Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Последовательность этапов коллективного инфодудлинга:?




Собрание людей, именуемое совещанием, представляет собой попросту комок энергии. По своей фундаментальной структуре это именно так. Ваши новообретенные навыки позволяют вам привнести в этот энергетический коктейль:

• простой визуальный язык и визуальные структуры;

• мысленные эксперименты;

• порядок, последовательность операций, тем самым направив эту энергию к желаемой цели.

 

Для вас уже больше не тайна, каким образом инфодудлеры помогают коллективам эффективнее мыслить, и последовательность инфодудлов играет в этом важную роль. Образующаяся цепочка визуализаций повышает эффективность работы индивидуального и коллективного мозга сотрудников. И это чрезвычайно важно для успеха.

Приступая к комбинированному совещанию (или любому другому), имейте в виду, что результаты одного этапа должны плавно перетекать в следующий. Например, карта эмпатии, создаваемая для лучшего понимания запросов клиентов, обязательно предшествует разработке предложений для них (эвристика идей). Оценка жизнеспособности проектов (график потребностей и возможностей) выполняется до голосования по проектам. Таким образом, этапы выстраиваются в последовательности не произвольно. Они отражают органичный процесс решения проблем и принятия решений. Знайте цель совещания и тогда решайте, какие инфодудлы и в какой последовательности прокладывают вам наиболее эффективный путь к успеху. Все, что вам теперь нужно, – больше практики и инфодудлов.

В качества источника идей для дальнейшего развития навыков инфодудлинга я рекомендую интернет. Там можно найти массу интересного. Есть также полезные книги. Имейте в виду, что в большинстве книг, посвященных различным методам мышления, визуальному языку отводится немного места, но вы к настоящему моменту уже знаете, что дудл можно вплести куда угодно. В части визуального мышления вы уже можете считать себя генералом. Экспериментируйте, создавайте гибридные методы, расширяйте опыт применения коллективного инфодудлинга, и участники комбинированных совещаний стоя будут отдавать вам честь.

 

 

ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ДУДЛА

(чтобы обобщить то, что вы только что узнали)

 

________________________________

________________________________

 

Глава 6

Марш к визуальной грамотности: революционный призыв к действию

 

Приступайте к работе

 

Где мы сейчас, революционер? Вы приобрели полный комплект инструментов визуального языка, стали мастером отбора и вычитания информации, знатоком схем, последовательностей этапов коллективного инфодудлинга, и у вас достаточно мотивации, чтобы продолжать движение вперед. А сейчас я хочу указать на серьезный камень преткновения, который может встретиться на пути многих из вас.

Я называю его «Тенью».

Тень – остерегающийся всякого риска пессимист, пробуждающийся внутри всякий раз, когда мы стоим на пороге великих свершений. Тень желает нам добра, но всегда заводит в тупик; она из тех, кто ломает крыло бабочке, готовой спорхнуть с ладони. Она беспощадно нашептывает нам на ухо:

 

 

Надеюсь, вы понимаете, что не надо слушать Тень. Она желает вам добра, но даже не представляет, какой вред причиняет. Посмотрите ей в глаза спокойно, даже сочувственно, и скажите: «Тень, я слышу тебя. Знаю, твои намерения добры. Спасибо, что ты хочешь уберечь меня от позора. Однако в данном случае никакой опасности нет. В инфодудлинге нет ничего такого, что могло бы мне навредить. Наоборот, я и моя команда извлекаем очень много пользы из этих занятий. Инфодудлинг позволяет нам обнаруживать и исследовать возможности, которые долгое время оставались незамеченными. Я знаю, что смогу на тебя положиться, когда мне действительно понадобится твоя помощь, твоя осторожность и предусмотрительность».

Тень является естественной частью каждого из нас, так что не пытайтесь избавиться от нее. От этого она становится только сильнее. Лучше признать ее существование (и даже то, что она бывает полезна, когда не дает вредных советов) и выйти на свет – яркий, благотворный свет дудлинга.

Не стану врать: если вы применяете какую‑либо форму инфодудлинга во время собраний и совещаний, вполне вероятно, что реакции будут самые разные – хмыканье, перешептывание и даже откровенные насмешки, если вы работаете в одном из таких коллективов. Всегда находятся те, кто противодействует переменам. Если хотите жить в мире, где эти люди чувствуют себя победителями, где им удается своим невежеством подавлять рост, мышление, творчество, инновации, вы имеете полное право сделать такой выбор. Можете вернуться в мир слов, чисел, таблиц и продолжать работать так, как и раньше.

Но если вы готовы быть революционером, если вы из тех, кто знает, что человеческий мозг обладает гораздо большим потенциалом и способен гораздо больше сделать, когда мы освобождаемся от предрассудков и заблуждений, если вы из тех, кто предпочитает мыслить свободно, хочет использовать весь свой интеллектуальный арсенал, тогда приведенные ниже рекомендации помогут вам справиться с проблемами, неизбежно возникающими в процессе внедрения визуального языка в профессиональную деятельность.

 

1. Выберите основного ведущего. Если вы сами не чувствуете себя достаточно уверенно, чтобы вести совещание, найдите человека, который возьмет на себя эту роль. До начала совещания оговорите с этим человеком, кто что должен делать.

 

2. Пригласите нужных людей. Кого вы приглашаете на совещание так же важно, как и то, что вы просите его делать. Постарайтесь пригласить людей, знающих материал, которые вправе принимать решения (или, по крайней мере, напрямую связаны с теми, кто может это сделать) и готовы активно участвовать в процессе. Если подобных людей на совещании нет, вы с таким же успехом можете заменить совещание вечеринкой. При всем том, если вы не можете подобрать идеальный состав, соберите что‑то близкое к нему, а инфодудлинг компенсирует разницу. Даже разношерстная группа может работать очень продуктивно, если люди знают, на чем им надо сосредоточить внимание и что делать. Структура последовательных этапов инфодудлинга позволяет существенно повысить эффективность совещания, и это в какой‑то мере может компенсировать проблемы с составом. Я настоятельно рекомендую вам заранее позаботиться о выборе участников совещания. В противном случае вы рискуете зря потратить время и энергию и настроить людей против себя.

 

3. Определитесь, чего вы ждете от группы. Мы исходим из предположения, что вы работаете со взрослыми людьми, так что учить их поднимать руку, когда хочется в туалет, не нужно. Но это не значит, что не стоит объяснять им, какого рода поведение приемлемо и не приемлемо во время сессий инфодудлинга. Постарайтесь ограничиться пятью «правилами», не больше. Если их будет больше, собравшиеся начнут чувствовать себя как в армии. В число правил я часто рекомендую включить следующие: «Если чего‑то не понимаете, скажите», «Воздерживайтесь от критики, пока не настала ее очередь», «Когда другие говорят – слушайте (не всем нравится кричать, но все любят, чтобы их слушали)».

 

4. Поупражняйтесь в инфодудлинге с небольшой группой людей, которым доверяете, прежде чем начинать применять эти упражнения на практике. Если вы побаиваетесь попробовать ту или иную последовательность этапов на реальном совещании, предварительно опробуйте ее с маленькой группой из двух человек. Такие эксперименты очень важны, потому что существует множество факторов, способных повлиять на результат, – численность подгрупп, методика голосования или ранжирования, время на каждое упражнение, подход к отбору определенных групп, то, насколько плавно и естественно один этап перетекает в другой. Если вы не пожалеете времени на проведение таких пробных, экспериментальных «совещаний» и прочувствуете процесс инфодудлинга в действии, то на реальном совещании вам будет намного легче. И уверенности – намного больше.

 

5. Заранее планируйте совещание. Установите последовательность этапов‑инфодудлов и разберитесь, зачем нужен каждый из них. Последовательности вы можете взять прямо из этой книги или составьте их сами – все зависит от характера планируемых совещаний.

 

6. Оборудуйте помещение так, чтобы люди могли сосредоточиться на визуальных аспектах работы. До прибытия участников обеспечьте необходимые визуальные пространства для дудлинга. Напишите и нарисуйте последовательности этапов, заранее подготовьте необходимые схемы и структуры. Когда люди заходят в зал и видят рабочие стенды, разноцветные записки, маркеры, визуальные структуры, они понимают, что совещание будет не такое, как всегда.

 

7. Обеспечьте доступ к необходимой информации. В какой бы форме ни подавался материал – в форме слайд‑шоу или каких‑то документов, – прежде чем что‑то обсуждать, надо знать, что вы обсуждаете. Лишая людей доступа к информации, вы с самого начала подрезаете им крылья.

 

8. Разогрейте членов группы при помощи разминочного упражнения в форме дудлинга или инфодудлинга. Дайте им какое‑нибудь задание (желательно короткое и даже развлекательное), чтобы они ближе познакомились с концепцией инфодудлинга и друг с другом.

 

9. Вспомните, что мы обсуждали в первых разделах книги. Дудлинг – это визуализация процесса мышления. Если вам нужно психологически настроиться перед первым совещанием (а я обещаю, что с опытом у вас будет получаться все легче и все лучше), еще раз полистайте книгу и вспомните все, чему научились. Не дайте Тени взять над собой верх. Дудлинг – это друг. Приветствуйте его, даже если коленки дрожат.

 

10. Помните, что инфодудлинг должен быть гибким и адаптируемым. Те рекомендации, которые я дала в этой главе для каждого типа совещания, основываются на моем личном опыте. Но я всего лишь одна из многих и хочу, чтобы вы сами исследовали возможности коллективного инфодудлинга, раздвигали границы его применения. Меняйте переменные вдоль координатных осей. Выделяйте на упражнения 10 минут, а не 30. Меняйте и переставляйте различные аспекты ментальных экспериментов. Добавляйте в смесь случайные элементы. Цель коллективного инфодудлинга – предоставить людям пространство для мышления, где можно преодолевать стереотипы и учиться мыслить по‑новому. Если такова ваша конечная цель, тогда методам, которые вы можете использовать, нет числа. Вы и ваша команда живете в информационной вселенной. Помогите им исследовать эту вселенную всем, чем можете.

 

Дорогой революционер,

Мы прибыли к конечному пункту нашего путешествия. Но вам предстоит пройти еще много миль. Чтобы преодолеть мифы, окружающие дудлинг, и помочь ему занять в обществе то место, которого он достоин, требуется настоящая культурная революция. В интересах этой революции я составила манифест, адресованный дудлерам всего мира. Это призыв к объединению и действию. Если тезисы этого манифеста находят отклик в вашей душе, используйте его для распространения идей дудлинг‑революции во все мире.

 

 

Манифест революционера‑дудлера

 

 

 

Мы, дудлеры всех стран, в целях построения более совершенного мира, установления семантической истины, содействия учебе, использующей оба полушария мозга, повышения образования трудящихся и учащихся, использования дудлинга на благо нашему и будущим поколениям провозглашаем этот Всемирный манифест дудлеров.

 

Вопреки распространенному убеждению, НЕТ ТАКОГО ПОНЯТИЯ, КАК БЕССМЫСЛЕННЫЙ ДУДЛИНГ.

 

Сам акт создания дудла по необходимости мобилизует мозг. Дудлить – ЗНАЧИТ мыслить. Таким образом, данный манифест призван разрушить сложившиеся в обществе мифы, которые – вольно или невольно – принижают роль и значение дудлинга. Мы, революционеры, будем нести в мир правду о дудлинге, чтобы восстановить справедливость после десятилетий дезинформации. Ведь мы, миллионы дудлеров во всем мире и миллиарды дудлеров, существовавших за всю историю человечества, знаем, какая колоссальная мощь заключена в этой универсальной деятельности. Теперь об этом узнает весь мир. Пора очистить дудлинг от наветов и поношений. Хватит пренебрегать этим простым визуальным языком. Отныне мы признаем дудлинг во всем многообразии его форм как инструмент иммерсивного обучения. Мы намерены внедрить этот мощный инструмент во всякую учебную среду, сознательно и без всяких ограничений.

• Мы считаем нижеследующие тезисы истиной.

• Дудлить – так же естественно, как ходить и говорить.

• Люди дудлили на песке, снегу, стенах пещер более 30 тысяч лет своей истории.

• Колоссальная способность к визуальному восприятию заложена в нас неврологически.

• Дудлинг активизирует четыре модальности обучения – аудиальную, кинестетическую, визуальную и чтение/письмо – и значительно содействует успехам в учебе.

• Дудлинг способствует концентрации мышления и улучшает запоминание информации.

• Дудлинг способствует творческому решению проблем, открытиям и инновациям.

• Дудлинг всегда был предтечей и катализатором всех интеллектуальных прорывов в науке, технике, медицине, архитектуре, литературе и искусстве.

• Дудлинг был и есть инструментом ярчайших умов в истории человечества.

• Дудлинг не принадлежит к сфере элитарного искусства и, будучи формой свободного самовыражения, доступен всем.

 

Руководствуясь этими истинами, мы ОБЪЯВЛЯЕМ ДУДЛИНГ‑РЕВОЛЮЦИЮ, отвергаем ложные формулировки и вводим свое определение дудлинга.

 

Дудлить: создавать с помощью разума и тела спонтанные метки, помогающие думать; использовать простой визуальный язык для стимулирования воображения, активизации множественных модальностей обучения и поддержки процессов творчества, решения проблем и новаторства.

 

Мы считаем, что система образования, использующая силу дудлинга, является важной предпосылкой более светлого будущего, и знание этого обстоятельства неизбежно приведет к повсеместному применению данной техники. Как революционеры мы разработали более продвинутый метод использования дудлинга – инфодудлинг.

 

Инфодудлить: целенаправленно отслеживать слышимый или читаемый материал и переводить его на язык слов и образов; использовать словесно‑образный язык для разъяснения и передачи идей; исследовать и отображать сложную информацию посредством слов и образов как в одиночку, так и в составе группы.

 

Практика инфодудлинга ориентирована на сложное и непредсказуемое будущее, в котором знание и умение пользоваться визуальным языком будет непременным условием конкурентного преимущества. Мы считаем, что возможность изучать и применять дудлинг и инфодудлинг должна быть предоставлена всем людям и подавление природной склонности учащихся к дудлингу является недопустимым. Мы настаиваем на том, что люди имеют право знать о ценности и практических преимуществах не только вербального, но и визуального языка.

В интересах этой высокой цели мы требуем от учителей, начальников и авторитетных фигур, чтобы они перестали с неодобрением и подозрением относиться к дудлингу, если не открыто запрещать его. Мы утверждаем, что дудлинг наиболее актуален как раз в тех ситуациях, где общество считает его наименее приемлемым, где имеют место высокая плотность информации и степень усвоения материала. Сегодня мы освобождаем дудлинг и позволяем ему занять то место, которого он достоин. Мы достаем ручки, карандаши и маркеры и дудлим там, где считаем это необходимым. Мы раскрепостим силу дудлинга и не собираемся извиняться за это. Мы вернем дудлинг в общество и заставим его работать.

 

Да здравствует Революция!

 

В самом начале книги я обещала, что дудлинг‑революция обеспечит вам мышление более высокого порядка, улучшит перспективы великих открытий, поспособствует творчеству и откроет путь к решению многих сложных проблем. Когда это произойдет – зависит от вас. Вы сделали свой выбор – исследовать мир с участием обоих полушарий мозга, приняли решение максимально активизировать потенциал своих возможностей. Этот выбор избавит нас всех от мифов и дезинформации и проложит путь к лучшему будущему. Однажды мы оглянемся назад и удивимся, что было время, когда и в школе, и на работе мы полагались почти исключительно на тексты, цифры и вербальный язык. Теперь вы как революционер будете освещать путь другим. Вы, как и ваши инструменты и таланты, станете проводником перемен. Путь к визуальной грамотности, которая обеспечит творческий и интеллектуальный прорыв для всего человечества, будет проложен смелыми и достойными людьми вроде вас.

 

С любовью, Санни!

 

Послесловие

 

Слова благодарности

 

В любом творчестве всегда участвуют люди, которые волей‑неволей вносят свой глубокий и уникальный вклад в конечный результат. Невозможно отдать должное всем, кто направлял, вдохновлял и поддерживал меня в течение этого долгого и зачастую трудоемкого процесса, но я вечно и глубоко признательна нижеследующим лицам, причем в гораздо большей мере, чем это можно выразить с помощью такого ограниченного средства, как язык.

Моему бывшему исполнительному продюсеру и дорогому другу Эмбер Льюис, которая выступила духовной повитухой этой книги. Редко людям выпадает такой благословенный опыт, как наша дружба. Я ценю все, что ты сделала для меня, и никогда не смогу до конца отблагодарить тебя за это.

Моему мужу Чету Хорнунгу за терпение, внимание и любовь. Ты чудо, ты самый яркий и красивый мужчина, какого я видела за всю свою жизнь.

Моему брату Рокки Брауну, который безоговорочно поддерживает меня, ничего не прося взамен, и оказывает очень большое влияние на всю мою жизнь.

Моей семье, маме, Джо, Кристи и Касси, сделавшим меня такой, какая я есть, силой любви, а иногда и логики.

Кристин Мозес, художнице и давней подруге, которой хватило мужества и таланта превратить эту книгу в настоящее произведение искусства.

Фрэн Мейги за искренний энтузиазм в отношении моей работы, за то, что позволяла мне неделями жить отшельницей в ее доме во время работы над этой книгой.

Джонасу Коффлеру, мудрейшему из мудрых. Вам надо больше отдыхать.

Моему дзэн‑учителю Флинту Спарксу, который служит ярким примером того, что означает жить с открытыми сердцем, сознанием и руками.

Пег Сайверсон и обществу «Appamada», которые были для меня постоянным источником духовной энергии. Я нахожу убежище и отдохновение в каждом из вас.

Эрику Кунцу, методичному, талантливому и очень терпеливому, который дольше всех служит в нашей команде и который со мной с самого первого дня, то есть вот уже семь лет.

Стейси Вайцнер, самому опытному члену нашей команды, которая, однако, никогда не перестает учиться.

Кевину Лехи, нашему исследователю, давшему фактическое подтверждение многим из моих тезисов в отношении дудлинга.

Нэнси Дуарте, моей наставнице и подруге, вечному источнику вдохновения.

Джун Коэн и Крису Андерсену, которые снабжают нашу революцию кислородом, привлекая в наши ряды новых сторонников.

Джессике Хейги, замечательному другу и исполнительному помощнику. Она фактически соавтор этой книги.

Стивену Прессфилду за его глубокие исследования в области литературы и искусства.

Дейву Грею, непревзойденный талант которого в области визуализации является для меня предметом зависти.

Дэвиду Сиббету и сотрудникам «GroveConsultantsInternational», которые одними из первых в США начали применять нашу визуальную методику.

Фернандо де Пабло, смелому и предприимчивому инфодудлеру, активному участнику революции.

Тэду Вайнстайну, который направлял меня и не давал сбиться с пути, когда мне случалось заблудиться в тумане в процессе работы над книгой.

Эмили Энджелл за ее внимательную редакторскую работу, а также за доброту и терпение.

Скептикам, в отсутствие которых мне было бы не на ком оттачивать свои аргументы и некому противостоять.

Дудлерам и поборникам нетрадиционных методов обучения за вашу несгибаемую приверженность визуальному и кинестетическому языку, даже когда все шансы против вас. Вы настоящие герои.

 

Дудлеры, объядиняйтесь!

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

Глава 1

 

1 Похоже, мы даже менее компетентны в интерпретации визуальной информации, чем сами думаем, по крайней мере, с точки зрения точности соответствия того, что мы видим, тому, что реально находится перед нашими глазами. Профессор Гарвардского медицинского колледжа Моше Бар проводит чрезвычайно интересные исследования на этот счет, и я попытаюсь вкратце обобщить то, что он обнаружил. Результаты исследований доктора Бара указывают на то, что мозг человека постоянно пытается прогнозировать ближайшее будущее – в той мере, насколько это ему интересно. По этой причине он пытается сопоставлять поступающую визуальную (и не только) информацию с той информацией, которая хранится в памяти, выискивая и применяя аналогии. Для меня это означает следующее: а) мозг человека является чрезвычайно эффективным механизмом, который больше озабочен не столько точностью восприятия, сколько точностью своих прогнозов; б) мозг активно участвует в формировании той картины окружающего мира, которую мы видим. Иными словами, мы видим (или воспринимаем) то, что хотим или ожидаем увидеть (Бар называет это предсенсибилизированным отображением). Похоже на то, что все, что мы видим, есть наши проекции и прогнозы.

 

2 В эпохальной книге Стивена Прессфилда «Война за креатив» главный враг творческого самовыражения и достижений именуется «сопротивлением».

 

3 Вот лишь несколько примеров: зарисовки архитектора Фрэнка Гери, предварявшие каждое из построенных им зданий; иллюстрации первого компьютера «Apple», сделанные Стивом Возняком; знаменитый набросок на салфетке, приведший к созданию авиакомпании «Southwest Airlines», и открытие последовательности Фибоначчи.

 

4 Примером служат работы Джона Бургермана. Его стремительные визуализации иногда называют дудлами, и он сам признает, что, приступая к большим полотнам, не планирует заранее композицию. Он «рисует и думает одновременно», и это инструмент направляет его, а не он направляет инструмент. Хочется процитировать следующее высказывание Бургермана: «Дудлинг – непростое для овладение ремесло, если относиться к нему серьезно. Но, если вы хотите просто позабавиться, лучшей формы творчества не придумать». Таким образом, он признает универсальность этого занятия.

 

5 Похожие на каракули каллиграфические работы Сая Твомбли часто подвергаются разносу со стороны критиков, но в целом он считается одной из наиболее заметных фигур в поколении художников, стремящихся выйти за рамки абстрактного экспрессионизма.

 

6 Жак Аттали, практикующий экономист, выдающийся ученый, политический деятель, советник и близкий друг бывшего президента Франции Франсуа Миттерана, в свободное время пишет книги, посвященные джазу.

 

Глава 2

 

1 Исключение, быть может, составляет лишь Эд Кук, который в свои 23 года обладает феноменальной памятью. Он делится своим секретом: «Главная идеи большинства методов запоминания заключается в том, чтобы заменить скучный материал, требующий запоминания, чем‑то настолько живым и ярким, настолько интересным, настолько отличающимся от всего, что вы видели раньше, что вы этого уже никогда не сможете забыть».

 

2 Джон Медина в книге «Правила мозга» поясняет, что мозг неспособен читать буквы в том смысле, как мы себе это представляем. Он воспринимает буквы как картинки. Этим объясняется, почему мы не можем запомнить целую страницу текста (плотность информации слишком велика), но способны запомнить ряд из сотен фотографий.

 

3 Здесь важно упомянуть о теории универсальной грамматики, которая обычно ассоциируется с именем Ноама Хомского. Это лингвистическая теория, утверждающая, что способность к овладению грамматикой изначально заложена в мозге человека. Однако, хотя генетический инстинкт, позволяющий отличать существительные от глаголов и служебные слова от слов лексических, действительно может иметь место, человеку все равно нужно оказаться во внешней языковой среде, чтобы по‑настоящему научиться понимать тот или иной язык.

 

4 В социальной и когнитивной психологии есть очень интересное направление исследований – теория телесного сознания. Говоря об участии тела в процессе мышления, приверженцы этой теории утверждают, что опорно‑двигательный аппарат оказывает большое влияние на наши умозаключения, принимаемые решения, взгляды и т. д. Многие грани связи между разумом и телом по‑прежнему остаются малоизученными, но названная теория становится все более популярной. Например, некоторые специалисты в области робототехники предполагают, что искусственный интеллект возможен только в таком механизме, который имеет тело, обладающее органами чувств и моторными навыками. Есть мнение, что разум, лишенный подвижной физической формы, сам по себе не мог бы существовать. Если эта идея верна, тогда говорящие человеческие головы в банках из мультипликационного сериала «Футурама», утратив связь со своим физическим телом, в значительной мере растеряли бы свои интеллектуальные и творческие способности.

 

5 Существует мнение, что мозг способен одновременно помнить не более 7 единиц информации. Эта идея базируется на законе Миллера, который был описан в научной литературе в 1956 году. Но более свежие исследования указывают на то, что 7 единиц – слишком завышенная цифра. Согласно Нельсону Ковену, конкретное число, находящееся в диапазоне 2,5 +/ – 1,5, зависит от соотношения различных аспектов стоящей перед вами задачи и от ваших индивидуальных особенностей. Некоторые авторы еще более понижают эту цифру, утверждая, что в фокусе нашего внимания одновременно может находиться только один объект.

 

6 Конкретно речь идет о премоторной и моторной коре (хватание и движение), заднебоковой части предлобной коры (визуализация и воображение), переднебоковой части предлобной коры (подавление части того, что создается воображением), а также о миндалевидном теле и базальных ганглиях, включая хвостатое ядро (активизация эмоциональной реакции).

 

7 Сразу внесем ясность: белое пространство необязательно должно быть белым. Под ним я понимаю большие поверхности, на которых можно писать и рисовать и которые используются для того, чтобы люди могли наглядно выразить, визуализировать свои мысли.

 

8 При обсуждении правила № 4 в «Правилах мозга» Джона Медины достаточно подробно описывается, что происходит в мозге, когда человек пытается сосредоточивать внимание на постоянно меняющихся вопросах. Этап 1: перенесение внимания. Когда мы принимаем решение сосредоточиться на какой‑то задаче, происходит прилив крови в переднюю часть предлобной коры. Это сигнал мозгу о предстоящем переключении внимания. Этап 2: активация «правил» решения задачи № 1. Сигнал преследует две цели: во‑первых, локализовать нейроны, способные выполнить поставленную задачу, а во‑вторых, отдать приказ об активизации этих нейронов. После этого мозг приступает к решению задачи. Этап 3: отключение. Если в процессе выполнения одной задачи появляется другая, требующая нашего внимания, мозг вынужден прекратить решение первой задачи, чтобы отреагировать на вторую, потому что «правила» решения второй задачи отличаются от «правил» решения первой. Этап 4: активация «правил» решения задачи № 2. Чтобы приступить к решению задачи № 2, мы должны снова пройти первые два этапа, чтобы отыскать и пробудить нейроны, соответствующие второй задаче. После этого мозг приступает к решению задачи № 2. Удивительно, но эти поглощающие немало времени 4 этапа мы последовательно проходим всякий раз, когда нужно переключиться с одной задачи на другую. Вот почему то, что мы понимаем под одновременным решением нескольких задач, на самом деле неосуществимо: в реальности мозг постоянно переключается между задачами, а не решает их одновременно. По словам Медины, «когда говорят о людях, хорошо умеющих делать несколько дел одновременно, в лучшем случае можно сказать, что у этих людей хорошая рабочая память, способная удерживать одновременно информацию, исходящую из нескольких источников».

 

9 Даниэль Канеман, автор книги «Думай медленно… решай быстро», описывает ситуации, соответствующие разным системам мышления. Как он пишет, первая система «функционирует автоматически и быстро, без усилий и сознательного контроля», тогда как вторая система «распределяет энергию для выполнения трудоемкой умственной деятельности, включая сложные расчеты».

 

10 Это один из двух дудлов, которые были навеяны мне чтением книги Стивена Прессфилда «Война за креатив», которая произвела на меня огромное впечатление. Я составила для себя список наиболее важных моментов и идей из этой книги, и они служили мне как узелки на память. Оба дудла были выполнены в один присест с использованием каллиграфических ручек и чернил. Все образы были спонтанные, как и выбор шрифтов и расположение слов на листе. Мне случилось показать эти дудлы самому Прессфилду, и он их одобрил!

 

11 Гиппокамп представляет собой часть лимбической системы мозга и играет важную роль в процессе консолидации информации из кратковременной в долговременную память, а также обеспечивает способность ориентироваться в пространстве. Повреждение этого участка мозга ассоциируется с разного рода патологиями, такими как болезнь Альцгеймера, шизофрения, сильная депрессия, эпилепсия и разные формы амнезии. Результаты научных исследований, касающиеся взаимосвязи между стрессом и уменьшением гиппокампа, имеют самое прямое отношение к военнослужащим, особенно к тем, кто находится в зонах боевых действий. Согласно сообщению в журнале «Time», уровень самоубийств среди военнослужащих в 2012 году возрос на 16 процентов. Вот что пишет исследователь Сапольски: «В большинстве случаев сканирование мозга у людей с посттравматическим стрессовым расстройством обнаруживает только атрофию гиппокампа, тогда как остальной мозг остается в порядке. Однако ущерб, наносимый гиппокампу, отнюдь не тривиальный. Например, Тамара Гурвиц, Роджер Питман и их коллеги из Манчестерского медицинского центра для ветеранов и Гарвардского медицинского колледжа сканировали мозг пациентов с посттравматическим стрессовым расстройством из числа военнослужащих и обнаружили 25‑процентное уменьшение гиппокампа с одной стороны. Двадцать пять процентов! Это все равно что узнать, что эмоциональная травма уничтожает одну из четырех камер сердца!»

 

12 Интересно отметить, что чрезмерная сосредоточенность на задаче может вызывать ситуационную слепоту. Иными словами, дудлер может так увлечься своим занятием, что перестает замечать стимулы, которые в обычных условиях непременно привлекли бы его внимание.

 

13 Термин «сеть знаний» ввел в обращение Кевин Лехи, бывший адвокат, ныне активно занимающийся исследованиями мозга. На протяжении многих лет он разрабатывает программы психологической подготовки спортсменов.

 

14 Жорж Сен‑Пьер – мастер боев по смешанным правилам из Канады, чемпион UFC в полусреднем весе. Он известен тем, что перед боем визуализирует свою победу и мысленно репетирует, как будет выходить из потенциально сложных ситуаций.

 

15 Фелпс утверждал, что он с 7 лет визуализировал идеальные заплывы.

 

16 Одну из самых захватывающих историй исцеления при помощи визуализации можно найти в книге В. Рамачандрана «Мозг рассказывает». Рамачандран повествует о пациентах с фантомными болями (и даже фантомным параличом) в ампутированных конечностях и о том, как он этим пациентам помогал. В порядке эксперимента он использовал простой метод с зеркалами, чтобы заставить мозг пациентов поверить, что конечности наличествуют. Привыкший верить тому, что видит, мозг принимал этот обман за чистую монету, и его удавалось убедить, что ни боли, ни паралича в конечности нет. Рамачандран назвал свою методику «зеркальной зрительной обратной связью» и утверждал, что ее эффективность его самого до крайности удивила. Эту методику он использовал в работе не только с пациентами, у которых были ампутированы конечности, но и с теми, кто перенес инсульт или страдал от хронических болей разного происхождения. Благодаря зрительной иллюзии мозг переориентировался на здоровую половину тела и боль исчезала.

 

17 Существует множество историй о военнопленных, сумевших силой визуализации облегчить свое положение. Майор Джеймс Несмет, находясь в плену, мысленно играл в гольф. Об этом в одной из книг рассказал Зиг Зиглар. Документальный фильм «Эмоциональная жизнь» рассказывает о Бобе Шумейкере, который провел 8 лет в плену в Северном Вьетнаме, где ему пришлось пройти через многие тюрьмы, включая печально знаменитый «Ханой Хилтон», и через жестокие пытки. Чтобы сохранить здравый ум и даже надежду, Шумейкер мысленно визуализировал дом, который он построит, когда вернется домой. Он представлял себе дом в мельчайших деталях, вплоть до количества кирпичей, гвоздей и досок, которые пойдут на строительство. Стоит также упомянуть Виктора Франкла, австрийского невролога, пережившего холокост. Силой воображения он представлял себя человеком, наблюдающим со стороны за собственным заточением; ученым, который выступает перед аудиторией и рассказывает о том, что видел в лагере. Франкл также постоянно визуализировал лицо своей жены, чтобы не забыть окончательно то ощущение, которое испытываешь, когда ты любишь и любим.

 

18 Здесь большое значение имеет предостережение, касающееся слова «желательный». Мозговая сеть знания не делает различий между добром и злом, а потому с одинаковым успехом закрепляет и вредные привычки. Поэтому очень важно целенаправленно представлять себе именно тот результат, которого вы хотите добиться, а не те неприятности, которые могли бы вам в этом помешать.

 

19 В принципе визуализация может привести и к нежелательному результату, причем это случается даже чаще. Поэтому очень важно приучать свой мозг представлять именно позитивные результаты, даже если приходится действовать через силу.

 

20 Сеть по умолчанию – это сеть, которая остается активной большую часть времени. Она включается, когда мы уходим в себя и не обращаем особого внимания на внешние стимулы. Маркус Райхле и его коллеги впервые ввели в научный оборот это понятие в 2001 году.

 

21 В справочнике Handbook of Imagination and Mental Simulation (2009, ed. Keith D. Markman, William M. P. Klein, and Julie A. Suhr) читаем: «Эксплицитную способность мысленно имитировать действие, тогда как реально оно не производится, часто называют двигательным воображением. Какова связь между воображаемым и реальным действием? Согласно данным, полученным за последние несколько десятилетий в области психофизиологии и нейронаук, существует функциональная эквивалентность между исполнением действия и его мысленной имитацией. Это означает, что двигательное воображение и исполнение опираются на общие нейронные субстраты. Например, когда индивида просят вообразить, что он что‑то пишет, наблюдается усиленный приток крови в предлобную час

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...