Задания по психологии труда
Стр 1 из 3Следующая ⇒
ЗАДАНИЕ 1. Сравнение понятий «труда» и «деятельности» в рамках психологии труда. · Составить таблицу, в которой нужно сравнить эти два понятия. · Написать общие особенности со сносками. Выводы, с раскрытием общего и особенного «труда» и «деятельности».
Таблица 1. Сравнительный анализ понятий «труд» и «деятельность»
Под деятельностью в психологии понимают активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. Субъект деятельности - это владелец, распорядитель деятельности (Слободчиков В.И. Выявление и категориальный анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности //Вопросы психологии. 2000. № 2. с. 42 - 52.). Предмет деятельности - то, чем распоряжается субъект, суть деятельности; «предметом деятельности является то, что субъект имеет к началу своей деятельности и что подлежит трансформации в её ходе в продукт» (Габай Т.В. Педагогическая психология. М., 2003.). Продукт деятельности может быть внешним и внутренним: внешний продукт - объективный результат деятельности: производительность труда, качество продукции, скорость, безошибочность трудовых действий и др.; внутренний продукт - субъективный результат деятельности: удовлетворённость трудом, переживание включённости личности в деятельность, субъективная значимость деятельности для индивида, соответствие деятельности индивидуально-психофизиологическим особенностям личности и др.
Наличие внешнего и внутреннего продукта является показателем успешности деятельности. Термин «успешность» происходит от понятия «успех» - хорошие результаты в работе, желательный, счастливый исход дела. Успешность является одной из важнейших характеристик деятельности. По своему значению понятие «успешность» близко понятию «эффективность» (от лат. effectivus - дающий определённый результат, действенный). Однако, в отличие от последнего, включает в себя не только объективные показатели результативности деятельности (производительность труда, качество продукции и др.), но и субъективные показатели её результативности (удовлетворённость трудом, переживание включённости личности в деятельность и др.). Экспериментальное исследование психологических критериев успешности профессиональной деятельности показало, что успешность профессиональной деятельности зависит от степени присвоения индивидом основных структурно-динамических компонентов: внутреннего мотива, целей, ключевых действий, уровня развития внутренних личностных ресурсов и учёта внешних условий. Мотив - побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется. Выделяют внешние и внутренние по отношению к предметному содержанию профессиональной деятельности мотивы. Успешная профессиональная деятельность возможна в том случае, если ведущим, смыслообразующим, является внутренний мотив, отражающий предметное содержание деятельности. Внутренним мотивом по отношению к практически большинству видов деятельности является мотив самореализации, проявляющийся в ощущении важности осуществляемой деятельности, в потребности нести людям знание, делиться жизненным опытом, создавать условия для развития окружающих. Ключевые действия (действия, напрямую, направленные на достижение цели деятельности) - целеполагание, организация познавательной активности, мотивация деятельности, организация профессионального общения, профессиональная рефлексия. Внутренние личностные ресурсы (ценности, установки, профессионально важные качества, задатки и способности, позволяющие индивиду успешно осваивать выбранную деятельность и эффективно осуществлять её), необходимые для успешного освоения и осуществления деятельности, - партнёрская позиция по отношению к сотрудникам, высокая самоценность, интернальный уровень субъективного контроля, высокий уровень рефлексии и др. Внешние условия (независящие от индивида обстоятельства): макроусловия - потребности общества в данной профессии, определяющие возможность существования и востребованность профессиональной деятельности в том или ином обществе в ту или иную эпоху; микроусловия - социальное положение индивида, его материальные возможности, способствующие или препятствующие освоению и осуществлению деятельности субъектом.
К внешним макроусловиям деятельности можно отнести общественное отношение к ценности правоохранительной системы, к деятельности сотрудника ОВД, парадигму данной системы, распространённую в обществе. К внешним микроусловиям, содействующим освоению профессиональной деятельности, могут быть отнесены положительное отношение к деятельности сотрудника ОВД, его референтной группы, материальная независимость и др. Освоение профессиональной деятельности - это интериоризация индивидом её основных структурно - динамических компонентов, превращение его в субъекта, полноправного владельца и распорядителя деятельности.
Деятельность -Активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объекты и за счет этого удовлетворяет свои потребности (психологический словарь Кондаков И.М., 2000г.).- Генезис. Уже на относительно ранних стадиях филогенеза возникает психическая реальность, представленная в ориентировочно-исследовательской деятельности, призванная обслуживать такое взаимодействие. В ее задачу входит обследование окружающего мира и формирование образа ситуации для осуществления регуляции двигательного поведения животного в соответствии с условиями стоящей перед ним задачи. Если для животных характерно то, что они способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, то для человеческой деятельности, в силу развития коллективного труда, характерно, что она может основываться на символических формах представления предметных взаимоотношений. Структура. Среди компонентов деятельности выделяют: В концепции А. Н. Леонтьева понятие деятельности впервые (логически, а не хронологически) появляется в связи с обсуждением понятия жизни в ее самом общем биологическом значении, «в ее всеобщей форме» [Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. - 575 с. - с. 37], жизни как «особого взаимодействия особым образом организованных тел» [там же, с.27]. Особенность этого взаимодействия состоит, в отличие от взаимодействия в неживой природе, в том, что оно является необходимым условием существования одного из взаимодействующих тел (живого тела) и что оно носит активный и предметный характер. Те специфические процессы, которые осуществляют такое взаимодействие, и есть процессы деятельности [с.39]. «Деятельность есть молярная, не аддитивная единица жизни...» [Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - с.81]. Это определение А. Н. Леонтьева распространяется и на жизнь допсихическую, и на жизнь, опосредованную психическим отражением, и на жизнь человека, опосредованную сознанием. Однако в последнем случае жизнь может пониматься двояко, и соответственно этому различаются и два понятия деятельности. Когда жизнь берется неиндивидуализированно, как абстрактная человеческая жизнь вообще, деятельность рассматривается как сущность этой жизни и как материя, из которой соткано индивидуальное бытие. Когда жизнь рассматривается как конкретное, индивидуализированное, конечное жизненное целое (данное, например, в биографической фиксации), как «совокупность, точнее, система сменяющих друг друга деятельностей» [Леонтьев А. Н.], то понятие «единица» в приложении к деятельности должно трактоваться как «часть»: жизнь как целое состоит из частей - деятельностей. Речь здесь идет уже не о деятельности «в общем, собирательном значении этого понятия» [Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304с.-с.102], а об особенной или отдельной деятельности, «которая отвечает определенной потребности, угасает в результате удовлетворения этой потребности и воспроизводится вновь...» [Леонтьев А. Н.]. Таблица 1. Схема иерархической классификации мотивационных факторов профессиональной деятельности
Центральным, ключевым пунктом в понятии отдельной деятельности является вопрос о мотиве. Этот на первый взгляд частный вопрос на деле является решающим для всей теории деятельности, нервом этой теории, сгустившим в себе ее основные онтологические и методологические основания. Поэтому он требует подробного обсуждения. Как показано ниже на модели процесса формирования профессиональной направленности, потребности, увлечения и интересы студента возникают на основе осознания перспектив и адекватной оценки степени рассогласования требований перспектив с наличными склонностями, знаниями и умениями. На основе общезначимых перспектив формируются мировоззрения, взгляды, убеждения и идеалы, система целей и установок, намерения. Перспективы выступают в данном случае в качестве отдельной цели студента. Рис.1. Модель процесса формирования профессиональной направленности, разработанная А. А. Ростуновым.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|