Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уровни научного познания




1)эмпирический

2)теоретический


132.Задание №7CF0E9

Научные знания, в отличие от обыденных,

1)отражают окружающую действительность

2)предполагают проверку истинности полученных сведений

3)формируются на основе жизненного опыта

4)передаются из поколения в поколение

133. Задание №DD2F42

Какое из перечисленных утверждений опирается на повседневный опыт и не требует развернутых обоснований?

1)«законы, открытые Ньютоном, действуют только в земных условиях»

2)«перед засухой муравьи ищут для жилья затемненные, влажные впадины»

3)«в озоновом слое Земли появились дыры»

4)«при дыхании человек поглощает кислород и выдыхает углекислый газ»

134. Задание №54E65F

Верны ли следующие суждения о ложном знании?

А. Ложное знание может быть следствием предубеждений и пристрастий.
Б. Ложное знание может быть следствием недобросовестности исследователя.

135. Задание №23831D

Научные знания отличаются от обыденных тем, что они

1)отражают окружающую действительность

2)предполагают проверку истинности полученных сведений

3)формируются на основе наблюдений

4)передаются из поколения в поколение

136. Задание №d4c09f

В некоторых странах, где в пищу употребляют морских моллюсков, рыбаки не ловят моллюсков в определённые месяцы года. Данное правило является результатом

1)выдвижения научной теории

2)проведения научного эксперимента

3)обоснования научной гипотезы

4)опыта повседневной жизни

137. Задание №5405D5

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Описание объекта; 2) метод познания; 3) социальный эксперимент; 4) историческая аналогия; 5) классификация.

Задание №4e18b5

Истинным можно считать лишь то знание, которое

1)известно большинству людей

2)соответствует предмету изучения

3)отражает позицию учёного

4)всегда имеет практическое применение

138. Задание №d21521

Что отличает истинное знание?

1)логическая стройность изложения

2)соответствие выводов реальному объекту

3)практическая значимость полученных результатов

4)использование методов исследования

139. Задание №7F4827

Найдите в приведенном ниже списке характеристики чувственного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)отображение целостного образа непосредственно воздействующего предмета

2)отражение отдельных свойств предметов, воспринимаемых в данный момент

3)установление взаимосвязи различных понятий

4)обобщение и выделение группы предметов на основе общих признаков

5)получение новых суждений на основе уже имеющихся

6)сохранение в памяти целостного образа предмета

140. Задание №3A3AD7

Верны ли следующие суждения об истине?

А. Истина относительна, потому что возможности познания зависят от реальных исторических условий времени.
Б. Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки, научными методами.

141. Задание №D16ECA

Что из перечисленного характеризует искусство?

1)поиск теоретических знаний о природе и обществе

2)эстетическое освоение окружающего мира

3)практическое освоение окружающего мира

4)установление сущности природных и социальных явлений

142. Задание №6FF25D

Верны ли следующие суждения о научном познании?

А. Научное познание отличается от обыденного стремлением к максимальной объективности в описании изучаемых предметов и явлений.

Б. Научное познание отличается от обыденного особым языком, используемым для описания изучаемых предметов и явлений.

143. Задание №14DE83

Проблема социальной ответственности ученого приобрела особую остроту, так как

1)ученые подошли к открытиям, имеющим непредсказуемые последствия

2)в науку проникло много непрофессионалов и дилетантов, не способных на серьезные открытия

3)общество утратило контроль за деятельностью ученых

4)законодательная база науки постоянно обновляется

144. Задание №44447b

К отличительным особенностям научного знания относят

1)объективность выводов

2)отражение позиции исследователей

3)образное отражение мира

4)практическую применимость всей информации

145. Задание №701CB2

Верны ли следующие суждения о формах познания?

А. Ощущения – это результат непосредственного воздействия объекта на органы чувств.
Б. Каждое понятие в сознании человека находится в определенной связи с другими.

146. Задание №52942f

Истина – это знание, соответствующее

1)познаваемому объекту

2)идеалам справедливости

3)принципам нравственности

4)позиции большинства

147. Задание №43384C

Истина – это знание,

1)отражающее объективные свойства предмета

2)содержащееся в научном трактате

3)добытое только научным путем

4)доступное каждому

14. Задание №D27FB6

Что отличает искусство как форму познания?

1)предъявление требований к познавательной деятельности человека

2)объяснение социальных явлений

3)отражение мира в художественных образах

4)выражение сущности явлений и процессов

149. Задание №dabdd3

Какой метод получения знаний используется преимущественнона теоретическом уровне научного познания?

1)выдвижение гипотезы

2)проведение наблюдений

3)эмпирическое описание научных фактов

4)осуществление эксперимента

150. Задание №17D4FF

Что из перечисленного характеризует эмпирический уровень познания?

1)обоснование гипотез

2)объяснение закономерностей

3)описание предметов и явлений

4)обобщение в форме теорий

151. Задание №9AB737

Обыденные (житейские) знания основаны на

1)научном обобщении достоверных фактов

2)здравом смысле

3)эстетическом освоении действительности

4)экспериментальных данных

152. Задание №0835d1

Знания, соответствующие предмету познания, принято считать

1)наблюдением

2)гипотезой

3)методом

4)истиной

153. Задание №EF3905

Найдите в приведенном списке характерные признаки искусства. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)установление границ свободы личности

2)выстраивание системы доказательств

3)форма познания мира

4)образное отражение действительности

5)эмоциональное воздействие

6)логическая стройность

154. Задание №ccf53c

Верны ли следующие суждения о социальном знании?

А. Социальное знание в определённой мере зависит от интересов субъектов социального познания.
Б. Социальное знание характеризуется единообразием взглядов и подходов.

155. Задание №DE6C55

Верны ли следующие суждения о процессе познания?

А. Только благодаря органам чувств человек овладевает истинными знаниями.

Б. Научное познание всегда протекает независимо от чувственного опыта.

156. Задание №5ECEB8

Верны ли следующие суждения о критериях истинности знания?

Критерием истинности знания является(-ются)

А. простота, ясность и непротиворечивость знания.
Б. соответствие знания общепринятым представлениям.

157. Задание №873CB1

Абсолютная истина, в отличие от относительной, представляет собой

1)обоснованную гипотезу

2)исчерпывающее знание

3)объективное знание

4)конкретное знание

158. Задание №BA0A9D

Верны ли следующие суждения об отличии искусства от науки как способа познания мира?

А. Наука добивается объективности, авторы произведений искусства вкладывают в них свои чувства.
Б. Научные методы преимущественно рациональны, в искусстве преобладает образность.

Задание №55FF2F

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Общество – это целостная система, многоаспектное образование. (Б) Наиболее существенную роль в развитии общества играет политика. (В) Мыслители, отдавшие первенство экономической сфере общественной жизни, заблуждались. (Г) В недавно вышедшем философском словаре понятию «общество» посвящено несколько статей. (Д) Среди авторов статей словаря не только философы, но и социологи и экономисты.

Определите, какие положения текста имеют

1)фактический характер

2)характер оценочных суждений

3)характер теоретических утверждений

Научная теория общественного прогресса нуждается не в субъективных критериях, отражающих неспособность мыслителей разобраться в сложном характере социального развития, а в критерии объективном, не зависящем от произвола исследователей.

Сложность выявления критерия общественного прогресса обусловлена, в частности, тем, что общество представляет собой сложную систему, включающую огромное количество элементов и процессов. Эти различные составляющие также развиваются, поэтому к ним тоже должно быть применимо понятие прогресса. Если рассматривать общество как систему, то различные его составляющие представляют собой подсистемы, каждая из которых способна к прогрессивному развитию и имеет свой критерий развития… но ни один из них не может дать представления о прогрессе общества в целом.

Развитие общества как системы вовсе не означает, что все ее подсистемы развиваются одинаково. Развитие различных сторон общественной жизни совершается очень часто неравномерно. Более того, прогресс в одних областях осуществляется на фоне регресса в других областях. Например, такая форма общественного сознания, как искусство, вовсе не обязательно достигает особого расцвета в период бурного развития производительных сил…

При всей сложности и внутренней противоречивости общественного прогресса вопрос о его критериях не только не снимается, но, наоборот, приобретает особую важность. При этом любой критерий, взятый из области общественного сознания (морали, права и т.д.) не может быть единственным общеисторическим критерием, поскольку взгляды людей сами меняются под влиянием условий общественной жизни… Также и критерии, относящиеся к одним лишь экономическим категориям, не позволяют правильно понять природу и сущность социального прогресса.

Для преодоления однобокости этих критериев, следует указать такую фундаментальную философскую категорию, которая характеризует глубинную сущность жизни и деятельности человека. Такой категорией, на наш взгляд, является категория свободы.

(Г.И. Эрзин)

159. Задание №AA0F21

Автор пишет, что любой критерий, взятый из области общественного сознания, не может быть единственным общеисторическим критерием. Чем это объясняется? Опираясь на обществоведческие знания, приведите два собственных примера, иллюстрирующие этот вывод.

160. Задание №9C85D4

В чём, по мнению автора, состоит противоречивость общественного прогресса? Какие две области общественной жизни сопоставляет автор в своем примере, иллюстрирующем противоречивость прогресса?

161. Задание №B1DC70

В качестве основного общего критерия общественного прогресса автор предлагает категорию свободы. Согласны ли Вы с этим? Выскажите свое мнение и, используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента в его обоснование.

162. Задание №0F69DF

Какая черта, названная автором, должна отличать критерий общественного прогресса с точки зрения научной теории? Чем вызвана сложность выявления критерия прогресса общества в целом?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...