Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Физические данные.




Для большинства специальностей внешность особого значения не имеет, для некоторых – имеет огромное. Например, модель, ведущая на телевидении и т. п. должны быть исключительно хороши собой. Но, когда мы говорим о физических данных, имеется в виду не только внешность, то есть не степень красоты человека. Физические данные подразумевают следующие характеристики:

а) Рост.

б) Телосложение.

в) Здоровье.

г) Эталон внешности, необходимой для успешной деятельности.

д) Речевые характеристики кандидата.

е) Возрастные ограничения.

ж) Пол.

Как видите, красота занимает в этом перечне только четвертую строку. Обычно важнейшим является здоровье кандидата, и легче всего понять, насколько кандидат здоров, если посмотреть на его телосложение: крепость и подтянутость тела показывают, что человек следит за своим здоровьем, напротив, сутулость и жировые складки говорят о невнимании к своему телу и – следовательно – к своему здоровью. Если вашему работнику нужно будет заниматься физическим трудом или постоянно быть на ногах, то в объявлении о вакансии следует особо указать на первые три пункта. Так вы честно укажете кандидатам параметры, по которым будет вестись отбор. Если для вакансии имеет большое значение правильное произношение, например, если вы отбираете кандидатов для работы диспетчерами на телефоне, то на первое место встанет не телосложение, а именно дикция. Клиентам по другую сторону телефона совершенно безразлично, здоров ли ваш сотрудник и крепок ли он телесно, но если он говорит так, точно не прожевал кусок мяса, то работать на телефоне ему противопоказано, как бы квалифицирован он ни был, ведь клиенты просто не смогут его понять.

 

Под квалификацией, в свою очередь, понимают:

а) Образование (уровень).

б) Тип школы, колледжа или необходимую университетскую подготовку.

в) Требуемую техническую, коммерческую или профессиональную квалификацию.

г) Необходимую конкретную профессиональную подготовку.

д) Опыт предыдущей работы (уровень, длительность работы на должностях) и ее виды (например, техническая, управленческая).

е) Другие необходимые навыки и знания.

Для каждой специальности требуется своя профессиональная подготовка. Соискатели, имеющие среднее образование (одиннадцатилетнее), имеют менее всего шансов на успех, поскольку в школе они получают базовое среднее образование и не слишком часто – дополнительное профессиональное, которое при приеме на работу неконкурентоспособно по сравнению с любым самым слабым колледжем и лицеем. Профессиональные технические училища и колледжи поставляют низший разряд кадров. Как правило, это ряд рабочих специальностей, обслуживающий технический персонал. В объявлении о вакансии вы обязательно должны уточнить, какое именно образование полагается иметь кандидату на вакансию. Но подходите к этому разумно.

Недавно мне рассказали феноменальную историю. Начался кризис, и в некоторых организациях зарплаты стали стремительно сокращаться. Понимая, что на зарплату прожить стало сложно, одна моя знакомая решила подыскать себе небольшую подработку. Она подумала, что лучше всего подрабатывать с тряпкой в руках, так и похудеть можно, и деньги заработать. Она открыла газету с объявлениями и увидела, что уборщица требуется в маленький театр – проводить влажную уборку зрительного зала после спектаклей. Каково же было ее недоумение, когда, позвонив по указанному телефону, она получила исчерпывающую характеристику вакансии: уборщица должна была иметь… диплом по специальности! На современном сленге работодателей это звучало как «высшее клининговое образование»… За «диплом уборщицы» театр предлагал фантастический заработок в 5000 рублей! Думается, искать персонал с университетским дипломом «от метлы» театр будет еще очень и очень долго.

 

Так что я вам советую все-таки подходить к квалификации соискателей с более разумными мерками. Во-первых, не забывайте, что уровень образования не всегда предполагает высокую квалификацию. Самое высокое и замечательное образование может оказаться в некоторых случаях совершенно не нужным. В далекие, советские еще, времена мои однокашницы после филфака оказались переводчицами на заводах. Не хотели девушки работать в школе после университета, а на производство их взяли с удовольствием как раз из-за престижного диплома. Результаты их переводческого труда были катастрофичны и даже вошли в свое время в анналы сети ФИДО… в качестве анекдотов.

Именно одной из этих филфаковских барышень принадлежит бессмертный перевод технического документа, в котором она рекомендовала «опустить голого проводника в ванну». Прочие ее рекомендации стоили этого проводника, так что начальство предпочло расстаться с молодой специалисткой, засчитав даже ей авансом те три года, которые барышня должна была отработать после вуза. Сами понимаете, даже университетское образование не гарантирует должной квалификации. А ведь вся языковая проблема здесь была не в плохом образовании, а в том, что барышня просто не владела переводом технических текстов, вот и купала она голых проводников. Зато мальчики после обычных технических вузов справлялись с таким переводом без проблем.

Во-вторых, опыт, который часто требуют от претендента на должность, тоже не всегда является показателем. Особенно странно читать в описании вакансии требование 3—5-летнего опыта работы, соотнося указанный производственный стаж с возрастом соискателя «от 18 лет до 25 лет». Это в каком возрасте нужно начать трудиться, чтобы к 18 годам обрасти подобным опытом, да еще по специальности? Мало того, что это логически несообразно, но чаще всего еще и не нужно. Указывая в вакансии подобные несообразности, вы только подчеркиваете, что согласны на любого соискателя, хотя, наверно, лучше просто сообщить кандидатам, что в случае успешного собеседования их обучат всему необходимому. Не менее логически ненормально, когда вы указываете в вакансии, что вам требуется специалист на руководящую должность. от 18 лет! Боюсь, что не смогу назвать ни одной отрасли хозяйства, где восемнадцатилетнему юноше позволят занимать такой пост. Кандидат, обладающий парой извилин, сообразит, что вы не в ладах с логикой, но ведь жаждущие легких денег юнцы начнут вас бомбардировать своими резюме! Зачем вам лишний, ненужный труд? Не знаете, в каком возрасте образуются руководящие кадры? Не указывайте возраста вовсе. Указывайте багаж знаний и умений, без которых нельзя стать директором или начальником.

В-третьих, почти всегда, составляя описание вакансии, указывается предельный возраст для кандидата. Причем этот возраст и вовсе берется с потолка. Если для секретарши или администратора на ресепшн, может, важно юное смазливое личико, то для множества иных профессий это вообще не имеет большого значения. К тому же стариком можно быть и в 25 лет, и я знаю немало увлеченных и активных людей, которым перевалило уж и вовсе за семьдесят. Каждому свое.

Возраст важен, если от него зависит развитие вашего бизнеса. Например, если вам нужны сотрудники для проведения промо-акций, рекламирующих молодежную одежду, то лучше для этого использовать девушек-студенток, а не бабушек-пенсионерок. Если у вас молодежное кафе, то, конечно, имеет смысл нанимать ребят до 25 лет. Но исключать из найма опытных людей после 35 лет (о 45 и старше уж и не говорю) – это верх идиотизма, если возрастной критерий ничем не оправдан. Ну какая вам разница, если соискателю не 30 лет, а 35, 45, 55? Если работа от его возраста не страдает, то разницы никакой.

Хотите, поясню, откуда эта глупость с возрастом произошла? Во-первых, из предубеждения, что чем старше человек, тем он чаще болеет. Это понятно и объяснять не стоит. Хорошо, когда сотрудники «железные» и не болеют никогда. Но почему-то… молодые тоже болеют. И даже в своем молодом возрасте умирают. Во-вторых, байка о допустимости возрастной шкалы возникла в среде постперестроечных молодых руководителей, которые считали, с одной стороны, что стариков нельзя научить новому и они реликты ушедшей эпохи, а с другой – что неловко руководить квалифицированными немолодыми кадрами, когда ты намного моложе и неопытнее. Почему-то на Западе, который не пережил наших катаклизмов, возрасту вообще внимания не уделяется. Там это неприлично даже, что ли. Точно так же неприлично, как отказывать соискательницам, если они удовлетворяют работодателя всем, кроме пола. Ущемление прав по возрасту, полу, вере или расе считается там дискриминацией и преследуется по закону. Попробовал бы их работодатель упомянуть четыре означенных пункта в описании вакансии! Пошел бы он под суд!

 

Гораздо важнее не возраст, не пол, не раса, не вера, а способности, которыми человек обладает, и его интеллект. Эти способности обычно градуируют таким образом:

а) технические способности;

б) ловкость рук;

в) вербальные способности – письменные и устные;

г) математические способности;

д) умение общаться;

е) аналитические навыки;

ж) художественные способности.

Для каждой сферы деятельности необходимы свой набор способностей и свой уровень интеллектуального развития. При описании вакансии стоит указать, что потребуется на данной работе от кандидата. Для технического специалиста, механика, слесаря и работников, занятых обслуживанием, сборкой, ремонтом или проектированием каких-то механизмов и технических устройств, нужны технические способности, умение читать или выполнять чертежи. От рабочих на конвейере требуются быстрота движений и ловкость рук. От сотрудников, занятых в издательском деле и СМИ, требуются вербальные (для пишущих) или художественные (для дизайнеров) способности. Всем, кто будет работать с людьми, от социальных работников и учителей до продавцов, нужны высокие коммуникативные способности. Банковским служащим требуются математические способности. Занятым в сфере планирования и прогнозирования необходимы высокие аналитические способности. И с учетом будущей работы вы должны указать это в описании вакансии. Поскольку все мы разные, то на ваше предложение откликнутся только те, кто уверен в своих способностях.

 

Специалисты советуют обратить внимание и на интересы соискателя, которые зачастую могут помочь ему в достижении успеха. Среди таких интересов выделяют:

а) решение интеллектуальных проблем;

б) практические٧ конструктивные;

в) общественные;

г) художественные.

Насколько наличие интересов улучшит трудовую еятельность работника, вопрос открытый. Не всегда интересы помогают работе, а только тогда, когда частично совпадают с характером труда. Например, любовь к рисованию поможет продавцу красиво оформить свое рабочее место и повысить уровень продаж. Осведомленность в общественной жизни страны поможет учителю в воспитании школьников. Склонность руководителя к логическим задачкам поможет ему не сделать ошибок в развитии собственного дела и способна открыть перспективы там, где другие их не видят. Поэтому при отборе кандидатов нужно обратить внимание на хобби соискателей – они немного приоткроют перед вами личность претендента на должность.

Между прочим, в описании вакансии очень несложно намекнуть об этом кандидатам буквально одной строкой. «Художественное чутье и любовь к искусству будут вашим преимуществом» или «интерес к общественной жизни страны будет вашим преимуществом». В конце концов никто не предлагает вам выбирать соискателя именно по этому критерию. Если вам кандидат с озвученными интересами не подойдет, вы его просто выведете из дальнейшего отбора.

Немаловажно и то, какие личностные качества вы заявите, поскольку каждая профессия требует и своего характера. В одном случае придется работать с другими людьми, на другой вакансии – влиять на других людей, третьему кандидату – полагаться на себя, четвертому – быть готовым сказать другим, что делать, пятому – жить в постоянной стрессовой ситуации и получать удовольствие от напряженной работы.

Качества, которыми на той или иной должности должны обладать соискатели, иногда диаметрально противоположны: скрытный – общительный, непостоянный – стабильный, покорный – властный, ловкий٧ пользующийся моментом – правильный٧ любит правила, склонный к мягкости – склонный к жесткости, одаренный богатым воображением – практичный, консервативный – всегда готовый экспериментировать, нуждающийся в защите – самостоятельный٧ независимый, подозрительный – доверчивый, либеральный – авторитарный.

Если в основе работы лежит общение, то вряд ли вам подойдет угрюмый сотрудник, а если от сотрудника требуются сдержанность и спокойствие, то вряд ли тут подойдет неврастеник и паникер. Но то, каков кандидат, вы сможете понять только при личной встрече, и то нередко – не с первого взгляда, а в результате тестирования или длительного разговора с кандидатом и наблюдения за его поведением.

Не мешает вам также хоть вскользь упомянуть об особенностях работы, то есть о том критерии, по которому будет отбираться «лучший из лучших» кандидатов. Это может быть желание видеть женатого٧ замужнюю, одинокого(ую) или семейного(ую) мужчину ٧ женщину, или необходимость проживания соискателя в определенном районе, возможность ездить домой٧ за рубеж, способность работать долго٧ необычное количество часов, способность находиться далеко от дома в течение долгого периода времени. Не бойтесь испугать возможных сотрудников дополнительными условиями. Уж лучше вы их заявите сразу, чем соискатель узнает о дополнительных условиях во время собеседования.

В качестве бонусов за наличие таковых условий сотрудник может получить: высокую зарплату (платите вы именно за неудобства), социальную защищенность, престиж в обществе, принадлежность к закрытому клубу или иную привилегию, власть, какие-то дополнительные услуги или решение проблем, профессиональный рост, обучение и т. п. Нельзя требовать неукоснительного следования какому-то пункту соглашения, не дав ничего взамен. Обычно наилучшей мотивацией являются деньги или решение жилищного вопроса. В маленькой фирме именно эти два стимула отпадают сразу, и тут нужно выискивать мотивацию, которая может сравниться с двумя названными. Для каждой фирмы это своя мотивация и – о чем забывать не стоит – для каждого соискателя – тоже своя.

Первый этап отбора – и не забывайте об этом – проводится самими кандидатами. Те, кого вакансия заинтересовала, скажем, его прошли. А далее отбирать начинаете уже вы. Эти этапы можно расположить таким образом: оценка по резюме; предварительное собеседование и заполнение подробной анкеты; тестирование; проверка рекомендаций и послужного списка; отборочное собеседование; принятие решения и прием на работу. Конечно, не обязательно проводить все указанные выше мероприятия. Иногда можно исключить тестирование или избавить себя от лишних собеседований, иногда же требуются расширенное тестирование и несколько этапов собеседования. Все зависит от должности, требований к кандидату, особенностей фирмы и, конечно, придирчивости руководителя.

Для некоторых специальностей кроме всего вышеизложенного требуется еще и медицинское освидетельствование, то есть проверка здоровья кандидата у ряда специалистов, чтобы они дали заключение, пригоден соискатель к работе или нет. Например, медицинское освидетельствование необходимо для работников, занятых в сфере торговли пищевыми продуктами, работников учреждений питания, учителей, воспитателей, лиц, собирающихся трудиться на вредных производствах или же в сфере, требующей повышенного внимания или связанной с ношением оружия. Здесь требование предоставить медицинские документы, подтверждающие состояние здоровья, не прихоть руководителя, а необходимое требование.

ВТОРОЙ ЭТАП ОТБОРА – ЧТЕНИЕ РЕЗЮМЕ

После публикации вакансии кандидаты могут дать о себе знать тремя способами: прислать резюме, позвонить или явиться лично, если указан адрес вашей фирмы. Форма обращения к работодателю может дать некоторое представление о соискателе.

В нашем случае большинство кандидатов воспользовались ставшей уже привычной формой стандартного резюме. За исключением очень небольшого процента соискателей, приславших свои резюме по обычной почте или факсу, львиная доля кандидатов отправила резюме на наш электронный адрес.

Несмотря на то что соискатели пользовались привычными клише, резюме друг от друга отличались. Кто-то предпочел отделаться короткими сведениями о себе, кто-то дал дословную выписку из трудовой книжки, кто-то предпочел рассказать о себе в свободной форме (последних было немного). Уже по тому, как были составлены эти резюме, можно было сделать предварительный вывод, что кандидаты из себя представляют, и некоторых претендентов мы отсеяли сразу же, едва прочитав резюме.

В группу первичного отсева попали люди, которые никогда прежде не занимались продажами. Их, очевидно, к попытке попробовать свои силы в этой деятельности подтолкнул кризис. Заниматься продажами внезапно захотели учителя, врачи, сокращенные клерки и банковские операционисты, то есть народ, к новому занятию не приспособленный.

Среди отсеянных были и люди с творческими профессиями – арт-директор (его клуб закрылся), журналист, фотограф.

Первичный отсев желательно вести именно по принципу соответствия навыков и умений, заявленных в вакансии. Если вам нужна опытная швея, а на вакансию откликается переводчица с японского, то отложите резюме в сторону – естественно, вам такая специалистка не подойдет. Иван Семенович боялся пропустить нужного специалиста, поэтому сам заглядывал в присланные резюме. И нередко он удивлялся, почему ж это я отбраковываю кого-то из «дельных мужиков».

– Вот, Лизанька, – говорил он, изучая послужной список, – пишет же человек, что десять лет отпахал прорабом на стройке, этот сможет…

– Не сможет, – отвечала я, перемещая резюме в отсев, – он не продавать, он организовывать людей привык, причем если на стройке, то понятно, и какими методами.

– А другого, который из конструкторского бюро, зачем отложила? Этот-то ведь умный, наверно…

– Не по интеллекту отбираем, – объясняла я, – а по навыкам. Может, он и умный, выпускник Бонч-Бруевича, но он ведь инженер, а не менеджер.

Так вот у нас и шел отбор: Иван Семенович сердился, что я «хороших мужиков в корзину кидаю», а я пыталась не допустить лишних соискателей и сберечь наше время. Причем на весьма значимые для Ивана Семеновича пункты резюме, касающиеся пола и возраста, внимания обращала я немного. Единственное, что учитывала, – это низший возрастной порог: резюме соискателей младше 25 лет прямиком отправлялись в отсев, потому как получить высшее образование и хотя бы небольшой стаж до этого возраста попросту нереально. Высший возрастной предел большой роли для нас не играл.

Что же касается пола, я для себя решила, что подойдет и женщина, если окажется с нужными деловыми качествами и в дальнейшем пройдет собеседование. Зато Иван Семенович, посмотрев результаты промежуточного отбора по резюме, только тяжело вздохнул: женщин было больше, чем мужчин. Но я ему прямо сказала: кандидатки по резюме неплохие, что они представляют собой в реальности, в реальности и посмотрим. На этом этапе отбора эти женщины были ничем не хуже мужчин-соискателей.

– И как ты по резюме можешь? – только и говорил мне Иван Семенович. – И что ты в этих резюме видишь?

На самом деле по резюме можно составить предварительный портрет кандидата, хотя нужно учитывать, что резюме пишутся для того, чтобы создать о себе благоприятное впечатление. На что же следует обращать внимание?

٧ Первое, что нужно отметить, – характер предыдущей деятельности. Для некоторых вакансий нужно, чтобы человек прежде работал в аналогичной должности (как в подборе менеджеров для Ивана Семеновича) и хорошо представлял, чем он будет заниматься, поскольку обучать его никто не будет. Конечно, нового специалиста введут в курс дела, но многие фирмы хотят иметь человека, которого не нужно доучивать или, хуже того, переучивать. Для занятия других вакансий такой ограничитель не нужен. Амногие фирмы и вовсе предпочитают брать на работу неквалифицированных молодых людей, чтобы «слепить» из них сотрудника по образцу, принятому в данном коллективе. Но если вы подбираете специалиста, который должен сразу же приступить к работе, то внимательно ознакомьтесь со списком предыдущих мест его трудовой деятельности. Если это отрасль, не имеющая ничего общего с вашей, то поищите другого соискателя.

٧ Второе, что не стоит оставлять без внимания, это какое количество мест успел сменить ваш кандидат. Тут важно и сколько было мест прежней работы, и в каком статусе человек работал. Например, если за пару лет претендент успел поработать в десяти местах и все на одной и той же должности, то резонно задуматься, почему он так часто менял работу. Скорее всего, у него возникали проблемы в коллективе или во взаимоотношениях с начальством. Должно насторожить и многолетнее «засиживание» на одном месте и в одной должности: человек либо не проявил себя, если за десять лет его статус не изменился, либо ему безразлично, кем он работает. «Летун» вряд ли задержится и в вашем коллективе, а «сиделец» вряд ли принесет пользу вашей фирме. Для среднего руководящего звена считается нормой смена работы каждые 3–5 лет. Руководящий «сиделец», вдруг озаботившийся поиском работы, – это наиболее неудачный кандидат, поскольку не обладает ни одним из качеств полноценного руководителя, иначе бы он «рос» внутри собственного трудового коллектива.

٧ Третье, на что следует смотреть: как происходил внутренний рост вашего кандидата. Он мог оставаться и в одной и той же должности, но освоил какие-то новые навыки, получил дополнительное образование. Например, в одном резюме было указано, что наш кандидат за семь лет не добился более высокого статуса, но успел добавить к техническому диплому диплом экономиста, учился на компьютерных курсах, освоил самостоятельно некоторые прикладные компьютерные программы, получил спортивный разряд. Очевидно, на данном этапе должность не имела для него решающего значения. Важен был именно внутренний рост. Это резюме для себя я отметила, хотя Иван Семенович был удивлен – он видел только то, что соискатель не вырос в должности. ٧ Четвертое, чего никак нельзя упустить, – как написано резюме. Обратите внимание на грамотность речи, умение пользоваться словами. Качество речи показывает умственный потенциал человека. Грамотная и правильная речь скажет вам о том, что человек получил хорошее образование и интеллектуально развит. Соискателя с плохой, корявой речью не следует нанимать как на руководящие должности, так и в сферу, где придется вести переговоры или общаться с людьми. Учитывая, что наши соискатели претендовали на должность, требующую составления договоров, когда бывают важны даже не только слова, но и правильная расстановка знаков препинания, грамотная письменная речь служила показателем пригодности.

٧ Не менее важен и тон резюме. В этом небольшом свидетельстве человека о самом себе, своих успехах, очень важно прочесть психологические особенности кандидата. Например, было у нас резюме, в котором соискатель писал о себе так: «В 1999 году под моим руководством проведена реорганизация рабочих мест согласно экологии». Учитывая, что в 1999 году наш кандидат работал младшим продавцом, то никакой реорганизации он проводить по своей инициативе не мог. Значит, написал для красного словца, пытается обмануть? На деле уже потом оказалось все гораздо смешнее: по собственному почину младший продавец оснастил компьютер в отделе защитным экраном, вот и вся реорганизация!

Поэтому соотносите всегда должность, которую соискатель занимал, и достижения, о которых он вам рапортует. Не забудьте и то, что соискатель может считать своим вкладом весьма сомнительные действия. В одном очень солидном рекрутинговом агентстве дама, уволенная с прежнего места работы, считала своим достижением «введение современной системы контроля расходования рабочего времени». Сначала рекрутеры отметили это ее достижение как положительное, но им помог случай: дочка кого-то из знакомых как раз работала в том учреждении, где прежде трудилась эта специалистка. О ней там вспоминали с содроганием. Она действительно ввела «современную систему контроля расходования рабочего времени», то есть на входе появились турникет и аппарат для считывания электронных пропусков, и восторжествовала система штрафов за опоздания сотрудников. Может быть, в другом учреждении такой контроль был бы необходим, но не в дизайнерском бюро, куда теперь не могли пройти клиенты без оформления временного пропуска. Клиентов сразу же стало на порядок меньше. Само собой, такое усовершенствование привело ретивую сотрудницу к увольнению. А ведь в резюме эта провальная неудача была подана как чистый успех!

 

Читая резюме, сразу старайтесь отметить для себя подобные двусмысленные «удачи» и несоответствия. Но обращайте внимание не только на выпячивание собственной значимости (она выражается в декларативных заявлениях: «я ввел», «я разработал», «я улучшил» и нередко не согласуется с реальным положением вещей), но и на принижение собственной роли (она выражается в использовании пассивной формы предложений, когда человек использует обороты такого типа: «был назначен», «был повышен», «меня назначили» и т. п. ), особенно если резюме написано в пространной форме.

٧ Пятое, что следует знать: нередко соискатели опускают какие-то неприятные события в своей жизни. Например, человек находился под следствием или отбывал срок в заключении. Этого ни один кандидат в резюме не укажет, потому что знает, как работодатели относятся к подобным эпизодам биографии. Он назовет предыдущее и последующее место работы, пропустив «опасные» годы. Увидев такой странный пропуск, не забудьте проверить, с чем он связан, почему вдруг приостановилась трудовая биография. Совсем не обязательно это окажется тюрьма. Пропуск может объясняться обучением, отъездом, семейными обстоятельствами (рождение ребенка, уход за больным членом семьи и т. п. ). Но вы должны выяснить, чем такой пропуск объясняется, и удовлетворяет ли вас это объяснение. Мне вот пришлось столкнуться с пропуском на целых три года, хотя кандидатка не училась, не воспитывала малолетнего ребенка, не сидела с больным родственником, не уезжала за рубеж, даже не вышла замуж. Оказалось, женщина получила немалое наследство и, пока полностью его не промотала, – работать не думала. Теперь деньги закончились, пришлось искать работу. Надо ли говорить, что из соискательниц она была тут же отправлена в отсев?

Запомните: читая резюме, следует прежде всего искать то, что кандидат скрывает, а скрывает он то, что может ему повредить при приеме на работу. Нередко наниматели хотят, чтобы соискатели предоставили не только резюме, но и рекомендации из двух источников (от руководства и от коллектива) с последних мест работы. О рекомендациях мы еще поговорим, но иногда они помогают понять резюме более полно и составить более объективное мнение о кандидате.

Читая резюме, вы должны убедиться, что кандидат дал ответы по всем интересующим вас пунктам. Учтите, что он может какие-то вопросы «миновать», например, возраст. Если кандидат «забыл» указать возраст, это свидетельствует, скорее всего, о его опасениях, что он слишком молод или слишком стар для вакантной должности. Чаще всего это связано с некорректно составленными описаниями вакансии, когда указываются жесткие границы возраста, например, от 27 до 35 лет или от 22 до 30 лет, хотя самому кандидату кажется, что определением столь жестких границ дискриминируется его право на труд. Тут в «забывчивости» кандидата виноваты податели объявления. Но сам факт отказа от указания возраста для кандидата – это своего рода показатель, что в каких-то вопросах он будет уклончив и закрыт, поэтому при собеседовании с таким соискателем необходимо вызвать его на откровенность и выявить положительные и отрицательные качества.

Составляя резюме, кандидаты стремятся указывать только те этапы трудового пути, которые отвечают вашему описанию вакансии. Например, претендующий на вакансию продавца обозначит, где, когда и в какой должности он трудился в сфере торговли, опустив должности, которые могут к торговле никакого отношения не иметь.

Ваша задача – понять, каков примерно общий стаж в интересующей вас области. Если он слишком мал, хотя кандидат сообщает, что владеет множеством навыков, то стоит задуматься, сможет ли он справиться со своими обязанностями. В правильно составленном резюме вы найдете не только наименование должности, которую занимал соискатель, но и краткое перечисление его должностных обязанностей. Некоторые соискатели просто переписывают в резюме содержание своей трудовой книжки. Они, видимо, не понимают предназначения резюме и первую свою цель – показать собственную профпригодность – успешно проваливают.

Зато в вопросе об образовании желательно, чтобы кандидат указал точные даты поступления-окончания учебного заведения (исключая школу), обозначил уровень образования (среднее, начальное профессиональное – профессионально-техническое училище), среднее профессиональное (техникум), высшее (институт, университет), а также не забыл о дополнительном образовании, если его получал (курсы).

Кроме даты и наименования учебного заведения в резюме должна быть обозначена и специальность по диплому.

В качестве профессиональных знаний и навыков соискатели указывают обычно как те, которые им приходилось применять на практике, так и те, что известны им только теоретически. Прочитав хотя бы одну статью о том, как нужно составлять резюме, кандидаты теперь стремятся назвать как можно больше таких знаний и умений. Нередко перечисление таковых берется прямо из описания аналогичной вакансии. Так что, читая резюме кандидата, соотнесите перечисленные им навыки с теми должностями, которые он прежде занимал. Если соискатель указал, что работал три года электриком в ЖЭКе, из образования имеет только школу, но владеет тем не менее бухучетом и маркетингом, – хорошенько подумайте – вряд ли это так на самом деле.

ВТОРОЙ ЭТАП ОТБОРА – РАЗГОВОР ПО ТЕЛЕФОНУ

Но ваш кандидат может и не прислать резюме, он может просто позвонить. О чем говорит звонок? О нескольких вещах сразу. Во-первых, ваш соискатель либо не владеет компьютером, либо не имеет компьютера, либо предпочитает отсылке резюме живое общение, чтобы выяснить сведения о вакансии, не сообщая о себе данных. Некоторые руководители, между прочим, тоже предпочитают живое общение. Один мне как-то даже признался: «А я, – сказал он, – ваших резюме не читаю, я их сразу в корзину, я с живыми людьми предпочитаю, с теми, кто позвонил». Адругие руководители, напротив, живому общению не доверяют, то есть на звонки отвечает секретарша, которая даже разговаривать с соискателями не желает, а сразу требует немедленной отсылки резюме. Во-вторых, звонком соискатель надеется «обскакать» претендентов, отсылающих резюме. Он считает, что, сделав звонок, сразу переводит трудоустройство на уровень собеседования. В-третьих, вполне возможно, что соискатель боится составлять резюме или не умеет этого делать… Но какова бы ни была причина звонка, если вы вакансию обозначили, то не уподобляйтесь упомянутой выше секретарше: позвонившему соискателю можно ответить, что вы очень хотите, чтобы он выслал вам резюме, или можете назначить ему дату собеседования, попросив принести резюме с собой. Но можете поступить иначе и провести собеседование по телефону.

Грамотно построенное интервью по телефону может сразу вам показать, заинтересованы ли вы в соискателе и стоит ли тратить на него время. В целом вопросы, которые вы должны задать, – это вопросы, освещаемые в резюме. Но здесь вы даже имеете преимущество, вы можете быстро выяснить все, что вас интересует или смущает.

 

Телефонное интервью выглядит примерно так.

– Здравствуйте, я по объявлению.

Не перебивайте позвонившего, не кричите ему, что по телефону вакансии не обсуждаются. Дайте ему успокоиться и представиться. Внимательно слушайте. Если ваш собеседник не называет себя, а сразу спрашивает о вакансии и зарплате, то попросите назвать себя и немедленно берите инициативу в свои руки. Сделайте так, чтобы вопросы задавали вы, а он отвечал. Но перехватывайте инициативу грамотно, ваш соискатель не должен понять, что вы переходите к своего рода допросу. Вы должны быть очень и очень доброжелательны. Доброжелательны, несмотря ни на что.

Первое, что нужно спросить, – источник, откуда звонящий узнал о вакансии. Этим вопросом вы отметите для себя издания, в которые полезно помещать данные о вакансиях на будущее, и одновременно вынудите соискателя вести диалог, а не получать ответы на те вопросы, которые его интересуют. Сообщите, что в это издание вы давали объявление, поинтересуйтесь, когда он это объявление прочитал (так выясняется, обдумывал ли соискатель вакансию или же прочитал и тут же позвонил), поблагодарите за звонок и скажите, что, прежде чем говорить о вакансии, вы хотите немного узнать о кандидате.

– Сейчас я введу вас в нашу базу данных, – обычно говорила я. – Я буду задавать вам вопросы, а вы мне отвечайте. Итак, начнем?

Этим простым предложением вы добиваетесь согласия сотрудничать и теперь можете спокойно ориентироваться на обычные пункты резюме.

– Повторите еще раз ваши полное имя, отчество, фамилию. Сколько вам полных лет? Какое имеете образование? Какие должности занимали? (Тут нужно добиться, чтобы соискатель называл точные должность и годы работы в том или ином учреждении. )

Поговорите о его последнем месте работы, расспросите о служебных обязанностях, выясните, почему он оставил эту работу. Желательно как следует разговорить соискателя, выяснить его взаимоотношения на прежнем месте с начальством и сотрудниками. Что бы позвонивший вам ни сказал по этому поводу, стремитесь показать, что целиком разделяете его мнение. Если нужно – посочувствуйте, если требуется – посмейтесь вместе с соискателем, но сами запоминайте и фиксируйте все, что услышите. Это может вам пригодиться.

Поговорив о работе, поинтересуйтесь, какие увлечения у него есть, какие виды деятельности нравятся, какие склонности он имеет. Мне как-то позвонил мужчина, который долго перечислял все свои места работы и учебы, их было немало, а потом признался, что мечтал бы заниматься фотографией, поскольку все свободное время проводит с камерой в руках. Я сразу для себя отметила, что фотография – вещь прекрасная, но вряд ли нам нужен менеджер-фотограф, почти, как он о себе сказал, профессионал. А ведь судя по занимаемым прежде должностям, он нам вроде бы подходил – младший продавец, продавец, старший продавец… Бывает и так.

Спросите ненавязчиво, где соискатель проживает, если такой улицы не знаете, выясните, у какой станции метро. Из этого вы сделаете вывод, насколько далеко придется кандидату добираться до места работы. Поинтересуйтесь, имеет ли он машину или предпочитает ездить на работу на городском транспорте. Спросите о семье, самочувствии (можно привязать этот вопрос к погоде), готовности приступить к работе (завтра, через неделю, месяц, когда уволится – если он работает).

 

Поинтересуйтесь, почему соискатель выбрал вашу фирму. Только тут не переусердствуйте. Понятно, когда человек выбирает работу в престижной, большой корпорации, на многих известный бренд действует магически. Но если ваша фирмочка не то что в соседнем городе, в соседнем городском районе неизвестна и занимается не самой престижной деятельностью, то спрашивать об этом, ожидая, что вам тут же начнут петь дифирамбы, бессмысленно. Напротив, если их запоют, знайте твердо: вам врут. Вас же должно интересовать, почему соискатель остановился на предложенной вами вакансии, которая вряд ли разительно отличается от десятка аналогичных. Поверьте, ответы о

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...