Выборы в демократическом обществе
(к § 24 «Выборы в демократическом обществе») 1. Текст. Английский философ, идеолог либерализма Джон Милль (1806—1873) о выборах в органы государственной власти. С течением времени в развитии человечества наступила, наконец, такая эпоха, когда люди перестали видеть неизбежную необходимость в том, чтобы правительство было властию, независимою от общества, имеющею свои интересы, различные от интересов управляемых. Признано было за лучшее, чтобы правители государства избирались управляемыми и сменялись по их усмотрению. Установилось мнение, что этим путем только и можно предохранить себя от злоупотреблений власти. Таким образом, прежнее стремление к установлению конституционных преград заменилось мало-помалу стремлением к установлению таких правительств, где бы власть была в руках выборных и временных правителей, и к этой цели направились все усилия народной партии повсюду, где только такая партия существовала. Так как вследствие этого борьба за свободу утратила прежнее свое значение борьбы управляемых против правителей и стала борьбой за установление таких правительств, которые бы избирались на определенное время самими управляемыми, то при этом возникла мысль: ограничение власти вовсе не имеет того значения, какое ему предписывают. <...> Для свободы нужно не ограничение власти, а установление таких правителей, которые не могли бы иметь других интересов и другой воли, кроме интересов и воли народа. При таких правителях народу не будет никакой надобности в ограничении власти, потому что ограничение власти было бы в таком случае охранением себя от собственной воли: не будет же народ тиранить сам себя. Полагали, что, имея правителей, которые перед ним ответственны и которых он может сменять по своему усмотрению, он может доверить им власть без всякого ограничения, так как эта власть будет в таком случае не что иное, как его же собственная власть, только известным образом концентрированная ради удобства.
М и л л ь Д. О свободе. Антология мировой политической мысли / Д. Милль. — М., 1997. — Т. 1. Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция. — С. 436—437. Вопросы и задания. 1) Опираясь на текст и знания по истории, объясните, чем была вызвана борьба народа за конституционные ограничения государственной власти. 2) Почему с течением времени возобладала идея выборности представителей в органы власти? 3) Как, по мнению автора, должны осуществляться эти выборы? 4) Какова оценка автором роли выборов в обществе? 5) Соответствует ли эта оценка современному пониманию значимости института выборов? Аргументируйте ответ, опираясь на ранее изученные знания.
Человек в политической жизни (к § 25 «Человек в политической жизни») 1. 1.1. Текст 1. Современные американские политологи Г. Ал-монд и С. Верба об участии человека в политической жизни. Существует... разрыв между чувством обязательности участия в политической жизни и реальным участием. Число опрошенных, заявивших, что обычный человек обязан принимать участие в делах своей местной общины, значительно превышает число тех, кто на деле в них участвует; и опять-таки эта тенденция наиболее четко проявляется в США и Великобритании... Так, 51°/> опрошенных американцев сообщили, что, по их мнению, обычный человек должен принимать то или иное активное участие в жизни своей общины. Но когда был задан вопрос, как они проводят свое свободное время, лишь около 10% респондентов назвали подобную деятельность... Все это заставляет предположить, что хотя норма, требующая от человека участия в общественных делах, широко распространена, активное участие в них отнюдь не является наиболее важной формой деятельности для большинства людей. Оно не является ни основным их занятием в свободное время, ни главным источником удовлетворения, радости и волнения.
<...> Сравнительная редкость политического участия, относительная важность такого участия для индивида и объективная слабость обычного человека позволяют правительственным элитам действовать. Бездеятельность обычного человека и его неспособность влиять на решения помогают обеспечить правительственные элиты властью, необходимой им для принятия решений. Однако все это гарантирует успешное решение лишь одной из двух противоречащих друг другу задач демократии. Власть элиты должна сдерживаться. Противоположная роль гражданина как активного и влиятельного фактора, обеспечивающего ответственность элит, поддерживается благодаря глубокой приверженности нормам активного гражданства, равно как и убежденностью, что он может быть влиятельным гражданином. Алмонд Г. Гражданская культура. Политика и демократия / Г. Ал-моыд, С. Верба. — Полис. 1992. — № 4. — С. 122—125. Вопросы и задания. 1) Существует ли прямая связь между осознанной ориентацией человека на участие в политике, жизни местной общины и его реальным участием в государственных и общественных делах? Аргументируйте ответ, опираясь на текст. 2) Чем объясняется разрыв между политическим сознанием и политическим поведением рядового гражданина? 3) Как авторы оценивают его бездеятельность в политике? Ответ поясните, опираясь на знания о сущности гражданской политической культуры. 4) Как повысить ответственность властных элит перед гражданами? Используйте в ответе текст и материал параграфа. 5) Актуальны ли для современной России идеи, высказанные американскими учеными? Аргументируйте свой ответ.
Политический конфликт (к § 26 «Политический конфликт») 1. Текст. Доктор социологических наук, профессор Ю. Растов о социальных конфликтах в России 1990-х гг. Эмпирические социологические исследования, проведенные автором и его коллегами, фиксируют недовольство большинства россиян своим трудом, бытом, отдыхом, здоровьем, социальным статусом, материальным достатком, перспективами его улучшения, криминогенной ситуацией, поведением непосредственных и вышестоящих руководителей, политикой властных структур, судьбой России и ее народа, многими другими гранями личной и социальной жизни. В такой ситуации происходит интегрирование ранее разрозненных противодействий социальных субъектов, их слияние в единый поток конфликтности социума. В этой связи тезис современных аналитиков о политизации экономических, трудовых и других конфликтов можно и нужно дополнить тезисами об «эконо-мизации», «трудовизации» и других политических противостояниях. Разнотипные конфликты ныне стимулируют и усиливают друг друга, что порождает дополнительный деструктивный эффект си-нергетического 1 свойства. В силу этого сегодня в России недостаточно изучать отдельные (пусть даже особо значимые массовые) конфликты, оставляя без внимания факт возникновения качественно нового феномена — конфликтности общества, не акцентируя внимания на механизмах взаимодействий социальных конфликтов.
Сказанное означает, что: а) углубление исследований социаль- 1 Синергетика — научное направление, изучающее связи и взаимодействия элементов в открытых системах (биологических, физико-химических и др.)- ных конфликтов нуждается в разработке концепции системно-целостного видения конфликтности общества и составляющих его социумов; б) такой концепции в социологии пока нет; в) попытки ее создания в российской социологии имеют дискуссионный характер. Системное осмысление феномена конфликтности предполагает, прежде всего, четкое разведение понятий «конфликт», «конфлик-тогенность», «конфликтирование», «социальная напряженность» и «конфликтность социума». Если исходить из общепринятого понимания конфликта как противодействия социальных субъектов, обусловленного познанием ими объективного несовпадения их потребностей, интересов и ценностей, то последующие категории можно представить следующим образом.
Конфликтогенность — предрасположенность социальных субъектов к конфликту, обусловленная комплексом факторов социального, экономического, политического, идеологического, демографического, ментального, социально-психологического и психофизиологического характера... Конфликтирование — реальное участие социальных субъектов в открытых противодействиях, т. е. инцидентах и постинцидентных фазах конфликта... Конфликтность социума — интегрированная характеристика конфликтогенности и конфликтирования людей, их групп и социальных институтов, а потому более общая относительно предыдущих понятий категория, играющая роль исходной в системно-комплексных исследованиях конфликтов, происходящих в социуме... Конфликтность — естественное состояние общества, важнейшая закономерность функционирования и развития социальных отношений. Поэтому перед социологами не стоит задачи ликвидации конфликтности, ее решение означало бы умерщвление социальной жизни. Их цель заключена в другом — в повышении конструктивных и минимизации деструктивных функций конфликтности... Социальная напряженность — феномен общественного сознания и поведения, возникающий вследствие рассогласования потребностей и интересов, ценностных ориентации и установок, норм и традиций социальных субъектов, некомпетентности лидеров, природных катаклизмов и многих иных причин. Растов Ю. Конфликтологическая парадигма социологии в современном российском контексте / Ю. Растов // Социология на пороге XXI века. — М., 1999. — С. 206—217. Вопросы и задания. 1) Носит ли приведенный текст дискуссионный характер или же его положения изложены как непререкаемые истины? Ответ аргументируйте. 2) Какие положения текста, на ваш взгляд, констатируют истоки конфликтности в современном российском обществе? 3) Назовите устойчивые истоки российских массовых политических конфликтов. 4) Какие из известных вам конфликтов в современной России имеют не только политический, но и экономический, социальный, этноконфессио-нальный характер? 5) Прокомментируйте утверждение автора о возникновении в социологии нового феномена — конфликтности общества. Насколько оно представляется вам убедительным?
Политический процесс (к § 27 «Политический процесс») 1. Текст. Современный российский политолог А. А. Дегтярев о процессе принятия политических решений. Когда аналитик приступает к изучению принятия решений, перед ним сразу встает несколько серьезных вопросов. Где находится «начало» решения и кто дает ему «первотолчок»? И вообще можно ли говорить о «начале» и «конце» применительно к процессу, который носит замкнутый, циклический характер?
И все же что-то или кто-то инициирует старт подготовки и принятия тех или иных решений. Кто или что? Давление общественного мнения или агрессивная кампания в СМИ, многотысячные демонстрации у стен правительственных зданий или обращения ряда политических партий? А может быть, настойчивые рекомендации советников лица, принимающего стратегическое решение, или же подкуп чиновников и депутатов заинтересованными в решении проблемы группами? В современной политике активно используются все упомянутые способы внесения общественной проблемы в повестку дня. Но, чтобы постичь их природу, необходимо понять, как формируется сама повестка дня. <...> Политическая повестка дня представляет собой совокупность актуальных социальных проблем, отражающих те потребности общества или отдельных групп интересов, на которые политики и администраторы готовы и способны реагировать. Как подчеркивает Дж. Андерсон (современный американский политолог. — Прим. ред.), она «образуется из требований, которые политики выбирают сами, почувствовав, что пришла пора на них прореагировать или хотя бы создать видимость такой реакции». Контролирующие официальную повестку дня политики и администраторы всегда связаны некими целями и приоритетами, ресурсами и временем и испытывают давление со стороны различных групп интересов и общественного мнения в целом. Почему же одни общественные проблемы попадают в официальную повестку дня, тогда как другие остаются вне ее? Через какие этапы им нужно пройти, чтобы оказаться в фокусе публичной политики? В начале 1970-х гг. в ходе изучения процесса формирования повестки дня в сфере экологической политики известный американский политолог Э. Дауне выделил несколько основных стадий «цикла поддержания внимания к вопросу». Первой является пред-проблемная стадия, когда проблема уже обозначилась, но пока остается на периферии общественного сознания. Ею занимаются лишь отдельные эксперты и заинтересованные группы. Затем наступает этап «тревожного открытия и эйфорического энтузиазма». По каким-то причинам в обществе вспыхивает интерес к существующей проблеме, звучат призывы к немедленному ее решению. Далее следует стадия уяснения «цены прогресса». Население начинает понимать, каких затрат потребует поспешное решение проблемы. И если эти затраты оказываются непомерными, общественный интерес к проблеме ослабевает. Завершает цикл постпроблемная стадия, когда другие проблемы оттесняют рассматриваемую в «сумеречную зону». Впрочем, это не означает, что у такой проблемы больше нет будущего. «Группа ее поддержки» может не сложить оружия и стимулировать начало нового цикла. По заключению исследователей, построение повестки дня представляет собой классический случай субъективированного и идеологизированного процесса, в ходе которого социальная проблема преобразуется в партийно-политический проект. Возьмем, к примеру, проблему социального страхования. Как известно, данная проблема совершенно по-разному интерпретируется социал-демократами и консерваторами: если первые настаивают на увеличении пособий, то вторые, напротив, выступают за их сокращение. Дегтярев А. А. Процесс принятия и осуществления решений в публично-государственной политике: динамичный цикл и его основные фазы / А. А. Дегтярев. — Полис, 2004. — № 4. — С. 163—164. Вопросы и задания. 1) Какие проблемы возникают перед аналитиком, приступающим к изучению процесса принятия и реализации политических решений? 2) Верно ли утверждение, что политический процесс направлен на решение какой-либо общественной проблемы, являющейся объектом-целью политического процесса? Используйте в ответе текст и материал параграфа. 3) Кто и в каких формах выступает инициатором постановки политических проблем? 4) Правильно ли называть политиков и администраторов главными исполнителями решения политических проблем? Ответ поясните. 5) Объясните, почему одни общественные проблемы попадают в официальную повестку дня, а другие оказываются вне фокуса публичной политики. 6) Какова роль политических партий в формировании политической повестки дня? 7) Выскажите предположение о результатах политического процесса в случае согласования всех его элементов: субъектов, объектов-целей, средств, методов и ресурсов. Вариант 1). Духовное развитие общества (к § 28 «Духовное развитие общества») 1. Текст. Приводятся фрагменты работы Ивана Александровича Ильина (1882—1954) — русского философа, правоведа, публициста. Находясь с 1922 г. в вынужденной эмиграции (Германия, Франция), он много и содержательно писал о духовном возрождении России. ...Всюду зачалась или состоялась клетка духовной культуры... Ученый, зорко высматривающий истинные законы бытия; художник, в страдании и радости вынашивающий прекрасные образы искусства; патриот-политик, строящий, как некий художник общения, достойную совместность людей; совестный человек, вырабатывающий в себе нравственный характер как живой ритм добра; священник, посвятивший себя воспитанию душ к нормальному религиозному опыту; и все те, кто каждый по-своему и на своем месте постоянно или изредка, порывом или достижением, обратился, или воспринял, или создал, или открыл другим закон, или путь, или присутствие, или силу непреходящей безусловной самоценности — все они, именно постольку, суть носители или творцы духовной культуры, ее служители, ее сосуды; может быть, ее неугасающие очаги. <...> Тот осязал ее в священном холоде вдохновения; другой в умилении любви или властных зовах совести; тот в непреклонности мужественного характера; другой в молитве благодарности и зова; а тот в освобождающем ритме музыки или в откровении живописного образа... «Я чувствую, думаю, созерцаю и поступаю так и только так, — говорит человек, имеющий духовное бытие, — иначе я не могу, не должен и не смею; и не могу хотеть иначе; и не хочу иначе мочь. Ибо это и только это соответствует зовам Предмета и ритму божественной основы». В религии, в науке, в искусстве и в государственности — всюду есть эта высшая, божественно-предметная необходимость, которую человек призван увидеть и полюбить и познать, познать и осуществить. И в осуществлении этом построить свое личное бытие и бытие своей национальной культуры. Миллионы людей живут и умирают — и не знают об этой божественной, предметной необходимости; не знают, что она вообще обстоит; что она есть источник бытия; не знают, в чем она и какова она. Тысячи людей говорят о религии, работают в науке, распоряжаются в государствах, сочиняют в искусстве — и идут мимо этой стихии и ее законов, не видя или пренебрегая. Едва ли сотни людей слышат что-то о ней от мудрых вождей человечества и многие из слушающих отрицают, смеются и кощунствуют; и, отрицая, вносят слепоту в свое дело, повреждают свой дух и разрушают духовную культуру. Ильин И. А. Духовная культура и ее национальные вожди/ И. А. Ильин. Собр. соч.: В 10 т. — М., 1999. — Т. 9—10. — С. 238—240. Вопросы и задания. 1) Откуда, по мнению философа, берет начало духовная культура? 2) Как проявляется духовная культура в жизни человека? 3) Какие сферы охватывает духовная культура в жизни общества? 4) Оправдан ли, с вашей точки зрения, столь широкий перечень тех, кто, по мнению автора, причастен к духовной культуре? 5) Какова связь и взаимовлияние личной духовной культуры и национальной культуры? 6) Каковы, по мысли философа, сущность и цель духовной культуры? 7) С помощью учебной и справочной литературы уясните смысл понятий: «дух», «духовность», «душевность», «бездуховность». Еще раз внимательно прочитайте текст И. А. Ильина и попытайтесь объяснить, почему миллионы людей живут и не знают, что такое духовная культура. 8) Как, по-вашему, соотносятся духовная и художественная культуры? Какое из этих понятий шире по значению? 9) Как, по вашему, соотносятся духовная культура с религиозной культурой и нравственной культурой личности? 10) Разделите лист бумаги на следующие две колонки: «духовная культура», «материальная культура» — и соотнесите с ними приводимые ниже понятия: православный храм, философский диспут, мужской галстук, стихотворение, гоночный автомобиль, книга, плеер, документальный фильм, женские духи, диссертация, музыкальный центр «Карао ке», ожерелье, видеозапись свадебного торжества, жилой дом, военный парад, граммофонная пластинка, герб города, телетайп, компьютерная программа, роликовые коньки, чучело волка, дневник писателя, национальный костюм, солдатский медальон. Подчеркните карандашом те понятия, которые, с вашей точки зрения, можно соотнести сразу с несколькими колонками. Объясните ваш выбор.
Духовный мир личности (к § 29 «Духовный мир личности») 1. Текст. Автор — Е. В. Осипова, современный российский социолог. ...Мировоззрение в том виде, как оно реально функционирует в обществе, представляет собой органически интегрированную систему философских, экономических, социальных, политических, естественно-научных, религиозных, художественных и других идей, взглядов и представлений, определяющую отношение человека к окружающему миру и его месту в нем и проявляющуюся в конкретных формах реального и вербального поведения. При аналитическом подходе к определению понятия мировоззрения в нем... можно выделить несколько основных уровней. Во-первых, мировоззрение понимается как теоретически выраженный, систематизированный ответ на вопрос об отношении человека к миру, включающий понимание этого мира и места человека в нем, как рефлексия над этим основным вопросом. Во-вторых, оно понимается как совокупность общих воззрений определенной социальной группы (класса, политических и религиозных организаций, групп, возникающих в специфической социальной среде, и т. п.), как совокупность убеждений, обязательных для данной группы и функционирующих в ней в качестве элемента, цементирующего групповое единство. Это одна из форм коллективного сознания — рефлексия над действительностью, воплощающая отношение к ней данной социальной группы. Наконец, мировоззрение, рассматриваемое на индивидуальном уровне, понимается как сознание личности, ее идеалы, ценности и установки, познавательные и эмоциональные, по отношению к миру и собственному месту в нем. О с и п о в а Е. В. Мировоззрение и общественный идеал / Е. В. Осшю-ва. - М., 2002. — С. 3—4. Вопросы и задания. 1) Какова сущность мировоззрения? Почему мировоззрение характеризуется как интегрированная система философских, политических, религиозных, естественно-научных и других взглядов? 2) Назовите основные уровни мировоззрения, формулируемые в документе. В чем состоит общее и различие в этих уровнях? 3) Докажите, что отношение человека к окружающему миру и его месту в нем является основным вопросом, на который призвано отвечать мировоззрение. 4) Что означают выражения: «рефлексия над основным вопросом мировоззрения», «рефлексия над действительностью, воплощающая отношение к ней данной социальной группы»? 5) Объясните, каким образом мировоззрение влияет на реальное и вербальное поведение людей. В чем состоит различие между вербальным и реальным поведением? 6) Охарактеризуйте роль мировоззрения в деятельности человека. Почему мировоззрение нередко называют «стержнем» духовного мира человека?
Мораль и нравственность (к § 30 «Мораль и нравственность») 1. Текст. Автор текста — Карл Густав Юнг (1875—1961), швейцарский психоаналитик, философ, основатель «аналитической психологии» (цюрихской ветви психоаналитической школы). В отличие от 3. Фрейда — своего бывшего коллеги по психоанализу, К. Юнг признает важную роль в духовной жизни каждого человека не только личного бессознательного, но и коллективного бессознательного. Истоки индивидуальной духовности, по Юнгу, находятся в коллективном бессознательном, которое выступает отражением опыта прежних поколений, запечатлевшимся в структурах головного мозга. Содержание коллективного бессознательного составляют общечеловеческие первообразы-архетипы (образ матери-земли, героя-богатыря, мудрого старца и т. д.). Главная мысль ученого сводится к следующему: «Все, что люди единодушно расценивают как всеобщее, — коллективно (выделено ред.), так же как и то, что всеми понимается, всем присуще, всеми говорится и делается». Развитие личности — это такое счастье, за которое можно дорого заплатить... Ведь личность никогда не может развернуться, если человек не выберет — сознательно и с осознанным моральным решением — собственный путь. Не только каузальный (от лат. causalis — причина, т. е. причинный. — Прим. ред.) мотив, необходимость, но также сознательное моральное решение должно дать свою силу процессу личностного развития. Если первое, т. е. необходимость, отсутствует, то так называемое развитие будет простой акробатикой воли; если отсутствует последнее, а именно сознательное решение, то развитие увязнет в тупом бессознательном автоматизме. Однако решиться на собственный путь можно только в том случае, если он представляется наилучшим выходом. Если бы лучшим считался какой-нибудь другой путь, то вместо пути, подобающего личности, проживался бы и вместе с тем развивался этот другой путь. Эти другие пути суть конвенции (от лат. conventio — договор, соглашение. — Прим.. ред.) моральной, социальной, политической, философской и религиозной природы. Тот факт, что неизменно процветают конвенции какого-нибудь вида, доказывает, что подавляющее большинство людей выбирает не собственный путь, а конвенции, и вследствие этого каждый из них развивает не самого себя, а какой-нибудь метод, а значит, нечто коллективное за счет собственной целостности. Как душевная и социальная жизнь людей на первобытной ступени — это исключительно групповая жизнь при высокой степени бессознательности индивида, так и последующий процесс исторического развития, по существу, есть коллективное творчество и таковым, вероятно, останется. Поэтому я думаю, что конвенция есть коллективная необходимость. Она — паллиатив (полумера. ••- Прим. ред.), а не идеал ни в нравственном, ни г, религиозном отношении, потому что подчинение ей всегда означает отречение от целостности и бегство от собственных окончательных выводов. •... > Величие исторической личности всегда состояло не в ее безоговорочном подчинении конвенции, но, напротив, в спасительной для нее свободе от конвенции. Они, как вершины гор, возвышались над массой, которая цеплялась за коллективные страхи, убеждения, законы и методы, и выбирали собственную стезю. Юнг К. Г. Становление личности / К. Г. Юнг // Хрестоматия. Психология личности в трудах зарубежных психологов. — СПб.: Питер, 2000. — С. 73 -74. Еще раз внимательно прочитайте текст К. Юнга и справку об авторе. Вам предложен довольно сложный обществоведческий текст. Чтобы разобраться в его содержании, необходимо опираться на предыдущий материал курса (темы: «Общественное и индивидуальное сознание», «Индивид, индивидуальность, личность»). Вопросы и задания. 1) Законспектируйте основные положения фрагмента, найдите и выпишите главную мысль автора и выделите ключевые понятия. 2) Какой смысл автор вкладывает в понятие «собственный путь»? Какой смысл в это понятие вкладываете вы? 3) Почему выбор собственного пути обязательно сопряжен с сознанием (разумом) и осознанным моральным решением? В чем, по-вашему, состоит принципиальная разница между: а) обычным выбором (которым пронизаны все наши поступки) и моральным выбором? б) моральным выбором и моральным выбором собственного пути? 4) Что подразумевает автор под конвенциями моральной, социальной, политической, философской и религиозной природы? 5) Как вы понимаете излагаемое философом соотношение между уровнем индивидуального сознания и степенью коллективного бессознательного? 6) Что имел в виду автор, говоря о «тупом бессознательном автоматизме»? 7) Согласны ли вы с утверждением мыслителя, что выбор собственного пути в равной степени зависит и от обстоятельств, и от сознательного морального решения? 8) Разделяете ли вы точку зрения, согласно которой в подавляющем большинстве люди выполняют все то, что предписано им обществом, и тем самым ограничивают свою собственную индивидуальность? Свою позицию аргументируйте. 9) Является ли осознанный моральный выбор собственного пути непременным условием развертывания личности, как это утверждает Карл Юнг? 10) Подумайте и назовите несколько исторических или литературных имен (персоналий), которые, с вашей точки зрения, обрели «собственную стезю» и стали образцом для подражания. В чем проявилась их необычность?
Наука (к § 31 «Наука») 1. Текст. Автор — современный российский философ Л. Ф. Кузнецова. Возрастание значимости биологического знания в современном культурном пространстве сопряжено и с тем, что проблемы, которые здесь начинают обсуждаться, отчетливо обнаруживают свою этическую размерность. Необходимо отметить здесь, что академик И. Т. Фролов был одним из первых, кто стал исследовать проблемы этики науки. Тот факт, что биологическое знание имманентно (органично. — Прим. ред.) содержит этическую компоненту, не является случайным. Биологическое знание в отличие от физического или химического знания в явном виде затрагивает человеческое существование. В особенности это касается результатов, связанных с исследованием глубинных структур живого, расшифровкой генома человека и др. Почти двадцать лет назад И. Т. Фролов в совместной работе с В. Г. Юдиным обращал внимание на двойственный характер генной инженерии. Как отмечалось, с одной стороны, с помощью генной инженерии можно в неограниченном количестве получать бывшие ранее труднодоступными медикаменты, избавить людей от наследственных болезней путем замены патологических генов нормальными. Однако, с другой стороны, генная инженерия содержит потенциальную угрозу для человечества, поскольку манипуляции, лежащие в основе ее методов, затрагивают самые интимные механизмы генетических саморегулирующихся процессов, и в конечном счете это может привести к созданию организмов с совершенно новыми генетическими качествами, эволюционно не обусловленными. В настоящее время биологическая наука существенно продвинулась в исследовании своих объектов, но соответственно возрос и комплекс проблем этического характера. Примером тому могут служить широко обсуждаемые проблемы клонирования, транспланто-логии, генетически модифицированных продуктов и др. Иначе говоря, результаты, полученные в биологических исследованиях, в явном виде продемонстрировали ограниченность представлений об этической и аксиологической (ценностной. — Прим. ред.) нейтральности научного знания, а современная биологическая картина мира обрела отчетливо выраженную этическую размерность. Как своеобразное следствие, на стыке биологии и социально-гуманитарного знания стали формироваться новые междисциплинарные направления (биоэтика, экологическая этика и др.). Становление биоэтики происходило в тот период, когда в методологических исследованиях все отчетливее стала осознаваться некорректность элиминации (исключения, удаления. — Прим, per).) аксиологических факторов из состава научных положений, когда критической рефлексии (переосмыслению. Прим. ред.) подверглась установка на ценностную нейтральность научного знания. Это был период критики технократического мышления, которое было распространено и в биомедицине, где человек, как правило, рассматривался как объект манипулирования и экспериментирования. <...> В качестве нового междисциплинарного направления выступает и экологическая этика, которая, располагаясь на стыке этики и экологии, активизирует в человеке его нравственное начало — сострадание, совесть, чувство долга и справедливости, тем самым элиминируя монологическое отношение к природному миру и способствуя установлению диалогического дискурса (рассуждения. — Прим. ред.) человека и природы. Возникающие на этой основе идеи этической ответственности человека перед природой делают картину мира аксиологически нагруженной. Возникновение междисциплинарных направлений па стыке биологии и этики открывает возможности обнаружения механизмов включения этических параметров в структуру научного знания в целом. И здесь, на наш взгляд, особая роль принадлежит биологической картине мира. Речь идет о том, что не только па-радигмальные установки, но и этические принципы и регуляти-вы, вначале укоренившиеся в рамках биологической картины мира, через нее включаются в общенаучную картину мира. Последняя, задавая целостную систему представлений о мире, включающую человека, его природную и социальную жизнь, делает эту картину особым звеном развивающегося научного знания, которое наиболее тесно контактирует со смыслами универсалий культуры и поэтому обладает ярко выраженным мировоззренческим смыслом. К у з не ц о в а Л. Ф. Этическое измерение биологической картины мира / Л. Ф. Кузнецова // Наука. Общество. Человек / Отв. ред. В. С. Степин. — М.: Наука, 2004. — С. 55 — 57. Вопросы и задания. 1) Законспектируйте текст. 2) Выпишите научные термины, которые остались для вас непонятными, несмотря на редакторские разъяснения. Или содержание отрывка не вызвало у вас затруднений? 3) Что нового по сравнению с текстом параграфа вы узнали из этого текста? 4) Согласны ли вы с авторской мыслью о том, что через биологическую проблематику лучше всего раскрывается значимость этической компоненты научного знания? Поясните свое отношение к этой точке зрения. 5) Можно ли назвать уважительное отношение автора к своим коллегам, начавшим одними из первых в стране осмысление, исследование и пропаганду этики науки, проявлением этики? Или это просто профессиональная вежливость? 6) Как вы оцениваете прогноз автора о возрастании роли междисциплинарных направлений на стыке биологии и этики в усилении этической составляющей научного знания? Дайте аргументированный ответ
Вариант 1). Образование (к § 32 «Образование») 1. Текст. Из доклада Международной комиссии по образованию для XXI в. ;..Следует продвигать концепцию образования на протяжении всей жизни человека со всеми ее преимуществами — гибкостью, разнообразием и доступностью во времени и пространстве. Необходимо по-новому осмыслить и расширить концепцию непрерывного образования. Подобное образование, помимо необходимости адаптации к изменениям в профессиональной деятельности, должно превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, знаний и навыков, а также способности выносить суждение и предпринимать различные действия. Оно должно позволить человеку понять самого себя и окружающую его среду и содействовать выполнению его социальной роли в процессе труда и жизни в обществе. В этой связи, возможно, следует говорить о необходимости движения к «обществу образования»... ...Концепция образования на протяжении всей жизни является ключевой на пороге XXI в. Она выходит за рамки традиционных различий между начальным и непрерывным образованием. Она смыкается с другой, часто предлагаемой концепцией общества, основанного на образовании, где все должно служить приобретению знаний и расцвету таланта. Образование: скрытое сокровище. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века. — Париж: Издание ЮНЕСКО, 1996. — С. 17, 38. Вопросы и задания. 1) В чем состоит сущность концепции «Образование на протяжении всей жизни человека», чем она отличается от ранее принятой формулы «Образование на всю жизнь»? Почему в современных условиях непрерывное образование стало ключевой тенденцией развития образования? 2) Что такое адаптация к изменениям в производственной деятельности? Каким образом непрерывное образование может способствовать этой адаптации? 3) В чем заключается социальная роль человека в процессе труда и общественной жизни? Как образование может содействовать реализации этой роли? 4) Какое содержание вкладывается в понятие «общество и образование», связан ли процесс-создания такого общества с развитием гражданского общества? Выскажите гипотезу о том, какие меры должны принять государства, общественные организации, семья, образовательные учреждения, индивиды для создания «общества образования». Вариант 2). Социальная и личностная значимость образования (к § 32 «Образование») 1. Текст. Прочтите фрагмент размышлений о своей жизни выдающегося российского философа Н. А. Бердяева (1874_1948). Учился я всегда посредственно и всегда чувствовал себя мало способным учеником. Одно время у меня был домашний репетитор. Однажды он пришел к отцу и сказал, что ему трудно заниматься с таким неспособным учеником. В то время я уже много читал и рано задумывался над смыслом жизни. Но я никогда не мог решить ни одной математической задачи, не мог выучить ни одного стихотворения, не мог написать ни страницы диктовки, не сделав ряд ошибок. Если бы я не знал с детства французски
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|