Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типичные проявления эмоциональных состояний




Выражение радости, удовлетворения

Рот и губы: рот слегка приоткрыт, углы губ растянуты и приподняты вверх, верхняя губа немного вытянута вперед, верхние зубы также могут быть несколько выдвинуты вперед.

Носогубные складки, подбородок: щеки подтянуты вверх, на подбородке мягкие складки, иногда до уголков губ.

Глаза: блестящие, искрящиеся, взгляд острый.

Лоб и брови: морщины на лбу чаще разглажены, брови слегка
опущены.

Окраска лица: легкий или яркий румянец.

Руки: свободные движения, иногда в такт какой-либо веселой музыки.

Туловище и голова: туловище выпрямлено, плечи и голова слегка оттянуты назад.

Дыхание: несколько углубленное, фаза выдоха по продолжительности близка к вдоху.

Интонация голоса: чаще свободная, звонкая.

 

Выражение сопричастности, сопереживания, поддержки

Рот и губы: рот несколько приоткрыт, губы слегка растянуты, верхняя несколько втянута вовнутрь.

Носогубные складки, подбородок: тенденция к увеличению угла и подъема складок вверх.

Глаза: открытый взгляд, смотрит прямо в глаза, зрачки слегка
сужены.

Лоб и брови: лоб в небольших морщинах, брови приподняты.

Окраска лица: легкий румянец или очень небольшое побледнение.

Руки: кисти слегка сжаты, мизинец и безымянный палец прижаты к ладони или слегка прижаты друг к другу большой и указательный пальцы.

Туловище и голова: туловище выпрямлено, плечи и голова слегка отклонены назад.

Дыхание: углубленное, затянутое, с удлиненной фазой выдоха.

Интонация в голосе: чаще спокойная, тихая, задушевная.

 

Выражение готовности к действию, настойчивости, решительности

Рот и губы: рот слегка приоткрыт, в напряженном состоянии, нижняя губа несколько позади.

Носогубные складки: очерчены дугами вовне.

Глаза: «колющие», зрачки сужены, взгляд прямой, смотрит прямо в глаза.

Лоб и брови: лоб гладкий, брови опущены, сведены вовнутрь.

Окраска лица: обычная, может быть небольшое побледнение.

Руки: вытянуты, слегка сжаты в кулаки.

Туловище и голова: несколько напряжены, наклонены назад.

Дыхание: ритмичное с несколько напряженной, сокращенной фазой выдоха.

Интонация голоса: уверенный тон, «металлические» нотки с несколько приглушенной артикуляцией.

 

Выражение неудовольствия, внутреннего протеста

Рот и губы: зубы слегка сжаты, углы губ опущены.

Носогубные складки, подбородок: резко очерчены.

Глаза: «колючие», зрачки слегка сужены, может быть «взгляд исподлобья», могут быть «мутные глаза».

Лоб и брови: лоб слегка нахмурен, чаще асимметрично, брови нахмурены.

Окраска лица: чаще небольшое побледнение.

Руки: кисти сжаты в кулаки, иногда руки «крест-накрест».

Туловище, голова: туловище слегка наклонено вперед, голова несколько вперед и в сторону, плечи иногда слегка приподняты.

Дыхание: учащенное, с несколько сокращенной фазой выдоха по отношению к вдоху.

Интонация голоса: голос иногда прерывистый, с глухими интонациями.

 

Выражение негодования, злобы, ярости

Рот и губы: нижняя челюсть выдается вперед, часто с некоторой асимметрией, такое же положение губ, при этом верхняя часть асимметрично приподнята, зубы могут быть оскалены или стиснуты, при сильном гневе рот может быть широко раскрыт.

Носогубные складки, подбородок: складки резко очерчены, чаще асимметрично, подбородок обычно заострен и выдвинут вперед.

Глаза: «сверкают огнем», иногда налиты кровью, зрачки обычно сужены.

Лоб и брови: лоб нахмурен, складки на лбу не параллельны, брови сдвинуты вовнутрь и вниз.

Окраска лица: чаще побледнение.

Руки: кисти сжаты в кулаки, часто выдвинуты вперед.

Туловище и голова: наклонены вперед, плечи подняты, часто асимметрично.

Дыхание: прерывистое, учащенное, с сокращенной фазой выдоха.

Интонация голоса: голос прерывистый, хриплый.

 

Проявление эмоциональной напряженности

Рот и губы: зубы стиснуты, губы сжаты в «клубок», желваки на щеках; рот слегка приоткрыт, губы вытянуты вперед трубкой, верхняя губа чуть больше выдвинута вперед (хоботковый дистант – оральный рефлекс), иногда при этом сосательные движения губами ( дистант – оральный сосательный рефлекс) или же нижняя губа сдвинута вниз – в сторону, вниз, от сдвинутой губы четкая складка к подбородку; рот открыт, нижняя челюсть словно отвисла, положение губ обычно несколько асимметрично.

Носогубные складки и подбородок: четко очерчены линиями, близкими к прямым; носогубные складки образуют полукруг и выдвинуты вперед, подбородок четко очерчен; носогубные складки вытянуты ниже уголков губ, подбородок без четкой формы.

Глаза: опустошенные, мутные, устремлены в неопределенном направлении.

Лоб и брови: будто бы окостеневшие.

Окраска лица: может быть небольшое покраснение.

Руки: без определенного положения, могут быть напряженно вытянуты (как шлагбаум), могут быть приподняты предплечья (как крылья) за счет непроизвольного напряжения мышц плечевого пояса.

Туловище и голова: туловище заметно непроизвольно напряжено, скованно за счет многих непроизвольно напряженных мышц.

Дыхание: учащенное, прерывистое, с нарушением структуры дыхательного цикла, фаза выдоха резко сокращена (не более 1/3 от фазы вдоха).

Интонация голоса: фонация и артикуляция, не свойственные данному человеку.

Туловище и голова: наклонены вперед, плечи подняты, часто асимметрично.

 

Выражение страха, растерянности

Рот и губы: рот слегка раскрыт, очертание, близкое к квадратному, несколько втянут внутрь, нижняя губа отвисла.

Носогубные складки, подбородок: складки в тенденции к вертикальному положению, подбородок и нижняя челюсть несколько отвисли.

Глаза: раскрыты, зрачки расширены, иногда, напротив, веки сужены, глаза влажные.

Лоб и брови: лоб нахмурен, брови приподняты.

Окраска лица: покраснение, иногда пятнами, часто пот на лбу, на висках, иногда на затылке.

Руки: бессильно опущены или как бы ищут места и не могут его найти, может быть тремор.

Туловище и голова: плечи опущены, голова наклонена несколько вперед и в сторону, может быть тремор с подергиванием плеч.

Дыхание: прерывистое, с остановками, с резкими прерывистыми убыстрениями вдоха и короткими выдохами.

Интонация голоса: неадекватность интонаций, переходы от резких тонов к взвизгиванию.

 

Проявление лживости в эмоциях

Опытный лжец может принять любую мимику: удовлетворения, радости (особенно, когда сам хочет верить в свою ложь), ярости, злобы (особенно, когда боится, что ему не поверят, а с ложью связаны большие надежды), но чаще выражение лжи сопровождается эмоциями растерянности, напряженности. Важным психодиагностическим показателем лживости высказанного мнения является обычно некоторая диссоциация между выражением глаз, лба, губ, окраски лица, дыхания. Например, улыбающийся рот и растерянные глаза, рот, выражающий волевое напряжение, и «бегающие» глаза или глаза, как бы устремленные внутрь, сановнически опущенные вниз углы губ и улыбающиеся глаза. Вариантом проявления эмоций, отражающих стремление скрыть лживость, являются различные «театральные позы» в сочетании с «деланной улыбкой» и «бегающими глазами», которые как бы избегают обмена взглядами. С другой стороны, возможны также попытки прямо смотреть в глаза, но опять же с определенной театральностью. Дыхание, при отражении в эмоциях лживости, очень часто характеризуется сокращенной фазой выдоха. Бывает и так, что у опытного лжеца, старающегося произвольно удлинить фазу выдоха, зрачки уходят вверх и в сторону. Во время попытки скрыть стремление сказать неправду глаза могут быть «колючими», наглыми, при этом рот, носогубная складка выражают произвольное (малоестественное) усилие воспроизвести желательную мимику (искренность, благородный гнев, волевое усилие и т. д. ).

Кроме диссоциации (разнонаправленности) упоминаемых внешних проявлений эмоций, достаточно ярким показателем лживости является также характерная речь с вкрадчивыми, подхалимскими нотками, перепадами от надрывных тонов к низким, также не совпадающая по форме и содержанию с мимическими реакциями. Для мимики притворства, возникающей не только при лживости говорящего, но и при его желании скрыть свои эмоции от следдователя, характерны следующие особенности.

1. Выражение чувства всегда преувеличено и непропорционально причинам. Например, женщина для того, чтобы не показать объект своего увлечения, может демонстративно рассматривать обстановку в комнате, активно обсуждать тему разговора, совсем ее не интересующую.

2. Мышечные возмущения чередуются.

3. Вазомоторные реакции на лице могут меняться: отдельные участки то краснеют, то бледнеют.

4. В мимике недостает гармонии, заметны сокращения и ослабления некоторых мускулов, которых, например, никогда не бывает при настоящем страдании или подлинной радости.

5. Пульс может ускоряться с периодическим нарушением ритмичности, дыхание неритмично, но фаза выдоха (в отличие от состояния напряженности) обычно не сокращается.

6. Достаточно внезапного удивления или какого-либо предмета, который обратил на себя внимание, чтобы страдальческая мимика вдруг исчезла.

7. Иногда сквозь слезы, рыдания и самые глубокие вздохи случается заметить блеск мимолетной улыбки, обнаруживающей, быть может, злобную радость, что удалось провести своего ближнего.

8. Мимика почти всегда бывает эксцентричной, при этом часто замечается полное отсутствие концентрических форм выражения.

9. Движения глаз иногда неадекватны ситуации (зрачки или чрезмерно «бегающие», или порой как будто бы зафиксированы волевым усилием).

10. Притворщик периодически быстрым взглядом пытается оценить произведенный им эффект (удалось ли притворство? ).

 

Необходимо предупредить читателя о следующем.

1. Никогда не выносите поспешного суждения, основанного лишь на одной черте, какой бы убедительной она Вам не казалась. Следует выносить суждение, когда какая-либо черта проявляется в ряде симптомов.

2. Если Вы хотите судить о других людях то не забывайте о самокритике.

3. Обращайте особое внимание на так называемые мелочи, т. е. на маловыразительные проявления эмоциональных реакций.

4. Избегайте фантазирования и приукрашивания того, что не найдено.

 

Старший школьный возраст, возраст ранней юности – это время непосредственной подготовки к жизни взрослого человека. Накануне вступления во «взрослую жизнь» наряду с осознанием индивидуального «Я» и формированием своего взгляда на мир у молодого человека возникает сознательное желание самоопределения, осознания своего места в мире, желание раскрыть себя миру и реализовать свои возможности.

Какой будет в будущем еще формирующаяся личность? Способной к саморазвитию, умеющей принимать на себя ответственность и осуществлять выбор, осознающей осмысленность своей жизни или неспособной реализовать себя, неуверенной в своих возможностях, воспринимающей свою жизнь как хаотическую цепь неудач. Основы будущего пути самореализации закладываются именно в юности. Это обусловлено внешними и внутренними факторами. В юношеском возрасте происходит качественное изменение в отношениях «Я – общество». Ведущим видом деятельности (определяющим психическое развитие личности) становится учебно-профессиональная, которая готовит человека к профессиональному труду.

Социальная среда предъявляет молодому человеку новые требования, процесс взросления оценивается и поощряется (или осуждается) обществом. Существуют определенные социальные критерии вступления во «взрослость»: устройство на работу, обретение материальной независимости, поступление в вуз и т. п.

Главная задача на данном возрастном этапе развития – это выбор жизненного пути, профессии. В это время происходит сложный процесс социального и личностного самоопределения. Он предполагает развитие умственных способностей, специальных интересов, формирования нравственного и правового самосознания, мировоззрения, убеждения, а в целом – жизненной позиции. Немаловажное значение в этом возрасте имеет определение психосексуальных установок и ориентаций, т. е. отношение к вопросам пола, нормам морали.

Развитие самосознания в раннем юношеском возрасте связано с высоким уровнем умственного развития. Познавательные процессы в этом возрасте управляемы и подчинены определенным задачам жизни и деятельности. Наблюдение становится целенаправленным, систематизированным; память позволяет закрепить и воспроизвести значимую информацию, а мышление – дать объективную оценку ситуации. Однако в данном возрасте нередко наблюдается тенденция к теоретизированию без достаточного учета конкретных фактов. Так, некоторые старшеклассники при описании следственных ситуаций дают самостоятельные оценки, версии, предположения. Это может снижать эффективность показаний, создавать определенные трудности во время следственных действий с участием свидетеля.

В ранней юности человек особенно ценит самостоятельность, убедительность, доказательность и логичность суждений другого человека. Логичность и четкость поставленных вопросов воспринимается подследственными положительно.

Самосознание школьника старшего возраста отличается прежде всего потребностью оценить свойства своей личности с точки зрения конкретных жизненных целей. В результате формируется целостное представление о самом себе – образ «Я». Это сложное психологическое явление предполагает особое отношение личности к себе и включает три взаимосвязанных компонента: познавательный – знание себя, представление о своих качествах и свойствах; эмоциональный – оценка этих качеств и связанные с ней самолюбие, самоуважение; поведенческий – практическое отношение к себе. Образ «Я» – это не просто осознание своих качеств, а прежде всего самоопределение личности: «Кто я такой? », «Что я могу? », «На что я способен? », «Какая от меня польза? ».

В юношеском возрасте повышается адекватность самооценки, хотя процесс этот неоднозначный, так как самооценка выполняет две различные функции: способствует успешному выполнению деятельности и выступает как средство психологической защиты личности. В этом возрасте желание иметь положительный образ «Я» нередко побуждает юношу преувеличивать свои достоинства и преуменьшать недостатки.

Если самооценка младших детей, как правило, зависит от оценки родителей и других взрослых, то в подростковом и особенно в юношеском возрасте поведение в значительной степени зависит от того, как юноша сам себя оценивает и уважает, т. е. от уровня его самосознания. Рост рефлексии, самоанализа, повышение интереса к себе являются типичными для ранней юности.

Активно формируется такая важная черта личности, как самоуважение, т. е. обобщенная самооценка, степень принятия или непринятия себя как личности. Высокое самоуважение – не синоним зазнайства или некритичности. Оно означает, что человек не считает себя хуже или лучше других, но он положительно отзывается о себе. Низкое самоуважение, наоборот, означает постоянную неудовлетворенность, презрение к себе, неверие в собственные силы. На формирование самоуважения влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве, – отношение родителей, положение среди сверстников и т. п.

В юности в связи с ломкой прежней системы ценностей и новым осознанием своих личных качеств представление о собственной личности подвергается пересмотру. Юноши нередко склонны выдвигать завышенные, нереалистические притязания, переоценивать свои способности, положение, занимаемое ими в группе сверстников. Эта беспочвенная самоуверенность часто раздражает взрослых, вызывает многочисленные конфликты и разочарования. В процессе допроса и других следственных действий излишне самоуверенные свидетели или потерпевшие требуют индивидуального подхода к себе. Перед следователем стоит задача выяснить, что лежит в основе этой беспочвенной самоуверенности и максимализма, чаще всего это неадекватно завышенная самооценка, эгоцентризм, желание обратить на себя внимание.

Несмотря на то, что в настоящее время признана ведущая роль микросоциальных факторов в формировании антиобщественного поступка в подростковом и раннем юношеском возрасте, нельзя недооценивать и конституциональные черты, которые играют важную роль в специфике преступных деяний. Существует обширная литература, посвященная характерологическим отклонениям в подростковом возрасте.

Акцентуации характера – это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены. Акцентуированные черты определяют психический склад личности, обусловливают специфику социального приспособления. Акцентуации характера прослеживаются либо на протяжении всей жизни человека, либо относительно длительного периода. Подростковый и ранний юношеский возраст являются наиболее демонстративными в плане проявления или дальнейшего развития акцентуированных черт. Акцентуации характера, как правило, не приводят к нарушению социальной адаптации. При действиях специфических психогенных факторов могут возникать отдельные нарушения, однако эти нарушения кратковременны и полностью компенсируются.

Например, сензитивный (сверхчувствительный) подросток, оказавшись свидетелем тяжкого преступления, может проявить повышенную возбудимость, неустойчивость настроений. У него могут даже возникнуть соматические расстройства, аллергия. Такой свидетель глубоко переживает ситуации допросов, очных ставок. Нередко бестактное или жесткое поведение следователя может привести к глубокому нервно-психическому напряжению такого подростка.

В исследованиях психологов и криминологов отмечается неосознаваемая мотивация преступного поведения некоторых несовершеннолетних. Причин неосознаваемых мотивов преступного поведения много. Это в основном зависит от особенностей личностного развития. Неосознаваемые мотивы могут быть связаны с неадекватной самооценкой личности молодого преступника, а чаще всего с дисгармоничной структурой его личности.

В некоторых случаях неосознаваемая мотивация преступного поведения носит компенсаторный характер, нередко связана с развивающимся у юноши или подростка комплексом неполноценности. Например, 17-летний юноша астенического телосложения всеми силами пытался утвердить себя в группе сверстников, которые значительно превосходили его по физической силе. Чтобы доказать свою смелость и силу, юноша убил своего деда – ветерана войны и охотно рассказывал об это во дворе.

Особый интерес представляет связь неосознаваемых мотивов преступления с отсроченным во времени действием закрепившегося у подростка с детства по типу импринтинга (впечатывания) травматического опыта. Унижения, незаслуженно жестокое обращение могут оставить свой отпечаток в эмоциональной структуре личности и при определенных условиях порождать соответствующие формы поведения.

В исследованиях, посвященных половым преступлениям в отношении несовершеннолетних, одним из признаков состава изнасилования является половое сношение с использованием беспомощного состояния потерпевшей (го). Причины беспомощного состояния многообразны: душевное заболевание, физический недуг, отравление алкоголем или наркотиками, неспособность оказывать сопротивление в связи с непониманием угрожающей ситуации, ее внезапности, нападение физически более сильного насильника и т. п.

Но причиной беспомощного состояния могут быть и психологические факторы: стресс, состояние страха, растерянности, аффекта, индивидуально-психологические особенности потерпевшего лица. В этом случае особое значение приобретает проведение судебно-психологической экспертизы, позволяющей получить данные о личности потерпевшего или подозреваемого (обвиняемого).

Тактическая линия допросов и других следственных действий с пострадавшими должна быть направлена на преодоление отрицательного влияния факторов, мешающих получению полной, достоверной и объективной информации (см. рис. 19–22). Очень важно создать спокойную, деловую обстановку, которая располагает к наиболее подробному и точному воспроизведению существенных обстоятельств происшествия. Перед следователем стоит задача регуляции психических переживаний потерпевшего лица, его психического состояния в нужную для допроса сторону.

У каждого человека есть индивидуальные способы реагирования на конфликтную ситуацию. В зависимости от особенностей переживаемого психического состояния потерпевших можно условно разделить на две основные группы.

К первой группе относятся потерпевшие, которые непосредственно после совершенного посягательства находятся в состоянии высокого нервно-психологического возбуждения. Это проявляется в гиперактивности, суетливости, наличии истерических реакций, ускоренном темпе речи. Такие потерпевшие затрудняются последовательно изложить ситуацию, рассказывают фрагментарно, сбивчиво, перескакивают с одного обстоятельства на другое. Такому потерпевшему обязательно нужно дать возможность успокоиться, начать отвлекающую беседу по вопросам, не связанным с происшедшим. Можно использовать элементарные приемы саморегуляции – предложить сделать глубокий вдох и задержать дыхание на некоторое время, повторить это упражнение несколько раз. Очень важным является спокойный, доброжелательный тон следователя. Нельзя торопить потерпевшего, упрекать его за возбужденное состояние. Необходимо разъяснить ей (ему), что ее (его) показания очень важны для правильного разрешения дела. Постепенно, по мере того, как потерпевший успокаивается, беседу очень осторожно следует перевести в русло допроса.

Вопросы должны быть сформулированы четко, но не в категоричной форме. Например, форма вопроса: «Ты раздевалась сама или они тебя раздевали? » – для молодой девушки является неправильной. Лучше спросить: «Как получилось, что Вы оказались раздетой в постели? ». Ответ на такой вопрос будет более объективным и детальным.

Для другой группы потерпевших характерны такие реакции на случившееся, как апатия, угнетенность, желание «уйти в себя» с целью смягчения эмоционального дискомфорта. Такие потерпевшие находятся как бы в состоянии интеллектуального ступора. У них замедленная динамика мыслительных процессов, они долго не отвечают на поставленный вопрос, им требуются большие усилия для припоминания важных для следствия обстоятельств преступления.

Для переключения потерпевшей с тягостных дум о том, что случилось и его последствиях, на деловую обстановку допроса рекомендуется сразу переходить к допросу. Начинать желательно не с выяснения важных обстоятельств, а с переключения пострадавшей на описание ее состояния до случившегося. Задать вопросы: «Чем занималась перед случившимся? », «На каком транспорте ехала? », «Что ела? » и пр. Такие вопросы – своеобразная психологическая разминка, они помогают потерпевшей сосредоточиться, мобилизовать свои эмоционально-волевые процессы. В ходе допроса потерпевшей необходима постоянная психологическая поддержка со стороны следователя, особенно по отношению к неуверенным в себе, сензитивным (чувствительным) девушкам, поскольку они тонко реагируют на такие эмоциональные воздействия и эффективность их показаний повышается.

При расследовании изнасилований перед следователем стоит важная задача – изучение взаимоотношений потерпевшей и преступника. Нередко жертвами групповых преступлений в юношеском возрасте являются лица, хорошо знакомые с одним из насильников, имевшие с ним ранее интимные контакты, влюбленные в него. Следователь обязательно должен учитывать отношение потерпевшей к случившемуся, особенно проявления защитных механизмов ее личности. Некоторые жертвы в процессе расследования проявляют реакции негативизма, оппозиции, что задерживает процесс разбирательства, а иногда вводят в заблуждение судебно-следственные органы.

Так, Жанна Ш. 15-ти лет, подвергалась неоднократному групповому изнасилованию подростками, но в течение полугода никому не рассказывала об этом. Девушка пыталась покончить жизнь самоубийством после очередного изнасилования, но была остановлена насильниками. У пострадавшей наблюдались типичные для ее личности способы реагирования на криминальные ситуации: уйти в себя, замкнуться, разрешить конфликт самостоятельно, без посторонней помощи. Такое поведение рассматривается как защитные реакции на стрессовые ситуации с целью устранения тревожности и психических травм. На следствии девушка часто замыкалась, не хотела рассказывать важные для дела обстоятельства. При этом девушка была влюблена в одного из насильников. У нее наблюдалась высокая психологическая зависимость от него. Это также явилось одной из причин необычного поведения потерпевшей в период предварительного следствия.

Следователь внимательно изучил ситуацию, личность потерпевшей, обратил внимание на ее влюбленность. Как ему стало известно, девушка воспитывалась матерью и отчимом, со стороны родственников наблюдалось выраженное эмоциональное отчуждение. Высокая потребность во взаимопонимании, любви усилила глубину чувств у девушки. До случившегося она встречалась с возлюбленным; они вместе проводили свободное время, говорили о жизни, любви. Интимных контактов у них не было. Однажды Жанна обидела возлюбленного, обозвав его «дураком, как его умственно отсталая сестра». И он решил отомстить девушке. Пригласив ее к себе домой, он вместе с другом ее изнасиловал. После этого рассказал ребятам о «своих подвигах». Это вызвало интерес у группы подростков и они начали преследовать девушку, совершали по отношению к ней насильственные действия. Изучение личности Жанны, особенностей ее эмоциональных реакций, переживаний позволило следователю установить психологический контакт с девушкой, избрать нужные тактические приемы для получения достоверной информации.

10. 1. 4. Допрос несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего

Допрос свидетеля и потерпевшего лица (совершеннолетнего) относится к числу самых распространенных разновидностей допроса. Свидетелем может быть как человек, непосредственно воспринимавший событие преступления или другие обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, так и тот, кому стало известно об этом со слов других лиц или из документов, а также из других источников.

Потерпевшим является лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред. Он так же может быть допрошен о любых обстоятельствах, подлежащих доказыванию, а также о своих взаимоотношениях с обвиняемым.

Предстоящий допрос свидетеля или потерпевшего требует серьезной и тщательной подготовки. Основой допроса является план, в который включается круг вопросов, подлежащих выяснению. Необходимо тщательно изучить личность свидетеля или потерпевшего, так как характер протекания интеллектуальных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, обеспечивающих эффективность показаний) зависит от индивидуально-психологических, возрастных особенностей личности допрашиваемого лица, направления профессионализации и т. п. (см. рис. 23, 24).

В зависимости от индивидуальных особенностей личности, от преобладающего участия в работе памяти того или иного анализатора различают зрительный, слуховой, двигательный и смешанный типы памяти. Способность к запоминанию у людей различна: у одних лучше развита зрительная память, у других – слуховая, у третьих – словесно-логическая и т. д. Например, математик запоминает лучше цифры, алгоритмы решения типовых задач, художник – цвета, а музыкант – ноты, звуки. Такая память называется профессиональной.

Отличной иллюстрацией профессионального восприятия и памяти может служить рассказ чешского писателя К. Чапека «Поэт».

«Заурядное происшествие: в четыре часа утра на Житной улице автомобиль сбил с ног пьяную старуху и скрылся, развив бешеную скорость. Молодому полицейскому комиссару Мейзлику предстояло отыскать это авто. Как известно, молодые полицейские чиновники относятся к делам очень серьезно.

– Гм…- сказал Мейзлик полицейскому номер 141. – Итак, вы увидели в трехстах метрах от вас быстро удалявшийся автомобиль, а на земле – распростертое тело. Что вы прежде всего сделали?

– Прежде всего подбежал к пострадавшей, – начал полицейский, – чтобы оказать ей первую помощь.

– Сначала надо было заметить номер машины, – проворчал Мейзлик, – а потом уже заниматься этой бабой… Впрочем, и я, вероятно, поступил бы так же, – добавил он, почесывая голову карандашом. – Итак, номер машины вы не заметили. Ну, а другие приметы?

– По-моему, – неуверенно сказал полицейский номер 141, – она была темного цвета. Не то синяя, не то темно красная. Из глушителя валил дым, и ничего не было видно.

– О, господи! огорчился Мейзлик. – Ну, как же мне теперь найти машину? Бегать от шофера к шоферу и спрашивать: «Это не вы переехали старуху? » Как тут быть, скажите сами, любезнейший?

Полицейский почтительно и равнодушно пожал плечами.

– Осмелюсь доложить, у меня записан один свидетель. Но он тоже ничего не знает. Он ждет рядом в комнате.

– Введите его, – мрачно сказал Мейзлик, тщетно стараясь выудить что-нибудь в куцем протоколе. – Фамилия и местожительство? – машинально обратился он к вошедшему, не поднимая взгляда.

– Кралик Ян – студент механического факультета, – отчетливо произнес свидетель.

– Вы были очевидцем того, как сегодня в четыре часа утра неизвестная машина сбила Божену Махачкову?

– Да. И я должен заявить, что виноват шофер. Судите сами, улица была совершенно пуста, и если бы он сбавил ход на перекрестке…

– Как далеко вы были от места происшествия? – прервал его Мейзлик.

– В десяти шагах. Я провожал своего приятеля из…из пивной, и когда мы проходили по Житной улице…

– А кто такой ваш приятель? – снова прервал Мейзлик. –Он тут у меня не значится.

– Поэт Ярослав Нерад, – не без гордости ответил свидетель. – Но от него вы ничего не добьетесь.

– Это почему же? – нахмурился Мейзлик, не желая выпустить из рук даже соломинку.

– Потому, что он… у него… такая поэтическая натура. Когда произошел несчастный случай, он расплакался, как ребенок, и побежал домой… Итак, мы шли по Житной улице; вдруг откуда-то сзади выскочила машина, мчавшаяся на предельной скорости…

– Номер машины?

– Извините, не заметил. Я обратил внимание лишь на бешеную скорость и говорю себе – вот…

– Какого типа была машина? – прервал его Мейзлик.

– Четырехтактный двигатель внутреннего сгорания, – деловито ответил студент-механик. – Но в марках я, понятно, не разбираюсь.

– А какого цвета кузов? Кто сидел в машине? Открытая или лимузин?

– Не знаю, – смущенно ответил свидетель. – Цвет, кажется, черный. Но, в общем, я не заметил, потому что, когда произошло несчастье, я как раз обернулся к приятелю: «Смотри, говорю, каковы мерзавцы: сбили человека и даже не остановились».

– Гм…- недовольно буркнул Мейзлик. – Это, конечно, естественная реакция, но я бы предпочел, чтобы вы заметили номер машины. Просто удивительно, до чего не наблюдательны люди. Вам ясно, что виноват шофер, вы правильно заключаете, что эти люди мерзавцы, а на номер машины вы – ноль внимания. Рассуждать умеет каждый, а вот по деловому наблюдать окружающее… Благодарю вас, господин Кралик, я вас больше не задерживаю.

Через два часа полицейский номер 141 позвонил у дверей поэта Ярослава Нерада.

– Дома, – ответила хозяйка квартиры. – Спит.

Разбуженный поэт, испуганно вытаращил заспанные глаза на полицейского. «Что же я такое натворил? » – мелькнуло у него в голове.

Полицейскому, наконец, удалось объяснить Нераду, зачем его вызывают в полицию.

– Обязательно надо идти? – недоверчиво осведомился поэт. –  Ведь я все

равно уже ничего не помню. Ночью я был немного …

– Под мухой, – понимающе сказал полицейский. – Я знаю многих поэтов. Прошу вас одеться. Я подожду.

По дороге они разговаривали о кабаках, о жизни вообще, о небесных знамениях и о многих других вещах; только политике были чужды оба. Так, в дружеской и поучительной беседе они дошли до полиции.

– Вы поэт Ярослав Нерад? – спросил Мейзлик. – Вы были очевидцем того, как неизвестный автомобиль сбил Божену Махачкову?

– Да, – вздохнул поэт.

– Можете вы сказать, какая это была машина? Открытая, закрытая, цвет, количество пассажиров, номер?

Поэт усиленно размышлял.

– Не знаю, – сказал он. – Я на это не обратил внимания.

– Припомните какую-нибудь мелочь, подробность, – настаивал Мейзлик.

– Да что вы! – искренне удивился Нерад. – Я никогда не замечаю подробностей.

– Что же вы вообще заметили, скажите, пожалуйста? – иронически осведомился Мейзлик.

– Так, общее настроение, – неопределенно ответил поэт. Эту, знаете ли, безлюдную улицу… длинную… предрассветную… И женская фигура на земле… Постойте! – вдруг вскочил поэт. – Ведь я написал об этом стихи, когда пришел домой.

Он начал рыться в карманах, извлекая оттуда счета, конверты, измятые клочки бумаги.

– Это не то, и это не то… Ага, вот оно, кажется. – И он погрузился в чтение строчек, написанных на вывернутом наизнанку конверте.

– Покажите мне, – вкрадчиво предложил Мейзлик.

– Право, это не из лучших моих стихов, – скромничал поэт. – Но, если

хотите, я прочту.

Закатив глаза, он начал декламировать нараспев:

Дома в строю темнели сквозь ажур,

Рассвет уже играл на мандолине.

Краснела дева.

В дальний Сингапур

Вы уносились в гоночной машине.

Повержен в пыль надломленный тюльпан.

Умолкла страсть. Безмолвие… Забвенье.

О шея лебедя!

О грудь! О барабан и эти палочки –

трагедии знаменье!

– Вот и все, – сказал поэт.

– Извините, что же все это значит? – спросил Мейзлик. – О чем тут, собственно, речь?

– Как о чем? О происшествии с машиной, – удивился поэт. – Разве вам непонятно?

– Не совсем, – критически изрек Мейзлик. – Как-то из всего этого я не могу установить, что «июля пятнадцатого дня, в четыре часа утра, на Житной улице автомобиль номер такой-то сбил с ног шестидесятилетнюю нищенку Божену Махачкову, бывшую в нетрезвом виде. Пострадавшая отправлена в городскую больницу и находится в тяжелом состоянии». Обо всех этих фактах в ваших стихах, насколько я мог заметить, нет ни слова. Да-с.

– Все это внешние факторы, сырая действительность, – сказал поэт, теребя себя за нос. – А поэзия – это внутренняя реальность. Поэзия – это свободные сюрреалистические образы, рожденные в подсознании поэта, понимаете? Это те зрительные и слуховые ассоциации, которыми должен проникнуться читатель. И тогда он поймет, – укоризненно закончил Нерад.

– Скажите пожалуйста! – воскликнул Мейзлик. – Ну, ладно, дайте мне этот ваш опус. Спасибо. Итак, что же тут говорится? Гм… «Дома в строю темнели сквозь ажур…» Почему в строю? Объясните-ка это.

– Житная улица, – безмятежно сказал поэт. – Два ряда домов. Понимаете?

– А почему это не обозначает Национальный проспект? – скептически осведомился Мейзлик.

– Потому, что Национальный проспект не такой прямой, – последовал уверенный ответ.

– Так, дальше: «Рассвет уже играл на мандолине…» Допустим. «Крас

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...