Средства коммуникации 13 страница
– наблюдателен ли ребенок, насколько он сообразителен, точен ли в рассказах и любит ли их дополнять вымышленными подробностями; какие игры предпочитает; в отношении детей младшего школьного возраста, кроме названного, – как усваивает учебный материал, какие испытывает трудности в учении; адаптирован ли к школьному режиму, много ли читает; о чем предпочитает читать, чем увлекается; склонен ли к ручному труду, техническим занятиям или творчеству; – насколько ребенок информирован об определенных сторонах жизни (в зависимости от содержания дела и цели предполагаемого допроса ребенка); – каковы основные черты характера ребенка (общителен он или замкнут, застенчив, легко ли вступает в контакт с незнакомыми людьми, пуглив или смел; находчив или склонен теряться в незнакомых ситуациях; активен или пассивен; уравновешен или легко возбудим; упрям или уступчив; насколько самолюбив и раним, часто ли плачет; скромен или любит быть в центре внимания; способен ли контролировать свое поведение; часто ли ссорится со сверстниками и что является причиной ссор; какое место занимает в детском коллективе; как к нему относятся сверстники; имеет ли дурные наклонности или вредные привычки и какие именно; – как развит физически; какие заболевания перенес, страдает ли хроническими заболеваниями; имеются ли дефекты органов чувств, в первую очередь зрения и слуха (эти сведения могут быть получены от медицинских работников школы или детского сада); – имеются ли у ребенка дефекты речи (заикание, плохое произношение) или другие физические недостатки, которых он стыдится, какие темы разговора неприятны ему или могут сильно взволновать;
– в каком эмоциональном состоянии находился ребенок в момент восприятия интересующих правоохранительные органы событий (был ли, в частности, напуган, взволнован и т. п. ); чем был занят в этот момент, принимал ли сам участие в событии или мог только наблюдать его, было ли это событие в центре его внимания; – чем занимался, как проводил время в период между воспринимавшимся событием и допросом (это важно для установления возможности «наслоения» последующих впечатлений); – рассказывал ли ребенок о событиях, о которых его предполагается допросить, и если рассказывал, то кому и что именно; – обсуждали ли взрослые эти события в присутствии ребенка. Допрос малолетних должен производиться в присутствии и с участием педагога (психолога). Данные для психологической характеристики ребенка может помочь собрать психолог РОВД, а также составить психологический портрет, помочь выбрать вопросы для допроса. Многие вопросы можно вынести на разрешение судебно-психологической экспертизы (см. гл. 11). Эффективность допросов детей во многом зависит от умения следователя учитывать и правильно использовать их психологические особенности. Лучшее средство расположить к себе ребенка – сохранять естественность поведения, серьезно отнестись к тому, что его интересует или волнует. Особенно внимательно допрашивающий должен следить за тем, чтобы вопросы не были наводящими, внушающими, так как известно, что дети этого возраста легко поддаются внушению. Следует по возможности избегать вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет». Например, если следователя интересует, входил ли определенный человек в подъезд дома, вместо того, чтобы спрашивать: «Входил ли кто-нибудь в подъезд? », «Видел ли ты, как N входил в подъезд? », то лучше поставить вопросы: «Что происходило в это время у подъезда? », «Кто входил в подъезд? ». При такой формулировке вопросов диалог становится более содержательным.
Продолжительность допроса не может быть одинаковой для всех детей, она определяется с учетом возраста и индивидуальных особенностей ребенка. В большинстве случаев продуктивно давать показания дети 3-5 лет могут около 15-20 мин.; дети 5-7 лет – около 20-25 мин.; дети 7-10 лет – от 25 до 35 мин. Если за это время следователь не успел выяснить интересующие его вопросы, то желательно сделать перерыв (после двух периодов допроса продуктивность интеллекта детей заметно снижается). Психологическая характеристика, описанная выше, обеспечивает и эффективность допроса несовершеннолетних более старшего возраста. 10. 1. 3. Учет подростковой и юношеской психологии при допросе Исследования психологов показали, что существенные изменения в психическом развитии подростка связаны с системой социальных взаимоотношений, прежде всего с ближайшим окружением, микросредой. Как справедливо отмечал психолог К. Левин, подросток находится в положении маргинальной личности (в социологии маргинал – личность, принадлежащая двум культурам). Подросток не хочет больше принадлежать сообществу детей, но в то же время знает, что он не взрослый. Характерными чертами маргинальной личности являются эмоциональная неустойчивость и чувствительность, застенчивость и агрессивность, эмоциональная напряженность и конфликтные отношения с окружающими, склонность к крайним суждениям и оценкам. К доминирующим потребностям подросткового возраста относят: потребность в общении со сверстниками и в самоутверждении. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания со стороны товарищей подросток готов на многое: он может поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. Главным показателем психического развития подростка является уровень развития его сознания и самосознания. Сознание обеспечивает возможность мысленного построения, моделирования будущих действий и предвосхищение их результатов. По мере развития сознания поведение человека становится все более упорядоченным, целенаправленным, волевым, оно теряет свойственные маленьким детям черты бесконтрольности. Умение управлять собой тесно связано с пониманием внутренних связей и отношений, существующих в окружающем мире, так как их постижение позволяет находить правильные пути достижения целей. По мнению А. Р. Лурии, сознательным может быть названо «действие, которое выполняется не в порядке инстинктивного акта или хорошо упроченного навыка, не является подражательным актом, строится на основе плана или программы, которое по своему происхождению тесно связано с речью, а затем управляется сокращенными внутренними схемами»[34].
В процессе психического развития человек проходит ряд стадий. Каждый возрастной период характеризуется прежде всего той деятельностью, которая является ведущей, состоянием развития познавательных процессов и функций, степенью сформированности внешних и внутренних действий, личностных особенностей. Индивидуальная неповторимость психического облика ребенка, как и всякого человека вообще, не исключает наличия у него общих признаков, характерных для переживаемой им стадии развития. По определению А. Н. Леонтьева, ведущей является «деятельность, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, внешней степени его развития»[35]. Соответственно этапу психического развития, ведущими бывают такие виды деятельности, как игра, учение, труд. За годы дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста смена ведущих видов деятельности происходит в такой последовательности: ролевая игра – учебная деятельность – интимно-личностное общение – учебно-профессиональная деятельность. Нижняя возрастная граница уголовной ответственности (14 лет), если ее сопоставить с принятой в психологии и педагогике возрастной периодизацией, приблизительно соответствует завершающему этапу подросткового возраста. В познавательной деятельности подростков продолжаются качественные изменения, уходящие корнями в более ранний возрастной период, меняется, в частности, соотношение между абстрактным, теоретическим и конкретно-образным мышлением. Но главные признаки поступательного развития психики ребенка в подростковом возрасте, позволяющие выделять этот период жизни как особый, качественно новый этап психического развития, состоят в перестройке личности в целом. Происходит интенсивное формирование у подростка самосознания, его самооценки. Подросток начинает пристально вглядываться в свой внутренний мир, пытается осознать себя в качестве члена общества, старается разобраться в своих личностных особенностях, оценить в целом свое поведение. С развитием самосознания и самооценки связано углубление понимания подростком социального значения собственных действий. Своеобразие самосознания и самооценки подростка проявляется в том, что его представление о собственной личности формируется все еще под влиянием мнения о ней окружающих.
Принципиально новой отличительной чертой подростков можно считать появление у них «чувства взрослости», страстное желание утвердить себя в непривычном, но очень привлекательном качестве взрослого человека. Парадоксальность переживания многими подростками «чувства взрослости» состоит в одновременном отдалении от взрослых людей, настойчивых попытках оградить свой внутренний мир от их вмешательства и еще во многом слепом и некритичном копировании поведения старших. В 12-15 лет происходит существенная перестройка и обогащение мотивов деятельности, расширение круга интересов, заметное развитие воли, повышающей способность подростков к самоконтролю и сознательной произвольной регуляции поведения. Двойственность положения подростка в жизни, противоречие между его отношением к себе как к взрослому или почти взрослому человеку и представлением о нем учителей, родителей, знакомых как о ребенке, что уже не всегда соответствует достигнутому подростком уровню развития таит опасность формирования и проявления у подростка отрицательных свойств личности. В этой связи следует указать, например, на сохранение у некоторых подростков ярко выраженного негативизма. Это свойство можно рассматривать как своего рода остаточное явление более раннего этапа психического развития. Негативизмом в психологии называется немотивированное сопротивление ребенка требованиям окружающих. Общей закономерностью развития детей является постепенное ослабление негативизма до полного его исчезновения. В неблагоприятных условиях воспитания негативизм может сохраняться в подростковом возрасте. Редкие проявления негативизма у подростков сами по себе указывают на некоторое отставание в психическом развитии. Сохранению и даже углублению негативизма в подростковом возрасте способствуют сильные эмоциональные переживания.
Сохранение негативистических форм поведения связано с недостаточной способностью подростков к сознательной регуляции поведения. Особенно важно подчеркнуть, что проявления активного негативизма по механизму возникновения и протекания близки к неконтролируемым импульсивным действиям и поэтому в отдельных случаях практически неуправляемы. Подражательность в поведении – часто встречающееся свойство личности подростка – не может быть оценена как положительное или отрицательное качество без учета объекта подражания. Младшие подростки (11-13 лет) тяготеют к непроизвольному подражанию, они не отдают себе отчета ни в том, что они вообще кому-то подражают, ни, тем более, почему они это делают. К концу подросткового возраста подражательность приобретает черты осознанности, что совсем не говорит о том, что стремление кому-то подражать обязательно приведет к положительным результатам. Решающую роль в выборе объекта подражания играют условия воспитания социальной микросреды, окружающей подростка, и, конечно, в этом сказывается общий уровень психического развития подростка. Не является большой редкостью сохранение элементов непроизвольной подражательности и у старших подростков (13-15 лет). Поэтому некоторые поступки, совершаемые подростками из подражания, недостаточно ими осознаются. Если же подобные действия имеют противоправный характер, есть основания полагать, что несовершеннолетний был не в состоянии полностью сознавать значение своих действий. К концу подросткового периода психически здоровый ребенок, как правило, достигает уровня развития, который характеризуется относительно высокой способностью сознавать значение своих поступков. К этому времени происходит частичное или полное завершение формирования новой ведущей деятельности – интимно-личностного общения. Пройденный ребенком в подростковом возрасте путь должен заметно приближать его к миру взрослых людей с принятой в этом мире системой отношений. Переход от одного возрастного периода к другому, смена стадий психического развития подчиняются общим законам развития. Процесс психического развития протекает неравномерно. Формирование одних психических функций и свойств личности ребенка нередко опережает становление других сторон психики. Переход на качественно более высокий уровень психического развития совершается у разных детей не в одни и те же сроки. Тщательный анализ психической деятельности ребенка или подростка дает основание с достаточной точностью определить, какому возрастному периоду соответствует его психическое развитие. Если, например, в поведении 15-16 летнего подростка ясно проступают черты детского негативизма, мотивация поступков преимущественно игровая, то имеются основания утверждать, что у такого подростка есть признаки отставания в психическом развитии. Об этом могли бы свидетельствовать такие выявленные у подростка черты: преобладание наглядно-образного мышления, слабое смысловое запоминание, неустойчивость произвольного внимания, слабое смысловое запоминание и некоторые другие особенности интеллектуальной деятельности. Исследования многих психологов свидетельствует о том, что психическое развитие (в том числе и умственное) не сводится к накоплению знаний и навыков, но выражается также в коренной перестройке психических функций. В результате школьного обучения у ребенка развивается отвлеченное мышление, основанное на абстракции и обобщении, углубляется и совершенствуется способность к аналитико-синтетической деятельности, что в значительной степени изменяет характер и степень понимания каждой конкретной ситуации и уровень отражения действительности в целом. Эти общепсихологические положения позволяют сделать вывод о том, что при слабом педагогическом взаимодействии у ребенка не происходит достаточно интенсивного развития и перестройки таких важнейших психических функций, как восприятие, память, мышление и др. Результатом недоразвития высших психических функций может оказаться неспособность психически здорового несовершеннолетнего полностью и правильно осознавать значение своих действий в конкретной ситуации. Когда в материалах уголовного дела имеются данные о том, что несовершеннолетний слишком рано бросил учебу или совсем не занимался в школе, неоднократно дублировал классы, вполне допустимо предположить, что он отстает от сверстников в психическом развитии. В подобных случаях рекомендуется назначать судебно-психологическую экспертизу, если предшествующая ей судебно-психиатрическая экспертиза признала несовершеннолетнего психически здоровым. Причины педагогической запущенности кроются не только в недостаточном управлении процессом психического развития подростка со стороны школы и семьи, в неправильном поведении родителей, подающих детям отрицательный пример, в отсутствии контроля за их поведением. Усиленное опекание родителями детей приводит к тому, что подросток, не умеющий самостоятельно принимать решения, может оказаться неспособным в полной мере руководить своими действиями, если на него оказывают даже несильное психологическое давление, предлагают готовые планы действий и т. п. Резко выраженные особенности подросткового возраста получили название подросткового комплекса, который включает в себя: перепады настроения от веселья к унынию без достаточных причин; высокая чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений в сочетании с излишней самонадеянностью и категоричными оценками окружающих, черствость может сочетаться с сентиментальностью; застенчивость – с развязностью; показание независимости – с желанием признания и получения одобрения со стороны окружающих; отрицание признанных авторитетов, правил, идеалов – с обожествлением сомнительных кумиров и т. п., т. е. этот подростковый комплекс включает в себя ряд полярных качеств проявляющихся попеременно. Суть «подросткового комплекса», по мнению известного исследователя этого возраста А. Е. Личко, составляют свойственные этому возрасту определенные психологические особенности, поведенческие модели, специфически-подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей социальной среды. К ним относятся: – реакция эмансипации – стремление освободиться от оценки, контроля, покровительства старших (родственников, учителей и т. д. ); может проявляться в поведении, желании поступать «по-своему», в высказываниях; в крайних случаях возможны побеги из дома, бродяжничество как желание пожить «на свободе»; – реакция группирования со сверстниками – предпочтение общаться со сверстниками (подростковые группы известны в истории человечества от первобытного общества и древней Спарты до настоящего времени); степень организованности этих групп может быть различной, она зависит от постоянства состава, жесткости ролей и иерархичности в их распределении; наличия лидера, его «адъютанта», «шестерок»; наличие «своей территории», обрядов, кличек, но группа может быть и не стабильной, минимально регламентированной; реакцией группирования может быть объяснен известный факт, что большинство правонарушений у подростков совершается в группе, когда неудачливость в одной области пытаться компенсировать успехом в другой; слабое здоровье – успехом в учебе, эрудированностью; трудности в учебе – развитием физической силы, озорством или хулиганством и т. п.; – реакция гиперкомпенсации – настойчивость, упорство в достижении успехов именно в той области, где подросток оказался слабым; слабый, болезненный усиленно занимается спортом; застенчивый, боязливый совершает рискованные или недозволенные (противоправные) действия[36]. При допросе несовершеннолетних (свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых) установка необходимого психологического контакта имеет большое значение (см. рис. 16). Коммуникативные качества следователя, его простота, доброжелательность, справедливость, объективность, общительность – все это в значительной степени определяет успех допроса. Важно, чтобы следователь пользовался простым, ясным, понятным для уровня развития данного несовершеннолетнего языком. Кругозор, эрудиция, широта интересов следователя, знание им особенностей психологии несовершеннолетних способны значительно облегчить налаживание психологического контакта при допросе. Особенно продуманным и психологически подготовленным должен быть допрос несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых. Следует считаться в таких случаях как с возрастными психофизиологическими особенностями допрашиваемых, так и с возможными их социально-психологическими отклонениями, теми или иными дефектами социализации. Так, для определенного количества несовершеннолетних правонарушителей характерны отставание в умственном развитии, чрезмерная эмоциональная возбудимость и неумение сдерживать свои эмоциональные проявления, подражание лицам с антисоциальными взглядами и поведением, неправильное понимание таких понятий, как смелость, товарищество, взрослость (отождествление их с грубостью, лихачеством, дерзостью и т. п. ), податливость к отрицательным воздействиям, лживость. Естественно, что все эти личностные особенности требуют своей оценки и учета при выборе необходимой тактики допроса. С целью установления психологического контакта, получения правдивых показаний важно определить мотивы, линию поведения несовершеннолетнего обвиняемого на следствии (см. рис. 17). Анализ следственной и судебной практики показывает, что в подавляющем большинстве случаев несовершеннолетние обвиняемые начинают давать правдивые показания зачастую на самых первых допросах. В то же время несовершеннолетние нередко дают ложные показания, что зачастую объясняется страхом перед соучастниками, неправильным пониманием товарищества, дружбы. Поэтому следователю важно постепенно, ненавязчиво устранить эти опасения мести, показать истинный характер существовавших между соучастниками отношений, раскрыть подлинные понятия мужества, чести, дружбы, товарищества. Недостаток социального, жизненного опыта несовершеннолетних обвиняемых приводит их к неправильной оценке ситуации, в которой они оказались. Нередко несовершеннолетние обвиняемые полагают (особенно под воздействием взрослых участников преступной группы), что если они сами не признаются, то органы следствия не сумеют доказать их вину. В таких случаях бывает очень полезно рассказать несовершеннолетнему обвиняемому, разумеется в самых допустимых пределах, о широких возможностях применения достижений науки и техники для раскрытия и расследования преступлений, привести некоторые примеры из следственной практики. Для психологии подростков характерно явление конформизма. Под конформизмом принято понимать соглашательство, сглаживание различий, расхождений, стремление к единообразию, единомыслию. В социологии, психологии конформным называют такое поведение личности, когда в случае расхождения между индивидом и группой первый поддается, уступает групповому влиянию. Хотя конформность как психологическое явление свойственно без исключения всем людям, но для подростков оно характерно в значительно большей степени. Поэтому при допросе важно использовать указанное явление (например, сообщать обвиняемому факты о подавляющем большинстве случаев дачи правдивых показаний несовершеннолетними, о фактах правильного поведения на следствии других участников преступной группы). Бывает полезно в этих же целях организовать встречу несовершеннолетнего с его родителями, товарищами, с тем чтобы их коллективное мнение помогло обвиняемому избрать правильную линию поведения на допросе, следствии. Однообразие ситуации допроса, его длительность, долгое ожидание подростком следователя в коридоре – все это может снизить эффективность самого допроса, вызвать у подростка реакцию негативизма (немотивированного отрицания), протеста, оппозиции. Чтобы допрос несовершеннолетнего был непродолжительным, следователю рекомендуется заранее сформулировать вопросы так, чтобы они охватывали все обстоятельства дела, были конкретны, точны, кратки и доступны, понятны подростку. Предварительное планирование допроса позволяет сократить время его производства. В ряде трудных случаев при составлении плана допроса и его проведении целесообразно участие практического психолога ОВД. При формулировании вопросов подросткам-свидетелям необходимо соблюдать определенные требования (см. рис. 18). 1. Вопрос должен быть составлен в тех выражениях, которые понятны подростку, а также соответствовать уровню его психического развития, жизненного опыта, полученного образования. 2. Необходимо ставить конкретные вопросы, касающиеся какого-либо одного обстоятельства, т. е. вопросы, не допускающие двусмысленного толкования. 3. Следователь должен избегать вопросов, на которые возможен предположительный ответ. 4. Форма вопроса должна побуждать активность, инициативу, самостоятельную мысль и не предопределять односложного ответа типа «да», «нет», «не может быть», «конечно». 5. В вопрос нельзя включать информацию, которую несовершеннолетний может использовать для ответа. 6. Необходимо определить строгую последовательность вопросов, чтобы один вопрос вытекал из другого, а весь допрос имел четкую логическую структуру. Начиная работу с подростками, желательно выяснить особенности его взаимоотношений с родителями, педагогами, личностные характерологические особенности, особенности межличностных контактов свидетеля (лей), обвиняемого (мых) и потерпевшего (их). С несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым установить контакт обычно труднее, чем со взрослым. Это связано со страхом уголовного наказания, заинтересованностью в исходе дела, а также индивидуальными, возрастными и половыми особенностями подростка. Умение следователя вступить в психологический контакт в этом случае приобретает особое значение. На предварительном этапе допроса (беседе) следователь выбирает различные темы, задает вопросы, касающиеся биографии подростка, его интересов, увлечений, т. е. не имеющие значения для существа дела. Это важный этап допроса, на нем вырабатывается общая линия поведения, определяется тема беседы, уровень напряженности, доверительности, устанавливается (или нет) контакт. Следователь должен уметь определять особенности психологического состояния собеседника. Важным информационным признаком в период психологического контакта является анализ мимики, жестов подследственного, т. е. (невербального поведения. К ведущим системам отражения невербального поведения человека относятся человека: – акустическая; – оптическая; – тактильно-кинестезическая; – ольфакторная. В акустическую систему входят следующие структуры и подструктуры: 1) экстралингвистика (пауза, кашель, вздох, смех, плач, шепот); 2) просодика (темп, тембр, высота, тон, громкость, интонация). В оптическую систему – кинесика: а) экспрессия (выразительные движения, поза, жест, мимика, походка, физиогномика – строение лица, черепа, туловища, конечностей); б) авербальные действия (стук, скрип, грохот); в) контакт глаз (направление движения, длина паузы, частота контакта). В тактильно-кинестезическую систему – такесика: а) статистическое прикосновение (рукопожатие, поцелуй); б) динамическое прикосновение (рукопожатие, поцелуй, поглаживание, похлопывание). В ольфакторную – система запахов (запах тела, косметики и т. п. ). Мимические выражения связаны с эмоциональным состоянием человека, поэтому они относятся к наиболее важным невербальным проявлениям. Выражения лица, мимические движения выступают как индикатор состояния и регулятор общения. Следовательно, от правильного распознавания мимических выражений во многом зависит полноценное взаимодействие и понимание людей. В отличие от жестов и движений тела (пантомимики), мимика человека всегда несет эмоциональную нагрузку и является главным источником оценки эмоционального отношения к другому человеку, к предмету разговора и т. п. На следствии особенно важное значение приобретает познание произвольных и непроизвольных компонентов мимики. К последним относятся такие компоненты, которые, не подчиняясь волевому управлению, как бы «открывают» особенности личности перед ее собеседником. Поскольку глаза не без оснований считают зеркалом души, можно начать с анализа взгляда допрашиваемого. Близкая установка взгляда направляется всегда на нечто конкретное, подлежащее немедленному познанию. Взгляд, устремленный неопределенно вдаль, свидетельствует об отсутствии у человека активного интереса к конкретному окружающему. При опущенной голове взгляд исподлобья, устремленный вверх, свидетельствует о некотором негативизме личности, ее недоверчивости, замкнутости. Этот же взгляд можно расшифровать как внешнее выражение покорности, сочетающееся со стремлением скрыть от собеседника свои истинные переживания. Сужение глазной щели может указывать на состояние значительного утомления, вялости, равнодушия. Описанные выше особенности взгляда допрашиваемого должны насторожить следователя, ибо свидетельствуют об отсутствии психологического контакта и о необходимости пересмотра избранной тактики. Боковой взгляд (передвижение взгляда по горизонтали и придание ему крайнего положения) выдает стремление к незаметному наблюдению за интересующим объектом или желание скрыть свои переживания. В нормальных психических состояниях обычно наблюдается спокойный, уверенный взгляд, когда глаза неспешно передвигаются от рассмотрения одного объекта к другому. В эмоционально напряженных ситуациях допроса может наблюдаться беспокойный блуждающий взгляд, свидетельствующий о растерянности; совершенно застывший неподвижный взгляд говорит о состоянии отрешенности от конкретной ситуации (уходе «в себя», в свои переживания), а также о возможно излишней напряженности допроса и об отсутствии контакта. Лобную мышцу, обеспечивающую сморщивание лба и подъем бровей кверху, часто определяют как «мускул внимания». В мимическом аспекте различаются два вида активного внимания при восприятии: смотрение и наблюдение. Горизонтальные морщины лба характерны для смотрения (пассивного восприятия), а вертикальные свидетельствуют о наблюдении (активного восприятия), целеустремленности, преднамеренности, собранности. Расслабление рта обычно говорит о снижении активности личности, а также об изумлении, неожиданности, нервном потрясении. Углы рта при депрессии опускаются книзу, а при переживаниях общего подъема наблюдается выравнивание углов рта. Следует отметить, что внешние проявления эмоциональных состояний чрезвычайно разнообразны и глубоко индивидуальны. Дать полную, исчерпывающую характеристику их критериев практически невозможно, так как у разных людей они проявляются по-разному, в зависимости от анатомических особенностей и индивидуального жизненного опыта. Однако некоторые универсальные вероятностные черты типичных эмоциональных проявлений будут рассмотрены нами ниже.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|