Вывод Потеря мысли становится неудачей лишь тогда, когда вы не научились с ней справляться. Профессиональные советы на случай потери мысли
Вывод Не всегда вы получаете собеседника или аудиторию, которых вы действительно заслуживаете, исходя из вашего намерения и силы убеждения. «Аудитория» – это в принципе непозволительная уравниловка, потому что она состоит из различных слушателей со своими эгоистичными мотивами, в положительном смысле этого слова. Профессиональные советы для вербальной «проблемы теодиза» • Если ваши собеседники хотят играть, то вы должны, по крайней мере, научиться обращаться с этим действием. Коммуникативный интеллект требует, чтобы вы распознавали игры, вам не обязательно принимать в них участие – нужно просто научиться справляться с играми собеседника. • Так собеседнику, который ведет свою игру, требуются определенные знания: он должен знать, по адресу ли обратился со своей игрой или нет, пройдет ли с этим собеседником его тактика или нет. Важным является создание с самого начала ясной атмосферы разговора, в которой вы сможете ориентироваться, которая в зародыше уничтожит тактику противника. Не нужно забывать и о последовательности, которая продемонстрирует рост вашей культуры общения. Мы все рождаемся оригиналами, и очень жаль, если умираем как дешевые копии. Выберите свой собственный путь, это в ваших личных интересах и в интересах ваших ближних. Еще некоторые моменты коммуникации Займите убедительную позицию Вам знакомы произведения западных классиков? В их произведениях поселенцы часто образовывали заграждения из повозок, которые штурмовались враждебными индейцами. Что было проще: оборонять заграждение из повозок или атаковать, сидя на лошади? Итак, займите свою впечатляющую и эффектную позицию, вам будет легче удержать ее, чем «захватывать» положение противника. Критикуйте аргументы собеседника.
Нарушайте образец «вопрос – ответ» Не всегда управляет тот, кто спрашивает, а уместные, на ваш взгляд, вопросы очень часто заставляют вас же и оправдываться. А кто оправдывается, тот очень быстро становится проигравшим. Задавайте вопросы критически, опровергайте их и оценивайте. Не нужно сдавать позицию Когда я однажды готовил председателя одной фирмы для участия в теледискуссии, то во время просмотра записей прежних передач выяснилось, что гости должны были всегда входить в студию до определенного места, после чего ведущий на установленном заранее расстоянии задавал свой первый вопрос. Это было четким знаком занятия позиции в беседе. Ведущий спокойно задавал свой первый вопрос, когда председатель, которого я готовил, вбежал в студию до указателя «остановка» и пожал ему руку. Это не было предусмотрено в сценарии передачи, но это ведь жизнь? Впрочем, председатель был достаточно самоуверенным человеком и хорошо подготовился к дебатам. Он взял на себя роль партнера по игре, а не мяча для игры. Следовательно, тот, кто верит, что надежным средством при общении с жесткими телеведущими или собеседниками является отступление, тот совершает серьезную ошибку. Старое правило гласит – только проигравший сдает позиции. Два контрастных примера «Актуальная спортстудия». Гость для интервью Борис Беккер. Ведущая в который раз задает ему вопрос о его личной жизни. Беккер, уже заметно раздраженный, нервно реагирует и предостерегает ее от дальнейших вопросов на эту тему. Она настаивает на своем… и спрашивает о женщинах. Беккер набирает в легкие воздух и молчит. Ведущая, заметно раздраженная, повторяет вопрос. Борис снова молчит. Она почти лихорадочно задает другой вопрос, но на ту же тему. Реакция гостя студии не изменилась – он молчит. Вопросы становятся все короче и более замкнутыми. А Беккер продолжает молчать. Тогда ведущая впадает в панику, а Беккер насмешливо улыбается Не выдержав, она расплакалась и покинула студию.
«Актуальная спортстудия». Подобная ситуация, но несколько десятилетий ранее… Тогда партнером по интервью был «принц фон Хомбург», известный боксер. Он действовал по такой же схеме: просто не отвечал на вопросы. Все же ведущий по имени Гюртлер сидел не вставая, спокойно задавал очередные вопросы и закончил интервью следующим образом: «Спасибо за столь содержательную беседу. Счастливого возращения домой». Итак, кто лучше справился с интервью? Ведущая, которая нервно встала и покинула студию, или Гюртлер, который спокойно продолжал задавать вопросы и завершил интервью? Конечно, умение справляться с критическими ситуациями продемонстрировал берущий интервью у «принца фон Хомбурга». Есть ли альтернативный вариант поведения в такой ситуации? Да, он есть. Как только репортер, берущий интервью, обнаружил, что его техника и методы не действуют, он должен тотчас же изменить тактику. В приведенных примерах было бы проще оказать давление на собеседника с помощью решительного высказывания и подчинения его этому высказыванию – «раздавить», как принято говорить в журналистике. «Господин Беккер, я понимаю, что эта тема вам не нравится, ведь на плохом опыте вы убедились, что (подчинение)…». «У вас вряд ли есть что-то, чем вы могли бы возразить на мой вопрос, наконец (подчинение)…». Лучше всего разговором руководит тот, кто в щекотливой ситуации может манипулировать различной техникой. Ситуативная и профилактическая находчивость Безмолвие возникает всегда в том случае, когда вы не обладаете ни соответствующими методами, ни инструментами, помогающими профессионально реагировать на вербальные атаки. С другой стороны, вы не сможете адекватно реагировать, если неверно или недостаточно оценили ситуацию, заучили стандартные методы как рецепты на все случаи жизни, а они таковыми не являются. Истинной находчивостью считаются те действия, реплики и реакции, которые спокойно и независимо осуществляют вербальные и эмоциональные атаки так, что противник или/и присутствующие слушатели мечтают вести себя как вы в подобной ситуации.
Поэтому сначала некоторые уточнения: • Необходимые приемы нужно использовать своевременно. Одному человеку они могут прийти в голову по дороге домой или вообще через день. Промежуток времени для реакции не должен превышать 5 секунд. • Находчивость должна соответствовать ситуации и оставлять приятное впечатление как у вас, так и у публики. В большинстве случаев исключаются вербальные перебранки, язвительные оскорбления, словно разорвавшийся снаряд, и динамичные вопросы-бумеранги. Потому что никакой пользы не будет, если стандартный ответ выразит четкое замечание, этим вы только настроите публику и соперников против себя. В таких случаях вы подрываете вербальные мины, жертвами которых сами же и становитесь. Приятные эмоции можно создать следующим образом: вы ответили, продемонстрировали образец реакции, которым сами же будете довольны и о котором вы уверенно можете сказать: «Он замечательно отреагировал, я был великолепен! ». • Находчивость может быть нацеленным уколом рапиры в виде осторожного побуждения к тому, чтобы заставить собеседника задуматься. Ни в коем случае находчивые ответы не должны быть радостным фейерверком вербальных оскорблений и местом публичной казни или костром для сожжения противника. • Профессиональное красноречие должно уметь находить выход из щекотливых ситуаций, а не только инсценировать обмен колкостями. • В идеале находчивость должна быть источником размышлений собеседника, она должна делать ситуацию прозрачной и отвечать за реакцию противника. • Речевая находчивость – это вербальные, невербальные и паравербальные высказывания, которые разъясняют критичность поведения собеседников и приглашают их снова принять участие в беседе на конкретную тему. • Речевая находчивость должна постоянно ориентироваться на высказывание, на которое вам нужно отреагировать, и ни в коем случае не может быть беспочвенным вербальным сором. • Речевая находчивость должна развивать беседу, не допуская того, чтобы переговоры из-за эмоциональных конфликтов превратились в запутанный «моток шерстяной пряжи». • И, наконец, находчивость должна отражать ваше собственное положение в беседе, независимость в обращении с собеседниками и одновременно коммуникативный интеллект.
Требование и в то же время совет – включайте мозги и не произносите глупых изречений, ориентируясь на других. Речевая находчивость – продукт светлой головы, а не быстрого языка. Необходимо обратить внимание на следующее: После каждого меткого ответа, который должен стать завершением словесной дуэли, последует визуальный контакт со стороны собеседников, который вам нужно отклонить. Кто своими удачными или неудачными репликами делает ставку на нанесение вербального удара или во время дискуссии, беседы тет-а-тет или конференции дает хороший, меткий ответ, у того часто нет другого выбора, как с помощью соответствующей реакции продолжать оказывать влияние на участников разговора. Вы хотите радоваться поражению собеседника, насладиться его раздраженностью и озадаченностью. Но что происходит, если передохнув, собеседник начинает вербальную дуэль с вами? На вербальном поединке, развязавшемся ни по чьей воле, ваши шансы уйти от «удара», равны соотношению 50: 50. Но вы задаете себе вопрос: почему мой соперник снова вывернулся? Ему помог контроль ситуации, основанный на визуальном контакте, потому что вы невербально спрашивали его: «Ну что? Не можете возразить, не так ли? ». От этой детали, уже ставшей вредной привычкой, все мы без исключения можем избавиться. Вывод Своим пристальным визуальным контактом не настаивайте на продолжении речевой дуэли! Ниже вы найдете обобщение возможностей речевой находчивости. Основополагающими критериями каждого метода считаются: • Методы – техника – инструменты. • Функционирование и принцип действия. • Рефлексия методических, а также дидактических преимуществ и недостатков. • Советы, обусловленные ситуацией. • Контрольный лист для обзора. Методы – техника – инструменты В этом разделе мы подробно описываем методы, технику или инструментарий речевой находчивости, освещаем задний план их функционирования и рассматриваем варианты. Функционирование и принцип действия Этот раздел расскажет вам, когда нужно воспользоваться данным методом, как этот метод действует в конкретной ситуации, а также о возможностях влияния на противника и третье лицо, присутствующее при разговоре. Рефлексия методических, а также дидактических преимуществ и недостатков Этот раздел показывает преимущества и недостатки данного метода, техники или инструмента и информирует вас о намеренных или неожиданных побочных влияниях или «противопоказаниях» выбранного средства.
Советы, обусловленные ситуацией В этом разделе даны необходимые определения, которые возникают во время диалога, беседы в малой группе или во время открытого форума (например, доклад, публичная дискуссия), а также специальные советы для особых ситуаций. Контрольный лист для обзора В конце дается сжатый обзор методов, техники и инструментов, который является оценивающей моделью данного метода. Содержание контрольного листа:
1. Стратегически-профилактическая находчивость: переход на мета-плоскость Методы – техника – инструменты Мета-плоскостью в общении мы обозначаем переход из одной плоскости разговора в другую с помощью целенаправленного анализа того, что происходит в сложившейся ситуации, куда отклоняется разговор или к чему вы придете в результате такого вида коммуникации. Как будто вы рассматриваете и оцениваете происходящее с наблюдательной вышки. Функционирование и принцип действия Наверное, вы не раз стояли в пробке: машины впереди, сзади, справа и слева. По радио, конечно еще не сообщают причины происходящего, и вы не знаете, что случилось и приходите к выводу, что вы тоже, как и другие жертвы этой пробки, могли бы выйти из машины, стать на подножку и посмотреть, в чем причина. Обширную информацию может получить только пилот вертолета, который, пролетев от конца пробки к препятствию, ее создающему, сделает вывод. Эта ситуация сравнима с выходом из неприятного разговора. Когда вы вместо того, чтобы реагировать подходящим ответом, можете активно перейти на другую плоскость беседы. Понятие мета-плоскости уже освещает суть ее функционирования. Речь идет о том, чтобы вы, оценив положение, перешли на более высокую плоскость, чем та, на которой находится ваш собеседник. Слово «мета» происходит от греческого и означает «над, выше, поверх». Итак, речь о том, чтобы стать выше того уровня, на котором находится собеседник. Пример Вы, опаздывая, входите в аудиторию, где идет беседа за круглым столом, и один из участников приветствует вас: «Ну, наконец-то, и вы потрудились почтить нас своим присутствием!? ». А. Ваш ответ: «Почему такой насмешливый тон? Я предупредил об опоздании; впрочем (переведите взгляд с одного участника на другого), договор с господином Шмидтом заключен». В данном случае вы выражаете свое возмущение и возвращаетесь к теме. Опасность в том, что ваше объяснение звучит как оправдание. Б. Другой вариант вашего ответа: «Для дальнейшего протекания этого важного заседания полезнее было бы оставить шутки – мы рассматриваем важную тему. Впрочем, в случае с клиентом Мюллером произошли кое-какие сдвиги…». Этой репликой вы явно не возвращаете участников переговоров к теме доклада, а призываете собравшихся к тому, чтобы вместе внести вклад в успешное завершение заседания. Кроме того, вы умело переходите на деловую тему, шутка растворяется. Классический пример успешного применения перехода на мета-плоскость демонстрирует женщина-партнер, которую равный ей коллега непрерывно осыпал неприятными высказываниями об эмансипации и о женщинах во время заседаний в страховом агентстве. Когда очередная тирада насмешек снова обрушилась на нее, она по-дружески милым голосом обратилась к коллеге: «Господин Соундсо, ну что, вы уже позабавились? Ваши шутки не новы и никак не повлияли на ход нашего заседания. Пожалуйста, давайте перейдем к теме. Я говорила именно о том, что…». Это непосредственное обращение к мета-плоскости привело к тому, что коллега основательно изменил свое поведение, и не только во время заседаний. Рефлексия методических, а также дидактических преимуществ и недостатков Переход на мета-плоскость имеет ярко выраженное методическое и дидактическое преимущество: он указывает на поведение, которое собеседник должен изменить, выводит участников беседы из игры и после заставляет проанализировать свое поведение. В качестве недостатка нужно упомянуть лишь одно: вы не можете вести себя как человек, хитроумно противодействующий всем и каждому. Советы, обусловленные ситуацией Во всех разговорах и публичных диалогах в основном предлагается использовать мета-плоскость, чтобы избежать вербальной борьбы. Выход из плоскости игры становится входом в деловую плоскость. В нормальной ситуации рекомендуется распознавать нежелательную игру, например насмешки, затем переносить акцент на деловую плоскость и, наконец, самостоятельно продолжать важную мысль и брать разговор в свои руки. Используя мета-плоскость, вы уничтожаете на корню (почти) каждую попытку склонить вас к вербальной перепалке. Но считается ли этот метод рецептом на все случаи жизни? Да, потому что это стратегическая находчивость: вы выходите из игры, в которую вас вовлекает собеседник, вместо того чтобы попытаться победить его. Итак, если вы не захотите реагировать хитрым высказыванием или тонкой контратакой, тогда на этот случай есть краткая версия мета-плоскости: просто спросите собеседника, напавшего на вас: «Как это понимать? ». Этот вопрос в большинстве случаев так сильно раздражает, что сказавший колкость начинает оправдываться. А оправдание – это удар «в аут». Вывод Вопрос «Как это понимать? » заставляет оправдываться. С этим вопросом особенно рекомендуется обратиться к собеседнику в диалоге, если вы все же хотите углубить тему, которая раздражает вас, и прояснить ее раз и навсегда. «Госпожа Майзе, у вас мозги как у воробья! ». А. «Извините, но как это понимать? Чего вы добиваетесь своей вербальной бестактностью? ». Б. «Звучит вызывающе, но мой мозг уже значительно больше, чем ваш! ». Второе возражение было более метким, но глупым. Ибо как это можно понимать? Что ваш мозг был как у воробья. Неприятное высказывание, а вы еще усиливаете его своим ответом! Пожалуйста, обратите внимание на следующее: Никогда не повторяйте негативные высказывания, это лишь заострит на них внимание слушателей! Для использования мета-плоскости рекомендуется следующий образец реакции: Оскорбление. Обнаружить его, оценить, перевести тему на деловую плоскость. Этот метод подходит именно для общения с персоналом, находящемся в иерархической структуре, которому мы не должны бросать в лицо столь легкомысленные высказывания. Кто следует советам, подобным этому? Представьте себе, что кто-то на устном экзамене говорит профессору: «Не могли бы вы уже задать мне свой первый вопрос? ». Такой человек ставит под давление находящегося на более высокой ступени в иерархической структуре. В данном случае, возможно, автор высказывания окажется лишь дважды находчивым: в первый и последний раз. Но именно это мы вкладываем в понятие «коммуникативный интеллект»: знать, что, в какой ситуации и с каким намерением говорить. Чтобы после принять во внимание, какими могут быть последствия. Контрольный лист. Переход на мета-плоскость
2. Стратегически-профилактическая находчивость: правила последовательности «4 – W»/«3 – T» Методы – техника – инструменты Излюбленная привычка собеседников – быстро и находчиво вступать в контратаку и затем ставить точку в рассматриваемой теме. Например: «Господин Мюллер, я представляю это совсем иначе! ». • «Раньше я тоже долгое время думал так, но за последние три года, когда вы работали менеджером по проектам, можно было этому научиться». Данное высказывание Аденауэра известно всем: «Какое мне дело до моей вчерашней болтовни?! ». И это тактично? А каковы последствия? Они могут быть очень серьезными, потому что рассматриваемый, центральный предмет обсуждения может еще оказывать влияние на мысли присутствующих собеседников, что дает повод для обобщения, восприятия высказанного, повторного вербального рассмотрения. Поэтому целесообразно в таком случае постепенно завершить тему и начать новую беседу. Я (Карстен Бредемайер) на своих семинарах всегда называл этот метод правилом «4 – W»): «wahrnehmen – watschen – wechseln – weitersprechen», то есть «воспринять – перебить – сменить – продолжить разговор». Так было до тех пор, пока один участник семинара из Австрии не сказал мне, что техника «3 – Т» пользовалась бы большим спросом. Она связанна не с находчивостью, а с аргументацией. Происхождение этой техники он, к сожалению, не знал. Если вы знаете автора, то я прошу вас сообщить его имя. Функционирование и принцип действия Модель «3 – Т» звучит приятнее, поэтому сохраняется перевод английских понятий, но суть этого метода та же, что и суть метода «4 – W». Так действует правило «3 – Т»: «Touch – Turn – Talk! ». «Затронуть – повернуть – заговорить! ». Шаг 1. Вслушаться и тогда: Шаг 2. Вступить в обсуждение – «затронуть». Шаг 3. Сменить тему – «повернуть». Шаг 4. Целенаправленно начать новую тему разговора – «заговорить». Только с помощью такого последовательного применения метода «3 – Т» в 70 % случаев обсуждаемая тема действительно покидала дискуссию и зал переговоров. Другой вариант нам известен благодаря нашим политикам, которые обычно сразу начинают ответную речь, переступая шаг 3 – «затронуть». Предлагаю возможные реплики для приведенного выше примера: «Я тоже думал так долгое время, но затем в роли руководителя проекта я интенсивно занимался этой темой три года. Поэтому следующим важным аспектом в данном вопросе является…! ». Рефлексия методических, а также дидактических преимуществ и недостатков Преимущество. До тех пор, пока собеседники не восприняли, что обсуждаемая тема закрыта, ее нельзя заменить другой, потому что она все еще находится в центре внимания. Тот, кто недоволен, что собеседники всегда затрагивают обременительную тему, должен пересмотреть свою реакцию в «словесном фехтовании». Продемонстрируйте речевую последовательность с помощью правила «3 – Т»! В этом случае мы исходим из того, чтобы попытаться стать зачинщиком словесной игры. Если речь идет о серьезном деле и важной задаче, тогда естественно, нужно вступать в переговоры и выдвигать четкие аргументы для опровержения доводов собеседников. Кроме того, используя правила «3 – Т», вы повысите планку для противника. Сузьте своему надоедливому собеседнику тематический круг в словесной борьбе! Недостаток. Таким образом вы на самом деле завершаете разговор, что ни в коем случае не может быть целью деловых переговоров, потому что иногда намерение противника выясняется только после них. Советы, обусловленные ситуацией Правила «4 – W/ 3 – Т» могут стать частью любого разговора, но должны использоваться только в ситуации соперничества, потому что они срывают изначальную цель переговоров. Если вы все же воспользовались этим методом, то, пожалуйста, обратите внимание на то, что таким образом вы подавляете в зародыше высказывание одного собеседника. Следовательно, на расширенных переговорах, нужно сконцентрировать свое внимание на другом участнике беседы. Это известно нам из практики дрессировки собак или сектантских совещаний. Не так уж и просто выстраивать новую тематику после старой. Нужно исходную тему воспринять, вступить в ее обсуждение и затем перейти к новой. Контрольный лист. Правила последовательности «4 – W/ 3 – Т»
3. Ситуативная находчивость: техника бумеранга при помощи адресации Методы – техника – инструменты Еще одна возможная ситуативная техника речевой находчивости – техника бумеранга при помощи адресации. У профессионалов бумеранг возвращается назад, к его отправителю. В этом случае насмешка или серьезное замечание касается того, кто хотел сделать своей жертвой собеседника. Зачинщик становится жертвой. Пример Упрек: «Идиот! ». • Возможные ответы: «Мне жаль вас! ». • Вежливо: «Приятно познакомиться, меня зовут Бредемайер, Карстен Бредемайер». Функционирование и принцип действия Если вас прерывает провокационный возглас или вербальная атака собеседника, то в 50 % случаев можно успешно «нокаутировать» его. Здесь, прежде всего, важно одно: уметь слушать точно, правильно и аналитически. Каждое письмо, у которого есть отправитель, вернется к нему, если не будет доставлено по адресу. Так же обстоит дело и со злыми словами, глупыми высказываниями или иными словесными атаками, никому не адресованными. В лучшем случае автор словесной атаки действительно забывает назвать человека, которому она адресуется: не указывает адресанта своего нападения. Он просто с легкой насмешкой разбрасывается колкими высказываниями или остроумными изречениями, проявляет хамство или произносит оскорбления, пронизанные иронией, будто бросает мяч в небо. А что же делает тот, кому это не было адресовано? Он ловит этот мяч и принимает нападение на себя. Нормально. Но почему, он это делает? Итак, нет ничего проще, чем к своему нападению добавить непосредственного адресанта. А именно самого отправителя. Таким образом, высказывание как бумеранг возвращается к собеседнику. Пример «Ну что, дорогуша, это не так уж и сложно понять! » (говорится собеседнику иронически, медленно и с особым ударением). • «Поздравляю, этим уже достигнута первая ступень понимания! » (адресуется как бумеранг непосредственно отправителю этого восклицания). Рефлексия методических, а так же дидактических преимуществ и недостатков Преимущество. Это простой, легко используемый метод, который основывается на внимательном прослушивании сообщения (вслушивание, адресация, завершение). Недостаток. Заключаются в том, что этот метод, конечно, призывает к продолжению игры, и адресация приглашает собеседника ответить. Даже если прозвучал предупреждающий выстрел, высказывание продолжает действовать. Техника используется, если адресант открыто не называется. Советы, обусловленные ситуацией Если вы попались на удочку техники бумеранга, то, конечно, следует направить бумеранг его хозяину, с помощью пояснения. Вы помните наш пример: «Ну что, дорогуша, это не так уж и сложно понять! » (говорится собеседнику иронически, медленно и с особым ударением). «Поздравляю, этим уже достигнута первая ступень понимания! » (адресуется как бумеранг непосредственно отправителю этого восклицания). Возможная реакция: «Верно, могу ли я помочь вам взобраться на эту ступеньку? ». Но будьте осторожны со следующей контратакой: • «Спасибо, не нужно, ваша помощь станет для меня, наоборот, спуском! ». Обратите внимание: • Профессиональная находчивость заключается в том, чтобы оставить за собой последнее слово! Очень редко у вас будет второй шанс. Обращение к собеседнику – это еще не адресация. Правильный вариант: «Ну, дорогуша, вам не так уж и сложно это понять! ». В этом случае можно ответить немного наглее: • «В отличие от вас – нет! ». Контрольный лист. Техника бумеранга при помощи адресации
4. Ситуативная находчивость: техника холостого хода с помощью неожиданного согласия Методы – техника – инструменты Цель данной техники – заставить собеседника оправдываться, адресант должен защищаться. Место действия – супермаркет: Одна дама стоит между полками с тележкой для покупок. Другой покупатель может свободно пройти мимо нее. Но все же происходит следующее: полноватая дама приближается со своей тележкой, демонстративно останавливается и ворчит: «Это что, ваш магазин, почему вы так вызывающе стоите на моем пути? ». Нормальной реакцией было бы: «Извините, мне жаль, я думала, здесь достаточно места, чтобы прошел еще один человек! ». «Не достаточно думать, нужно еще поразмыслить! ». Результат: женщина, начавшая ссору, злится, защищается и делает грубое замечание. Что делать? Здесь прибегают к технике холостого хода, которая с помощью неожиданного согласия завершает словесную перепалку. Еще раз наш пример: «Это что ваш магазин, почему вы так вызывающе стоите на моем пути? ». • «Да, это мой магазин! ». Функционирование и принцип действия Эта техника основывается на том, чтобы человек, на которого нападают, не защищался, ни в коем случае не оправдывался, а, наоборот, неожиданно для нападающего давал утвердительный ответ, даже если это, как в нашем примере, не соответствует действительности. В этих случаях схема действий выглядит так: Вопрос – ответ. Упрек – оправдание. Нужно нарушить данную схему с помощью утвердительного ответа на вопрос. Данный метод сводит нападение противника на нет. Ваша схема реакции должна быть следующей: Вопрос – ответ. Упрек – неожиданное согласие. Рефлексия методических, а также дидактических преимуществ и недостатков Преимущество данной техники в том, что можно относительно просто выйти из сложившейся ситуации: в зависимости от поставленного вопроса суметь согласиться или опровергнуть, но при этом отказаться от оправдания или извинения. Недостаток– очевиден. Таким образом вы начинаете ситуативную игру для продолжения словесной борьбы. В приведенном примере легко помешать развитию конфликта, если, ответив, вы отвернетесь и сразу же прервете визуальный контакт. Советы, обусловленные ситуацией Техника холостого хода основывается на том, чтобы суметь отреагировать на несправедливое обвинение, тогда вам не придется извиняться, если вы не хотите это делать. Здесь справедливо высказывание: «Не нужно просто стоять! ». Контрольный лист. Техника холостого хода с помощью неожиданного согласия
5. Ситуативная находчивость: эмоциональное послание Методы – техника – инструменты Этот метод опирается на стратегию мета-плоскости. Используя любой словесный трюк, вы хотите, чтобы нападение стало раздражителем собеседника, и противник потерял дар речи. Плохо, если вы входите на его плоскость, потому что тогда в начатой игре будет доминировать противник. А если такой просчет наносит эмоциональный удар? Тогда нужно попытаться вести победоносную словесную борьбу. Функционирование и принцип действия Схема проста, и поэтому ее легко использовать. Она выглядит так: Нападение – эмоциональное послание. Пример «Вы по профессии “мама”, это ведь мучительно! » (говорится с иронической интонацией). • «Мне жаль, что своей репликой вы дискредитируете и свою мать. Наверняка вы не хотели этого». Оскорбления, удары ниже пояса и иные словесные нападения лопаются, как мыльные пузыри, если провести атаку на эмоциональной плоскости. Итак, оскорбление задело вас – нападение попало в цель. Но отразите атаку, когда будете воспринимать нападение, и перейдите на другой уровень – это будет уколом иглы в эмоциональный вакуум. Эмоциональный ответ заставляет нападающего задуматься и показывает, что это еще не конец начатой игры. Подчеркните свое эмоциональное высказывание милой улыбкой, приветливой жестикуляцией – и победа будет за вами. Создавшийся порог будет чрезвычайно «высок» для нападающего, чтобы он снова произнес еще какое-нибудь глупое изречение. Рефлексия методических, а также дидактических преимуществ и недостатков Преимущество. Эта техника примыкает к стратегии мета-плоскости: 1. Показать, что вы воспринимаете собеседника. 2. Показать, что вы переживаете. 3. Внести конструктивное предложение для продолжения разговора. Чтобы собеседники могли дать ответ, не следует втягивать их в эмоциональную борьбу, нужно дать им возможность сохранить свое лицо. Вы выручите собеседника, если воспользуетесь правилом «4 – W/ 3 – Т»: • «Мне жаль, что вы произнесли такое изречение. Уверен, вы этого не хотели, но все же вернемся к нашей теме…! ». Ситуация усугубится, если последует вопрос: • «Вы действительно этого хотели? ». Здесь вы вынуждаете собеседника оправдываться и защищаться. Тем самым открываете новую возможность для продолжения спора. Это может стать недостатком данного метода. Будьте эмоциональны в словесных спорах, но не позволяйте себе запутаться в эмоциях. Советы, обусловленные ситуацией Если вы постоянно конфликтуете с одним и тем же собеседником, советую воспользоваться данным методом, чтобы своим эмоциональным посланием заставить его оправдываться. Только продумайте все основательно. В любом случае, метод является испытанным способом локализации накаляющегося конфликта. Но будьте осторожны: «свое лицо» ваш собеседник может сохранить лишь тогда, когда разговор проходит тет-а-тет. Если вы заинтересованы в том, чтобы диалог был конструктивным, то поговорите с собеседником без присутствия третьих лиц. Контрольный лист. Эмоциональное послание
6. Ситуативная находчивость: игра слов Методы – техника – инструменты Нам всем очень хорошо знаком метод речевой находчивости, основанный на легкомысленной игре слов. Сами того не замечая, мы часто используем его. Это происходит, когда мы случайно оговариваемся. Согласно Фрейду, оговорки – это обусловленный похожестью обмен форм или их замена. Например, это может быть обмен начальных букв или букв внутри слова, словесных и зрительных ассоциаций, неправильное ударение, речевое опережение, случайный обмен частей предложения или слов из-за многообразия комбинаций. К таким оговоркам относят также речевые «перлы» или двусмысленные высказывания, которые возникают из-за изменения последовательности слов в контексте, спутывания похоже звучащих слов с разными значениями, изменяющими смысл высказывания или искажающими его. Функционирование и принцип действия Цель этого метода – осознанно создавать подобные варианты высказываний и выдавать их за шутливо-язвительную речевую находчивость. Такие оговорки должны обладать развлекательной ценностью для присутствующей публики или третьего лица. Примеры «Я не могу и не хочу это понимать! ». • «Извините, я могу вам помочь, только если вы меня послушаете. Если вы это не поймете, то не в моих силах помочь вам дальше». Здесь были перепутаны похожие слова с различными значениями. «Господин Мюллер, вы ведь моете свой автомобиль! ». • «Ну да, а чей автомобиль я должен, по-вашему, мыть? ». Этот пример показывает замену слов. «Мой шеф стареет и стареет! ». • «Понятно, это ведь естественный процесс, но шефы всегда выглядят старше своего возраста! ». Здесь было добавлено одно слово, которое изменило значение высказывания. Принцип, по которому действует реклама. Девиз «Кто умней, тот должен уступить! » был использован в рекламе лучшей зубной щетки следующим образом: • «Более умные зубные щетки уступят! ». У нас не должно быть границ в использовании этого метода. Рефлексия методических, а также дидактических преимуществ и недостатков Преимущество. Думать картинками, играть словесными или зрительными ассоциациями представляет для нас магическую привлекательность. Но, пожалуйста, не забывайте о том, что речь идет только лишь об игре слов, о шутливо-язвительных замечаниях, имеющих высокую развлекательную ценность. Недостаток. Языковые игры придают разговору динамику, но часто они противопоставляют серьезные аргументы и высказывания, потому что серьезный собеседник не будет участвовать в этой игре, что вредит деловым переговорам. Советы, обусловленные ситуацией Пожалуйста, в каждом случае, когда вы используете данный метод, обращайте внимание на результат разговора. Совместный смех содействует подписанию контракта, непонятый юмор не способствует этому. Красноречивые люди, у которых хорошо подвешен язык, часто используют этот метод в виде профилактического средства, но с порядочной долей невежливости. Примеры А. «Ваш доклад очень бегло упомянул это, прямо-таки очень бегло! ». Б. «Господин Годорф-болтун, вы соответствуете своей фамилии: вы постоянно болтаете, болтаете и болтаете! ». Именно искажение фамилии – излюбленная игра на многих конференциях, но иногда это является «замаскированным и одновременно предательским посланием», которое невольно передает нам собеседник. Пример «замаскированного послания»: Позвонили в дверь, на пороге стояла дама, которая сказала, что она из организации инвалидов и хотела бы показать кое-какую продукцию. Когда ей объяснили, что нам ничего не нужно, она закончила разговор «предательским» словесным попаданием в цель: • «Тогда я, пожалуй, не могу вас уговори
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|