Элементы эргатической системы
Субъект труда (S) – сложная многоуровневая организация психики, включающая в себя свойства человека, как индивида, так и личности направленные на осуществление трудовой деятельности, а так же, являющиеся ее источником, следствием и результатом. Объект труда - фрагмент действительности (как внешней, так и внутренней) на который направлены преобразоватльные усилия субъекта труда, цель которых, получение некоторого продукта (результата) удовлетворяющего потребности. Цель труда – желанный образ материальных, социальных изменений внешней среды, а также собственных психологических изменений человека, на которые будет направлен предстоящий труд. По сути, цель выступает системообразующим фактором эргатической системы и выполняет регулирующую функцию в процессе выполнения труда. В контексте общественного производства цель труда определяется с одной стороны самим работником на основе собственных целей, с другой стороны – устанавливается общественной организацией, трудовым коллективом в соответствии с производственным задачам. Процесс труда – система упорядоченных действий работника приводящая к поставленной трудовой цели. Собственно трудовой процесс и технологический. Эргатическая функция есть процесс, снижающий зону неопределенности в эргатической системы, направленный на достижения поставленной цели. Орудия труда – приспособления (специально созданные материальные и идеальные объекты) посредством которых человек воздействует на объект своег труда. Орудия труда представляют собой опредмеченную "отнятую" трудовую функцию (например, экскаватор как орудие труда "отнимает" у человека функцию "копать"). При этом расширяют сферу человеческой активности (сфера активности живого существа, определяется возможностями органов чувств и действий, орудия труда практически безгранично расширяют возможности взаимодействия человека с действительностью).
Условия труда – фрагмент действительности (материальной, социальной, психологической) в которой осуществляется трудовой процесс. Продукт труда – результат трудового процесса, результат преобразования объекта труда, а также результат внутренних изменений субъекта. Эргатическая система в целом и каждый ее элемент может быть рассмотрен в контексте иерархии следующих уровней: психологический, социальный, информационный, культурный, вещественный. Представленность эргатической системы в сознании человека (осознании ее элементов, отношений и уровней) можно считать дополнительным психологическим признаком труда. Субъект труда как предмет психологического изучения Понятие и психологическая структура субъекта труда. Субъект труда – сложная многоуровневая организация психики, включающая в себя свойства человека, как индивида, так и личности направленные на осуществление трудовой деятельности, а так же, являющиеся ее источником, следствием и результатом. Уровневая структура субъекта труда: 1) Трудовое самосознание – аспект самосознания представляющий собой осознанное отношение человека к себе как к причине трудового процесса; осознание своих потребностей и мотивов, своих личностных особенностей необходимых для выполнения трудовых действий; системы общественных трудовых отношений и своего места в трудовом коллективе; осознание социального значения результатов и продуктов своего труда. 2) Потребностно- мотивационная сфера – система внутренних побуждений человека определяющая цели, характер, способы и средства труда. 3) Личностно- деловые качества – индивидуально-психологические свойства проявляемые работником в процессе труда, отражающие его стиливые характеристики и оказывающие существенное влияние на результат Профессионально важные качества.
4) Специальные трудовые знания, умения и навыки – приобретаются в процессе профессионального обучения и непосредственно в ходе профессиональной деятельности. Под субъектом труда может пониматься как: - аспект индивидуальности человека, то есть внутренний психический феномен, субличность. - индивид, конкретный человек выполняющий труд - трудовой коллектив – общность людей объединенных одной трудовой деятельностью. Онтогенез субъекта труда Наиболее известной в России является периодизация развития человека как субъекта труда, предложенная Е. А. Климовым. Стадия предыгры (от рождения до 3 лет), когда происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейших правил поведения и моральных оценок, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду. Стадия игры (от 3 до 6 - 8 лет), когда происходит овладение «основными смыслами» человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, врача, продавца, учителя...). Заметим, что Д. Б. Эльконин вслед за Г. В. Плехановым писал о том, что «игра - это дитя труда», и само возникновение детской сюжетно-ролевой игры произошло тогда, когда ребенок уже не мог непосредственно осваивать труд взрослых, когда произошло историческое разделение и усложнение труда. Стадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет), когда интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т. п. Особенно важно, когда ребенок самостоятельно планирует свое время при выполнении домашнего задания, преодолевая желание погулять и расслабиться после школы. Стадия «оптации» (от лат. optatio - желание, выбор) (от 11-12до 14-18 лет). Это стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути; соответственно человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения, называется оптантом. Парадоксальность этой стадии заключается в том, что в ситуации «оптанта» вполне может оказаться и взрослый человек, например безработный; как отмечает сам Е. А. Климов, «оптация - это не столько указание на возраст», сколько на ситуацию выбора профессии.
Стадия адепта - это профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ. Стадия адаптанта - это вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2-3 лет. Стадия интернала - это вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне. Это стадия, о которой Е. А. Климов говорит, что работника коллеги воспринимают как «своего среди своих», то есть работник уже вошел в профессиональное сообщество в качестве полноценного члена (от англ. internal - внутренний). Стадия мастера, когда о работнике можно сказать, что он лучший среди обычных и хороших, то есть работник заметно выделяется на общем фоне.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|