Средства коммуникации 10 страница
После выполнения сложного задания надо обязательно дать людям отдых (проведение консультации психолога, посещение комнаты психологической разгрузки), умело переключить их на другие дела, проверить психическое состояние каждого человека, похвалить отличившихся, поблагодарить весь коллектив. Нервно-психические перегрузки могут усугубиться неравномерностью смены труда и отдыха, ненормированностью рабочего дня, нарушениями привычного режима суточной жизнедеятельности, что иногда приводит к развитию стойких состояний психической напряженности, эмоциональной неустойчивости, психосоматическим функциональным расстройствам и различным заболеваниям. Различные болезни желудка, хронические головные боли, бессонница, гипертония, склероз и невроз – таковы наиболее типичные профессиональные недуги специалистов, чья деятельность сопряжена с волнениями, преодолением трудных и стрессовых ситуаций, нервным перенапряжением, насыщенным рабочим днем, систематической и напряженной работой, требующей постоянных энергозатрат. Поэтому следователь должен проявлять постоянную заботу о собственном здоровье, о своей психической и физической форме как гарантии успешной деятельности. Одним из важнейших условий поддержания психического здоровья в процессе профессиональной деятельности является умение человека пользоваться приемами психического самоуправления (саморегулирования), т. е. осуществлять сознательные воздействия на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение с целью поддержания (сохранения) или изменения характера их протекания (функционирования).
Проблема психического здоровья специалиста тесно связана с проблемой надежности профессиональной деятельности. Это интересная и перспективная область исследования в юридической психологии. Известная краткая формулировка счастья – «Здоровый дух в здоровом теле» – не всегда реализуется. Специалист, обладающий необходимой профессиональной подготовкой и не испытывающий нарушений со стороны функционирования собственного организма, все равно останется потенциально опасным в смысле профессиональной надежности, если в его психическом здоровье не все благополучно. В преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения приводится определение этого понятия – «здоровье» трактуется как состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучение. Психически здоровый человек прежде всего отличается уравновешенностью, относительным постоянством поведения, адекватным реагированием на окружающие его жизненные условия; способностью самоуправления поведением в соответствии с нормами, принятыми в разных коллективах; способностью изменять поведение при смене жизненных ситуаций; способностью планировать и осуществлять свой жизненный путь. Современные западные психилоги считают, что самыми информативными показателями психического здоровья являются самоуважение и степень выраженности тревожности. Путь к психическому здоровью – это путь к интегральной личности, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнениями, неуверенностью в себе. Психическое здоровье предусматривает тренировку психики, раскрытие ее резервов и развитие, совершенствование психических процессов (памяти, внимания, воображения и др. ), воспитание дисциплины ума и чувств. Можно быть физически крепким, здоровым и вместе с тем психически ущербным человеком. Значительная часть современных направлений в психологии здоровья сосредоточены не только на формировании психического здоровья, сколько на усилиях излечения уже заявившего о себе психического нездоровья (алкоголизм, наркомания и т. п. ). Необходимо также заботиться об изначальном формировании здоровой психики и поддержании ее функционирования в границах нормы, т. е. заботиться о здоровье[25].
Трезвый образ жизни – одно из главных условий сохранения здоровья. Пьянство и психическое здоровье являются несовместимыми понятиями. Никакими экономическими соображениями нельзя оправдать пополнение государственной казны за счет продажи табачных изделий и массового потребления алкоголя, а также подчиненную этой цели изощренную рекламу. Академик В. М. Бехтерев так писал об условиях свободного и здорового развития личности: «… Борьба с пьянством в народе будет бессильной до тех пор, пока наш государственный бюджет будет искать свою опору в тех сотнях миллионов, которые извлекаются из народного обращения в счет потребления им спиртных напитков»[26]. Обследование, проведенное в 90-х гг. XX в., выявило, что примерно 10% общего числа «сильно пьющих» составляют полицейские, причем большинство из них признали, что выпивают на службе. Более того, было обнаружено, что вызываемое чрезмерным употреблением алкоголя заболевание – цирроз печени – наблюдается среди полицейских значительно чаще среднего показателя по всем обследованным профессиям. Одна из основных причин повышенного пристрастия к алкоголю, согласно обследованию, это возникающее у полицейских чувство, что они не могут управлять своими действиями. А поскольку большинство полицейских структур милитаризированы и требуют строгой дисциплины и точного выполнения инструкций, то полицейские прибегают к алкоголю, чтобы избавиться от неудовлетворенности самим собой и справиться со стрессом, присущим их профессии. Из расстройств, связанных со стрессом, среди полицейских распространены разные физиологические нарушения, эмоциональные и личностные проблемы, а также недобросовестное исполнение ими своих служебных обязанностей. Физиологические нарушения варьируются от болей в спине, мышечных судорог и головных болей до астмы, диабета, повышенного давления, изжоги, язвы желудка. Исследователи отмечают также высокий уровень заболеваемости ишемической болезнью сердца, расстройства пищеварения.
Эмоциональные и личностные проблемы обусловливают разводы, алкоголизм, депрессию и самоубийства. Сама природа профессии может приводить полицейских к ощущению изолированности и одиночества, что в свою очередь легко провоцирует агрессивное поведение, апатию, цинизм, нарушения дисциплины и отдаление от друзей и общества в целом. К приемам ослабления стресса в этих случаях можно отнести создание групп поддержки, в которых участвуют полицейские и психологи; временное отключение от работы, психологическая разгрузка, обращение в психологическую службу за помощью; занятия благотворительной деятельностью в обществе других людей (этот прием ведет к устранению враждебности и подозрительности по отношению к коллегам-полицейским). Именно эти эмоции чаще всего порождают изоляцию, самоустранение и одиночество, ведущее полицейских к опустошению, поэтому участие их в коллективной работе является хорошим противоядием стрессовых нарушений[27]. Профессия следователя предъявляет высокие требования не только к физическому, но и психическому здоровью, как основе надежности профессиональной деятельности. Ясно, что эпизодическими мероприятиями проблему надежности не решить. Культ здорового образа жизни должен стать естественной, органичной потребностью специалиста на всем протяжении его профессионального и жизненного пути. 9. 2. Структура профессионально важных свойств личности (психограмма следователя) Психограмма – это психологический портрет профессии, являющейся важной составляющей профессиограммы. В психограмме отражены те качества личности специалиста, к которым профессиональная деятельность предъявляет наиболее высокие требования, часто отмечаются и те особенности личности профессионала, которые являются противопоказаниями.
Профессия следователя является типично юридической, поскольку эта деятельность дает возможность выявить психологические закономерности, в той или иной мере характерные для юридической деятельности вообще. Повышение эффективности следственной деятельности невозможно без учета индивидуально-психологических особенностей личности следователя и соответствия его личностных качеств объективным требованиям данной профессии. Предполагая выполнение конкретной работы в определенных условиях и с определенным эффектом, профессия требует от человека настойчивости или внимательности, осторожности или подвижности, усидчивости или терпения. Сам характер, процесс работы не позволяет уклониться от выполнения этих требований, ибо тогда невозможен успех, не гарантирована определенный уровень производительности труда. Поэтому юридическая психология, изучая закономерности психической деятельности в следственной работе, призвана раскрыть психологическое своеобразие этой деятельности, охарактеризовать психологическую сторону профессиональных качеств, необходимых следователю, указать пути их формирования и совершенствования. Нередко успех следователя носит, на первый взгляд, случайный характер. Иногда можно слышать мнение о том, что случай вообще играет какую-то особую роль в его деятельности. В действительности это не так. Вопрос о месте и роли случайности в следственной работе скорее методологический, чем психологический, однако неверные установки при подходе к его разрешению непосредственно сказываются на истолковании психологии деятельности следователя. Уподобление случая совершенно неожиданному событию, возникшему благодаря беспричинной, стихийной комбинации явлений ведет к отрицанию целенаправленности расследования. К ссылкам на случайную удачу прибегают обычно при неумении подвергнуть то или иное явление правильному анализу либо при недостаточности данных для того, чтобы проследить процессы, которые привели следователя к определенному положительному результату. Это имеет свое психологическое объяснение. В каждом уголовном деле существует две стороны. Первая – это та, которая раскрывается в результате расследования, т. е. само преступление или расследуемое событие. Оно становится ясным для всех, когда удается установить его существенные обстоятельства. В материалах дела отражаются результаты отдельных следственных действий и всей деятельности следователя. Однако путь, которым шел следователь, раскрывается в этих материалах лишь в очень малой степени. Так, в протоколе осмотра, как правило, фиксируются результаты осмотра и весьма ограниченно сам его ход. В протоколе допроса чаще всего запечатляются лишь объяснения свидетеля, в не весь процесс взаимодействия допрашивающего и допрашиваемого. Внутренняя же сторона этого процесса в значительной мере остается за рамками уголовного дела.
То, как протекала сама работа следователя, является второй стороной уголовного дела, которая в его материалах никогда не раскрывается вполне. Не удивительно, что многие моменты работы следователя выглядят для других как совершенно случайные или даже вовсе необъяснимые. Читающий дело не может правильно оценить такой, например, факт, как неожиданный допрос весьма осведомленного, но ранее неизвестного свидетеля, которому предшествовала большая, порой очень тонкая и кропотливая работа следователя. Даже сами следователи отдельные моменты работы зачастую оценивают как совершенно случайные и самопроизвольные. Для составления психограммы следователя можно воспользоваться схемой изучения профессионально важных качеств личности (см. рис. 12). В мотивации следственной (юридической) деятельности обычно выделяют следующие типы. 1. Адекватный тип. У лиц этого типа ценностные ориентации и связанные с ними мотивы профессиональной деятельности согласуются с реальным, общественно значимым поведением, что соответствует требованиям профессионального и этического характера, предъявляемым к личности следователя. Такой тип проявляет выраженную мотивацию «на дело», т. е. защиту интересов и прав граждан, борьбу с преступностью и т. п., а не на какие-либо другие цели, которые не связаны непосредственно с правоохранительной деятельностью. Данная направленность, как правило, сочетается с высоким интеллектом, общей культурой, эрудицией в вопросах права, достаточно ясным представлением о будущей профессиональной деятельности, стремлением развивать у себя профессиональные качества, необходимые следователю. Поведение таких людей обычно характеризуется высокой ответственностью, активностью в общественной жизни, умеренным стремлением к лидерству, целеустремленностью. Курсанты с таким типом мотивации быстро адаптируются к условиям службы и обучения, успешно учатся. Специалисты же отличаются высокой эффективностью своей профессиональной деятельности. 2. Ситуативный тип мотивации. Решающее влияние в выборе профессии на таких лиц оказывают факторы, характеризующие внешнюю ситуацию: материальные соображения, место жительства, внешний престиж профессии, ее романтическая притягательность. В формировании стремления поступить в юридический вуз существенную роль играют у таких людей случайные факторы. Например, предположение абитуриента, что с его формальными анкетными данными он вполне может стать юристом, не имея прочного интереса и способностей к данной специальности; выбор этой профессии под влиянием какого-либо ее представителя, личность которого оказалась для абитуриента наиболее привлекательной. Перенос или распространение отношения к какой-либо личности на отношение к будущей профессии – показатель недостаточно зрелого подхода к ее выбору. Ситуативный тип прогностически неблагоприятен, так как связан с возрастающей со временем тенденцией к разочарованию в своей специальности, неудовлетворенности ею, что, как следствие, приводит к формальному выполнению своих обязанностей (разочарование усиливается, если специалист не имеет престижного статуса, должности в рамках своей профессиональной деятельности). 3. Конформистский тип мотивации. У лиц этого типа выбор профессии просходит под влиянием референтной (субъективно высоко значимой) группы, нормы которой для человека являются главным регулятором поведения. Выбор профессии осуществляется без учета особенностей своей личности, ее действительных способностей. Выбор часто связан с желанием во что бы то ни стало получить высшее образование, что обусловлено влиянием значимого внешнего окружения (друзья-сверстники, брат или сестра, родители). Этот тип мотивации близок ситуативному. 4. Компенсаторный тип мотивации. Лица данного типа избирают юридическую специальность как область деятельности, в которой имеется возможность преодолеть в себе слабые стороны характера (неуверенность, тревожность, мнительность, замкнутость, переживание личной несостоятельности, некоммуникабельность), низкие самооценки личности. В процессе обучения курсантов компенсаторного типа отмечаются чаще всего два варианта развития личности. В одних случаях обучение (в дальнейшем работа по специальности) не приводит к ожидаемым результатам, а наоборот, усугубляет переживание своей несостоятельности, способствует возникновению эмоциональных срывов, плохой адаптации в среде курсантов или своих коллег. В других случаях может происходить гиперкомпенсация слабых сторон личности, в результате которой формируется чрезмерная тенденция к доминированию, стремление к лидерству, рискованность, эмоциональная холодность, проявление жестокости. Итогом такого сочетания психологических качеств бывают серьезные профессиональные ошибки и нарушения закона. У лиц компенсаторного типа чрезвычайно сильна мотивация достижения успеха, даже в случае отсутствия для этого объективных предпосылок – высокого уровня развития интеллекта, умения контактировать с людьми и т. д. Поэтому компенсаторный тип прогностически также неблагоприятен. 5. Криминальный тип мотивации. Этот тип среди абитуриентов и курсантов встречается крайне редко, но требует безусловного выявления. Он характеризуется неявной антисоциальной направленностью, как правило, маскируемой правильными формулировками. Эти лица стремятся использовать юридическое образование в своих целях, не соответствующих высоким требованиям, предъявляемым к моральному облику юриста. Для них характерны нечестность, безпринципность, склонность к авантюре, стереотипность при решении профессиональных задач, знакомство только с внешней стороной деятельности юристов. Уже в период обучения в вузе они допускают нарушения общественного порядка, норм поведения в быту, правонарушения (в том числе тяжкие), употребление алкоголя, наркотиков и т. п. Профессиональная мотивация отражает стремление курсанта стать следователем, к достижению высокого уровня выполнения своих должностных обязанностей. Мотив определяется как предмет потребности (внутреннее состояние объективной нужды человека в чем-то, зависимость от конкретных условий существования). Потребности и мотивы побуждают человека ставить перед собой цели, решать разнообразные жизненные, профессиональные задачи. Мотивы человеческой деятельности чрезвычайно многообразны, поскольку вытекают из различных потребностей и интересов, которые формируются у человека в процессе его жизни. Поэтому любая классификация мотивов (потребностей) носит условный характер. Можно выделить следующие мотивы деятельности: деловые, общественные, личные. Эти мотивы: – определяются особенностями самой личности, ее идеалами, нравственными и эстетическими потребностями, общим отношением к своему делу, чувством профессионального долга, отношением к людям; – порождаются характером и спецификой ситуаций, которые создаются в процессе деятельности, их сложностью, динамичностью, степенью риска и т. п. (например, осознание необходимости инициативных и смелых действий); – возникают под влиянием требований других людей (например, понимание общественной значимости совместных согласованных действий). Готовность – это первичное фундаментальное условие успешного выполнения любой профессиональной деятельности. Возникновение состояния психологической готовности к деятельности начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов (или осознание человеком поставленной перед ним задачи). Далее идет выработка плана, установок, оперативных моделей и схем предстоящих действий. Затем человек приступает к воплощению появившейся готовности в предметных действиях, применяет определенные средства и способы деятельности, сравнивает ход и промежуточные результаты со стоящей целью, вносит коррективы. При этом анализ ситуации, решение, развитие замысла, эмоций, проявление и изменение готовности определяется, прежде всего, доминирующим мотивом, который обеспечивает необходимую деятельность и направленность активности. Следует отметить, что в создании, сохранении и восстановлении состояния психологической готовности решающую роль играет то, что она связана с различными сторонами личности. Готовность личности к профессиональной деятельности в правоохранительной системе, будучи целостным личностным образованием, включает в себя мотивационные, познавательные, эмоциональные и волевые компоненты. Мотивы отражают стремление следователя к всестороннему, поэтому и объктивному расследованию уголовных дел, исследованию причин преступности и их квалифицированной профилактике. К познавательным (когнитивным) аспектам готовности относятся понимание специалистом стоящих перед ним профессиональных задач, ясное представление различных сторон следственных ситуаций и их психологических особенностей, профессиональная эрудированность и компетентность. Эмоциональной стороной готовности являются чувство личной ответственности за результаты деятельности в сфере защиты прав и свобод человека, борьбы с преступностью; чувство уверенности в своих силах; чувство удовлетворения в процессе достижения торжества закона, социальной справедливости и т. д. Волевые компоненты отражают готовность личности к выполнению профессиональной задачи в сложных, часто экстремальных условиях; способность преодолеть напряженность, страх, тревожность; мобилизовать свои силы (например, при расследовании преступления, совершенного в условиях неочевидности). Раскрывая сложную иерархическую структуру деятельности следователя, В. Л. Васильев выделил шесть ее основных компонентов, а также профессионально важные личностные качества, навыки и умение (см. рис. 13). Поисковая (познавательная) деятельность представляет собой прежде всего сбор криминалистически значимой информации о событии преступления (следы преступника, потерпевшего, орудий преступления или оружия и т. д. ). Эта сторона следовательской деятельности предъявляет высокие требования к интеллекту профессионала: его наблюдательности, концентрированности и устойчивости внимания, умению логически мыслить, качествам памяти. Криминалистическая наблюдательность при осмотре места происшествия – это планомерное, целенаправленное, продуманное восприятие обстановки. Для повышения ее эффективности надо соблюдать определенные правила. Прежде всего желательно получить общее представление о преступлении, хотя первоначальная информация нередко бывает противоречивой и впоследствии может не подтвердиться. Однако она тем не менее дает следователю возможность составить программу осмотра. Так, пунктами программы осмотра и исследования трупа на месте происшествия могут быть: 1) обеспечение возможности свободного перемещения вокруг трупа: – осмотр места возле трупа; отражение в черновых записях наличие (отсутствие) вокруг трупа видимых следов; – фиксация обстановки, которая может измениться в процессе осмотра; 2) выполнение первоначальних неоотложных действий с помощью специалиста: – зафиксировать позу трупа (общее положение тела; положение головы, куда обращено лицо, на чем лежит затылок, положение подбородка, положение рук, ног); – зафиксировать положение и состояние одежды на теле (не смещены ли части одежды; не вывернуты ли карманы; застегнута ли одежда; нет ли на видимых частях одежды повреждений, иных следов; – зафиксировать иные следы, которые изменятся в процессе осмотра (наличие или отсутствие предметов на трупе, в ладонях, между пальцами; потеки крови; запахи изо рта, от одежды; 3) продумайте план осмотра трупа и т. д. [28] В процессе коммуникативной деятельности следователь должен получить необходимую для раскрытия преступления информацию от людей в ходе общения с ними. Коммуникативная деятельность следователя требует наличия у него способностей к продуктивному общению с людьми, умения налаживать психологический контакт, применять различные тактические приемы во время беседы, допроса с целью получения объективной и полной информации, не выходя за пределы профессиональной этики. Применительно к методам, средствам раскрытия, тактики расследования преступлений с позиций профессиональной этики решаются два вопроса: 1) допустимости самих методов и средств и 2) соответствия моральным нормам их применения в установленном законом порядке. Первый критерий носит абсолютный характер, определяя возможность их использования; второй относителен по своей природе: применение допустимых методов и средств в определенных ситуациях может расцениваться как аморальное. Ситуационность применения допустимых средств раскрытия и расследования преступления в некоторых случаях прямо указывается в законе, достаточно вспомнить норму УПК Украины (ст. 193), в соответствии с которой следователь не вправе присутствовать при освидетельствовании лица другого пола, если это связано с необходимостью обнажения лица, подлежащего освидетельствованию. В иных случаях она выражается в оценке следственной ситуации следователем, который и решает вопрос о возможности, нравственности применения в конкретной ситуации в принципе допустимых средств. Так обстоит дело, например, с осмотром обнаженного трупа в присутствии третьих лиц, с предъявлением трупа для опознания, когда его обнажение не диктуется необходимостью, с задержанием подозреваемого на глазах его несовершеннолетних детей и т. п. Пренебрегая в подобных случаях моральными требованиями, следователь не нарушает закон, однако причиняет моральный вред участвующим в деле лицам. Сущность удостоверительной деятельности заключается в переводе добытой следователем информации в новую преимущественно письменную форму (протоколы допросов, очных ставок, осмотра места происшествия, заключения экспертов и другие документы). Письменная речь требует продуманности, плановости, осознания, более развернутого построения речи, иного раскрытия содержания мысли. Документы (если это написано от руки) должны быть понятными для тех, кто их читает, т. е. написаны разборчивым почерком. Язык документов должен соответствовать грамматическим, стилистическим и юридическим нормам. В протоколе следует сохранять лексические, возрастные и другие особенности речи допрашиваемого лица. Что же касается процессуальных актов, не связанных с фиксацией чьих-либо показаний (протоколы осмотра, обыска, следственного эксперимента и пр. ), то их язык должен отвечать требованиям деловых бумаг следователя. Следователю необходимо постоянно упражняться в точной передаче чужой речи, в полном, ясном, правильном и последовательном описании событий и предметов, с использованием минимального количества слов, регулярно критически разбирать составляемые им документы. Если в устной речи, встретившись с ошибочным пониманием сказанного, можно тут же обнаружить и устранить недоразумение, то в письменной этого сделать нельзя. Вот почему искажения в процессуальных актах, на основе которых решается судьба дела и стоящих за ним людей, наиболее опасны по своим последствиям. Между тем протоколы пишутся, как правило, без черновиков, в ускоренном темпе, зачастую в неблагоприятной обстановке. Нередко сильные переживания, испытанные следователем в ходе следственного действия, истощают его энергию, и при составлении протокола у него наступает психическая реакция, известное равнодушие к полноте и точности изложения. Кроме того, чем интенсивней и продуктивней происходило следственное действие, тем, как правило, скорее хочется покончить с изложением его результатов в протоколе, который подчас кажется обременительной формальностью. Если же действие было особенно успешным, то у следователя нередко создается впечатление о ненужности подробных описаний ввиду очевидности результатов. В итоге протокол пишется лаконично, не исчерпывает добытых данных, не отражает всего происходившего. Не следует увлекаться и таким методов фиксации, как собственноручная запись показаний допрашиваемым. Такая запись может оказаться неполной, когда допрашиваемый слабо владеет пером и каждое лишнее слово означает для него дополнительную нагрузку, которой он невольно стремится избежать. В то же время человек хорошо владеющий пером, в угоду логической завершенности изложения и красоте стиля, бывает склонен к непроизвольному отклонению от истины, украшательству и дополнению своего описания несуществующими деталями и оттенками. Установлено, что каждый протокол должен быть прочитан и подписан участниками следственного действия, но из-за поспешности, волнения, утомления, застенчивости или доверия к следователю они зачастую не вносят необходимых поправок. Поэтому при окончательном оформлении процессуальных актов требуется чрезвычайно внимательный контроль как со стороны следователя, так и со стороны иных участников следственного действия, которым должна быть обеспечена возможность тщательного ознакомления с протоколом и внесения необходимых исправлений и дополнений. В настоящее время в следственной деятельности активно применяются современные средства фиксации: компьютер, магнитофон, видеокамера, пишущая машинка. Это накладывает дополнительные требования к профессиональной культуре, специальным техническим навыкам. Организационная деятельность следователя проявляется в двух формах: самоорганизации и организации людей для решения профессиональных задач (оперативные работники, эксперты, понятые и т. д. ). Коллективная деятельность, которую организует следователь, нередко проходит в сложных экстремальных условиях (обыск, задержание, осмотр на улице последствий серьезных ДТП с жертвами и ранеными). Необходимы умения быстрого комплектования группы, с которой во взаимодействии можно получить необходимые факты, связанные с преступлением; умения быстро сплотить членов группы, подчинив их действия единой цели. В связи с решением задач по организации своей деятельности следователю необходимы умение точно распределять свое время, дисциплинированность, собранность. Знание приемов профилактики и снятия утомления, стресса и желание их применять (активный отдых, спорт, туризм, плавание и т. д. ). Реконструктивная деятельность представляет собой текущий и завершающий анализ всей собранной информации и выдвижение на базе этого версий (гипотез) о случившемся событии. Большие требования предъявляет эта деятельность к профессиональной эрудиции, знаниям, интеллекту следователя. Необходимы не только специальные знания по уголовному праву, уголовному процессу, криминалистике, но и по психологии человека, бухгалтерскому учету и т. п. Построение версий (гипотез) – это результат активной работы мышления, воображения, памяти, внимания. Воображение, т. е. создание новых образцов, представлений или идей, ранее не воспринимавшихся человеком, необходимо в любом виде деятельности. Оно имеет огромное значение в следственной работе. Когда следователь знакомится с поступившим делом, ему нужно представить, о чем говорится в изучаемых материалах. Когда он допрашивает свидетелей, то должен воображать описываемое событие. При осмотре места просшествия он по обнаруженным следам и показаниям очевидцев воссоздает в своем воображении картину преступления. Составляя план расследования, он предвидит воображаемый ход событий. У него возникают версии – это тоже продукты фантазии, т. е. каждый шаг следователя связан с работой воображения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|