Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внешность 12 страница




Поскольку ребенок в этой ситуации никогда не получает настоящей люб­ви, но при этом становится полностью зависим от родителей, у него часто развивается сильный страх их потерять. Ребенок постоянно чувствует себя наполовину брошенным и боится, что его бросят совсем. Эта ситуация особенно сбивает с толку как родителей, так и посторонних. На первый взгляд парадокс — любящие родители и внешне здоровый ребенок, который почему-то боится, что его бросят. В* результате родители начинают еще сильнее баловать свое дитя, отчего его страх нисколько не уменьшается. Позже, во взрослой жизни у таких людей постоянно возникает страх, что его бросит любимый человек, и они начинают окружать любимого чрезмер­ной приторной нежностью, совсем как когда-то поступали его родители. Гомеопаты, ожидающие, что Natrum muriaticum будет обязательно неэмоци­онален и неспособен к проявлению нежности, пропускают как минимум половину представителей этого типа.

Прилипчивый ребенок Natrum muriaticum любит ухаживать и заботиться о других. Он научился этому у своего зависимого родителя. Он любит играть в дочки-матери, ухаживать за своей собачкой и заботиться о взрослых, которые каким-либо образом в этом нуждаются. Цель в жизни такого человека — помогать другим, и во взрослой жизни эти мечты обычно реализуются, часто во вред ему самому. Подобно собственным родителям, использующим любую возможность упрочить зависимость ребенка от них (провоцируя у него разви­тие всех видов слабости и болезненности), ребенок любит, когда болеет его собачка и можно за ней ухаживать. Естественно, что удовольствие это будет неполноценным, оно будет отравлено страхом потерять любимое существо.

На приеме прилипчивого ребенка Natrum muriaticum очень легко перепутать с Pulsatilla, особенно если у него светлые волосы. Каждый раз, отвечая на вопрос, такой ребенок будет вопросительно глядеть в сторону матери. При­липчивые девочки Natrum muriaticum продолжают держаться за мамину юбку вплоть до семнадцати лет, а в последующем прилипнут к своему мужу. Обыч­но родители привыкли гордиться таким «положительным» ребенком и окру­жать его гиперопекой. Они просто сходят с ума, когда ребенок находится где-то вне их досягаемости, а когда выросший ребенок покидает родительский дом, они в равной степени горюют и беспокоятся. Индивидуумы Natrum muriaticum с большим трудом отпускают что-либо — эмоции или людей.

На самом деле прилипчивый ребенок Natrum muriaticum очень предан своим родителям. Он готов ради них на все, как и они для него. Он готов многое им простить и закрыть глаза на их недостатки. Родителям это очень приятно, но в последующем это создает множество проблем: когда вырос­ший мальчик Natrum muriaticum женится, на первом месте для него по-

прежнему останутся его родители. Часто ему придется разрываться между собственной семьей и родителями, пытающимися по-прежнему руководить им и вмешиваться в его жизнь. Верный своему прошлому, он продолжает терзаться чувством вины при одной мысли о том, что может расстроить своих родителей, даже когда их поведение угрожает его браку.

Значительное большинство прилипчивых детей Natrum muriaticum во взрос­лом возрасте на первое место ставят своих родителей и лишь потом — своих партнеров, а когда у них появляются собственные дети, ставят на первое место ребенка, опять отодвигая партнера на задний план. Совсем недавно ко мне обратилась женщина со множеством жалоб, самой тяжелой из которых была ее неспособность отпустить от себя своего сына. Она была давно разведена с мужем, а ее девятнадцатилетний сын жил с отцом. Она встретила новую любовь, разведенного мужчину, живущего в другом городе. Ей хотелось уехать к нему, однако она никак не могла расстаться с сыном. Она говорила, что нужна сыну, так как он ищет работу, а она может помочь ему в этом. По ее словам, как только он найдет работу, она сразу уедет. Однако сын искал работу уже много месяцев, и конца этим поискам видно не было. Постепенно она признала, что нуждается в сыне больше, чем он в ней, и больше, чем она нуждается в новом любимом человеке. Создавалось впечатление, что она втай­не надеялась, что сын так и не найдет работу, и поэтому не особенно стара­лась помочь ему. Также было похоже, что сын не торопится найти работу, чтобы не отпускать мать от себя. Подобная трясина взаимной зависимости очень типична во взаимоотношениях индивидуумов Natrum muriaticum. Пре­парат в высокой потенции может во многом помочь Natrum muriaticum отпу­стить от себя другого человека и пережить связанную с этим боль.

Контроль

Индивидуум Natrum muriaticum постоянно находится под жестким самоконт­ролем. Чем более закрытой личностью он является, тем больше развит его самоконтроль, поскольку, чтобы не показывать своих эмоций, а также чтобы избегать провоцирующие их ситуации, нужно постоянно за собой следить. Даже самые открытые Natrum muriaticum находятся под неусыпным контролем сознания. Определенные темы являются для Natrum muriaticum табу, кроме того, он постоянно озабочен тем, чтобы угодить людям и не получить неодоб­рения с их стороны. Индивидуумы Natrum muriaticum постоянно планируют свою жизнь. Они любят, чтобы не осталось ни одного непредвиденного собы­тия, чтобы все концы сошлись с концами, чтобы все прошло идеально и не было никакого повода для расстройства. Им это нужно по ряду причин. Во-

первых, они не любят расстраивать других людей. Если кто-то расстроится, они будут чувствовать себя виноватыми, а для них это чувство невыносимо. (Это уходит корнями в детство, когда они чувствовали себя виноватыми, если не получали любви. ) Во-вторых, непредвиденные события чреваты эмоциями, а они избегают их любой ценой, так как эмоции могут обнажить спрятанные в душе раны. И наконец, они могут показаться слабыми, глупыми, смешными, а это невыносимо для них, так как они-видят в этом разновидность отверже­ния — в их душе одновременно оживает чувство брошенности и чувство соб­ственной неполноценности.

Конституция Natrum muriaticum — прямой продукт нашей цивилизации. Я думаю, что на заброшенных островах Тихого океана, в примитивных сообще­ствах, почти не было этого типа, пока там не появился белый человек. В таких райских уголках, если они сохранились до сих пор, женщины любят своих детей естественной любовью, не отягощая свое чувство нездоровыми эмоция­ми. Матери там проводят со своими детьми много времени, при этом не опекая их чрезмерно, давая им достаточно много «телесного» контакта, осо­бенно в младенческом возрасте. Отец уходит на охоту или на рыбалку, но он никогда не поставит свою карьеру выше семьи. Он работает для семьи и никогда не нарушит эту иерархию ценностей, в отличие от многих «цивили­зованных» мужчин, тратящих все больше и больше энергии на свою работу и думая о ней, даже приходя домой.

Когда человек стал цивилизованным, он лишился естественности. От него ждут приверженности к определенному кодексу поведения, не зависящих от него чувств, а нарушение этого кодекса влечет за собой определенное наказа­ние. Он учится подавлять свои чувства, а внешний вид становится все более важным в ущерб внутреннему содержанию. Человек теряет контакт с любимы­ми людьми, вместо этого все больше времени тратя на погоню за престижем, положением в обществе и личным комфортом. Чтобы втиснуться в ограничен­ные рамки этого неестественного мира, он учится врать — сначала другим, а затем и себе. В глобальном смысле человечество движется в том же направле­нии, что и ребенок Natrum muriaticum. Оно постепенно теряет свою душу, довольствуясь жалкими суррогатами. Общество производит субъектов Natrum muriaticum, а они двигают общество.

Существует тысяча и один способ, с помощью которых субъект Natrum muriaticum держит под контролем себя и свою жизнь. Самый простой при­мер всепроникающего контроля Natrum muriaticum, который приходит мне в голову, — экстраординарная приверженность англичан викторианской эпохе «приличий», которые заставляли прятать «под ковер» все неприят­ности и недоразумения. Вежливость считалась наивысшей добродетелью, а

мание этикета было непременным условием успеха. Относительно влиятель­ные члены правящих классов во всем мире до сих пор большое внимание уделяют церемониям, манерам и способности держать себя в руках. Подоб-ны e люди почти всегда принадлежат к конституции Natrum muriaticum, хотя теперь благодаря обезличиванию социальной системы к ним примешивается все больше других типов, прежде всего Kali и Arsenicum album.

Основная задача самоконтроля Natrum muriaticum — не позволять себе проявлять эмоции. Это может сделать их крайне скованными и неестествен­ными. Они также могут распространить свой контроль на других людей, часто не осознавая этого. Некоторые предметы оказываются запрещенными для обсуждения, и Natrum muriaticum может не допустить их обсуждения самыми разными путями. Он может небрежно отмахнуться от разговора: «Не говори глупостей! » — либо искусно перевести разговор на другую гему. Затем может пойти в ход тихий, но упорный отказ, который стано-иится тем более упорным, чем больше игнорируется: «Ведь это не тема для Осуждения, не правда ли? » Постепенно эта тактика сменяется на скрытую угрозу, обычно в форме шантажа. Например, жена цедит сквозь зубы: «Дорогой, я думаю, мистер Хансворд-Смит уже знает о твоем последнем литературном увлечении? », имея в виду пачку «Плейбоев», найденных у мужа в кабинете. (Этот вид шантажа очень комичен, когда его пародируют, как в популярном комедийном сериале «Fawlty Towels», в котором Сивил­ла, типичнейшая женщина Natrum muriaticum, терроризирует своего мужа Бэзила неожиданными появлениями в их гостиной. )

Когда кто-то посещает дом, находящийся под контролем индивидуума Natrum muriaticum, особенно относительно состоятельного, то кажется, будто попал в музей или больницу — все так чисто, аккуратно, даже не верится, что здесь кто-то живет. Детям, растущим в таком доме, быстро дают понять, что их должно быть видно, но не слышно и они должны быстро восстанавливать порядок, если ненароком нарушат его громким шумом или намусорят. Такие дома похожи на выставочные экспонаты — безукоризненно чистые, но лишенные сердца.

Склонность индивидуумов Natrum muriaticum постоянно контролировать свое окружение делает их прирожденными консерваторами. Любые перемены выг­лядят как угроза, так как их нельзя полностью контролировать. Особенно хорошо это видно в наиболее консервативных религиозных и политических организациях, члены и сторонники которых в значительной мере состоят из Natrum muriaticum. Хороший пример — консервативная партия Великобрита-нии. Почти все члены парламента и министры от этой партии — выходцы из частных элитарных школ, где они научились рационализму и умению скры-

вать эмоции в себе. Их выступления почти всегда выдержаны в строгой благо­родной манере и направлены в защиту традиционных (натриумных) ценнос­тей — Законности и Правопорядка, Нравственности и Стабильности. Этикет парламента сам по себе является отражением того, что большинство его пре­жних и нынешних членов относятся к типу Natrum muriaticum с его любовью к строгому порядку. Парламентарии должны обращаться к своим ненавистным противникам «достопочтенный джентльмен», а обвинение во лжи является серьезным оскорблением. Это очень похоже на порядки внутри многих семей Natrum muriaticum, где самое важное — внешнее проявление уважения, незави­симо от того, заслужено оно или нет, и все должны поддерживать лицемерие друг друга. «Ты не должен подвести команду! » — очень типичный для Natrum muriaticum лозунг. А самый верный путь подвести команду — показать свои эмоции. (То, как консерваторы проводят свои съезды, — еще один классичес­кий пример пристрастия Natrum muriaticum к контролю. )

Англиканскую церковь часто называют «консервативной партией для ве­рующих». Это хотя и шутка, но она содержит большую долю истины. Анг­ликанская церковь обращена к прошлому, чтобы избежать трудных вопро­сов, предпочитая функционировать как источник ощущения безопасности для своей паствы и освобождая ее от бремени вины. Для индивидуумов Natrum muriaticum все это выглядит очень привлекательно, и церковь заме­няет им мать, прощая их, но в то же время периодически напоминая об их грехах. Еженедельные воскресные посещения церкви дают им чувство очи­щения от внутренней темноты, а также чувство принятия, которое им столь необходимо. (Англиканская церковь — не единственная церковь, излишне переполненная индивидуумами Natrum muriaticum, с их надеждами и стра­хами. Это же можно сказать о любой церкви, будь то католическая, еванге­лическая или строгая пресвитерианская. )

Теперь, когда от меня, по-видимому, отвернется некоторая часть моих читателей, продолжим. В обществе, состоящем преимущественно из индиви­дуумов Natrum muriaticum, недостатка в обиженных не будет!

Существует много других путей, с помощью которых индивидуум Natrum muriaticum поддерживает контроль и боится этот контроль потерять. Он может избегать сходиться с людьми слишком близко, так как это может спровоцировать появление неконтролируемых эмоций. Многим Natrum muriaticum крайне важно сохранение собственной независимости, так как это позволяет им беспрепятственно контролировать свою жизнь. Особенно они избегают ситуаций, в которых им приходилось бы полностью поло­житься на волю других. Например, женщина Natrum muriaticum не может летать в самолете или боится, когда кто-то подвозит ее на машине. Другая

ситуация, угрожающая выйти из-под контроля индивидуума Natrum muriaticum и поэтому кажущаяся ему опасной, — гомеопатический опрос. Ничего не может быть страшнее для Natrum muriaticum, чем говорить о себе, когда беседа находится под контролем гомеопата.

Самоотречение и желание давать

Многие Natrum muriaticum, особенно женщины, имеют пристрастие к тому, чтобы давать. Natrum muriaticum вообще очень склонен к пристрастиям и зависимостям, поскольку это эмоционально зависимый тип, а желание давать у Natrum muriaticum является одной из его основных зависимостей. Пристрас­тие — один из способов избежать эмоциональной (и физической) боли, и именно поэтому индивидууму Natrum muriaticum так необходимо давать. В детстве Natrum muriaticum учится добиваться принятия, угождая другим, и эта привычка усиливается чувством собственной неполноценности, которое ха­рактерно для большинства Natrum muriaticum. Они рассуждают примерно так: «Я — плохой (иначе меня бы любили), но если я буду все время отдавать, я стану лучше и смогу заслужить некоторого признания и даже, может быть, немного любви». Конечно, такие рассуждения происходят в основном на бессознательном уровне, но глубинная психотерапия может вывести их на поверхность почти у каждого человека Natrum muriaticum, который в начале психотерапевтического сеанса еще остается в полном сознании. Как только это осознание происходит, пациенты понимают, что им вовсе не нужно да­вать, не нужно закрываться с помощью этого от своей эмоциональной боли, а ее необходимо полностью пережить и выплакать наружу до конца. Как только это происходит, они становятся свободны в своих действиях и вольны делать то, что подсказывает им их сердце, — оно может побудить их давать, а может и не сделать этого. Большинство индивидуумов Natrum muriaticum чувствуют вину, когда они не дают, поскольку окружающие их Natrum muriaticum, сами страдающие от глубоко засевшего в них комплекса неполноценности, внушили им, что нельзя ничего сделать для себя. Нормальный человек будет давать от избытка сердца и вряд ли даст, если не почувствует этого избытка. В отличие от него субъекты Natrum muriaticum дают из чувства долга и из страха, что их сочтут плохими.

Эгоизм — самый страшный грех для многих Natrum muriaticum. Это не только та вещь, которую они избегают всеми возможными способами, но это также излюбленное обвинение, использующееся для сохранения контро­ля над своими детьми.

Во время психотерапии часто всплывает чувство враждебности по отноше-

нию к своим родителям, и эта враждебность тяжело переживается большин­ством пациентов Natrum muriaticum, так как им крепко внушили, что это чувство эгоистичное и запретное. Проходит немало времени, прежде чем пациент позволит себе иметь это чувство, и еще больше времени, пока он перестанет упрекать себя в эгоизме.

Многие пациенты Natrum muriaticum оправдывают свое нежелание испы­тывать это чувство тем, что им не хочется завязнуть в жалости к себе, что кажется им эгоистичным. Они лучше будут радостны и будут помогать другим. Если бы это было так просто. Прятаться от собственных чувств за внешним радостным фасадом и за помощью другим — значит прятаться от правды. Но только встретившись с правдой лицом к лицу, Natrum muriaticum может залечить внутреннюю боль.

Тех, у кого «даваниемания» приняла наиболее запущенную форму, заме­тить достаточно просто. Они никогда не могут сказать «нет». Они все время стараются за кем-то ухаживать и предлагать свои услуги. Эта потреб­ность заботиться о ком-то была определена термином «взаимозависимость» [codependency]. В последнее время было опубликовано много литературы о «взаимозависимой» личности и о том, как ее изменить. Подавляющее боль­шинство таких людей — Natrum muriaticum^ и, если бы тысячи людей, связан­ных с «группами поддержки» приняли высокую потенцию этого препара­та, их выздоровление пошло бы гораздо быстрее. (По моим наблюдениям, прием Natrum muriaticum ЮМ значительно облегчает мою психотерапевти­ческую работу с этими людьми, открывая их навстречу эмоциям настолько, что они становятся в состоянии «встретиться» со своим прошлым и «рабо­тать» с ним. )

Пристрастие к тому, чтобы давать, особенно выражено у женщин Natrum muriaticum. To, что общество привыкло ожидать от женщин, значительно усиливает эту тенденцию. Очень трудно убедить кого-либо из этих пациенток, что их желание все время отдавать крайне нездорово, когда у них всегда наготове неверно понятые цитаты из Священного писания, а в обществе гос­подствует убеждение, что женщина должна служить другим, и ничего больше. Эмоционально здоровые женщины заботятся о других достаточно естествен­но, но они вполне могут сказать «нет», не ощущая при этом чувства вины и вполне могут думать о себе, не считая это эгоизмом.

Спросите у женщины Natrum muriaticum, почему она дает, и она скажет, что дает из «любви». В большинстве случаев это неправда, но Natrum muriaticum свято верит в эту ложь. Уже упоминавшаяся женщина, помогав­шая своему сыну найти работу, — хороший пример такого самообмана. Сначала она сказала, что действует из чувства любви к сыну, и сама верила

тому, что говорит. Однако когда я начал спрашивать более подробно, то постепенно и ей, и мне стало ясно, что она хочет помогать сыну, потому что сама остро в нем нуждается. В этом случае, конечно, была и определен­ная доля реальной любви и заботы, но не они заставляли эту женщину все время навязывать сыну свою помощь. Любовь никогда не заставляет и ниче­го не навязывает — в отличие от потребности.

Аналогично постоянному желанию давать Natrum muriaticum все время стремится принижать себя и избегать комплиментов. Это связано с тем, что в глубине души пациентка не любит мыслей о себе (Кент: «Самообвинения», «Стыд»). Связано это все с тем же дефицитом любви в детском возрасте. Даже относительно открытый индивидуум Natrum muriaticum% у которого были внешне любящие родители, имеет склонность принижать себя и испы­тывать чувство вины за свой «эгоизм». Причина этого в том, что родители были столь же зависимы от ребенка, как и он от них, и поэтому их любовь к нему не была свободной и безусловной.

Женщины Natrum muriaticum особенно склонны принижать себя, и проявля­ется это в тысяче разных мелочей. Женщине кажется, что она сказала людям что-то ужасное, хотя ничего такого не было. Следствием этого будут постоян­ные извинения: «Простите, я, кажется, сказала какую-то ерунду! », «Я вас ничем не обидела? », «Простите, что я вам надоедаю» и т. д. Естественно, что в их окружении могут оказаться люди, которые еще более усугубляют эту тенденцию. В первую очередь это родители, постоянно упрекающие ребенка в эгоизме, когда тот не слушается, или, того хуже, внушающие ребенку, что он глупый и никчемный. (Это может принимать разные формы — от относитель­но мягких наименований ребенка «дурачком» и «бестолковым» до прямых оскорблений типа «придурок», «осел» и т. п., хотя на ребенка они оказыва­ют примерно одинаковое негативное действие. ) Затем это могут быть братья, если в семье мальчикам позволено проявлять больший эгоизм, чем девочкам. И в конце концов эстафету принижения женщины перенимает муж, который может действовать осознанно и открыто либо с помощью тонкого покрови­тельственного поведения и шуточек. Но даже если женщине повезет и она встретит поддерживающих ее друзей и хорошего, чуткого мужа, которые постоянно будут пытаться уменьшить ее комплекс неполноценности, они ни­когда не смогут до конца убедить ее в том, что она — стоящий человек. Сколько бы она ни получала комплиментов, они не смогут уничтожить по­вреждение ее психики, полученное в ранние годы, когда ее убедили, что она не заслуживает любви. Тем не менее любовь обладает огромной целительной силой, стоит лишь Natrum muriaticum впустить ее в себя. Многие индивидуумы Natrum muriaticum постепенно приобретали самоуважение и самооценку от-

части благодаря тому, что позволяли себе открыто посмотреть в лицо внут­ренней боли, отчасти благодаря тому, что эта боль постепенно излечивалась под действием любви.

Обычно для Natrum muriaticum очень характерен стоицизм. Им кажется, что самоуничижение «закаляет душу», делает их сильными и неэгоистичны­ми. Женщина, которая постоянно суетится на кухне, готовя еду для всех, а потом даже не позволит себе присесть, вчасто является Natrum muriaticum. Социальный работник, отдающий своей работе всего себя, так что у него не остается ни минуты свободного времени, — обычно Natrum muriaticum (ра­бота в сфере социальных услуг привлекает Natrum muriaticum как лампа мотыльков). Фактически страдальцы и страдалицы всех мастей обычно отно­сятся к типу Natrum muriaticum независимо от их сознательных мотиваций. (Среди стоических страдальцев также встречаются индивидуумы Phosphorus, Staphysagria или Natrum carbonicum, но в сравнении с Natrum muriaticum их не так много. )

По мере усугубления эмоциональной патологии Natrum muriaticum само­уничижение превращается в саморазрушение. Мужчина, который работает семь дней в неделю по восемнадцать часов, часто относится к типу Natrum muriaticum. Он очень низко ценит себя, но пока чем-то занят и приносит пользу, он на время освобождается от ощущения собственной никчемности. Однако в конце концов подобное надругательство над собственным орга­низмом разрушит его. Место работы может занять алкоголь или наркоти­ки, которые позволяют заглушить внутреннюю боль, но постепенно убивают человека; в этом же ряду стоят булимия и нервная анорексия. Большинство людей, страдающих подобными нарушениями, относятся к типу Natrum muriaticum. Проститутки, которые торгуют собой, чтобы свести концы с концами, потеряли уважение к себе задолго до того, как вышли на панель, и почти не заботятся о том, будут они жить или умрут от СПИДа. Для наиболее эмоционально искалеченных Natrum muriaticum смерть не пред­ставляется чем-то ужасным — она несет с собой успокоение, и они ускоряют ее наступление всеми возможными способами.

Относительно эмоционально сохранного субъекта Natrum muriaticum бы­вает нелегко «вычислить» на приеме. Многие патологические черты Natrum muriaticum у него будут выражены очень мягко или вовсе отсутствовать. В этих случаях, особенно у женщин, может помочь вопрос: «Что вы предпо­читаете — брать или отдавать? » Многие относительно здоровые женщины Natrum muriaticum отвечают, что давать для них гораздо легче, а на вопрос о том, что они чувствуют, когда им приходится что-то брать, они говорят о смущении. Менее эмоционально здоровые пациенты говорят, что ощущают

при этом чувство вины. Пусть «смущение» не сбивает вас с толку — это просто смягченная форма стыда.

Перфекционист и трудоголик

I lame общество переполнено перфекционистами. Многие из них получают от гомеопатов Arsenicum album, однако нужно понимать, что перфекциони-стов Natrum muriaticum гораздо больше. Однако в реперториуме Natrum muriaticum не указан в рубрике «Педантичный», поэтому те, кто изучает гомеопатию, редко сразу осознают эту сторону препарата.

Стремление добиваться во всем совершенства у Natrum muriaticum имеет иную мотивацию, чем у Arsenicum album. Субъект Arsenicum album, видя беспорядок, ощущает собственную незащищенность, и именно это заставляет его быть столь педантичным. Другое дело Natrum muriaticum, который с детских лет усвоил, что он недостаточно хорош и единственный способ доказать обратное — де­лать все абсолютно идеально. Неважно, что исходное ощущение собственной неполноценности давно забылось и вытеснено в подсознание, а в детстве его вполне могли хвалить за достижения. Он чувствует собственную неполноцен­ность не потому, что плохо что-то делает. Просто он не получал достаточно любви и решил, что, «видимо, у него что-то не так». (Представители других конституциональных типов тоже могут не получить в детстве достаточно люб­ви, однако, по-видимому, именно субъекты Natrum muriaticum особенно чув­ствительны к дефициту любви в самом начале жизни, и их психика получает от этого большие повреждения. )

Многие педанты Natrum muriaticum имели педантов-родителей, но не все. У некоторых родители были вполне равнодушны к порядку, а некоторые были откровенно неряшливы. Стремление к идеальности не является просто копи­рованием родительского поведения. Оно неразрывно связано с чувством соб­ственной неполноценности.

Перфекционизм Natrum muriaticum может быть глобальным или касаться лишь отдельных вещей. Типично для Natrum muriaticum стремление идеально сделать свое дело, будь то учеба в школе или работа. Если ему не удается соответствовать собственным высоким стандартам, Natrum muriaticum стано­вится крайне самокритичен и преисполнен решимости в следующий раз сде­лать все как надо. Одним из аспектов перфекционизма Natrum muriaticum является исключительная аккуратность, как у мужчин, так и у женщин. Это и неудивительно, поскольку для этого типа важно не только что он делает, но и как он выглядит. Множество браков дало трещину и даже распалось вслед­ствие навязчивой педантичности супруга Natrum muriaticum.

Стремление к идеальной внешности, занимающее значительное время у многих женщин Natrum muriaticum, без сомнения, подпитывается и усугуб­ляется безумной рекламной индустрией, внушающей, что только безупреч­ный внешний вид может помочь девушке встретить хорошего парня и жить с ним долго и счастливо. По иронии судьбы попытки Natrum muriaticum получить идеальную внешность часто перечеркиваются юношескими прыща­ми, особенно в подростковом возрасте. Эти прыщи словно свидетельствует о том, что подсознательно женщина считает себя некрасивой, а ей постоянно об этом напоминают. Многие женщины Natrum muriaticum используют очень много косметики, пытаясь показать миру идеальную, подправленную и украшенную внешность. Женщины, которые чувствуют себя неуютно, вы­ходя из дома без косметики, почти всегда относятся к типу Natrum muriaticum. Они боятся, что все увидят, как «уродливы» они на самом деле. Субъекты Natrum muriaticum обоих полов обычно одеваются безукоризнен­но, если только их самооценка не падает максимально — в этом случае они перестают обращать внимание на то, как они выглядят. Последнее характер­но либо для самых бедных, либо для очень толстых Natrum muriaticum.

Для Natrum muriaticum не характерно полное перенесение своих высоких стандартов на других, как это делает Arsenicum album, однако на свою семью они их переносят. Наиболее печальным выражением этой тенденции является отношение таких Natrum muriaticum к своим детям, от которых требуют быть идеальными во всем и которые не удовлетворяются более низкими достижени­ями. В результате ребенок вырастает напряженным, неестественным, вечно боящимся не соответствовать высоким стандартам своих родителей.

На приеме я всегда спрашиваю о том, насколько пациент склонен к перфек-ционизму. Большинство Natrum muriaticum осознают эту черту. Многие Natrum muriaticum на вопрос: «Когда вы что-то делаете, важно ли, чтобы все было идеально безупречно? » — отвечают: «Я стараюсь, чтобы это было так».

Перфекционисты Natrum muriaticum часто являются еще и трудоголиками. Но эти две черты Natrum muriaticum могут отмечаться и независимо друг от друга. Трудоголик Natrum muriaticum не выносит праздности, а пассивные занятия, например чтение, рассматриваются многими из них как праздность. Подобно многим другим особенностям Natrum muriaticum эта черта связана с нежеланием оставаться наедине со своими чувствами. Беспокойство, испыты­ваемое трудоголиком в минуту ничегонеделания, сменяется довольно выра­женными чувством вины, тоской и отчаянием, но такие минуты случаются редко. Трудоголик Natrum muriaticum ненавидит выходные, если только он не проводит их за каким-то очень активным видом отдыха, а мысль о пенсии приводит его в ужас. Когда же он все-таки уходит с работы, он либо заполня-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...