11. Перефразирование вопроса. 12. Вопросы – «погонялки».. Далее выясняют следующее.
11. Перефразирование вопроса. Плохо сформулированный вопрос, каким бы хорошим он сам по себе ни был, теряет свою значимость и приводит к тому, что вы можете получить неполную или неверную информацию. Но правильно сформулированный и поставленный вопрос позволяет получить точный ответ, который можно тщательно взвесить и верно оценить. Давайте рассмотрим тот пример, когда вам нужно узнать, может ли ваш потенциальный работник работать в условиях прессинга. Многие интервьюеры задают совершенно простой вопрос: «Умеете ли вы работать в условиях прессинга? » Хотя намерение само по себе хорошее, но стиль вопроса выбран совершенно неправильно. Причин для этого несколько (мы уже говорили о них раньше): а) этот тип вопроса требует лишь краткого ответа «да» или «нет»; б) поставленный таким образом вопрос ясно показывает кандидату, какой ответ вы хотите от него услышать. 12. Вопросы – «погонялки». Некоторые неповоротливые и не очень сообразительные люди нуждаются в том, чтобы их постоянно подгоняли. Поэтому, если вам приходится столкнуться с таким кандидатом, то вы можете использовать следующие методы. ٧ Если вы не удовлетворены первым ответом или, наоборот, этот ответ вам настолько понравился, что вы хотите услышать продолжение, то скажите: «Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее. Это очень интересно» или «Не могли бы вы привести еще какой-нибудь пример? » ٧ Вы можете выслушать ответ и затем добавить: «А что вы почерпнули из этого примера? » Это прекрасный метод перефразирования, который может помочь вам оценить способности кандидата к размышлению и оценке, а также его эмоции. Кроме того, пока кандидат будет отвечать, у вас будет достаточно времени поразмыслить и распланировать дальнейший ход беседы.
СТРУКТУРА СОБЕСЕДОВАНИЯ Назначение всех 12 типов вопросов – заставить вашего кандидата приоткрыться, показать свое лицо. Для грамотного ведения диалога необходимо соблюдать порядок перехода от вопроса к вопросу. Бессмысленно, например, спросить соискателя, где он работал в последнее время, а потом вдруг спросить, чем он в последнее время болел. Несчастный кандидат при таком стиле вашей беседы будет сбит с толку, а если он и в самом деле серьезно болел, будет уже думать не о собеседовании, а о том, откуда вы о его болезни, может быть, тщательно скрываемой от всех знакомых, узнали. Так что заранее подумайте, что вам нужно выяснить, какие черты соискателя распознать, и задавайте вопросы согласно плану. Начинать нужно с вопросов общего порядка, которые дополняются визуальным осмотром незаметно для кандидата. На этом первом этапе собеседования вы рисуете портрет соискателя по следующим пунктам: внешность, сложение, осанка, манера держаться и говорить, физические изъяны. Далее вы должны получить представление о способности человека к адаптации, эмоциональной устойчивости, умении справляться со стрессами, находить общий язык с другими людьми, вступать в контакт, а также о мотивации поведения человека: какого рода цели он ставит перед собой, как добивается их осуществления, что следует за тем, как он добился очередной цели или отказался от нее, был ли настойчив в ее достижении? Далее выясняют следующее. ٧ Интеллектуальные способности претендента: факты, свидетельствующие о сообразительности, готовности к восприятию новых сведений, обучению, проявлению инициативы, мобильности, умении работать с цифрами. Из этого круга вопросов вытекает следующий – о профессиональном уровне, производственных достижениях: образование, диплом, специализация, сущность трудового опыта, служебное продвижение, участие в работе, требующей принятия решений, умение быть гибким и т. п.
٧ Особенности ценностной структуры личности кандидата: приоритеты кандидата в профессиональной деятельности, наиболее важные для него достижения на предыдущем месте работы, отношение к бывшему начальству, отношение к общечеловеческим ценностям, работе, семье и т. п. ٧ Досуг: какие формы досуга предпочитает ваш собеседник в области интеллектуальной, общественной, в сфере искусства, культуры, каковы его увлечения и склонности. ٧ Другие обстоятельства: семейное положение, родственные связи, кто находится на его содержании, финансовое положение семьи, политические и религиозные убеждения.
Условно собеседование делится на блоки вопросов. Нельзя вопрос из одного блока перетаскивать в другой блок. Ход беседы должен выглядеть плавным и не вызывать у соискателя очевидного неприятия. В каждом блоке задают: – сначала открытый вопрос, который обозначит для собеседника сферу интереса интервьюера, например: «В какой области вам удалось добиться успеха? »; – затем – ряд тестирующих вопросов, которые помогут выяснить интересующие вас подробности, внести уточнения в услышанное, например: «Вас даже повысили в должности? Ане расскажете ли, какие усовершенствования вы ввели? »; – закрытые вопросы, позволяющие вывести собеседника на точный ответ, например: «А в каком возрасте вам предложили этот пост? »; – сравнительные вопросы, если вы не совсем понимаете собеседника и желаете что-то уточнить, например: «И какая же работа была вам больше по душе – ваша прежняя должность или та, на которую вас перевели? »
Свести всю беседу можно к следующим разделам. 1. Общая информация: вопросы о трудовом опыте, образовании, дополнительном обучении на курсах: – Расскажите немного о себе. – Что вас привлекает в нашей компании? – Насколько вы удовлетворены темпами вашей карьеры? – Расскажите о вашем последнем месте работы. – Какова причина увольнения с последнего места работы? 2. Вопросы, оценивающие соответствие будущим обязанностям: – В чем ваши сильные стороны?
– В чем ваши слабости? – Какова самая большая проблема, с которой вы столкнулись на своей последней работе, как вы ее разрешили? – Что вам нравится на вашем нынешнем٧ предыдущем месте работы? – Какова причина увольнения с последнего места работы? – Почему мне стоило бы принять вас на работу? – Что стимулирует людей работать наиболее эффективно? – В каких ситуациях оправдана ложь? 3. Выявление необходимых качеств кандидата: ٧ Ответственность: умение брать на себя ответственность как за удачи, так и за поражения; отношение к помощи. – Каким был основной результат вашей работы? – Как результат вашей работы влиял на работу других сотрудников? На работу компании? ٧ Целеустремленность: способность преодолевать препятствия; тактика поведения при возникновении препятствий; настойчивость в достижении целей (может ли переносить длительный период неудач). – Какие основные достижения вы могли бы назвать? – Что не получилось из того, что хотелось бы сделать? Почему? – От чего или кого это зависело? – Что сделали вы, чтобы добиться результата? – Как бы вы сейчас поступили в той ситуации? ٧ Предприимчивость: способность и желание действовать даже в неблагоприятных обстоятельствах; умение находить выход из трудных ситуаций. – С какими трудностями вы столкнулись на работе? – Когда вы только начали работать, с чем вам пришлось столкнуться? – Что вы предприняли? А если бы это не сработало, то как бы вы поступили? – Вам удается выходить из трудных ситуаций? Могли бы вы привести пример? – Когда вы заработали первые деньги? Как? Как нашли первую работу? ٧ Самостоятельность. – Когда вы стали жить отдельно от родителей? – Снимали ли вы квартиру, когда были студентом? Кто за нее платил? – Когда вы заработали первые деньги? – Вы помните, как вы их потратили? ٧ Стрессоустойчивость: способность принимать решения в стрессовых ситуациях (дефицита времени, неопределенности, давления). – При каких условиях ваша работа более эффективна?
– Что компания может сделать, чтобы ваша работа была более результативной? – При каких условиях, обстоятельствах вы уйдете с работы? ٧ Отношения с другими людьми: проницательность; гибкость; тактика поведения в конфликте; коммуникативные навыки; независимость. – Какие качества вы цените в людях? – Поддерживаете ли вы отношения с бывшими коллегами? – Кем стали ваши одноклассники, с которыми вы дружили? – Были ли у вас разногласия с руководством? По каким вопросам? Что вы предпринимали? – Была ли ситуация, когда ваш руководитель (коллега) был не прав, допустил ошибку? Можете описать такую ситуацию? Что вы сделали? ٧ Организаторские способности: делегирование полномочий; распределение информации; настойчивость. – Кто работал в вашем подразделении? – Как вы распределили обязанности? – Каким образом вы контролируете работу? – Если вас нет на месте, по каким вопросам вам чаще всего звонят подчиненные? – Перечислите критерии, по которым вы оцениваете своих сотрудников. – За что вы платите премии? – Применяете ли штрафы? За что? ٧ Планирование: тактическое٧ стратегическое; способность видеть несколько вариантов решения; возможность заниматься параллельно несколькими делами. – Могли бы вы описать свой рабочий день? – Кто составляет для вас планы? – Что вы обычно делаете в начале рабочего дня? – Как вы планируете свою работу? На какой срок? – Какой процент задач вам удается выполнять? – Какие цели вы поставили год назад перед собой? – Что удалось реализовать? – Кем вы хотели стать? – Какой вы видите свою работу через три года? – Почему вы не занимаетесь этим сейчас? – Что позволит вам достигнуть этих целей через три года? ٧ Лидерство: стиль лидерства; отношение к конкурентам; взаимодействие с подчиненными; взаимодействие с руководством. – В каком возрасте вы почувствовали, что можете влиять на других людей? – Были ли старостой класса, капитаном команды? – Как вы думаете, за что вас ценят подчиненные? – Если бы ваших подчиненных попросили перечислить ваши недостатки, какие качества были бы в тройке первых? – В чем ваш предшественник был лучше вас? – Какие качества вы цените в вашем руководителе? – У кого вы никогда бы не могли работать в подчинении? – За что вы могли бы уволить сотрудника?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|