Ситуация «А» 3 страница
Проведение следственных экспериментов часто требует привлечения специалистов обладающих профессиональными знаниями в области техники, психологии, медицины и пр. В этих целях используются видеосъемка, технические средства. Своеобразной разновидностью следственного эксперимента является проверка показаний на месте. Она осуществляется для установления соответствия или несоответствия показаний обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего или свидетеля обстановке места события. Для получения дополнительной информации используются такие сведения: – о месте преступления; – о пути следования; – о местонахождении имеющих значение для следствия предметов; – о неизвестных следствию лицах; – для установления и уточнения отдельных обстоятельств происшествия и др. Вопросы для самоконтроля 1. В чем заключаются психологические особенности допроса несовершеннолетних? 2. От чего зависит точность свидетельских показаний? 3. Как следует проводить допрос потерпевших? 4. В чем заключаются особенности допроса при очной ставке? 5. Что представляет собой с психологической точки зрения ложь, какие виды лжесвидетельства встречаются? 6. Какие тактические приемы вы можете назвать? Каковы психологические механизмы их действенности? 7. Каковы основные психологические приемы и методы, которые повышают эффективность осмотра места происшествия? 8. Какие психологические особенности личности обыскиваемого проявляются в выборе им способов сокрытия искомого? 9. Как правильно построить процесс опознания подозреваемого лица? 10. Какие направления следственного эксперимента вы знаете? Дайте им краткую психологическую характеристику.
Глава 11 11. 1. Сущность судебно-психологической экспертизы и пределы ее компетентности Под экспертизой в широком смысле слова обычно понимают проведение экспертом или группой экспертов исследования характеристик определенного объекта для подготовки принятия решения. Отличительной особенностью экспертизы как процедуры измерения является то, что в качестве «приборов» выступают люди, специалисты в какой-либо области знаний, так как сами объекты или их характеристики субъективны или пока не существует объективных приборов. Сферы применения знаний специалистов-экспертов разнообразны: управление социальными процессами, региональное планирование и прогнозирование, определение профессиональной пригодности, определение степени трудоспособности и инвалидности, следственная и судебная практика и т. д. Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) является одним из видов судебных экспертиз и, следовательно, – одним из средств установления истины в судопроизводстве, источником доказательств по делу. Совершенствование средств установления истины находит свое выражение в появлении новых и дальнейшем развитии уже имеющихся видов судебных экспертиз. Судебная экспертиза – это особое процессуальное действие, которое строго регламентируется законом. В ст. 75 УПК Украины говорится о том, что экспертиза назначается в случаях, когда для разрешения определенных вопросов при производстве по делу необходимы научные, психологические или другие специальные знания. Под специальными знаниями понимаются те знания, которые связаны с определенной специальностью и специализацией. К этим знаниям как атрибуту судебной экспертизы не относятся юридические знания, за исключением криминалистических, которые могут использоваться при проведении криминалистической экспертизы.
В процессе проведения предварительного следствия и судебного разбирательства, на любом этапе которого в центре внимания всегда находится человек со всеми индивидуально-психологическими особенностями, не могут не возникать вопросы психологического характера. Одни из них с успехом решаются на основе профессионального и житейского опыта следователя или судьи, другие же требуют экспертного разрешения. Многие сложные закономерности и механизмы психической деятельности человека, изучаемые психологией, не являются общеизвестными. Для их констатации и оценки необходимо проведение квалифицированного исследования, что требует специализированной теоретической подготовки и профессионального владения специальными психологическими методами и процедурами. Попытки решения вопросов, требующих применения специальных познаний, на основе так называемого здравого смысла могут повлечь за собой серьезные следственные и судебные ошибки. Подобная практика противоречит ст. ст. 54 и 59 УПК Украины и положениям процессуальной теории о недопустимости совмещения в одном лице функций следователя и эксперта, судьи и эксперта. Разумеется, заключение психологической экспертизы, как и любой другой судебной экспертизы, не определяет в законченном и юридически определенном смысле ни одно из обстоятельств предмета доказывания, как он формулируется в соответствующих положениях закона, не имеет заранее установленной доказательственной силы. Это прерогатива лица, осуществляющего производство по делу. Экспертиза же устанавливает отдельные доказательственные факты, на основе которых принимаются решения в уголовном и гражданском процессах. Реже проводится психологическая экспертиза в административном процессе, хотя и в нем возникают психологические проблемы, так как в центре этого процесса находится личность, ее взаимоотношения с окружающим миром, другими людьми. Первые попытки (конец XIX – начало XX вв. ) использования данных психологии в судебно-следственной практике принадлежат немецким юристам и психологам К. Марбе, Ж. Варендонку, В. Штерну, Э. Клапареду и другим. В своих исследованиях они вплотную подошли к возможности производства экспертизы в суде, в задачу которой входила передача субъективных состояний потерпевшего либо обвиняемого, возникающих в ходе судебного разбирательства. Лица, приглашенные в качестве экспертов, сообщали суду о своих субъективных состояниях в зависимости от того, в чей образ они входили, а суд использовал эти данные, ссылаясь на них в приговоре. Эти психологи оставили интересные, хотя и вызывающие споры, образцы первых заключений СПЭ.
Основное внимание и усилия первых экспертов-психологов были направлены на решение методологических вопросов, что приводило к образованию серьезных пробелов в области теории СПЭ. Недостаточное внимание юристов и психологов к теоретическим проблемам СПЭ приводило к ошибкам в понимании предмета, объекта СПЭ и ее реальных возможностей. Самыми серьезными ошибками были преувеличение реальных возможностей СПЭ, попытки вывести ее за пределы общеправовых и процессуальных принципов использования специальных знаний в уголовном процессе, предельно расширить ее компетенцию. Эта тенденция прослеживалась, прежде всего, при исследовании свидетельских показаний – от психолога ожидали заключения о достоверности свидетельских показаний. Например, В. Штерн считал, что функция следователя должна ограничиваться только собиранием доказательств, оценка же их должна быть передана психологу и основываться исключительно на данных лабораторных исследований и знании механизмов и закономерностей психических функций. При этом забывалось, что суждение о достоверности показаний составляет неотъемлемую функцию органов правосудия. Основным недостатком в теории и практике СПЭ обвиняемых в этот первый период ее развития следует считать отсутствие в большинстве случаев четкого представления о ее целях, задачах, основных направлениях исследования. Поэтому правильная мысль о необходимости и возможности исследования личности обвиняемого трансформировалась в расплывчатую идею о медико-психологическом обследовании каждого подозреваемого и обиняемого, которому может быть назначено наказание, связанное с лишением свободы.
Неверное представление о пределах компетентности СПЭ приводило к тому, что эксперты-психологи решали не только свои профессиональные задачи, но и вопросы правового характера или пограничные между психологией и правом (виновность правонарушителя и форма вины, достоверность показаний и т. д. ). В начале своего становления СПЭ имела не только «горячих» сторонников, но и оппонентов. Скептический отзыв А. Ф. Кони о СПЭ был воспринят некоторыми юристами как приговор этому виду судебной экспертизы. Противники СПЭ ставили ее в исключительное положение тем, что отказывались распространять на нее общие положения об экспертизе уголовно-процессуального закона, касающиеся применения специальных познаний, которые могут относиться к любой области научных, технических и других знаний. Современные же оппоненты СПЭ не замечают коренных изменений в развитии научной психологии. В 20-х – первой половине 30-х гг. СПЭ активно развивалась в русле судебной психологии. Характеризуя этот период, А. В. Петровский писал: «В 20-е годы «судебная психология» – это авторитетная и обширная область науки, имеющая предметом изучения психологические предпосылки преступления, быт и психологию различных групп преступников, психологию свидетельских показаний и судебно-психологическую экспертизу, психологию заключенного и т. п»[48]. Но в эти годы неоправданно была расширена компетенция психологической экспертизы, на которую возлагалась оценка достоверности показаний свидетелей, обвиняемых, подозреваемых и других лиц, что ставило свидетеля в большую зависимость при оценке показаний. Вопрос о широком использовании данных психологии в судебно-следственной практике требовал всестороннего обсуждения учеными-юристами. В 1929 г. в г. Харькове вышла монография А. Е. Брусиловского «Судебно-психологическая экспертиза». В ней автор обобщил практику немецких психологов и по конкретным уголовным делам представил анализ ряда судебно-психологических экспертиз. В то время при производстве судебно-психологической экспертизы использовались тесты, заимствованные за рубежом, без учета того факта, что абсолютизация любого метода приводит к отрицательным результатам (см. гл. 2). Проведение экспертного психологического исследования сопряжено с рядом трудностей, к числу которых относятся ненаблюдаемость психических явлений и недоступность их для непосредственного восприятия, многофакторная детерминация психических механизмов, пластичность и изменчивость психики и т. д. В связи с этим такое исследование имеет свои особенности и носит по преимуществу ретроспективный характер. Причем, простая экстраполяция (экстра…+ polire – в статистике – распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть) в прошлое наличных черт может быть рискованной без учета изменений, которые претерпевает личность испытуемого, адаптируясь к новым для нее условиям. Поэтому при выборе и применении конкретных методов исследования особое внимание должно быть уделено тем инструментам и процедурам, которые обеспечивают диагностику относительно устойчивых свойств личности и их отделение от более поздних и ситуативных напластований.
Для эксперта-психолога особенно справедлива мысль, что нет плохих или хороших методов, есть адекватное или неадекватное их применение. Любое преувеличение познавательных возможностей какого-либо метода (инструментального, тестового, биографического и пр. ) опасно, ибо научные методы не взаимозаменяемы, каждый имеет свои положительные и отрицательные стороны. Ни один из психологических методов не гарантирует получение готовых ответов, а дает лишь исходный материал, требующий анализа, психологической реконструкции и интерпретации на основе специальных познаний эксперта-психолога. Для обеспечения надежности этого материала должен применяться целый ряд методов, сочетаемых по принципу дополнительности, подкрепления и взаимоконтроля. Игнорирование этих обстоятельств отрицательно сказалось на правильности выводов экспертов-психологов. Широкое распространение тестирования было остановлено известным Постановлением ЦК ВКП (б) от 4 июля 1936 г., в котором отмечалась научная необоснованность его применения. После этого значительно сократились исследования в области не только судебной, но и общей психологии, а судебно-психологические экспертизы в стране не проводились. Только в 1959г. Г. М. Миньковский, первый среди современных ученых-юристов, рассматривая особенности расследования уголовных дел о несовершеннолетних, указал на необходимость использования психологических знаний при расследовании данной категории дел. Он же определил задачи и перспективы развития судебно-психологической экспертизы. В обсуждении предложений Г. М. Миньковского приняли участие многие юристы. При этом дискутировались вопросы об изучении личности обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего и свидетеля. Предлагались различные методы изучения лица, попавшего в сферу судопроизводства, рассматривались возможности назначения и производства судебно-психологической экспертизы при изучении личности обвиняемого, потерпевшего либо свидетеля. Развитие СПЭ происходило в неразрывной связи с развитием юридической, общей, возрастной, медицинской, социальной, инженерной и другой психологии. СПЭ хотя и получила законодательную регламентацию, но широко не распространена и в настоящее время. Это связано прежде всего с тем, что многие практические работники недостаточно знакомы с возможностями и компетенцией данной экспертизы, не знают, какие вопросы могут быть поставлены на ее разрешение, какие материалы должны быть предоставлены в распоряжение экспертов, кто может быть приглашен в качестве эксперта для производства судебно-психологической экспертизы. Кроме того, у некоторых практических работников возникают вопросы об отличии судебно-психатрической экспертизы от судебно-психологической, которые терминологически созвучны; имеет место постановка вопросов психологического характера перед судебно-психиатрической экспертизой, что вынуждает экспертов-психиатров выходить за рамки своей компетенции или отказываться от дачи заключений. Предается забвению тот факт, что психиатрия – область медицинской науки, изучающая различные формы и виды патологии психической деятельности, болезненных изменений психики. Изучение закономерностей психической жизни здорового человека не входит в круг проблем, составляющих предмет психиатрии. Подмена одного вида экспертизы другим приводит к появлению легковесных, слабо аргументированных и некомпетентных заключений. В уголовно-процессуальном законе не перечисляются все допустимые виды экспертизы, а указываются лишь те случаи, когда экспертное исследование обязательно. Из смысла ст. ст. 76 и 433 УПК Украины следует, что существуют основания для обязательного в некоторых случаях назначения судебно-психологической экспертизы. Более полно вопросы, которые выносятся на рассмотрение СПЭ, рассмотрены в «Инструкции о назначении и проведении судебных экспертиз…»[49]. Следует отметить, что круг вопросов, задаваемых экспертам-психологам работниками правоохранительной системы, с каждым годом расширяется: вайолентология интересуется личностными особенностями преступника; следователям необходима система оценки невербальных коммуникаций подследственных или более полное привлечение психологических понятий, методов и приемов в криминалистике; не изучены психологические основания предупреждения и борьбы с вооруженной преступностью; выявлена пенитенциарная природа рецидива, но еще слабо разработаны способы психокоррекции деформированной психики. Задачи построения правового государства, защиты прав и свобод граждан породили необходимость правовой регуляции возмещения морального вреда. В Украине оно осуществляется на основе ГК (ст. ст. 6, 7, 440), законов Украины «О службе безопасности» (ст. 5), «О защите прав потребителей» (ст. 24), «Об информации» (ст. 49), «Об охране труда» (ст. 12), Декрета Кабинета Министров Украины «О режиме иностранного инвестирования» (ст. 10) и других актов. Под моральным вредом, причиненным физическому или юридическому лицу, надо понимать утраты неимущественного характера, возникающие вследствие моральных, физических или психических страданий либо разлада обычного для определенного лица душевного состояния, способа жизни, нормальных жизненных связей, умаления чести, достоинства, престижа или деловой репутации, причиненных нарушением прав лица другим лицом (лицами)[50]. Одним из доказательственных фактов, с учетом которого будет приниматься решение судебными инстанциями о причинении морального вреда или его отсутствии, является СПЭ. Объектом СПЭ является личность, психологический портрет и экспертная оценка которой важны для установления объективной истины в уголовном и гражданском процессах. Непонимание цельности человеческой личности, системности и взаимосвязи всех психических явлений приводит к ошибочному суждению о том, что объектом экспертизы могут быть лишь отдельные психические процессы и состояния, а не цельная личность, психические свойства которой предопределяют своеобразное протекание психических процессов и возникновение тех или иных временных психических состояний. В силу этого ни одно психическое явление, о котором ставится вопрос перед экспертизой, не может быть правильно понято без изучения всей психологии личности в целом в доступных для эксперта пределах. Предметом СПЭ являются психические процессы, состояния, свойства личности, ее непатологические психические аномалии, имеющие значение для установления истины в судопроизводстве. Основной методологический принцип СПЭ – системный подход к исследуемому объекту. В понятие системы необходимо включать субъект преступления, объект преступления, возможных свидетелей. Следует рассматривать их взаимосвязи и взаимодействия в процессе деятельности и общения в контексте конкретной ситуации (своеобразного хронотопа – определенного пространства и времени), учитывать допреступные особенности жизненного пути подэкспертных лиц, условия их воспитания и психического развития и т. д. В психологии известна формула о детерминации психики личности внешними причинами, которые опосредуются внутренними условиями, поэтому экспертным исследованием каждый раз неизбежно охватываются как внешние, так и внутренние факторы детерминации. Рассматривая и оценивая психические механизмы, свойственные данной личности, нельзя не учитывать характер и особенности той ситуации, в которой эта личность находилась и действовала. И наоборот, психологическая оценка криминальной ситуации невозможна без учета того, как она воздействовала именно на данную личность. Иными словами, объектом судебно-психологического исследования выступают и личность, и ситуация во взаимодействии друг с другом. Объект и предмет судебно-психологической экспертизы близки объекту и предмету судебно-психиатрической и комплексной судебной психолого-психиатрической экспертиз. Дело в том, что психические особенности человека можно объединить в две большие группы: особенности, имеющие патологическую природу, и особенности, не выходящие за пределы психической нормы. К первой группе следует отнести, например, такие явления, как галлюцинации всех видов (зрительные, слуховые и т. д. ) и псевдогаллюцинации, нарушения восприятия, многочисленные формы патологии памяти и расстройства мышления. Их возникновение обусловлено наличием у человека психических заболеваний или соматогенными факторами, как это иногда бывает при воспалительных процессах и инфекциях. Несравненно большее количество индивидуально-психологических особенностей человека составляет вторую группу. Очевидно, что производство судебной экспертизы в отношении психически больных лиц и лиц, имеющих признаки временного болезненного расстройства психической деятельности, относится к компетенции судебно-психиатрической экспертизы. Изучение психически здорового человека следует отнести к компетенции судебно-психологической экспертизы. При проведении экспертизы нередко приходится сталкиваться с вопросами, смежными с психиатрией и психологией, для решения которых необходимы психологические и психиатрические знания, интеграция этих знаний. Поэтому стали проводиться комплексные психолого-психиатрические экспертизы. Такого рода экспертизы не являются возрождением психологических экспертиз прошлого, так как они построены на совершенно иных основах и принципах. Их проведение стало возможным в связи с появлением новых данных, касающихся психологии возрастного развития, изменений психического состояния и познавательных процессов в условиях стресса, фрустрации, индивидуально-психологических особенностей личности и т. п. При комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизе психолог должен исследовать лиц с пограничной психологической патологией (в том числе и с крайними индивидуальными вариантами психического здоровья), не исключающей вменяемости[51]. В компетенцию СПЭ не входят: – вопросы, связанные с компетенцией судебно-психиатрической экспертизы (вменяемость, дееспособность и т. д. ); – вопросы правового характера (виновность или невиновность обвиняемого, форма и степень виновности, достоверность показаний и т. д. ); – вопросы, которые на данном этапе развития психологии не могут быть решены. К компетенции судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе следует отнести: 1) установление способности несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки не связанного с психическими заболеваниями отставания в психическом развитии, полностью осознавать значение своих действий, и определение, в какой мере эти несовершеннолетние способны руководить своими действиями; 2) установление способности психически здоровых свидетелей и потерпевших (с учетом их индивидуально-психологических и возрастных особенностей, уровня психического развития) правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания; 3) диагностику наличия или отсутствия у субъекта в момент совершения преступления физиологического аффекта и иных непатологических эмоциональных состояний, способных существенно влиять на сознание и деятельность человека; 4) установление способности психически здоровых потерпевших по делам об изнасилованиях (в первую очередь несовершеннолетних) понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление; 5) установление возможности возникновения у человека в конкретных условиях психических состояний (растерянности, потери ориентировки и т. д. ) и экспертную оценку их влияния на качество выполнения профессиональных функций в авиации, на железнодорожном и автомобильном транспорте, в работе операторов автоматизированных систем и т. п.; 6) диагностику индивидуально-психологических особенностей (например, повышенной внушаемости, склонности к фантазированию, импульсивности, подражательности, ригидности и т. п. ), способных существенно влиять на поведение субъекта; 7) установление ведущих, упрочившихся мотивов (в психологическом значении этого понятия) поведения человека и мотивации конкретных поступков как важных психологических обстоятельств, характеризующих личность; 8) установление наличия или отсутствия у умершего в период, предшествовавший смерти, психического состояния, предрасполагающего к самоубийству, и причин возникновения этого состояния. К компетенции судебно-психологической экспертизы в гражданском судопроизводстве следует отнести: 1) установление степени понимания подэкспертным лицом содержания заключенных им сделок, его способности принимать достаточно обоснованные решения; 2) выявление у дееспособного субъекта непатологических психических аномалий, препятствующих адекватному отражению действительности; 3) установление психологической совместимости детей с родителями, с усыновителями, с опекунами; 4) установление психологической совместимости супругов; 5) установление способностей свидетелей правильно воспринимать и анализировать имеющие значение для дела события и давать о них правильные показания. 11. 2. Условия назначения и структура судебно-психологической экспертизы Судебно-психологическая экспертиза проводится на основании постановления (определения) органов суда и следствия. В соответствии со ст. 6 Закона Украины «Об адвокатуре» и ст. 48 УПК Украины по ходатайству адвокатов, общественных защитников, лиц, которые самостоятельно защищают свои интересы, организаций, предприятий, граждан специалистами могут проводиться подобные экспертные исследования, которые оформляются как заключение специалиста. Как уже говорилось выше, судебная экспертиза проводится лишь в тех случаях, когда для установления определенных обстоятельств (фактов) необходимы специальные психологические познания. Специальными являются знания, выходящие за рамки общеобразовательной подготовки и житейского опыта, ими обладает более или менее узкий круг лиц. Специальные познания приобретаются в результате особой подготовки, формирования профессиональных навыков и умений. Отличие специальных познаний от познаний общедоступных, широко известных заключается в том, что они подвижны, исторически обусловлены уровнем развития общества, суммой накопленных знаний. Специальные познания, необходимые при производстве экспертизы, могут относиться к любой отрасли знания – науке, технике, искусству или ремеслу, исключение составляют лишь правовые знания, которыми должны обладать следователи и судьи. Судебными экспертами могут быть лица, обладающие необходимыми знаниями для дачи заключения по исследуемым вопросам. Специалисты государственных, специализированных учреждений и ведомственных служб, производящие судебные экспертизы, должны иметь высшее образование, пройти соответствующую подготовку и аттестацию в качестве судебных экспертов определенной специальности. Не могут привлекаться к исполнению обязанностей судебного эксперта лица, признанные в установленном законом порядке недееспособными, а также лица, имеющие судимость. Эксперт обязан: – принять к исполнению порученную ему экспертизу; провести полное исследование и дать обоснованное и объективное письменное заключение; – сообщить в письменном виде лицу или органу, которые назначили экспертизу, о невозможности ее проведения, если поставленный вопрос выходит за пределы компетенции эксперта (специалиста) или если предоставленные ему материалы недостаточны для решения поставленного вопроса, а требуемые дополнительные материалы не были получены; – явиться по требованию лица или органа, которые назначили экспертизу, для допроса по поводу проведенной экспертизы или сообщить о невозможности ее проведения; – заявить самоотвод при наличии предусмотренных законом обстоятельств; – с разрешения лица или органа, которые назначили экспертизу, проводить исследование в присутствии подозреваемого, обвиняемого, подсудимого или сторон в уголовных, гражданских и арбитражных делах. Эксперт имеет право: – знакомиться с материалами дела, которые касаются экспертизы; – предоставлять ходатайство о предоставлении дополнительных и новых материалов, необходимых для решения поставленных вопросов; – с разрешения лица или органа, назначивших экспертизу, присутствовать при проведении следственных и судебных действий, заявлять ходатайства, которые касаются проведения экспертизы, и задавать соответствующие вопросы лицам, которых допрашивают; – указывать в заключении экспертизы на факты, которые имеют значение для дела и по поводу которых ему не были поставлены вопросы; – в случае несогласия с другими членами экспертной комиссии – составлять отдельные выводы экспертизы; – излагать письменно ответы на вопросы, которые ставятся перед ним во время допроса; – обжаловать в установленном порядке действия и решения лица или органа, назначивших экспертизу, которые нарушают права эксперта или порядок проведения экспертизы. Эксперту запрещается: – самостоятельно собирать материалы, которые подвергаются исследованию, а также выбирать исходные данные для проведения экспертизы, если они отражены в предоставленных ему материалах неоднозначно; – разглашать без разрешения прокурора, следователя, лица, которое проводило дознание, данные предварительного следствия или дознания; – вступать в контакты, не предусмотренные порядком проведения экспертизы, с какими-либо лицами, если эти лица прямо или косвенно относятся к экспертизе; – хранить уголовные, гражданские и арбитражные дела, а также вещественные доказательства и документы, являющиеся объектами экспертизы, вне служебного помещения. Эксперт составляет заключение экспертизы от своего имени и несет за него личную ответственность. Основные законодательные положения, касающиеся судебных экспертиз, изложены в Законе Украины «О судебной экспертизе», ст. ст. 75-77 УПК Украины, Инструкции Министерства юстиции. Психологическое исследование в рамках судебно-психологической экспертизы состоит из следующих этапов: 1. Уяснение экспертом предмета судебно-психологической экспертизы, который определяется вопросами следователя или суда, при необходимости уточняется по ходатайству эксперта. 2. Определение конкретного предмета экспертного исследования, т. е. задач исследовательского характера. 3. Отбор методов исследования в соответствии с задачами. 4. Проведение исследования: а) психологический анализ материалов уголовного дела; б) наблюдение за испытуемым в естественных и искусственных условиях (во время допроса, в суде и т. д. ); в) беседа с испытуемым, в ходе которой решаются задачи биографического исследования и ретроспективного анализа событий преступления; г) применение инструментальных методов исследования индивидуально-психологических особенностей субъекта (т. е. методов экспериментальной психологии, опросников, тестов и др. ). 5. Ретроспективный анализ поведения субъекта в исследуемой ситуации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|