Изобразительное искусство и архитектура античного мира.
Античное искусство— искусство античной эпохи; искусство Древней Греции, а также тех стран и народов древнего мира, культура которых развивалась под определяющим влиянием древнегреческой культурной традиции: искусство эллинистических государств, Рима и этрусков. Понятие «античное искусство» появилось в эпоху Возрождения, когда прекрасные творения Древней Греции и Древнего Рима принято было считать образцовыми, классическими для всей европейской культуры. Единство античного искусства обусловлено общностью эстетического идеала. Образ идеально прекрасного и гармонически развитого человека-гражданина, доблестного воина и преданного патриота, в котором красота атлетически тренированного тела сочетается с нравственной чистотой и духовным богатством, нашел свое воплощение в скульптуре, живописи и прикладном искусстве. Греческие мастера изучали строение человеческого тела, соразмерность его пропорций, пластику движений, особенно во время знаменитых Олимпийских игр. Художники добивались реалистически правдивого изображения человека в греческой вазописи (чернофигурная и краснофигурная роспись) и скульптуре, которая обрела пластическую свободу и жизненную убедительность (Мирон «Дискобол», Поликлет «Дорифор», Фидий — статуи для афинского Акрополя). Неоценимый вклад в мировое искусство внесли древнегреческие архитекторы. Они создали строгий и величественный тип храма прямоугольной формы, окруженного со всех сторон колоннами (периптер), и строгую, логически обоснованную систему соотношений между несущими и несомыми частями здания {ордер). На смену классическим традициям с конца IV в. до н. э. приходит более сложное миропонимание, обостряется интерес к раскрытию внутреннего мира человека, передачи могучей энергии, динамики образа, его правдивости (скульптуры Скопаса, Праксителя, Леохара, Лисиппа). Как следствие в искусстве этого времени отмечается увлечение многофигурными композициями и колоссальными размерами статуй.
Три последних столетия существования греческой цивилизации называют эпохой эллинизма. Наследником художественной культуры эллинской цивилизации стал Древний Рим, который прошел за восемь столетий в результате успешных завоеваний исторический путь от маленького города до столицы огромного государства — могущественной Римской империи. Римляне высоко оценили науку, литературу, театр, архитектуру и скульптуру Древней Греции и внесли свой вклад в дальнейшее развитие художественной культуры древнего мира. Они построили великолепные дороги, мосты и водопроводы, создали особую систему сооружения больших общественных зданий благодаря применению в строительстве арок, сводов и бетона, позволяющего заметно увеличить ширину перекрытий. Во II в. впервые при постройке круглого в плане храма был применен купол. Таким образом, к IV в. сформировались основные типы христианского храма — базилика и центрально-купольное строение. Особого внимания заслуживает искусство римского скульптурного портрета, отличающегося точной характеристикой и жизненным правдоподобием образов. Власть римских императоров прославляли многочисленные монументы, поставленные в их честь, триумфальные арки, сооруженные в честь их побед. Прекрасно спланированные ансамбли городов, знаменитые императорские бани — термы, самый большой амфитеатр древнего мира — Колизей, колонна императора Трояна, храм всех богов Римской империи — Пантеон, фресковая живопись и мозаика, открытые при раскопках Помпеи — это своеобразная биография эпохи, запечатленная в неповторимых художественных образах.
Античное искусство прежде всего ассоциируется со скульптурой. Большинство произведений искусства вели немузейный образ жизни, хотя галереи существовали. Люди жили среди произведений искусств. Плутарх говорил, что в Афинах статуй больше, чем людей. Сюжеты критских картин были разнообразны, от религиозных, до светских. Микенские сюжеты более суровы. Керамика IX в. д.н.э. ― геометрические узоры. Вообще, архаическое искусство, в отличие от крито‑микенского, ведет активный поиск математически выверенных пропорций во всем, а главное ― человеческое тело. Создание обобщенного человеческого облика, возведенного к прекрасной норме (единству его телесной и духовной красоты) ― почти единственная тема. 14-метровая скульптура Зевса Олимпийского работы Фидия ― одно из «семи чудес света». В классический период статуя оживляется, появляется плавное движение, сохраняющее, однако, равновесие и устойчивость. В конце классического периода фигура уже не уравновешивает себя, для неё требуется опора. Продолжая традиции поздней классики, искусство эллинизма отражало волнения своей бурной эпохи. Эллинистическую культуру не обошла страсть к гигантомании (32-метровая статуя бога Гелиос на о. Родосе). Искусство Рима считается завершением художественного творчества античного общества. VIII―I вв. д.н.э ― становление, I―II вв. ― расцвет, III―IV вв. ― кризис римского искусства. Долгое время искусство было незаметным, затем под влиянием греков, произошел расцвет римского искусства. Целые галереи реалистических скульптурных портретов. В период I―I вв. возникает «августовский классицизм». Идеалом стал новый тип человека, строгой классической красоты. Мозаика, фреска. В императорский период искусство отражает упадок античности. Распространение христианства приводит к компромиссу между христианским спиритуализмом и огрубленными, схематизированными античными формами. Архаическая эпоха ― время становления архитектуры. Приоритет за общественными зданиями (храмами) ― прямоугольная постройка с двускатной крышей. Храм с колоннадой воспринимался греками как модель и символ тесно сплоченного гражданского коллектива. Дорийский, ионический и другие ордеры. V в. д.н.э. ― расцвет грецеской архитектуры. Создание Афинского Акрополя (а там Парфенон). Театры.
Храм Артемиды в Эфесе (VI в. д.н.э. начали строить, но построили лишь через 120 лет) ― еще одной «чудо света». Храм был сожжен Геростратом, затем отстроен заново, однако после нескольких нашествий был уничтожен. В эпоху эллинизма создаются первые труды по архитектуре. В целом в эту эпоху характерно стремление к грандиозности, подчеркивалась слабость и ничтожество человека перед лицом монарха или бога. Это вело к утрате эстетизма. Римская архитектура ― качественно новый этап эстетического освоения человеком реальности. Здесь римляне проявили действительную самостоятельность и добились существенных высот. По своей инженерно-строительной технике Рим обгоняет Грецию. Со II в. д.н.э. римляне начинают применять прочный строительный материал ― бетон, что привело к революции в архитектуре. Это позволило перейти от балочных конструкции к арочным, а затем к сводчатым и купольным. Римляне строили много светских зданий, в частности развлекательных. Колизей. А так же жилые дома (роскошные особняки, 6-этажные доходные дома).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|