Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность и основные направления театральной педагогики.




Народный театр как средство воспитания школьников

Выпускная квалификационная работа

по специальности 050303 – иностранный язык

 

 

Научный руководитель:

Ёлкин С.М.

канд. пед. наук, доцент

«____»__________2009г.

 

 

Студентка группы № 4261

Юрий К.Ю.

«____»__________2009г.

 

Великий Новгород

2009

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАРОДНОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ.. 7

1.1 Сущность и основные направления театральной педагогики. 7

1.2 Формы народного театра в современной школе. 19

Выводы по главе 1. 37

ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ НАРОДНОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ.. 41

2.1 Российский опыт детских фольклорных ансамблей. 41

2.2. Исследование влияния применения элементов народной театрализации на становление личности учащихся средних учебных заведений. 52

Выводы по главе 2. 63

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 66

Список использованной литературы.. 69

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….74

 


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования

Социальные и экономические перемены, происходящие в современном обществе, приводят к существенным изменениям в области образования. В наши дни как высшие, так и общеобразовательные учебные заведения должны чутко реагировать на требования общества и государства. Глобализация приводит к тому, что наиболее востребованными предметами становятся иностранные языки и экономика. С одной стороны, можно прогнозировать, что следующее поколение станет «людьми мира». Глобализация приводит к унификации культур, поэтому общение с представителями других стран и народов не будет вызывать трудностей в силу разницы восприятия картины мира. С другой стороны, данный процесс приводит к тому, что общество теряет редкие, самобытные культуры малых народов. Чем больше человек ориентирован «на запад», тем меньше внимания он уделяет своим собственным корням. Данная проблема становится весьма актуальной даже на государственном уровне, именно поэтому в последние годы появились государственные фонды сохранения культурного наследия. Без понимания своей истории, без осознания своих корней, своего пути, нет будущего у страны. 

Наиболее эффективной работой по сохранению традиций признается вовлечение подрастающего поколения в эту деятельность. Чем старше человек, тем лучше у него сформирована система ценностей, тем он более ригиден к восприятию изменений. Таким образом, осознание своей культуры, знание истоков своего народы должны закладываться в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Именно поэтому обращение к народной педагогике является необходимым условием формирования личности учащегося.

Следует обратить внимание также на возросшее внимание к патриотическому воспитанию школьников. Федеральные и государственные программы нацелены на повышение уровня патриотизма среди учащихся. Понимание и любовь к родине следует начинать формировать еще в начальной школе, для чего регулярно организуются зарницы, выставки, посвященные ветеранам и наследию страны. К сожалению, большинство подобных мероприятий связано с победой в Великой отечественной войне. С другой стороны, понимание истории и культуры страны должно основываться на представлениях о начальном этапе ее формирования, то есть следует обращаться к культурному наследию начиная с времен Киевской Руси. Таким образом, можно сделать вывод, что знание фольклора является необходимой базой не только для эстетического, но и для патриотического воспитания личности.

Как мы уже отмечали, воспитанию ребенка в школе уделяют внимание с первого класса, но на данном этапе основной и наиболее эффективной формой работы с детьми является игра. Театральной педагогике в наши лни уделяется значительное внимание, и многие исследователи (А.С. Каргин Ю.А. Стрельцов, Б.А.Титов, В.Ф Чабанный) с своих трудах раскрывают сущность и специфику детского творчества, определяют культурно-созидающий и рекреационно-развивающий потенциал досуга и педагогические условия его реализации. В свою очередь растет внимание к фольклорному театру как средству формирования личности, и данный вопрос в литературе представлен не достаточно широко. Однако педагоги-практики отмечают, что дети с удовольствием воспринимают информацию о народных традициях, примеряют на себя новые роли и активно участвуют в различных народных играх. Так как игра, в отличие от урока, подразумевает большую свободу действий, ребенок ярче проявляет свои личностные качества. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.

Следует отметить, что в данном случае педагог воспринимается не как строгий карающий учитель, а как помощник, что способствует раскрепощению детей и снижению их утомляемости. Вследствие этого создание школьного фольклорного (народного) театра решает множество психологических проблем, а также способствует патриотическому, эстетическому и нравственному воспитанию школьников.

В силу сказанного тема дипломной работы становится актуальной в теоретическом и практическом аспектах.

Таким образом, сложившаяся потребность в интерпретации форм народного театра применительно к условиям общеобразовательных учреждений обусловила выбор темы исследования: «Народный театр как средство воспитания школьников».

Объект исследования: театральная педагогика.

 Предмет исследования: возможности народного театра в воспитании подрастающего поколения.

Цель исследования: выявить и теоретически обосновать возможности народного театра в воспитании школьников.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что использование элементов народной театральной педагогики в образовательном процессе положительно влияет на формирование личности учащихся.

Цель, объект, предмет исследования и выдвинутая гипотеза определили необходимость постановки и решения следующих задач:

1. Анализ психологической, культурологической и педагогической литературы по теме исследования и уточнение понятий «воспитание школьников», «театральная педагогика» и «народный театр.

2. Раскрытие сущности и основных направлений театральной педагогики.

3. Анализ различных форм народного театра, применимых в современной школе.

4. Выявление путей использования элементов народной театрализации в процессе воспитания школьников на основе российского опыта детских фольклорных ансамблей.

5. Исследование опыта применения элементов народной театрализации и их влияния на становление личности учащихся средних учебных заведений.

6. Обобщение и оформление результатов исследования

Методы исследования: анализ литературы, анализ фольклорных источников, беседа, интервью, анкетирование, наблюдение и эксперимент.

Экспериментальной базой исследования является детский фольклорный ансамбль «Прялица», основанный в Северодвинской городской гимназии г. Северодвинска Архангельской обл. и МОУ «Сергиево-Посадская гимназия им. И.Б. Ольбинского» г. Сергиев Посад Московской обл.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАРОДНОЙ
ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Сущность и основные направления театральной педагогики.

Педагогика это наука о воспитании детей. В свою очередь воспитание подразумевает всестороннее формирование личности. И многие родители считают, что этим должны заниматься различные образовательные учреждения. Однако психологи признают, что влияние школьного образования на личностные ценности младшего школьника не настолько велико, как это принято считать. Знаменитые земляки, литературные герои, учителя уже не являются значимыми примерами для подражания. Место "кумира-образца" заняли герои боевиков и компьютерных игр, звезды эстрады, топ-модели и кинозвезды, в лучшем случае - былинные богатыри и сказочные принцессы. Коллективные ценности и дела тоже не являются приоритетными для большинства детей. Современные дети прагматичны и меркантильны, согласно опросам, свою будущую работу они хотят видеть не полезной людям и обществу, а хорошо оплачиваемой и несущей другие жизненные блага материального характера. Это стремление поддерживается и горячим желанием родителей дать ребенку хорошее образование, которое выражается в большом количестве дополнительных занятий и высоких требованиях к учебным результатам.

Официальная позиция школы совпадает с общими тенденциями: в большинстве школ придерживаются позиции, что их задача – образование, а не воспитание школьников, и поэтому часто учителя не обращают внимания на существующие проблемы во взаимоотношениях детей, организовывают коллективные дела и внеклассные мероприятия формально. Вся внеклассная работа порой сводится к экскурсиям и поездкам в театры, а также к обязательным тематическим классным часам.

Следовательно, можно сделать вывод, что воспитание в школе - процесс скорее спонтанный, чем закономерный. Его качество зависит от множества достаточно случайных факторов: личности учителя и его позиции в этом вопросе, сложившейся или не существующей воспитательной системы в школе, коллектива ребят в классе и других моментов.

 С одной стороны, следует помнить, что процесс воспитания начинается с самого раннего возраста, и что в школе ребенок проводит 6-7 часов в сутки, а все остальное время с ним проводят родители и друзья, поэтому школа не может нести ответственность за будущее учеников. С другой стороны, главной целью учебного процесса в наши дни является всестороннее воспитание и формирование личности учащихся. В связи с этим нам следует обратиться к уточнению понятия «воспитание».

В педагогической литературе до сих пор нет однозначного определения этого термина, поэтому встречаются зачастую взаимоисключающие трактовки. Вследствие этого у многих педагогов-практиков вызывает недоумение следующее положение: "В узком смысле воспитание означает формирование мировоззрения, нравственного облика, развитие эстетического вкуса, физического развития. В таком понимании воспитание не включает в себя... обучение" [8, 384]. Значит, если речь идет о школьном воспитании, осуществляемом только посредством внеклассной деятельности школьников, то это уже воспитание в узком смысле, а если оно осуществляется и посредством обучения, то это воспитание в широком смысле.

Многие авторы, считая педагогику наукой о воспитании, вместе с тем, рассматривают ее как науку, состоящую из теории воспитания и теории обучения, которые считаются отдельными и самостоятельными ее разделами.[17, 281] Однако такая классификация означает, что теория обучения не входит в состав теории воспитания, что является непростительной ошибкой, которую повторяют многие авторы (Ю. К. Бабанский, И. П. Подласый, И. Ф. Харламов, В. Л. Сластенин, П. И. Пидкасистый) в своих учебниках, а также преподаватели в своих лекциях.

Учитывая, что широкое понимание воспитания содержит два аспекта узкого понимания: организованное и неорганизованное воспитание, на наш взгляд, следует считать педагогику школы наукой об организованном воспитании школьников, которая состоит из двух разделов: теория воспитания посредством обучения (дидактика) и теория воспитания посредством внеклассной деятельности.

В качестве рабочего определения мы принимаем трактовку И.Ф. Харламова: "Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями" [51, 94]. Однако следует отметить, что воспитание школьников должно происходить ненавязчиво и по возможности незаметно для ребенка, потому что ощущение тотального контроля может вызвать с его стороны бурный протест и негативное поведение. [31]

Если рассматривать направления воспитания, то среди них можно выделить такие отрасли как умственное, физическое, правовое, нравственное, эстетическое и прочие. Однако при внеклассной работе, на наш взгляд, следует обращать особое внимание именно на нравственное воспитание. Также следует отметить, что любое внеклассное мероприятие направлено, прежде всего, на расширение кругозора учащихся, но на различных этапах следует выбирать специфичные формы и методы работы с детьми сообразно их возрасту и уровню развития.

Известный современный московский педагог – новатор и ученый В.А. Караковский [29] предложил классификацию методов воспитания, основным критерием которой избрал средства воспитания и выделил шесть групп методов:

1 Воспитание словом.

2 Воспитание ситуацией.

3 Воспитание делом.

4 Воспитание игрой.

5 Воспитание общением.

6 Воспитание отношениями.

Средства воспитания – с это богатейший набор объектов и явлений, предметов окружающей действительности: достижения духовной и материальной культуры своего народа. В современной школе определяющими средствами воспитания являются различные виды деятельности: игра, учебная, личностное общение.

В своей работы мы обращаем внимание именно на игру как универсальный метод воспитания, который проявляет свою эффективность при работе с учащимися всех возрастов.

В современной психологии и педагогике также отмечается значительное вли­яние игры на психическое развитие ребенка: формирование мотивационно-потребностной сферы, способностей, идеаль­ного плана сознания, преодоление познавательного эгоцент­ризма, интериоризацию социальных требований, нравствен­ных норм и правил поведения, произвольности поведения, эмоциональное развитие и т. д. (Л. А. Венгер, О. А. Карабанова, Д. Б. Эльконин и др.).

В связи с этим использование игровых моментов в ходе учебной деятельности повышает общий уровень развития ребенка. Нам бы хотелось обратить особое внимание на особенности использования театрализации в процессе воспитания современной молодежи.

В настоящее время театральное искусство в образовательном процессе представлено следующими направлениями:

 1. Адресованное детям профессиональное театральное искусство с присущими ему общекультурными ценностями;

2. Детский любительский театр, существующий внутри школы или вне ее и основанный на поэтапном художественно-педагогическом развитии детей;

3. Семейный театр (театрализованные праздники, капустники, литературные инсценировки и др.);

4.Театр как учебный предмет. Еще в 70-е годы лаборатория театра НИИ ХВ разработала и обосновала идею всеобщей доступности начального театрального образования, что дало возможность говорить о новом учебном предмете – “Урок театра”.

5.Театральная педагогика, целью которой является обоснование принципов и создание методик эффективного освоения элементов актерского мастерства.

Значение и специфика театрального искусства заклю­чаются в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живом воз­действии художественного образа на личность. Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для де­тей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педаго­гики и психологии, связанные с:

• художественным образованием и воспитанием детей;

• формированием эстетического вкуса;

• нравственным воспитанием;

• развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);

• воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

• созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжен­ности, решением конфликтных ситуаций через игру. [37]

Театральная деятельность как средство воспитания подрастающего поколения использовалась издревле во всех культурах: театр возник из охотничьих, сельскохозяйственных и других ритуальных игрищ, массовых народных обрядов, празднеств, в основе которых лежала аллегория природных явлений или трудовых процессов. По мере становления театра как искусства его игровая творческая идея выступает более открыто в различных театральных системах.

Еще античный театр Древней Греции, Древнего Рима, ряда стран Ближнего Востока, возникший в VI в. до н.э. – IV-V вв. н.э., способствовал порождению Европейского театрального искусства. Средства его творческих проявлений (песнопения, пляски, музыка, поэзия и др.) транслировали обрядовые культурные традиции Древней Греции «объясняли страдания народа, обязательно при этом выявляя убедительный, моральный смысл» (Оливер Тэплин) [6]. Привлечение детей (хор мальчиков) к театральному творчеству преследовало воспитательные цели – приобщение к культурному наследию, почитание законов.

История общества рассматривает также и такие театральные системы, в основе которых лежало мастерство риторики, танца, пения, где игровой принцип был выдвинут на первый план [1].

Театральная маска была выразительным средством обрядовых игровых представлений. Являясь принадлежностью обрядов, связанных с трудовыми процессами, культом животного, ритуалом погребения, из которых возникли сначала культовые представления, затем – традиционные народные зрелища, маска способствовала выражению эмоционального состояния человека, его чувств, настроений, отношений к миру. Глубинные возможности маски раскрывает в своем исследовании Р.Генон: «каждый участник карнавала выбирает, пусть даже бессознательно, из набора масок, как правило ту, что в наибольшей степени соответствует его наклонностям. Маска будто бы призванная скрывать подлинное лицо индивида, на самом деле выставляет напоказ его внутреннюю суть, которую он обычно вынужден скрывать» [2]. К театрализованным действиям активно привлекались дети, исполняющие доступные для них роли. Взрослый выступал «устроителем театрального шествия». Его «уроки» несли в себе воспитание нравственности, добропорядочности, гуманное отношение к окружающему миру. Используя маску в театрализованных действиях, ребенок мог скрыть эмоциональное напряжение, растерянность, скованность, что помогало ему соприкоснуться со своими чувствами, настроением, которые долгое время были скрытыми, «запретными» для демонстрации, познать их нравственный смысл, сущность.

Анализ роли театрального искусства в системе античной педагогики указывает, что главная цель – эстетическое воспитание средствами литературы, музыки, театра. Система начального воспитания детей предложена Аристотелем и включает: музыку, изобразительное искусство, гимнастику, театральные уроки; учение Платона об эпосе, о социальной, воспитательной роли музыки, сценического искусства определяет содержание духовного опыта, его значимость. Таким образом, воспитывающие идеи Аристотеля, Платона играли большую роль для формирования театральной педагогики.

В эпоху становления христианства театр был средством нравственного воспитания, обращением к его канонам – смысл жизни (смиренность души, покаяние), ценность разума (обучение). Нравственное воздействие искусства театра, музыки на чувства ребенка, обогащение их, способствовало выработке эмоциональной отзывчивости. «Искусство выполняло роль вспомогательного средства познания, усвоения религиозных истин». [19]

Расцвет театрального творчества, его предназначение в воспитании творческой личности связано с эпохой Возрождения. Утверждение гуманистических идей о всестороннем гармоничном воспитании человека как личности, «рассмотрение его как думающего, чувствующего и действующего» находит свое подтверждение в искусстве театра. Театральные представления, покоряющие зрительскую аудиторию ораторским искусством, исполнительским мастерством, жанровым разнообразием представленных пьес составляли целостный выразительный образ, что активизировало детей (полноправных участников действий) в выборе костюмов, декораций, места проведения, в выборе средств сценического искусства.

Подход к театральному искусству как ведущему средству воспитания позволяет «открыть человека, а значит открыть и личность», определять мерилом ценность человека: добродетель, доблесть. Стремление к совершенству искусства Ренессанса привело к идее о том, что именно в художественной творческой деятельности ребенок может проявить себя наиболее полно. [3]

Распространение в древнерусском искусстве национальных традиций, народных преданий ориентировали на социально-педагогический эффект театральной педагогики, воспитывали, побуждая к творческой деятельности (А.Н.Афанасьев, В.В.Бычков, Д.С.Лихачев и др.).

Если эпоха Возрождения показательна в плане развития творчества, привлечения детей к искусствц, то начало эпохи Просвещения опирается на «эксплуатацию детской самобытности» (А.Р.Воронцов, Н.Г.Шаховский и др.). Цель и характер привлечения юных артистов в сценические постановки (театральные труппы мальчиков, соперничавшие со взрослыми труппами начала XVII века, придворные театры России екатерининской эпохи, крепостные театры и театральные школы) были продиктованы интересами зрелищности, внешнего эффекта, осуществляемого насилие детской природы чувств и ума ребенка (Шереметьевы, Н.Б.Юсупов и др.) Можно предположить, что зрительская аудитория высших сословий общества, получая эстетическое наслаждение, удовольствие, не чувствовала детскую душу не понимая их язык, вкладывая в речевые монологи достаточно трудные тексты, реплики, которые были не доступны детскому восприятию и воображению.

Однако нельзя не учитывать непреходящую значимость детского домашнего театра при изучении проблемы семейного воспитания. А.Т.Болотов, известный русский просветитель и талантливый педагог, являющийся его создателем, отмечает ту поддержку ребенка, оказывающую со стороны членов семьи во время подготовки спектакля и представления. Камерность, доступность участия в театральном представлении всех членов семьи, желающих «выплеснуть наружу то яркое, неповторимое, уникальное, что заложено в личности ребенка» [7], самобытно, уникально, оригинально проявить свои возможности.

В конце ХIХ - начале XX века в отечественной педагогике утверждается осознанное отношение к театру как важнейшему элементу нравственного и художественно-эстетического воспитания. Становлению театральной педагогики во многом способствовали философские работы передовых отечественных мыслителей, придававших исключительное значение проблемам формирования творческой личности, исследованию психологических основ творчества (Н.А.Бердяев, В.М. Соловьев и др.). Утверждается мысль, что творчество в различных его выражениях составляет нравственный долг, назначение человека на земле, является его задачей, миссией, именно творческий акт вырывает человека из рабского принудительного состояния, поднимает его к новому пониманию бытия.

В рамках изучения историко-педагогического аспекта в формировании идей театральной педагогики были и критические взгляды педагогов Н.И. Пирогова, К.Д.Ушинского [12]. Их высказывания по поводу педагогической ценности школьного театра (театр – это «школа тщеславия и притворства» (Н.И.Пирогов), театральное действие сводится к «произношению чужих слов и изображению другой личности вызывает в ребенке кривляние и любовь к вранью» (К.Д.Ушинский)) – значительно снижали актуальность нравственного воспитания подрастающего поколения.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что театральная педагогика на различных этапах своего развития разрабатывала и предлагала определенные средства, приемы воспитательных воздействий, основанные на специфике театрального искусства. Изучение процесса становления и развития театральной педагогики, факторов, обуславливающих ее развитие, приоритетность театрального искусства в становлении нравственно-эстетических понятий позволяют проанализировать значение исторически сложившихся социальных и культурных образцов театрального искусства, их творческое освоение педагогической мыслью.

В то же время следует отметить, что несмотря на столь богатую историю, театральная педагогика как наука появилась сравнительно недавно. До сих пор некоторые исследователи считают, что появление этой и других «новых педагогик» нивелируют значение самого термина и его категориальность. «Новые педагогики плодятся, как кролики, потом разбегаются, как тараканы». [32]

Исходя из этого положения, мы начали изучать культурологическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования с целью определения места театральной педагогики в контексте современного образования. Таким образом, нам удалось выделить несколько подходов к определению театральной педагогики.

- педагоги театральных ВУЗов группа подразумевают под этим термином обучение актерскому мастерству, систему воспитания актера. [15; 27; 42]

- руководители театральных студий используют термин «театральная педагогика» в качестве определения воспитания ребенка средствами театрального искусства. [10; 41] А функция театрального педагога в данном случае заключается в привлечении зрителя в театр посредством занятий, тренингов, консультаций в школах и других учреждениях, где есть желающие посмотреть тот или иной спектакль. [15]

- в современной литературе можно столкнуться с понятием «театральная педагогика» как средство решения проблем, связанных со звучащей речью, со снятием мышечных и психологических зажимов и умением владеть аудиторией. [56]

Также в исследованиях последних лет мы столкнулись с термином «школьная театральная педагогика», который, в свою очередь, также имеет две трактовки:

- группа исследователей связывает данную отрасль театральной педагогики исключительно с использованием учителем приемов актерского мастерства на уроках [13; 33]

- Школьная театральная педагогика — междисциплинарное направление, появление которого обусловлено рядом социокультурных и образовательных факторов. Данным термином обозначаются те явления в образовательном процессе школ и вузов, которые так или иначе связаны с театральным искусством; занимаются развитием воображения и образного мышления, но не предпрофессиональной подготовкой актеров и режиссеров.[34]

В своей работе мы бы хотели обратить особое внимание на роль учителя в воспитании творческой направленности личности школьника. Важное значение элементам театрального мастерства в деятельности учителя придавали Ю.П.Азаров, В.М.Букатов, П.М.Ершов, И.А.Зязун, Ю.Л.Львова, В.А.Кан-Калик, В.Ф.Моргун, Е.А.Ямбург и др.

На наш взгляд, рассматривая театральную педагогику как науку, не стоит говорить лишь о воздействии актерского мастерства учителя на учащихся. Педагогика – это прежде всего наука о взаимодействии, сотворчестве учителя и учеников и при рассмотрении всех вопросов следует уделять равное внимание эти субъектам отношений.

Следовательно, определение театральной педагогики можно сформулировать следующим образом: Театральная педагогика является частной отраслью теории воспитания общей педагогики, включающей систему методов, приемов, обеспечивающих самовыражение личности ребенка в творческо-продуктивной театрализованной деятельности, осуществляемое в результате актерского взаимодействия воспитанника и педагога.

По мнению О.С.Булатовой, на современном этапе образования нуж­на особая технология профессионального обучения, поскольку такие каче­ства, как эмпатия, способность к импровизации и другие не усваиваются вместе с базовыми научными знаниями. В создании такой технологии, считает исследователь, во многом может помочь театральная педагогика, главные черты которой - глубокая индивидуализация, творческий характер деятельности и стремление проникнуть в природу человеческой выразительности. [9]

Огромный вклад в развитие театральной педагогики внес К.С. Станиславский. Являясь основоположником театрального творчества, он создал систему, основанную на принципах театральной педагогики, таких как гуманизации, эстетизации, естественного творчества, охватывающую совокупность взглядов по вопросам теории театра, творческого метода, приемов актерской и режиссерской техники.

Нравственно-эстетическое воспитание детей средствами искусства театра способствует ознакомлению с его выразительным языком, закладывающим основу для формирования навыков восприятия, понимания и истолкования действий, из которых складываются нравственные основы, представления, поступки человека; формированием навыков взаимного общения, коллективной работы, которые изучает театральная педагогика.

Основная проблема в современном театральном образовании детей заключается в гармоничной дозировке в репетиционном процессе технических навыков наряду с использованием свободной игровой природы детского творчества. В современной педагогике театр все чаще привлекается для решения адаптационных и коммуникативных задач, а детский театральный коллектив рассматривается как развивающая среда, средство образования, воспитания и психологической коррекции личности ребенка.

Уровень подготовки детей, осваивающих театральную культуру, впрямую зависит от уровня подготовки руководителя, его умения научно, системно и последовательно выстроить образовательный процесс. Как ни разнообразны концепции, теории, технологии гуманистической педагогики, их объединяет отношение к ребенку: любовь, умение понимать, быть способным взглянуть на мир его глазами: признавать в нем личность, достойную всяческого уважения, доброго отношения независимо от конкретного поведения; помочь ребенку обрести свое «я». В этих правилах педагога-гуманиста – критерий оценки теоретического и практического опыта воспитания и образования прошлых лет, поэтому изучение театральной педагогики включается в профессиональную подготовку и переподготовку учителей. При этом приобретенные знания и умения помогают педагогу существенно изменить обычный школьный урок, трансформировать его учебно-воспитательные цели, и обеспечить активную познавательную позицию каждого ученика.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...