Демография современной России
(к § 10 «Демография современной России») 1. Текст. Автор текста — современный социолог Л. Л. Рыбаков-ский. Приток русскоязычного населения из нового зарубежья в текущем десятилетии может при соответствующей миграционной политике России составить несколько миллионов человек. Реальные масштабы миграции будут зависеть от политики, проводимой государствами нового зарубежья в отношении русскоязычного населения, и от миграционной политики России в отношении соотечественников, оставшихся на постсоветском пространстве. Но в любом случае приток мигрантов из нового зарубежья существенно замедлит сокращение численности населения России. В последующие годы миграционный потенциал может быть полностью исчерпан, так как постаревшее и перешедшее в разряд пенсионеров население и то, которое родится и пройдет социализацию вне исторической родины, вряд ли будут эмигрировать в Россию. <...> Очевидно, что российское государство без притока иностранной рабочей силы не сможет крупномасштабно эксплуатировать свои природные ресурсы. Особое значение это имеет для малозаселенных восточных районов страны. Там слабо освоенные российские территории граничат с густозаселенными районами Китая, население которых продолжает интенсивно расти. Целью привлечения рабочей силы из Китая могла бы стать совместная взаимовыгодная эксплуатация природных ресурсов Сибири, Дальнего Востока, других регионов страны. При такой постановке будет решен и вопрос о том, кто должен заселять Дальний Восток — иммигранты из сопредельных стран или титульные народы России. Демографическая экспансия в будущем возможна не только со стороны стран Тихоокеанского региона. Она вероятна и в районе южных границ России. В странах этого сообщества быстро возрастает население, условия занятости которого ограничены из-за малоземелья и аграрной направленности экономики. <...> Ожидаемый в первой половине наступившего столетия в ряде стран демографический взрыв (в Узбекистане, Пакистане,
Ираке и некоторых других странах население удвоится), концентрация многомиллионных армий безработных и усиление их связей с соседними государствами могут существенно изменить геополитическую ситуацию на юге России, вызвать мощную миграционную экспансию. Скорее всего, без ежегодного миграционного притока не могут быть достигнуты стабилизация численности населения России и поддержание трудового потенциала на уровне, достаточном для устойчивого экономического развития. Решение этих двух взаимосвязанных задач сводится как к приему мигрантов — будущих граждан России, прежде всего из стран нового зарубежья, так и к привлечению на разумные сроки трудовых мигрантов из старого зарубежья. Рыбаковский Л. Л. Демографическое будущее России и миграционные процессы / Л. Л. Рыбаковский // Журнал СОЦИС (Социологические исследования). — 2005. — № 3. Вопросы и задания. 1) В чем причины усиления миграционных потоков из стран, граничащих с Россией на востоке и юге? 2) Назовите причины, требующие активизации миграционной политики в России. 3) Статистика свидетельствует, что в конце XIX — начале XX в. с проблемой депопуляции (убыли населения в результате сокращения рождаемости) столкнулись многие страны Европы: Германия, Италия, Болгария, Венгрия, Чехия, Швеция, в том числе и Россия. Чем вы можете объяснить, что в странах Азии, Африки рождаемость растет, а в странах Европы неуклонно снижается? 4) Как по-вашему, чем может грозить Европе большой приток мигрантов из стран Азии, Африки? С какими проблемами эти страны столкнулись уже сегодня? Какой может быть цивилизованный выход для стран Европы из этой ситуации? 5) Автор считает, что масштабы миграции будут зависеть от миграционной политики России в отношении соотечественников, оставшихся на постсоветском пространстве. Как по-вашему, что должна включать миграционная политика России, чтобы приток мигрантов увеличился?
Институт семьи и брака (к § 11 «Институт семьи и брака») 1. Текст. Современный российский ученый Ю. Б. Гипиенрейтер о необходимости обучения родителей стилю общения с детьми. Сообщу об одной очень важной закономерности, обнаруженной практическими психологами. Оказалось, что большинство тех родителей, которые обращаются за психологической помощью по поводу трудных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. Специалисты пришли к выводу, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается» (запечатлевается) в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве. «Со мной никто не возился, и ничего, вырос», — говорит папа, не замечая, что вырос-то он как раз человеком, который не считает нужным и не умеет заниматься с сыном, наладить с ним теплые, дружеские отношения. Другая часть родителей более или менее осознает, в чем именно заключается правильное воспитание, но на практике испытывает трудности. <...> Из всего сказанного следует сделать вывод: родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с Детьми. Этим и стали заниматься практические психологи. Обучаться, конечно, лучше всего в живом общении. Во многих странах уже не одно десятилетие существуют «курсы общения» Для родителей. Только в США через такие курсы прошли сотни тысяч матерей, отцов, а также учителей. И снова открытие: оказалось, что многие родители гораздо более готовы к изменению стиля общения в семье, чем предполагали психологи. В результате обучения взрослые не только смогли прекратить «холодную войну» с детьми, но и установили с ними глубокое взаимопонимание.
О другом замечательном результате сообщают родители, которые успели пройти курсы до наступления у их детей «переходного * возраста». Они вовсе не нашли этот возраст трудным — ни для' себя, ни для своих детей! В нашей стране курсы общения для родителей (их еще называют группами или тренингами) тоже стали приобретать все большую популярность, хотя их, конечно, все еще слишком мало, чтобы удовлетворить огромную накопившуюся потребность в практических психологических знаниях. Гип п е н рей тер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппен-рейтер. — М., 1995. — С. 3—4. Вопросы и задания. 1) Что понимает автор под «социальным наследованием» стиля общения родителей и детей? 2) Можно ли считать просвещение и обучение родителей социальной проблемой? 3) В чем, по мнению автора, должно состоять просвещение и обучение родителей? 4) Найдите в тексте аргументы, подтверждающие успешность занятий с родителями. 5) Какие аспекты «огромной накопившейся потребности в практических психологических знаниях» вы могли бы указать? 6) Что, на ваш взгляд, может сделать государство и гражданское общество для решения этой проблемы?
Быт и бытовые отношения (к § 12 «Быт и бытовые отношения») 1. Текст. Из книги Э. С. Ференца — современного автора. Монолог хорошего мужа Я просто не в состоянии понять, куда ты деваешь время, дорогая... Мне тебя жаль, я понимаю, ты ропщешь из-за того, что тебе приходится заниматься массой хозяйственных дел по дому. Действительно, должно быть неприятно, что, пока я смотрю телевизор, читаю или сплю, ты моешь, варишь, убираешь... Но, поверь, виновата в этом ты сама! Ты не умеешь распределять свое время... Ну что ты удивляешься? Сейчас ты все поймешь, я все тебе объясню... Прежде всего вспомни-ка мою бедную маму... Возьмем вчерашний день. Утром ты убрала квартиру, потом варила, затем стирала. Но вчера было воскресенье, а у моей бедной мамы так проходил каждый день... Теперь сравним ее работу с твоей: мама вставала на рассвете, чтобы затопить печь. Приносила дрова, затапливала в комнате, потом раздувала вечно дымящую печь в кухне. Знаешь, сколько времени это отнимало? По крайней мере час. А у тебя газ, центральное отопление. Чиркнула спичкой — и готово! Значит, ты экономишь целый час...
Подумай об уборке. У бедной мамы на это чуть ли не два часа уходило. А у тебя полотер, пылесос. Полтора часа экономии! Теперь готовка: у мамы кастрюли-скороварки не было. У тебя бобовый суп за сорок минут готов, а у нее на это три часа тратилось. Как минимум два часа у тебя в кармане. Ты говоришь, стирка. Просто смешно! У моей бедной мамы на эту работу уходило не меньше шести часов. Конечно, у нее не было стиральной машины с центрифугой, как у тебя. Ты-то на этом еще четыре часа экономишь. Видишь, уже восемь с половиной часов. Восемь с половиной часов ты сэкономила по сравнению с моей мамой, а ведь я еще не посчитал, что она пекла для семьи хлеб. Это еще час! И пока не забыл: она сама варила мыло для стирки, а у тебя в распоряжении новейшие моющие средства. Думаю, что не преувеличу, если скажу: это дает тебе еще лишний час. Бедная моя мама!.. Она пробегала километры, делая покупки в скверных, маленьких, разбросанных повсюду лавчонках. А ты в течение нескольких минут все покупаешь в одном месте, в магазине самообслуживания. Еще час в твою пользу. Уже набралось почти двенадцать часов, которые ежедневно сыплются тебе в руки! Не хочу тебя обижать, лапочка, но мне кажется, ты смутишься, если я спрошу: что ты делаешь с таким огромным количеством времени? Теперь ты видишь, что это вовсе не несправедливо, когда я прошу тебя почистить мне ботинки, пока я читаю. Из двенадцати часов ты можешь пожертвовать мужу десять минут! Ну вот, пожалуйста! Я краду десять минут из своего драгоценного времени, чтобы все тебе объяснить, а ты стоя спишь! Нет никакого смысла с тобой разговаривать! Будь любезна, свари мне кофе, я очень разволновался из-за тебя... Ференц Э. С. Монолог хорошего мужа / Э. С. Ференц // Разумихи-на Г. В. Будь, пожалуйста, счастлив! — М., 1995. — С. 274—275. Вопросы и задания. 1) Что можно сказать об отношении автора к человеку, произносящему этот монолог? Почему вы так решили? Совпадает ли ваше мнение о данном персонаже с авторским? Свой ответ объясните. 2) Какие социально-бытовые интересы человека упомянуты в данном монологе? О каких изменениях в бытовой сфере упоминает муж? Какие изменения происходят сейчас? 3) Представьте, что этот монолог обращен именно к вам. Как бы вы ответили «хорошему мужу»? Какие из его замечаний можно признать справедливыми, а какие — нет? Свою позицию в каждом случае аргументируйте. 4) Привлекая сведения по обществознанию, предположите, что необходимо предпринять, чтобы избежать таких монологов в реальной жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|