Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания по психологии труда




 

 

ЗАДАНИЕ 1. Сравнение понятий «труда» и «деятельности» в рамках психологии труда.

· Составить таблицу, в которой нужно сравнить эти два понятия.

· Написать общие особенности со сносками. Выводы, с раскрытием общего и особенного «труда» и «деятельности».

 

Таблица 1.

Сравнительный анализ понятий «труд» и «деятельность»

Труд Деятельность
Определение понятий «труд» и «деятельность»
Даль В.: «Труд - работа, занятие, упражнение, дело; все, что требует усилий, стараний, это всякое напряжение телесных и умственных сил». Маршал А.: «Труд – всякое умственное или физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовольствия получаемого от работы». Джевенсон: «Труд - это целиком только тягостные усилия». Труд – есть деятельность, выполняемая под прямым или косвенным принуждением внешней материальной необходимости. Труд есть – процесс активного взаимодействия человека с окружающей средой, в котором человек осознанно преобразует окружающую действитель-ность (внутр. или внеш.), по средствам орудий с целью удовлетворения своих потребностей, с целью создания социально ценного продукта. Трудесть - процесс активного взаимодействия человека с окружающей средой, в котором человек осознанно преобразует окружающую действительность (как внутреннюю, так и внешнюю), по средствам орудий с целью удовлетворения своих потребностей, с целью осуществления общественных ценностей. В отличие от других видов деятельности таких как игра, общение, учеба, созерцание и др. труд имеет особую социальную значимость в силу того, что его результат и продукты направлены не только на удовлетворение потребностей индивида, непосредственно им занятых, но и служат и служат удовлетворению потребностей общества.   Ломов Б.Ф. «Она (деятельность) – относится к специфической форм активности, свойственной человеку и обществу» стр 400. Деятельность несет в себе культурно - историческое содержание, систему сложившихся общественных отношений, она выступает неразрывно с процессами производства, обмена, потребления, с отношениями на собственность и средства производства, развитием культуры и политическим строем, науки идеологией и т.п. – в контексте всей общественной жизни. Леонтьев А.Н. (ДСЛ) Стр. 77Деятельность - активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект (человек носитель культуры), целесообразно воздействующий на объект для удовлетворения своих потребностей. (внутр.план – мотивы; внешний – поведение). Псих. словарь - поддеятельностью в психологии понимают активное взаимодействие с окружающей действии-тельностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. Психологический словарь Кондаков И.М., 2000г.) - Деятельность -активное взаимо-действие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объекты и за счет этого удовлетворяет свои потребности. Деятельность -активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект (человек носитель культуры), целесообразно воздействующий на объект для удовлетворения своих потребностей (А.Н. Леонтьев). Деятельность– динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений в предметной действительности (краткий психол. словарь, под ред. Л.А. Карпенко, стр. 84)
Структура
Среди компонентов труда выделяют: - условия труда; - процесс труда, который включает в себя: (с убъект труда (S)и орудия труда +объект труда); - продукт труда; - цель труда.   Условия труда ---- [процесс труда (с убъект труда (S) + орудия труда +объект труда) + продукт труда] = Цель труда Среди компонентов деятельностивыделяют: - мотивы, побуждающие субъект к деятельности; - цели как прогнозируемые результаты этой деятельности; - операциональные средства, с помощью деятельность реализуется (психологический словарь Кондаков И.М., 2000г.). Деятельность=Цель=Содержание: Мотивы/Средства=Результат; или так: деятельность=(цель=содержание: мотивы/средства=результат) и рефлексия.
Общее в понятиях «труд» и «деятельность»
В структурах понятий «труд» и «деятельность» есть общее, это: цель и конечный результат,который в труде называют как продукт труда.
Особенное в понятиях «труд» и «деятельность» В деятельности добавляется понятие рефлексии (как самоанализ, самонаблюдение и т.п.). В деятельности результат говорит об уровне развития личности. Посредством деятельности обеспечивается персонализация индивида в системе межличностных отношений (краткий психол. словарь, под ред. Л.А. Карпенко, стр. 82 и стр. 84)
Специфика труда заключается в том, что труд - это технология реализации операций, обеспечивающих решение производственной задачи (психологический словарь Кондаков И.М., 2000г.). Труд как специфический вид деятельности несет в себе культурно - историческое содержание, систему сложившихся общественных отношений, он выступает неразрывно с процессами производства, обмена, потребления, с отношениями на собственность и средства производства, развитием культуры и политическим строем, науки идеологией и т.п. - в контексте всей общественной жизни (К. Маркс, Б.Ф. Ломов). Деятельность - активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект (человек носитель культуры), целесообразновоздействующий на объект для удовлетворения своих потребностей. (внутр.план – мотивы; внеш. – поведение). Реализация деятельности осуществляет-ся на основе психофизиологических механиз-мов, изученных в русле «физиологии актив-ности» Н.А. Бернштейна, теории «функцио-нальных систем» К.П. Анохина и представле-ний о системной организации высших корко-вых функций А.Р. Лурия.

 

 

Разделы психологии труда Направления
1. Психологиче-ская трудовая экспертиза Профессиональная ориентация, профотбор, психологический анализ трудового процесса (эффективность, ошибки), способности, профессиограммы, пограничные состояния, психологические вредности, психологические нормы
2. Психология профессион. обучения Трудовое воспитание и обучение, развитие ЗУН и способностей
3. Инженерная психология Отношения человек – орудие, закономерности манипулирования объектом труда.
4. Организация труда Совместимость в коллективе, как организовать труд

 

Под деятельностью в психологии понимают активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Субъект деятельности - это владелец, распорядитель деятельности (Слободчиков В.И. Выявление и категориальный анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности //Вопросы психологии. 2000. № 2. с. 42 - 52.).

Предмет деятельности - то, чем распоряжается субъект, суть деятельности; «предметом деятельности является то, что субъект имеет к началу своей деятельности и что подлежит трансформации в её ходе в продукт» (Габай Т.В. Педагогическая психология. М., 2003.).

Продукт деятельности может быть внешним и внутренним: внешний продукт - объективный результат деятельности: производительность труда, качество продукции, скорость, безошибочность трудовых действий и др.; внутренний продукт - субъективный результат деятельности: удовлетворённость трудом, переживание включённости личности в деятельность, субъективная значимость деятельности для индивида, соответствие деятельности индивидуально-психофизиологическим особенностям личности и др.

Наличие внешнего и внутреннего продукта является показателем успешности деятельности.

Термин «успешность» происходит от понятия «успех» - хорошие результаты в работе, желательный, счастливый исход дела. Успешность является одной из важнейших характеристик деятельности.

По своему значению понятие «успешность» близко понятию «эффективность» (от лат. effectivus - дающий определённый результат, действенный). Однако, в отличие от последнего, включает в себя не только объективные показатели результативности деятельности (производительность труда, качество продукции и др.), но и субъективные показатели её результативности (удовлетворённость трудом, переживание включённости личности в деятельность и др.).

Экспериментальное исследование психологических критериев успешности профессиональной деятельности показало, что успешность профессиональной деятельности зависит от степени присвоения индивидом основных структурно-динамических компонентов: внутреннего мотива, целей, ключевых действий, уровня развития внутренних личностных ресурсов и учёта внешних условий.

Мотив - побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется. Выделяют внешние и внутренние по отношению к предметному содержанию профессиональной деятельности мотивы. Успешная профессиональная деятельность возможна в том случае, если ведущим, смыслообразующим, является внутренний мотив, отражающий предметное содержание деятельности. Внутренним мотивом по отношению к практически большинству видов деятельности является мотив самореализации, проявляющийся в ощущении важности осуществляемой деятельности, в потребности нести людям знание, делиться жизненным опытом, создавать условия для развития окружающих.

Ключевые действия (действия, напрямую, направленные на достижение цели деятельности) - целеполагание, организация познавательной активности, мотивация деятельности, организация профессионального общения, профессиональная рефлексия.

Внутренние личностные ресурсы (ценности, установки, профессионально важные качества, задатки и способности, позволяющие индивиду успешно осваивать выбранную деятельность и эффективно осуществлять её), необходимые для успешного освоения и осуществления деятельности, - партнёрская позиция по отношению к сотрудникам, высокая самоценность, интернальный уровень субъективного контроля, высокий уровень рефлексии и др.

Внешние условия (независящие от индивида обстоятельства): макроусловия - потребности общества в данной профессии, определяющие возможность существования и востребованность профессиональной деятельности в том или ином обществе в ту или иную эпоху; микроусловия - социальное положение индивида, его материальные возможности, способствующие или препятствующие освоению и осуществлению деятельности субъектом.

К внешним макроусловиям деятельности можно отнести общественное отношение к ценности правоохранительной системы, к деятельности сотрудника ОВД, парадигму данной системы, распространённую в обществе. К внешним микроусловиям, содействующим освоению профессиональной деятельности, могут быть отнесены положительное отношение к деятельности сотрудника ОВД, его референтной группы, материальная независимость и др.

Освоение профессиональной деятельности - это интериоризация индивидом её основных структурно - динамических компонентов, превращение его в субъекта, полноправного владельца и распорядителя деятельности.

 

Деятельность -Активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объекты и за счет этого удовлетворяет свои потребности (психологический словарь Кондаков И.М., 2000г.).-

Генезис. Уже на относительно ранних стадиях филогенеза возникает психическая реальность, представленная в ориентировочно-исследовательской деятельности, призванная обслуживать такое взаимодействие. В ее задачу входит обследование окружающего мира и формирование образа ситуации для осуществления регуляции двигательного поведения животного в соответствии с условиями стоящей перед ним задачи. Если для животных характерно то, что они способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, то для человеческой деятельности, в силу развития коллективного труда, характерно, что она может основываться на символических формах представления предметных взаимоотношений.

Структура. Среди компонентов деятельности выделяют:
- мотивы, побуждающие субъект к деятельности;
- цели как прогнозируемые результаты этой деятельности;
- операциональные средства, с помощью деятельность реализуется (психологический словарь Кондаков И.М., 2000г.).

В концепции А. Н. Леонтьева понятие деятельности впервые (логически, а не хронологически) появляется в связи с обсуждением понятия жизни в ее самом общем биологическом значении, «в ее всеобщей форме» [Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. - 575 с. - с. 37], жизни как «особого взаимодействия особым образом организованных тел» [там же, с.27]. Особенность этого взаимодействия состоит, в отличие от взаимодействия в неживой природе, в том, что оно является необходимым условием существования одного из взаимодействующих тел (живого тела) и что оно носит активный и предметный характер. Те специфические процессы, которые осуществляют такое взаимодействие, и есть процессы деятельности [с.39]. «Деятельность есть молярная, не аддитивная единица жизни...» [Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - с.81]. Это определение А. Н. Леонтьева распространяется и на жизнь допсихическую, и на жизнь, опосредованную психическим отражением, и на жизнь человека, опосредованную сознанием. Однако в последнем случае жизнь может пониматься двояко, и соответственно этому различаются и два понятия деятельности. Когда жизнь берется неиндивидуализированно, как абстрактная человеческая жизнь вообще, деятельность рассматривается как сущность этой жизни и как материя, из которой соткано индивидуальное бытие.

Когда жизнь рассматривается как конкретное, индивидуализированное, конечное жизненное целое (данное, например, в биографической фиксации), как «совокупность, точнее, система сменяющих друг друга деятельностей» [Леонтьев А. Н.], то понятие «единица» в приложении к деятельности должно трактоваться как «часть»: жизнь как целое состоит из частей - деятельностей. Речь здесь идет уже не о деятельности «в общем, собирательном значении этого понятия» [Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304с.-с.102], а об особенной или отдельной деятельности, «которая отвечает определенной потребности, угасает в результате удовлетворения этой потребности и воспроизводится вновь...» [Леонтьев А. Н.].

Таблица 1.

Схема иерархической классификации мотивационных факторов профессиональной деятельности

Тип Класс Подкласс
Внутрен-ние мотиваци-онные факторы Возможности, представляемые профессиональной сферой для реализации внепрофессиональных целей Общение Психическое самосохранение и развитие Сохранение и укрепление здоровья Отдых и развлечения Реализация материальных ценностей Достижение желаемого общественного положения Общественная работа
Условия труда Социальные Организационные Физические
Собственные мотивационные факторы профессии Результат труда Процесс труда Предмет труда
Внешние мотивационные факторы Факторы «инерции» Привычное занятие Стереотипы наличных социальных ролей
Факторы «притяжения-отталкивания» Обыденные эталоны «социального преуспевания»
Факторы «давления» Требования объективного характера Рекомендации, советы, указания

Центральным, ключевым пунктом в понятии отдельной деятельности является вопрос о мотиве. Этот на первый взгляд частный вопрос на деле является решающим для всей теории деятельности, нервом этой теории, сгустившим в себе ее основные онтологические и методологические основания. Поэтому он требует подробного обсуждения.

Как показано ниже на модели процесса формирования профессиональной направленности, потребности, увлечения и интересы студента возникают на основе осознания перспектив и адекватной оценки степени рассогласования требований перспектив с наличными склонностями, знаниями и умениями. На основе общезначимых перспектив формируются мировоззрения, взгляды, убеждения и идеалы, система целей и установок, намерения. Перспективы выступают в данном случае в качестве отдельной цели студента.


Рис.1. Модель процесса формирования профессиональной направленности, разработанная А. А. Ростуновым.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...