Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Российский опыт детских фольклорных ансамблей.




В наши дни возрождается интерес к фольклору. Ежегодно устраиваются различные областные, региональные фестивали, на которых участники обмениваются опытом, узнают друг друга, показывают свои достижения. Министерство культуры Российской Федерации поддерживает также международные фестивали фольклора, которые стали широко признанным фактором, благотворно влияющим на укрепление всемирной культурной солидарности, способствующим сближению, диалогу и взаимопониманию между людьми. Международный фестиваль фольклора позволяет показать международному сообществу миролюбивый созидательный настрой россиян, расширить международное культурное сотрудничество, а также является свидетельством серьезного подхода Правительства Российской Федерации к бережному отношению, сохранению и развитию всего многообразия культурного наследия.

В 1989 году был создан Российский Фольклорный Союз (РФС) - общероссийская общественная организация, провозглашенная во имя изучения и воссоздания фольклорных традиций народов России как неотъемлемой части отечественной культуры и современного культурного процесса.

При поддержке Министерства культуры был создан сайт «Государственного российского дома народного творчества» (http://www.rusfolk.ru/), с помощью которого участники различных ансамблей узнают о проведении различных конкурсов, появлении новых положений и грантов, дающих возможность реализовывать новые проекты. На сайте представлена также литература, информация о выставках, семинарах и конференциях, что свидетельствует о высоком интересе к данной области.

С развитием интернета у многих ансамблей появилась возможность заявить о себе на уровне России и всего мира. Представители различных ансамблей со всех уголков страны обмениваются опытом, интересными идеями. К сожалению, многие ансамбли представляют собой сплоченный коллектив взрослых-профессионалов. Таковыми являются, например, ансамбли «Россичи» (Москва), «Поверье» (Калиниград) и многие другие. Они занимаются не только воссозданием традиций, но и проводят различные мероприятия такие, как свадьбы, корпоративные, семейные праздники, праздники в традиционном стиле (Рождество, Масленица, Троица, Иван Купала, праздник урожая), а также интерактивные программы (игры, забавы, тимбилдинг). Таким образом, участники этих ансамблей являются людьми, не только поддерживающими российские традиции, но и профессионально зарабатывающими на своем творчестве.

Другая категория ансамблей также состоит из профессиональных музыкантов, танцоров и исследователей народного творчества. Их особенность заключается в том, что при них созданы детские фольклорные студии. Ребята изучают русские народные танцы, обряды областей России, занимаются региональной фольклорной хореографией, обучаются игре на различных русских народных музыкальных инструментах. Артисты ансамбля являются одновременно художниками по костюмам и педагогами по: вокалу, хореографии, актерскому мастерству. Таким образом, дети оказываются погруженными в этническую среду, в которой взрослые являются примерами для подражания. Следовательно, коллектив воспитывает себе подрастающую смену, а дети чувствуют значимость своей деятельности, участвуя наравне со взрослыми в различных фестивалях. Примерами подобных ансамблей могут служить «Ладанка» (Москва), «Кологод» (Новгородская обл, Валдайский район).

Наконец, существуют исключительно детские фольклорные коллективы. Следует отметить, что большинство из них было создано не раньше 1993 года, что говорит о том, что это довольно-таки молодые коллективы. Несмотря на это, специфика детских коллективов заключается в том, что она работают, как правило, на базе общеобразовательных или музыкальных школ и коллективов. Таким образом, участники ансамблей занимаются в них 10 лет, а затем коллектив неизменно обновляется. Художественными руководителями данных ансамблей являются профессионалы, занимавшиеся раньше народным творчествам в коллективе, но по ряду причин решившие организовать собственный ансамбль.

Набравшие силу коллективы оказывают поддержку укреплению традиции народных праздников. В качестве примера можно привести ансамбль «Кудесы» - основоположников современного фольклорно-этнографического движения на Новгородской земле. "Кудесами" собран богатейший материал: зафиксированы, изучены и освоены образцы многогранного исконного исполнительства, воссозданы обрядовые циклы различных деревень Новгородской области, фольклорные спектакли, создан Архив экспедиционных записей. "Кудесами" осуществляются научно- исследовательские и образовательные эксперименты. При поддержке "Кудес" набирают силу уже воссозданные театром праздники новгородского народного календаря в районах области и в Великом Новгороде.

Следует отметить ярко выраженную социальную направленность детских фольклорных коллективов. В отличие от взрослых, участники детских ансамблей не берут плату за свои выступления. Вследствие этого, коллективы часто проводят творческие встречи с учащимися города, выступают в интернатах для детей-сирот с тематическими программами к праздникам народного календаря ("Колядки", "Здравствуй, весна", "Рождественские посиделки", "Покровские вечера") и общегородских праздниках. В своих программах участники ансамбля используют игровые моменты, привлекая к действию зрителей - своих сверстников, что делает выступление ансамблей ярким и насыщенным.

Как правило, в ансамбли принимаются все дети. Главный критерий - это желание ребенка исполнять народные песни и узнавать традиции родного края. Этот фактор способствует развитию у ребенка уверенности в себе. К сожалению, многие родители очень расстраиваются, когда их детей не берут в вокальные или танцевальные студии, аргументируя тем, что у ребенка нет способностей. Переживания родителей сильно отражаются на психике ребенка, который понимает, что не оправдывает ожиданий взрослых. В данном случае фольклорные коллективы помогают ребенку снять данный комплекс.

Еще одной характерной чертой детских фольклорных ансамблей является отсутствие в них конкуренции. В обычных студиях на конкурсы выезжают только самые лучшие и самые одаренные участники, что вызывает зависть других участников и способствует ухудшению психологического климата в коллективе. Фольклорный ансамбль подразумевает коллективную ответственность за выступление. Поддержка других участников коллектива является залогом успешной работы. Ребенок понимает, что если другому что-то не удается, то надо ему помочь, так как выступление оценивается по общему впечатлению от коллектива, а не по его действиям.

В Новгородской области существует 24 фольклорных коллектива, из них 9 являются детскими ансамблями, основной задачей которых является прививание любви к народному творчеству своего края, пропаганда и сохранение фольклорных традиций Новгородской области. Наиболее яркими коллективами можно назвать ансамбль «Малашка» (Старая Русса), студию «Кудерки» (Валдайский район), школу «Новгородская детская музыкальная школа русского фольклора", созданную в Великом Новгороде в 1996 году на основе студии фольклорного театра "Кудесы".

Как мы отмечали выше, фольклорные ансамбли существуют на всей территории Российской Федерации. За информацией о специфике работы фольклорного ансамбля мы обратились к Родиной Елене Викторовне, руководительнице детского фольклорного ансамбля «Прялица», который существует на базе Северодвинской городской гимназии г. Северодвинска Архангельской обл. Наше общение проходило в форме интервью, а затем мы посетили несколько занятий ансамбля для анализа педагогического потенциала подобных коллективов.

Ансамбль существует более 10 лет. За это время сменилось несколько составов. Специфика гимназии заключается в том, что она нацелена на углубленное изучение иностранных языков и культур западных стран, поэтому существование русского народного ансамбля возвращает нацеленных на западное мировосприятие детей к истокам своего народа.

Руководитель отмечает специфику работы с учащимися различных возрастов. Прежде всего, работа нацелена на привлечение первоклассников к деятельности в ансамбле. Чем старше дети, тем они реже приходят в коллектив. Руководитель называет возможной причиной такого поведения отношение одноклассников. Коллектив часто выступает перед учениками гимназии, а народные костюмы воспринимаются неоднозначно. Дети говорят, что им стыдно показываться в таком «глупом виде» перед знакомыми. В том случае, если участники работают в ансамбле с первого класса, их застенчивость преодолевается гораздо легче.

Весьма интересно гендерное соотношение в коллективах. В среднем на 5 девочек приходится 1 мальчик. Многие мальчики уходят из ансамбля в 3-5 классе, так как над ними начинают смеяться друзья (среди обвинений доминируют следующие: «возишься с девчонками», «поешь», «ходишь в глупом наряде» - все это считается «не крутым», и поэтому отпор насмешникам могут дать только ребята-лидеры по натуре или ученики с устойчивой психикой). Подобное отношение отмечается и к девочкам, но часто в ансамбль приходят подружки, которым легче справляться с осуждением одноклассников. Руководитель отмечает несколько случаев, когда девочки в возрасте 13 лет уходили из ансамбля, но в старших классах снова возвращались, соскучившись по коллективу и осознав, что фольклорная деятельность не может являться объектом для насмешек.

Руководитель также отмечает, что почти все девочки или занимаются в музыкальной школе или пробуют себя в других вокальных эстрадных ансамблях. К сожалению, чем старше ребенок, тем ему сложнее перестроиться. Так или иначе, деятельность ансамбля связана с пением, а специфика фольклорных песен заключается в том, что они протяжные и слова связаны друг с другом единым интонационным ритмом, в то время как эстрада требует четкого произношения отдельных слов и работы других механизмов речевого аппарата. Некоторые девочки 13-14 лет очень бурно реагируют на подобный факт и обвиняют руководителя в том, что она «испортила им голос». Возможно, причина заключается в том, что эстрадные выступления подразумевают зрелищность и «театр одного актера», в то время как выступление в коллективе не дает проявить себя как индивидуальность.

Родина Е.В. в своей работе также проводит возрастную дифференциацию учащихся. Существуют общие репетиции, на которых ансамбль работает целиком, но наиболее продуктивным считается способ, когда участники отдельно репетируют свои «кусочки» и на последних 2-3 репетициях формируется целостное выступление. Это объясняется возрастными особенностями участников.

Работа с первоклассниками ведется в игровом режиме. Занятия обычно проходят в спортзале помещения для младшей школы. В нем нет музыкального инструмента, зато есть лестницы, тренажеры и большое свободное помещение. Первые 15 минут занятия преподаватель дает детям возможность выплеснуть энергию и «набегаться», иначе очень сложно удержать их внимание. В условиях начальной школы основными жанрами устного народного творчества для развития духовно-нравственного потенциала ребенка являются сказки, пословицы, поговорки, загадки, потешки, былины. Они погружают ребенка в доступные и близкие ему бытовые отношения, вводят в сложный мир человеческих взаимоотношений, где неизбежны отношения добра и зла, правды и кривды, любви и ненависти, учат не отступать от трудностей, бороться за справедливость. На данном этапе работа с детьми строится в основном на разучивании народных детских частушек, постановке коротких сказок, небольших песен. Ребята охотно играют роли козы, медведя, с интересом переодеваются в странные костюмы и наносят грим. В течение занятия делаются игровые паузы, чтобы у детей была возможность побегать и поиграть. Дети охотно воспринимают игры «Золотые ворота», «У дядюшки Трифона», «Колечко», в процессе которых нужно проявлять свое внимание и реакцию.

Ученики с интересом воспринимают и творческие задания, которые подразумевают работу руками. Они охотно рисуют «лубочные картинки» с изображениями масленицы, колядовщиков и пр., с интересом лепят мукосольки (игрушки из смеси соли и муки, которые потом можно раскрашивать), делают свистульки из глины. Подобные занятия учат детей концентрировать внимание, развивают усидчивость, и одновременно влияют мелкую моторику рук, которая воздействует на развитие мозга.

Именно для учащихся младшего школьного возраста очень важно поддержка родителей, их заинтересованность в жизни ребенка. Именно поэтому руководитель старается привлекать родителей учащихся для помощи в работе с детьми. Так как за большинством первоклассников в школу приходят мамы или бабушки, то они часто задерживаются на репетициях. Родители помогают проводить игры для учеников, шьют народные костюмы, готовят традиционные чаепития. Таким образом, создается неформальная, «семейная» обстановка общения. Ребенок воспринимает педагога не только как учителя, но и как старшего товарища, вторую маму. Одновременно с этим родители знакомятся друг с другом, что благотворно влияет на укрепление дружеских связей между детьми в коллективе. Следовательно, родители становятся первыми помощниками педагога.

Занятия с учащимися среднего и старшего школьного возраста проходят в помещении с музыкальным инструментов. Дети начинают интересоваться традициями. На данном этапе постепенно вводится теоретический материал, некоторые занятия посвящены созданию кукол из ниток или мочала, плетению элементов народного костюма, создание поясов, вышивка на сарафанах и рушниках. Вводится большое количество народных песен, которые четко отрабатываются. Дети принимают участие в традиционных школьных праздниках, ходят колядовать, принимают участие в организации масленичных игр и пр. Дети разучивают народные танцы. На данном этапе руководитель знакомит учащихся с формой вертепного представления. На каждом занятии коротко вводится теория. Рассказывается о сути вертепа, его традициях, устройстве вертепного ящика, главных героях. Разучивается песенное сопровождение представления. Детям очень нравится возможность водить куклы. Они разучивают текст и соревнуются, у кого лучше получается. Так как вертепное представление состоит из двух частей с большим количеством персонажей, то возможность выступить в качестве кукольника предоставляется всем желающим. Вторая часть состоит из небольшого количества бытовых юмористических сценок, поэтому состав «актеров» может постоянно меняться, не вызывая грубых заминок.

Работа со старшими участниками ансамбля строится по иному принципу. Так как на старшем этапе возрастает нагрузка в школе и многие занимаются дополнительно, то репетиции ансамбля начинаются около 15-16 часов, но вследствие низкой утомляемости участников и их устойчивой мотивации, занятия могут продолжаться до двух часов. На данном этапе ученики охотно разучивают народные пляски, причем танцы парами не вызывают смущения или смеха как на ранних этапах. Ансамбль активно взаимодействует со школьной театральной студией «Ключ» (руководитель Венгерович Марина Ильинична). В представлениях делаются вставки с участием ансамбля, дети поют или принимают участие в действии. У руководителя был опыт постановки народной драмы («Барин»), но ее особенность заключается в том, что основными действующими лицами являются мальчики, которых в ансамбле меньшинство. Из-за подобного положения вещей руководитель иногда уходит от традиционного сценария и вводит других персонажей: барыню и служанку. Также на старшем этапе неизменно снижается интерес к традиционному исполнению, поэтому вводятся выступления в этностиле. Например, учащиеся поют песни по-английски в русском стиле, или же делают из популярных английских песен своеобразные диалоги. Например, в известной песне группы Beatles “Back in USSR” английские куплеты перемежаются с народными перепевами «Задушевные товарочки». Подобные эксперименты хоть и снижают этническую ценность выступления, зато повышают интерес учащихся и зрителей.

Участники ансамбля ежегодно принимают участие в различных детских фестивалях таких, как «Северные роднички», на которых достойно себя показывают. Также раз в два-три года организуются поездки на фестивали в других городах (Архангельск, Вологда, Вельск). Ребятам очень нравится подобный вид деятельности, так как они знакомятся с другими городами. Следует отметить, что к подобным поездкам дети тщательно готовятся и относятся очень ответственно. Старшие ребята берут шефство над младшими. Девочки заплетают малышкам косички, следят за чистотой у них в комнатах, корректируют их поведение. В конце поездки, как правило, младшие начинают называть старших «моя Вера» или «моя Алена». Такие поездки сплочают коллектив, и затем в течение многих месяцев заново переживается тот опыт, дети делятся впечатлениями, охотно разучивают новые игры и пляски.

Коллектив постоянно развивается, реализует новые творческие идеи. В этом году ребята занялись поморской говореей. Руководитель отмечает, что мотивация учеников повысилась, и с ними стало очень интересно работать. Ребята полюбили северную речь, с удовольствием осваивают новые слова и стиль произношения и говорят так, как будто родились и жили в глухой северной деревне, большой интерес вызывают северные песни.

Русский фольклор несомненно вносит свою неоценимую лепту в развитие эстетического воспитания подрастающего поколения. Только народное творчество закладывает основы художественной культуры. Но не стоит забывать о том, что помимо игр, плясок и сценок, фольклор – это коллективное художественное творчество, главенствующую роль в котором выполняет песня. Именно песня является душой, носителем моральных и этических норм любого этноса. «Русская народная песня,– писал П.И. Чайковский, – есть драгоценный образец народного творчества, ее самобытный, своеобразный склад, ее изумительно красивые мелодические обороты требуют глубочайшей музыкальной эрудиции, чтобы приладить русскую песню к установившимся гармоническим законам не искажая ее смысла и духа».

Руководитель ансамбля отмечает, что русская народная песня разнообразна своим богатством и жанровой стилистикой. Песни бывают исторические, бытовые, календарные, походные, свадебные и т.д. Все они передают чувство, мысли, идеалы русского человека, отражают всю его жизнь. Можно сделать вывод, что песня сопровождала человека на протяжении всей его жизни. Именно поэтому изучение различных видов песен наиболее полно приобщают ребенка к традициям своего народа. Следует отметить высокий педагогический потенциал песен, важных для эмоционального, нравственного, идейного воспитания детей. Песни, в отличие от диалогов, повторяются несколько раз, поэтому они запоминаются лучше и дольше остаются в памяти. Таким образом, пение способствует не только развитию речевых центров, но и прививает определенные нравственные и моральные устои. В отличие от современных мелодий каждая народная песня имеет свой исторический и социальный контекст, и если мы знакомим учащихся не только с текстом, но и со всей парадигмой песни, то таким образом воспитываем и уважение и понимание своей истории. Обучение пению затрагивает целый комплекс проблем, которым могут быть посвящены целые тома книг. Целью нашей работы является лишь показать возможности народной театрализации в школе, неизменной частью которой являются народные песни.

Поводя итоги, можно сказать, что прикоснувшись к прекрасному, к творчеству, детская душа стремится к усовершенствованию; она начинает сама работать. Так рождаются благородство, определенный артистизм, расширяется круг интересов. Человек уже с детских лет вырастает духовно богатым, далее обогащается его духовный потенциал. Тем не менее, ребенок очень хрупок и чутко реагирует на все проявления со стороны взрослых. Несмотря на то, что дети очень активны и с удовольствием воспринимают перемены видов деятельности, тем не менее, им очень сложно перестраиваться с одной модели преподавания на другую. Именно поэтому занятия в фольклорном ансамбле строятся по принципу комплексности, когда занятия театром перемежаются с уроками музыки, играми, поделками и танцами. На одном занятии руководитель чередует различные виды деятельности, что позволяет поддерживать внимание и интерес учащихся, так как если ребенку не нравится один вид деятельности, он все равно придет на занятие, зная, что займется тем, что ему нравится.

Специфика данного творческого ансамбля заключается в том, что его посещение является бесплатным и абсолютно добровольным. Детей не принуждают ходить на занятия, не ставят оценки и очень редко ругают, что способствует созданию благоприятной дружеской атмосферы. Именно поэтому участники возвращаются вновь и вновь и проводят долгие часы на занятиях. На определенном этапе (13-15 лет) данная позиция преподавателя кажется слишком мягкой, и дети, по выражению Елены Викторовны «садятся на шею», но терпение и самоотдача руководителя приводит к тому, что постепенно атмосфера налаживается. В данном случае помогает и совмещение занятий для групп среднего и старшего возраста, когда присутствие старшеклассников накладывает определенные психологические ограничения на поведение школьников.

Говоря о методике своей работы, руководитель отмечает, что системный подход обеспечивает последовательность в работе с детьми, что является залогом успешного развития коллектива. Работа с детским фольклорным ансамблем значительно отличается от остальных форм кружковой деятельности, так как погружение в национальную среду требует от руководителя знаний в различных областях (пение, рукоделие, театр, танец). Вся деятельность коллектива построена на принципах театрализации, так как речь идет о традициях и обычаях, которые больше не существуют. Ребята каждый раз погружаются в роль древнерусского человека и учатся воспринимать мир его глазами, основываясь на песенных приданиях, играх, традициях. Огромную роль в работе играет обращение к формам народного театра, которые позволяют учащимся проявить себя, познавая культуру народа через деятельность.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...