Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Индивидуальный стиль трудовой деятельности




В основе формирования индивидуального стиля труда часто лежит развитие психологической системы профессиональной де­ятельности субъекта труда. В.Д.Шадриков анализирует формиро­вание различных психологических систем профессиональной деятель­ности следующим образом.

Формирование мотивов профессиональной деятельности пред­полагает прежде всего сдвиг мотива на цель трудовой деятельно­сти (по А. Н. Леонтьеву), в результате чего работник находит «свой» предмет деятельности. Важным для формирования профессиональ­ной мотивации является «принятие» человеком профессии и на­хождение личностного смысла деятельности. В результате форми­рования профессиональной мотивации образуется целостное по­ведение работника.

Формирование цели профессиональной деятельности предпола­гает выделение и учет следующих моментов. Центральным момен­том деятельности выступает ее цель (человеческая деятельность - это целесообразная деятельность, цель сознательно выбирается человеком, в отличие, например, от деятельности животных). Сама цель рассматривается как идеальный образ результата; уровень достижения, к которому надо стремиться. Также цель профессио­нальной деятельности выступает как образ результата; производ­ственная задача, заданная в определенных условиях. Основные этапы формирования цели: выделяется поле допустимых резуль­татов; уточняется конкретная цель (как наиболее оптимальная).

Формирование представления о программе деятельности предполагает:

1) формирование представления о компонентах (о струк­туре) деятельности;

2) формирование представления о способах выполнения деятельности;

3) формирование представления о про­грамме деятельности (как последовательности адекватных действий

и способов).

Формирование информационной основы деятельности (ИОД)

предполагает выделение и рассмотрение следующих моментов. Уровни формирования ИОД включают: сенсорно-перцептивный уровень (восприятие информации); когнитивный уровень (оцен­ка значимости информации); образно-оперативный уровень (пе­реработка информации и построение информационных образов). Особенности формирования ИОД: информация часто меняющая­ся, что требует гибкости ИОД; многоплановость информации вызывает необходимость быстрого переключения с одного вида информации на другой. В целом формирование ИОД предполагает: формирование ИОД в материальном плане (способность воспри­нимать и обрабатывать реальные сигналы, несущие информа­цию); формирование ИОД в идеальном плане (способность стро­ить информационные образы и значения по получаемым сигна­лам).

Формирование блока принятия решений основано на учете сле­дующего. Само решение рассматривается как выбор одной альтер­нативы из нескольких. Общая схема принятия решений: а) осоз­нание проблемы; б) разрешение проблемы; при этом формирова­ние блока принятия решения предполагает: освоение (выработ­ку) решающего правила, способа решения; формирование кри­терия достижения цели и предпочтительности выбора способа решения; в) проверка решения; г) коррекция выбора (там, где это возможно). Выделяются два основных типа решений: детерми­нированные (основанные на строгой логике); вероятностные (ос­нованные на просчете наиболее благоприятной вероятности дос­тижения цели).

Формирование подсистемы профессионально важных качеств (ПВК) исходит из следующих посылок: 1) у человека уже есть определенные качества, и при освоении профессий происходит их перестройка в соответствии с особенностями данной профес­сиональной деятельности; 2) общая логика такой перестройки деятельности: а) перенастройка качеств в соответствии с профес­сиональной деятельностью; б) появление и развитие новых качеств и способностей; в) формирование индивидуального стиля деятельности, что как бы «венчает» развитие профессионала.

В. С. Мерлин выделил три основных аспекта в формировании индивидуального стиля деятельности:

1) формирование «симптомокомплексов», характеризующих от­дельные свойства личности.

2) изменение интенсивности и частоты проявления индивиду­альных свойств по мере их развития.

3) возникновение новых связей между индивидуальными свойствами, например возникновение в юношеском возрасте связей между учебными и профессиональными интересами, интеллекту­альными свойствами и отношениями личности.

В. С. Мерлин отмечал, что стиль отражает «взаимоотношения объективных требований деятельности и свойств личности. В зави­симости от различных объективных требований деятельности одни и те же свойства личности выражаются в разных стилях... Индиви­дуальный стиль деятельности следует понимать не как набор от­дельных свойств, а как целесообразную систему взаимосвязанных действий, при помощи которой достигается определенный ре­зультат. Отдельные действия образуют целостную систему именно благодаря целесообразному характеру их связи».

При этом формирование психологической структуры профессиональной деятельности предполагает, что освоение профессии рассматривается как процесс «распредмечивания, индивидуализации нормативно-заданного (одобряемого) способа деятельности» (это также связано с формированием индивидуального способа дея­тельности). Основные этапы освоения профессии: 1) когнитив­ный (познание, освоение нормативно-заданного способа деятель­ности); 2) практический этап как центральный момент формиро­вания психологической структуры деятельности, при этом снача­ла осваиваются отдельные действия, а затем - деятельность в целом.

Обобщенную схему освоения профессиональной деятельности можно представить так:

1. Освоение нормативно-одобряемой, изначально заданной, «правильной» деятельности (образ всей нормативно-заданной де­ятельности - это фактически формирование нормативной ори­ентировочной основы действия - ООД). Здесь выделяются следу­ющие основные подэтапы:

построение образа целостной деятельности (как обобщенная ориентировка в данной деятельности); освоение отдельных действий; освоение множества действий и деятельности в целом.

2. Освоение деятельности по-новому образцу (т. е. формирование
индивидуального стиля деятельности). Подэтапы данного этапа:

· освоение отдельных действий на основании новых, собствен­ных представлений работника;

· освоение новой деятельности в целом - на основе уже освоен­ного нормативно-одобряемого образца (как индивидуально приспособленной к себе в результате постепенного формирования индивидуального стиля деятельности).

При этом можно говорить о «парадоксе» освоения профессио­нальной деятельности в ходе формирования индивидуального стиля труда. Полноценное освоение данной профессии достигается лишь тогда, когда субъект начинает выполнять ее не только так, как «положено» (по нормативно-заданным образцам), а привносит в эту деятельность свои собственные, творческие элементы (через выработку индивидуального стиля деятельности). Полноценное профессиональное творчество возможно лишь при наличии «ты­лов» в виде освоенной нормативно-заданной деятельности (кото­рая позволяет выполнять задания в случае неудач при творческом экспериментировании).

 

Литература:

1. Толочек «Современная психология труда».

2. Пряжников Учебник.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...