Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Демография современной России




(к § 10 «Демография современной России»)

1.

Текст. Автор текста — современный социолог Л. Л. Рыбаков-ский.

Приток русскоязычного населения из нового зарубежья в те­кущем десятилетии может при соответствующей миграционной политике России составить несколько миллионов человек. Реаль­ные масштабы миграции будут зависеть от политики, проводи­мой государствами нового зарубежья в отношении русскоязычно­го населения, и от миграционной политики России в отношении соотечественников, оставшихся на постсоветском пространстве. Но в любом случае приток мигрантов из нового зарубежья суще­ственно замедлит сокращение численности населения России. В последующие годы миграционный потенциал может быть пол­ностью исчерпан, так как постаревшее и перешедшее в разряд пенсионеров население и то, которое родится и пройдет социали­зацию вне исторической родины, вряд ли будут эмигрировать в Россию. <...> Очевидно, что российское государство без притока иностранной рабочей силы не сможет крупномасштабно эксплуа­тировать свои природные ресурсы. Особое значение это имеет для малозаселенных восточных районов страны. Там слабо освоенные российские территории граничат с густозаселенными районами Китая, население которых продолжает интенсивно расти. Целью привлечения рабочей силы из Китая могла бы стать совместная взаимовыгодная эксплуатация природных ресурсов Сибири, Дальнего Востока, других регионов страны. При такой постанов­ке будет решен и вопрос о том, кто должен заселять Дальний Восток — иммигранты из сопредельных стран или титульные на­роды России. Демографическая экспансия в будущем возможна не только со стороны стран Тихоокеанского региона. Она вероят­на и в районе южных границ России. В странах этого сообщества быстро возрастает население, условия занятости которого ограни­чены из-за малоземелья и аграрной направленности экономики. <...> Ожидаемый в первой половине наступившего столетия в ряде стран демографический взрыв (в Узбекистане, Пакистане,

Ираке и некоторых других странах население удвоится), концен­трация многомиллионных армий безработных и усиление их свя­зей с соседними государствами могут существенно изменить гео­политическую ситуацию на юге России, вызвать мощную миграционную экспансию. Скорее всего, без ежегодного мигра­ционного притока не могут быть достигнуты стабилизация чис­ленности населения России и поддержание трудового потенциала на уровне, достаточном для устойчивого экономического разви­тия. Решение этих двух взаимосвязанных задач сводится как к приему мигрантов — будущих граждан России, прежде всего из стран нового зарубежья, так и к привлечению на разумные сроки трудовых мигрантов из старого зарубежья.

Рыбаковский Л. Л. Демографическое будущее России и миграци­онные процессы / Л. Л. Рыбаковский // Журнал СОЦИС (Социологи­ческие исследования). — 2005. — № 3.

Вопросы и задания. 1) В чем причины усиления миграцион­ных потоков из стран, граничащих с Россией на востоке и юге? 2) Назовите причины, требующие активизации миграционной по­литики в России. 3) Статистика свидетельствует, что в конце XIX — начале XX в. с проблемой депопуляции (убыли населения в результате сокращения рождаемости) столкнулись многие стра­ны Европы: Германия, Италия, Болгария, Венгрия, Чехия, Шве­ция, в том числе и Россия. Чем вы можете объяснить, что в стра­нах Азии, Африки рождаемость растет, а в странах Европы неуклонно снижается? 4) Как по-вашему, чем может грозить Ев­ропе большой приток мигрантов из стран Азии, Африки? С каки­ми проблемами эти страны столкнулись уже сегодня? Какой мо­жет быть цивилизованный выход для стран Европы из этой ситуации? 5) Автор считает, что масштабы миграции будут зави­сеть от миграционной политики России в отношении соотечест­венников, оставшихся на постсоветском пространстве. Как по-ва­шему, что должна включать миграционная политика России, чтобы приток мигрантов увеличился?

 

Институт семьи и брака

(к § 11 «Институт семьи и брака»)

1.

Текст. Современный российский ученый Ю. Б. Гипиенрейтер о необходимости обучения родителей стилю общения с детьми.

Сообщу об одной очень важной закономерности, обнаружен­ной практическими психологами.

Оказалось, что большинство тех родителей, которые обраща­ются за психологической помощью по поводу трудных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителя­ми. Специалисты пришли к выводу, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается» (запечатлевается) в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно.

Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитыва­ют своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.

«Со мной никто не возился, и ничего, вырос», — говорит папа, не замечая, что вырос-то он как раз человеком, который не считает нужным и не умеет заниматься с сыном, наладить с ним теплые, дружеские отношения.

Другая часть родителей более или менее осознает, в чем имен­но заключается правильное воспитание, но на практике испыты­вает трудности. <...>

Из всего сказанного следует сделать вывод: родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с Детьми. Этим и стали заниматься практические психологи.

Обучаться, конечно, лучше всего в живом общении. Во многих странах уже не одно десятилетие существуют «курсы общения» Для родителей. Только в США через такие курсы прошли сотни тысяч матерей, отцов, а также учителей. И снова открытие: оказа­лось, что многие родители гораздо более готовы к изменению стиля общения в семье, чем предполагали психологи. В результате обучения взрослые не только смогли прекратить «холодную войну» с детьми, но и установили с ними глубокое взаимопонимание.

О другом замечательном результате сообщают родители, кото­рые успели пройти курсы до наступления у их детей «переходного * возраста». Они вовсе не нашли этот возраст трудным — ни для' себя, ни для своих детей!

В нашей стране курсы общения для родителей (их еще назы­вают группами или тренингами) тоже стали приобретать все большую популярность, хотя их, конечно, все еще слишком мало, чтобы удовлетворить огромную накопившуюся потребность в практических психологических знаниях.

Гип п е н рей тер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппен-рейтер. — М., 1995. — С. 3—4.

Вопросы и задания. 1) Что понимает автор под «социальным на­следованием» стиля общения родителей и детей? 2) Можно ли счи­тать просвещение и обучение родителей социальной проблемой? 3) В чем, по мнению автора, должно состоять просвещение и обуче­ние родителей? 4) Найдите в тексте аргументы, подтверждающие успешность занятий с родителями. 5) Какие аспекты «огромной на­копившейся потребности в практических психологических знани­ях» вы могли бы указать? 6) Что, на ваш взгляд, может сделать го­сударство и гражданское общество для решения этой проблемы?

 

Быт и бытовые отношения

(к § 12 «Быт и бытовые отношения»)

1.

Текст. Из книги Э. С. Ференца — современного автора.

Монолог хорошего мужа

Я просто не в состоянии понять, куда ты деваешь время, до­рогая... Мне тебя жаль, я понимаю, ты ропщешь из-за того, что тебе приходится заниматься массой хозяйственных дел по дому. Действительно, должно быть неприятно, что, пока я смотрю те­левизор, читаю или сплю, ты моешь, варишь, убираешь... Но, поверь, виновата в этом ты сама! Ты не умеешь распределять свое время...

Ну что ты удивляешься? Сейчас ты все поймешь, я все тебе объясню... Прежде всего вспомни-ка мою бедную маму...

Возьмем вчерашний день. Утром ты убрала квартиру, потом варила, затем стирала. Но вчера было воскресенье, а у моей бед­ной мамы так проходил каждый день... Теперь сравним ее рабо­ту с твоей: мама вставала на рассвете, чтобы затопить печь. Приносила дрова, затапливала в комнате, потом раздувала веч­но дымящую печь в кухне. Знаешь, сколько времени это отни­мало? По крайней мере час. А у тебя газ, центральное отопле­ние. Чиркнула спичкой — и готово! Значит, ты экономишь целый час...

Подумай об уборке. У бедной мамы на это чуть ли не два часа уходило. А у тебя полотер, пылесос. Полтора часа экономии! Те­перь готовка: у мамы кастрюли-скороварки не было. У тебя бобо­вый суп за сорок минут готов, а у нее на это три часа тратилось. Как минимум два часа у тебя в кармане.

Ты говоришь, стирка. Просто смешно! У моей бедной мамы на эту работу уходило не меньше шести часов. Конечно, у нее не было стиральной машины с центрифугой, как у тебя. Ты-то на этом еще четыре часа экономишь. Видишь, уже восемь с полови­ной часов. Восемь с половиной часов ты сэкономила по сравне­нию с моей мамой, а ведь я еще не посчитал, что она пекла для семьи хлеб. Это еще час! И пока не забыл: она сама варила мыло для стирки, а у тебя в распоряжении новейшие моющие сред­ства. Думаю, что не преувеличу, если скажу: это дает тебе еще лишний час.

Бедная моя мама!.. Она пробегала километры, делая покупки в скверных, маленьких, разбросанных повсюду лавчонках. А ты в течение нескольких минут все покупаешь в одном месте, в ма­газине самообслуживания. Еще час в твою пользу. Уже набралось почти двенадцать часов, которые ежедневно сыплются тебе в руки!

Не хочу тебя обижать, лапочка, но мне кажется, ты сму­тишься, если я спрошу: что ты делаешь с таким огромным ко­личеством времени? Теперь ты видишь, что это вовсе не неспра­ведливо, когда я прошу тебя почистить мне ботинки, пока я читаю. Из двенадцати часов ты можешь пожертвовать мужу де­сять минут!

Ну вот, пожалуйста! Я краду десять минут из своего драгоцен­ного времени, чтобы все тебе объяснить, а ты стоя спишь! Нет ни­какого смысла с тобой разговаривать! Будь любезна, свари мне кофе, я очень разволновался из-за тебя...

Ференц Э. С. Монолог хорошего мужа / Э. С. Ференц // Разумихи-на Г. В. Будь, пожалуйста, счастлив! — М., 1995. — С. 274—275.

Вопросы и задания. 1) Что можно сказать об отношении ав­тора к человеку, произносящему этот монолог? Почему вы так решили? Совпадает ли ваше мнение о данном персонаже с ав­торским? Свой ответ объясните. 2) Какие социально-бытовые интересы человека упомянуты в данном монологе? О каких из­менениях в бытовой сфере упоминает муж? Какие изменения происходят сейчас? 3) Представьте, что этот монолог обращен именно к вам. Как бы вы ответили «хорошему мужу»? Какие из его замечаний можно признать справедливыми, а какие — нет? Свою позицию в каждом случае аргументируйте. 4) При­влекая сведения по обществознанию, предположите, что необ­ходимо предпринять, чтобы избежать таких монологов в реаль­ной жизни.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...