неприязнью, нанося вред взаимодействию людей. Так, при обострении этнических конфликтов в современных условиях очень распространенными среди населения являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы. Чрезвычайно сложная природа межличностной перцепции и связанные с ней явления субъективности и неточности приводят на практике к проблеме точности восприятия партнеров в общении. Эта проблема представляется особо важной в условиях судопроизводства, когда решается судьба конкретной личности, поэтому необходимо строгое соблюдение презумпции невиновности для защиты прав человека. 4. 1. 5. Индивидуально-психологические свойства личности В процессе онтогенеза личность формируется как индивидуальность, ею приобретаются специфические свойства, выражающие индивидуальное своеобразие человека, опосредуя проявления всех его когнитивных, регуляторных и коммуникативных процессов, все аспекты его социального поведения. К основным индивидуальным свойствам личности относятся темперамент, характер, направленность, способности. 1. Темперамент – это сочетание индивидуально-психологических свойств, которые определяют общую активность и динамику деятельности субъекта. Согласно классификации Гиппократа–Павлова выделяются 4 основных типа темперамента: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. По классификации К. Г. Юнга – Г. Айзенка выделяются также 4 соответствующих типа: эктраверты высокотревожный и малотревожный, интраверты малотревожный и высокотревожный. Каждый темперамент, по данным И. П. Павлова, имеет свой основной определенный тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношениями в коре головного мозга характеристик двух нервных процессов: возбуждения и торможения. В соответствии с этим выделяются 4 типа нервной системы – основы определенных темпераментов: сильный неуравновешенный (холерик), сильный уравновешенный лабильный (сангвиник), сильный уравновешенный инертный (флегматик) и слабый тип (меланхолик). Учет свойств темперамента очень важен для профессионального отбора людей к тем видам деятельности, где требуется скоростная переработка информации, распределенность внимания, самоконтроль, стрессоустойчивость и другие свойства. Следует помнить, что определяя энергетические и динамические аспекты деятельности человека, темперамент не определяет ее конкретное содержание и социальную направленность. Темперамент является устойчивой природной основой поведения индивида, поэтому следует стремиться не к переделке типа, а к нахождению для представителя каждого темперамента наиболее подходящих условий для реализации его качеств, благоприятных для конкретных видов деятельности, так как каждый человек, тренируясь в выполнении определенных профессиональных задач, вырабатывает некоторый приемлемый для него темп и стиль деятельности. Однако люди приходят к этому оптимальному результату за счет нервно-психических затрат, ибо каждому необходим определенный резерв времени, и все же в итоге они показывают различную эффективность в отношении различных видов труда и различные возможности в области обучения, общения, эмоционально-волевой регуляции Поэтому при индивидуальном подходе к сотрудникам и партнерам по общению необходимо подбирать формы деятельности (по напряженности, темпу работы, возможности стрессовых ситуаций, конфликтов и др. ), к которым легче адаптируется тот или иной темперамент. Холерик – это сильный, неуравновешенный, эмоционально возбудимый тип (высокотревожный экстраверт). Он наиболее продуктивен там, где требуется высокая активность, увлеченность, концентрация внимания, лидирующие роли, устойчивость в преодолении препятствий и т. п., но его следует по возможности отстранять от конкретных ситуаций, строго объективно оценивать его успехи и тактично указывать на недостатки, воспитывать выдержку и самообладание. Такой тип профессионально пригоден ко всем видам юридической деятельности, но особенно успешен в роли прокурора благодаря своим «бойцовским» качествам, настойчивости и речевой активности. Сангвиник – сильный, уравновешенный, лабильный тип (малотревожный экстраверт). Он быстро приспосабливается к новым условиям, быстро решает профессиональные и бытовые проблемы, обладает высокой переключаемостью внимания, эмоционален, очень коммуникативен, проявляет высокую речевую активность, малоконфликтен, склонен к компромиссам. Его можно использовать для разрешения конфликтных ситуаций в группах, организации общения, совместной деятельности, лидерства. Сангвиники мало подвержены нервным срывам, стрессоустойчивы. Однако они бывают мало продуктивны в условиях монотонной напряженной деятельности, требующей длительной концентрации внимания, склонны к перемене обстановки и видов деятельности, партнеров по общению и т. п. Профессионально наиболее пригоден сангвиник к деятельности адвоката. Флегматик – сильный, уравновешенный инертный тип (малотревожный интроверт). Он незаменим в ситуациях, требующих устойчивого внимания, обстоятельности в делах, медлителен, терпелив, продуктивен в монотонных условиях деятельности. Он испытывает значительные трудности при необходимости быстрого переключения в изменяющихся ситуациях, быстрого принятия решения, при ориентации в конфликтных и стрессовых ситуациях. Такой тип социально пассивен, не претендует на лидерство в группах, малоэмоционален, малообщителен, не склонен менять привычный образ жизни и привычных друзей; малоуспешен в дискуссиях. В судебной практике он более успешен в роли судьи, секретаря суда и т. п. Меланхолик – слабый тип нервной системы (высокотревожный интроверт). Это сложный, высокочувствительный тип личности, требующий тактичного подхода и «щадящего» образа жизни. Он болезненно реагирует на нервные перенагрузки, на стрессовые ситуации, старается устраняться от них, так как последствием для него может стать нервная депрессия. Он не конфликтен, старается обходить конфликтные ситуации, а не разрешать их. В подобных ситуациях теряется, затормаживается, но глубоко переживает их последствия; малообщителен; не претендует на лидерство. В хорошем коллективе с положительным психологическим климатом он исполнителен, дисциплинирован, отзывчив, ищет опору в более сильной личности. В благоприятных для него жизненных ситуациях, не требующих перенапряжения, он может проявлять высокую интеллектуальную и физическую работоспособность, вдумчивость, ответственность и исполнительность. Склонен к созерцанию и самоанализу. В плане юридической деятельности он более пригоден для роли судьи, секретаря суда, эксперта. 2. Характер – это сочетание устойчивых свойств поведения, проявляющихся в отношении субъекта к окружающей социальной действительности. Структура характера рассматривается прежде всего по сложившимся у человека типам отношений: – к другим людям, коллективу (например, доверчивость – недоверчивость, сопереживание – безразличие, щедрость – скупость, общительность – замкнутость и др. ); – к самому себе (самооценка и уровень притязаний, самокритичность, скромность, гордость и др. ); – к своей деятельности (трудолюбие – лень, ответственность – безответственность, старательность и др. ); – к обществу, социальным институтам, моральным ценностям (целенаправленность, принципиальность, убежденность и др. ). Если темперамент позволяет изменить динамическую сторону поведения, то характер позволяет определить его содержательную сторону, социальную активность, ценностные ориентации. Характер является результатом развития личности в онтогенезе в связи с закреплением в поведении различных проявлений основных психических процессов: познавательных (когнитивных), эмоциональных, волевых. В соответствии с этим различают три группы черт характера: – интеллектуальные (критичность, наблюдательность, мечтательность и др. ); – эмоциональные (чуткость, честность, эмпатия, общительность, гордость, смелость и др. ); – волевые (целеустремленность, решительность, настойчивость, принципиальность, дисциплинированность и др. ). По отношению к уровню нормы поведения характер может быть: – нормативным, сбалансированным, т. е. отвечать адекватными реакциями на различные воздействия; – акцентуированным, с чрезмерными проявлениями отдельных черт (например, экзальтированность, гипертимность, неуправляемость, тревожность и др. ); – психопатическим, когда некоторые черты проявляются на уровне патологии. В условиях профотбора людей на различные должности в правоохранительной системе большую роль играет психодиагностика черт характера, так как именно характер определяет пригодность человека к нормальному общению, добросовестному отношению к выполняемой работе, его нравственную надежность и др. В процессе онтогенеза темперамент и характер вступают в тесное взаимодействие, образуя связь гено- и фенотипа, т. е. единство черт врожденных и приобретенных (И. П. Павлов). В этом единстве темперамент обусловливает динамическую основу проявления характера – активность проявления его отдельных черт и скорость их формирования, а характер субъекта выступает средством саморегуляции и самоконтроля проявлений своего темперамента. 3. Направленность личности – это проявление основных жизненных стремлений человека, его мотивации. Структура направленности складывается из следующих компонентов поведения: – потребности (биологические и социальные) как выражения нужды субъекта в определенных объектах, необходимых для его физического существования и социального развития; – интересы – форма познавательной и профессиональной ориентации, влияющая на выбор вида учебной и трудовой деятельности; – идеалы – ориентация на конкретные образцы социального поведения и профессиональной деятельности; – убеждения, выражающие единство социальных и профессиональных идеалов личности с соответствующими эмоциональными состояниями и навыками целенаправленной деятельности. 4. Способности – это свойства личности, определяющие ее пригодность к успешному выполнению учебных и профессиональных задач. Выделяют различные виды способностей. По отношению к объему решаемых субъектом задач различают: – общие способности как средство успешного выполнения различных видов деятельности (работоспособность, активность, настойчивость, сообразительность и др. ); – специальные (профессиональные) способности как основа эффективности выполнения конкретных видов деятельности (учебной, трудовой, спортивной). Так, деятельность адвоката требует определенного набора интеллектуальных, коммуникативных, речевых, характерологических качеств, которые должны быть указаны в профессиограмме специалиста данного профиля. По элементам новизны в выполняемой деятельности различают способности: – исполнительские, обеспечивающие выполнение стереотипной деятельности по заданному образцу; – творческие, проявляющиеся в самостоятельном принятии новых решений, оригинальных способах решения профессиональных задач. По уровню сформированности различают: – задатки как природную основу развития способностей; – одаренность – благоприятное для развития конкретных способностей сочетание задатков; – способности – комплекс качеств личности, обеспечивающих эффективность овладения знаниями и способами выполнения профессиональной деятельности; – талант – комплекс высокоразвитых способностей, определяющих возможности выдающихся достижений в избранной человеком деятельности; – гениальность – высшая степень развития таланта, которая проявляется в разработке новых отраслей науки и практической деятельности. Способности не являются врожденным даром для человека. В их основе лежит природная одаренность, но она превращается в способности только при благоприятных условиях обучения, тренировки, воспитания и самовоспитания личности. Способности можно определять только с помощью целенаправленно подобранного комплекса методов: анализа определенного вида профессиональной деятельности, профессиографии и психограммы, оценки успешности решения конкретных задач, целенаправленности, мотивации, тестовой психодиагностики. Являясь необходимым условием выполнения определенной деятельности, способности в то же время развиваются в процессе этой деятельности в связи с условиями ее организации и тренировки при решении конкретных задач, в связи с формированием профессионально важных свойств личности специалиста. Как личность человека в целом, так и присущие ей индивидуальные свойства являются результатом воспитания в социальной среде. Структура этой среды, а также формы взаимодействия с нею субъекта в онтогенезе являются определяющим фактором его социализации. 4. 2. Правовая социализация личности 4. 2. 1. Сущность правовой социализации Социализация личности – это процесс ее формирования и становления, происходящий под воздействием различных социальных факторов (культурных, экономических, политических, классовых, моральных, правовых и др. ). Человек не является пассивным объектом воздействия этих факторов, а вступает с ними в активное взаимодействие, направленность которого определяется обучением и воспитанием. В этом процессе происходит усвоение субъектом социальных эталонов поведения, выработанных данной социальной общностью, группой. Важнейшим условием адаптации личности к жизни в социуме является правовая социализация, в которой происходит усвоение правовой культуры данного общества и на этой основе – формирование правопослушного поведения, соответствующего требованиям общества. Успешность правовой социализации личности определяется рядом условий. 1. Правовой культурой общества, которая является продуктом социально-исторического развития человечества в целом и отдельных его сообществ. Поэтому в связи с конкретными историческими, экономическими, классовыми особенностями определенного общества наблюдаются и различные уровни его правовой культуры. Эта структура складывается из составляющих: из племенных обычаев, которым вынужден подчиняться бессознательно каждый член этнической группы; традиций, которые складываются в конкретных сообществах и сословиях и которым обязан следовать каждый человек, желающий показать свою принадлежность к данной социальной группе (например, традиции дворянского поведения); требований, предъявляемых сообществом к своим приверженцам (например, религиозных заповедей разных конфессий); правовых законов (норм), в которых четко формулируются определенные нормы правопослушного поведения и которые сознательно усваиваются гражданами (например, римское право). В современных развитых государствах, как известно, существуют правовые кодексы – своды законов, обязательные для всех граждан того или иного государства независимо от их этнической принадлежности и религиозных убеждений. Правовые нормы каждого общества отражают объективные закономерности его развития и функционирования и воплощают в себе его политические, экономические, государственные интересы. Правовая социализация индивида предусматривает его адаптацию к интересам данного общества, развития форм поведения, адекватных его нравственным ценностям. Принятые в обществе нормы права в значительной мере предопределяют характер правовой социализации личности. 2. Человек не пассивно приспосабливается к правовым нормам общества, поэтому в идентичных социальных условиях наблюдается значительный разброс от законопослушного до различных проявлений асоциального и девиантного поведения. Важнейшим фактором правовой адаптации личности является отношение субъекта к воспринимаемым правовым нормам общества. Это отношение зависит от того, насколько правовая структура общества предоставляет гражданам свободу выбора, возможности творческой деятельности, участия в различных сферах общественной жизни, удовлетворения личных потребностей и интересов, реализации своих жизненных перспектив. В условиях тоталитарной структуры общества человек вынужден пассивно подчиняться требованиям закона, побуждаемый страхом наказания или проявляя пассивный конформизм. В условиях демократической организации общества человек становится субъектом правосознания, вырабатывает активную жизненную позицию при оценке правовых норм и формировании собственного поведения. При оценке субъектом правовых норм возникает специфическое представление о социальной справедливости. Вера в существование в данном обществе социальной справедливости возникает у граждан при условии, что государство не только декларирует в своих законах права личности, но и создает реальные гарантии их соблюдения, предоставляя при этом равные возможности и перспективы успешной реализации своих прав. Законы демократического государства провозглашают не только права человека и гражданина, но и возлагают на него определенные обязанности по отношению к другим людям и обществу в целом. И субъект воспринимает эти требования как справедливые, если он убежден в справедливости общественного правопорядка и осознает, что выполнение предписанных законом и моралью требований (обязанности защиты отечества, уплаты налогов, охраны культурного наследия, окружающей среды и др. ). необходимо как для существования самого государства, так и для каждого гражданина, которому государство обеспечивает защиту его основных прав и свобод. Оценка субъектом социальной справедливости есть результат сложных соотношений между содержанием правовых и морально-этических норм общества и характером личности – уровнем ее правового и нравственного развития, самооценкой, уровнем притязаний. Нормативно-правовое поведение формируется при оптимальных соотношениях объективных и субъективных факторов социализации личности. При таких соотношениях наблюдается динамическое равновесие между интересами государства и граждан и на основе этого – социальная гармония как условие жизнеспособности и устойчивости данного общества. Оценка правовой структуры общества как несправедливого порождает в людях фрустрационные состояния и на этой основе – социальную напряженность, конфликтность, формирование отклоняющихся (девиантных) и асоциальных (противоправных) форм поведения. Путь к социальной гармонии лежит в установлении оптимального равновесия между требованиями общества и жизненными целями и идеалами личности. Этот идеал в абсолютной мере недостижим, но он выступает в роли социального эталона. Жизнеспособность и гибкость политических структур общества оценивается именно в связи с их способностью определять перспективные направления развития общества с учетом возможностей и интересов основной массы своих граждан, т. е. в связи с их способностью обеспечить единство личных и общественных устремлений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|