Место искусства в духовной культуре
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 (к § 34 «Место искусства в духовной культуре») 1. Текст 1. Прочтите фрагмент произведения Фридриха Ницше, известного немецкого философа второй половины XIX в. Я слышал вчера — поверите ли — в двадцатый раз шедевр Базе. Я снова вытерпел до конца с кротким благоговением, я снова не убежал. Эта победа над моим нетерпением поражает меня. Как совершенствует такое творение! Становишься сам при этом «шедевром». •— И действительно, каждый раз, когда я слушал Кармен, я казался себе более философом, лучшим философом, чем кажусь себе в другое время: ставшим таким долготерпеливым, таким счастливым, таким индусом, таким оседлым... Пять часов сидения: первый этап к святости! -— Смею ли я сказать, что оркестровка Визе почти единственная, которую я еще выношу? Та другая оркестровка, которая теперь в чести, вагнеровская, — зверская, искусственная и «невинная» в одно и то же время и говорящая этим сразу трем чувствам современной души, — как вредна для меня она! Я называю ее сирокко. Неприятный пот прошибает меня. Моей хорошей погоде настает конец. Эта музыка кажется мне совершенной. Она приближается легко, гибко, с учтивостью. Она любезна, она не вгоняет в пот. «Хорошее легко, все божественное ходит нежными стопами» •— первое положение моей эстетики. Эта музыка зла, утонченна, фаталистична: она остается при этом популярной, — она обладает утонченностью расы, а не отдельной личности. Она богата. Она точна. Она строит, организует, заканчивает: этим она представляет собою контраст полипу в музыке, «бесконечной мелодии». Слышали ли когда-нибудь более скорбный трагический тон на сцене? А как он достигается! Без гримас! Без фабрикации фальшивых монет! Без лжи высокого стиля! — Наконец: эта музыка считает слушателя интеллигентным, даже музыкантом, — она и в этом является контрастом Вагнеру, который, как бы то ни было, во всяком случае был невежливепшим гением в мире (Вагнер относится к нам как если бы, он говорит нам одно и то же до тех пор, пока не придешь в отчаяние, — пока не поверишь этому).
Повторяю: я становлюсь лучшим человеком, когда со мной говорит этот Визе. Также и лучшим музыкантом, лучшим слушателем. Можно ли вообще слушать еще лучше? -— Я зарываюсь моими ушами еще и под эту музыку, я слышу ее причину. Мне чудится, что я переживаю ее возникновение, — я дрожу от опасностей, сопровождающих какой-нибудь смелый шаг, я восхищаюсь счастливыми местами, в которых Визе неповинен. — И странно! в сущности я не думаю об этом или не знаю, как усиленно думаю об этом. Ибо совсем иные мысли проносятся в это время в моей голове... Заметили ли, что музыка делает свободным ум? дает крылья мысли? что становишься тем более философом, чем более' становишься музыкантом? — Серое небо абстракции как бы бороздят молнии; свет достаточно силен для всего филигранного в вещах: великие проблемы близки к постижению; мир, озираемый как бы с горы. Н и ц ш е Ф. Казус Вагнер / Ф. Ницше // Соч. В 2 т. —• М.: Мысль, 1990. — Т. 2.
Вопросы и задания. 1) Как вы понимаете мысль автора о том, что человек, воспринимающий шедевр искусства, становится «сам при этом „шедевром"»? Предположите, что автор вкладывает в понятие «шедевр», применяя его к человеку. 2) Как Ф. Ницше характеризует воздействие произведения искусства на человека? 3) Реализация каких общественно значимых функций искусства рассматривается в размышлениях Ф. Ницше? В каждом случае иллюстрируйте свой ответ цитатой из текста. Массовая культура (к § 35 «Массовая культура») 1. Текст. Прочтите фрагменты полемической статьи Марии Чегодаевой, размышляющей о противоречиях массовой культуры.
Кто из нас, вернувшись вечером домой, — затурканный в переполненном транспорте, усталый, раздраженный, — не поспешит, добравшись до дивана, включить телевизор, этот символ второй половины XX в.? Загорится голубой экран, и в мою комнату ворвется, закричит тысячами голосов весь мир. События, отделенные от меня пространством и временем, люди, отстоящие за тысячи километров, станут частью моей жизни. Еще всего сто лет назад подавляющее большинство людей и в России, и в Европе жили так, как жили их деды и прадеды: интересами только своего ближайшего круга. Духовные запросы удовлетворяла религия; эстетические потребности — Церковь, ее обряды и праздники, и собственное художественное творчество, то, что мы называем народным искусством. Профессиональное искусство и наука, равно как и политика, и вопросы общественной жизни, мировой истории, философской мысли и т. п., были доступны лишь тончайшему слою состоятельных и образованных людей. Ныне они доступны всем — миллионам, миллиардам жителей нашей планеты всех национальностей, возрастов, сословий, уровней жизни, степеней образованности. Телевидение, радио, Интернет, газеты, журналы обрушивают в «массы» такую лавину впечатлений, такой обвал сведений, какие не способен вместить ни один человеческий мозг. Массовая информация стала синонимом массовой культуры, ее главнейшим, если не единственным, проводником, воплощением на практике идеи глобализации мира. Одинаковые во всех концах света вкусы, мода, стиль эстрадного исполнения; одинаковые — так что и не отличишь, из какой они страны, — сериалы, мультфильмы, викторины, шоу... Многие скажут, что такова закономерность нашего времени. Все больше людей во всех концах света легко расстаются со своей страной, ощущают себя «людьми мира» — без труда находят себя везде, где есть применение их знаниям, где на них «есть спрос». Наука, техника, туризм, торговля, спорт — все эти сферы жизни современного человечества и впрямь теряют национальную окраску, приобретают общечеловеческий характер. Мир становится единым пространством: находясь в Европе, я могу с помощью Интернета общаться с людьми в Америке и Азии, сидя перед телевизором в Сибири, быть свидетелем Олимпийских игр в Афинах...
Телевидение, а в еще большей степени компьютер, Интернет — символ XXI в. — не дополнение, не сопровождение жизни, они сама жизнь — мировоззрение, мироощущение человека XX—XXI вв. ...Вот сейчас, сию минуту не тысячи, даже не миллионы — десятки миллионов людей сидят, уставясь в телевизор, где идет увлекательный «боевик»; живут одними и теми же настроениями, чувствами. Кто-то власть имущий правит нами — заставляет меня и миллионы таких, как я, отрешившись от собственной жизни и ее забот, впитывать некие единые впечатления, переживать некие единые эмоции. «Потребитель» (именно таково совокупное название массового зрителя, слушателя, читателя, пользователя) теряет себя как личность, растворяется в том, что великий психолог Карл Юнг называл «спасением от изоляции, восстановлением в целостности путем идентификации с группой»... Я, лежа на своем диване, чувствую себя сопричастным всему миру. Чегодаева М. Массовая культура и религия / М. Чегодаева // Истина и жизнь. — 2005. — № 7—8. Вопросы и задания. 1) О каких информационных возможностях XX в. пишет автор? 2) Какие изменения в духовной сфере в сравнении с предшествующими эпохами отметил автор? Как он оценивает характер этих изменений? 3) Как, по мнению автора, развитие массовой культуры связано с процессом глобализации? 4) В чем, по мнению автора, проявляется единство современного мира? 5) Объясните смысл фразы: «Я, лежа на своем диване, чувствую себя сопричастным всему миру». Согласны ли вы с таким мнением? Почему?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|