Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Русская культура «серебряного века».




Образное выражение "Серебряный век", ставшее почти терминoлогическим определением эпохи рубежа XIX-XXвв. Имелся в виду второй после "золотого" пушкинского века подъем лирического искусства. Но сегодня объем понятия "Серебряный век" значительно шире. Речь идет уже не только о поэзии и вообще литературе, но и о философии, живописи, музыке, театре. Временные рамки Серебряного века можно обозначить лишь условно, но в целом - это период, охватывающий годы с начала 1890-х до начала Первой мировой войны, приведшей к краху Российской империи и установлению диктатуры большевиков в 1917г., хотя агония Серебряного века продолжалась еще вплоть до начала 1920-х годов (смерть Н.Гумилева и А.Блока).

Человек этой тревожной, противоречивой, кризисной эпохи (1914 - начало Первой мировой войны,1917 - Февральская революция; свержение самодержавия; Октябрьская революция.) понимал, что живет в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства, осознавал свое роковое одиночество.

Литература. Реалистическое направление в русской литературе на рубеже XX в. продолжали Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, создавший лучшие свои произведения, темой которых были идейные искания интеллигенции и "маленький" человек с его повседневными заботами, и молодые писатели И.А. Бунин и А.И. Куприн.

Русская литература начала XX в.,. Для символистов, веривших в существование иного мира, символ был его знаком, и представлял связь между двумя мирами. Наряду с требованиями "чистого" искусства символисты исповедовали индивидуализм, для них характерна тема "стихийного гения", близкого по духу к ницшеанскому "сверхчеловеку" (В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, А. Блок, А. Белый).

К 1910 г. "символизм закончил свой круг развития" (Н. Гумилев), его сменил акмеизм. (С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам). Акмеисты противопоставляли себя символизму, подвергали критике туманность и зыбкость символистского языка и образа. Проповедовали ясный, свежий и "простой" поэтический язык, где слова прямо и четко называли бы предметы, а не обращались бы, как в символизме, к "таинственным мирам".
Одновременно возникло другое модернистское течение – футуризм. Футуристы занимались поиском новых языковых форм, отрицали культуру прошлого. В их творчестве были заметны черты социального протеста, отхода от буржуазной культуры.
Живопись. Настроения Серебряного века русской культуры нашли глубокое, проникновенное отражение в творчестве музыкантов и художников. Импрессионизм - направление в искусстве (музыка, живопись, литература) последней трети XIX - начала XXвв. Стремясь непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать непосредственно как бы мимолетные впечатления (В. Серов, К. Коровин) Врубель - великий революционер русской живописи. Он утвердил в ней символизм в 80-х годах еще до того, как это мощное направление мировой культуры нашло свое выражение в русской поэзии.

В начале XXв. принципиально изменились способы воспроизведения действительности в произведениях живописи. Художники новой, поэтической, эпохи отошли от материального быта и окружили метафизического героя вечными образами природы и мифологии. Живопись, подобно поэзии, проникалась лирическим, религиозным и философским началами. Нечто похожее можно сказать и о музыке: после тяготевших к исторической достоверности и социальной содержательности опер М.П.Мусоргского и П.И.Чайковского наступила эпоха А.Скрябина и С.Рахманинова.

 

 

44. Отечественная культура XX века: общая характеристика

С победой Октябрьской революции власть приступила к осуществлению культурной политики, призванной создать новую культуру, базирующуюся на марксистско-ленинской идеологии. Задачи — ликвидация неграмотности, развитие науки, утверждение коммунистической идеологии. Эта политика государства получила название культурная революция.

Школы были объявлены госучреждениями, образование стало бесплатным, школа отделялась от церкви, сформирована система высшего образования. утверждена идеологическая основа образования — марксизм.

В науке задача — восстановить научный потенциал страны и привлечь ученых к решению задач социалистического строительства. Были восстановлены связи сов. ученых с международными научными центрами. (Павлов, Вернадский, Вавилов).

В литературе отмечалось творчество Есенина (любовь к Родине), Маяковского (революция, современные вопросы). Но многие литераторы эмигрировали. В 1934 г. в целях усиления идейного руководства и контроля партии над литераторами в стране были закрыты писательские организации и создан единый Союз писателей СССР под председательством Горького. Аналогичные союзы были созданы для композиторов, кинематографистов, художников.

Репрессии.

Контроль партийного аппарата за деятельностью художественной интеллигенции не ослабевал. Оказалась драматичной судьба романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» (отмечен Нобелевской премией в 1958 г.), ряда сочинений Д. Д. Шостаковича. Все это стало почвой диссидентства (политические взгляды которого существенно расходятся с официальными установлениями в стране, где он живёт; политически инакомыслящий)— его подъем приходится на вторую половину 60-х гг. Правозащитники, требовавшие соблюдения Конституции, организовывали акции в защиту прав человека: распространяли листовки, оказывали помощь политзаключенным и т. д. В 1968 г. небольшая группа диссидентов вышла на Красную площадь с протестом против ввода войск на территорию Чехословакии. Этот акт явился поводом для усиления репрессий против диссидентов.

В 90-е годы смена общественного строя, экономический кризис в стране отрицательно сказались на развитии науки, культуры и искусства в России. Из-за недостаточного государственного финансирования были свернуты многие научные программы, тысячи квалифицированных научных специалистов переехали работать в зарубежные научные учреждения. Государство не смогло обеспечить финансирование таких направлений в искусстве, как кинематография, театры и др. Но развитие демократических начал в обществе, отмена идеологического диктата, снятие цензуры дали деятелям литературы и искусства возможность реализации своих творческих замыслов. Это открыло перспективы для развития литературы и искусства в будущем.

Диссиденты (от лат. dissidens – несогласный) – лица, несогласные с официальными общественно-политическими доктринами, принципами политического устройства, внутренней и внешней политикой СССР. Действовали индивидуально и небольшими группами, выражали несогласие порой открыто, но чаще прибегали к нелегальным методам. Диссидентство как общественное явление представляло собой спектр общественных организаций и движений, литературных направлений, художественных школ, совокупность индивидуальных диссидентских поступков.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...