Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научные и прикладные задачи психологии развития.




Раздел 1. Психология развития

Предмет психологии развития – развитие как изменение во времени.

Протяженность временной дистанции. Деление временной дистанции.

Предмет психологии развития – закономерные изменения человека во времени и связанные с этим явления и особенности человеческой жизни.

Протяжённость временной дистанции – жизненный путь человека, время между рождением и смертью.

Деление временной дистанции (принципы периодизации ):

1) По аналогии с другими процессами развития:

- Холл – по аналогии с развитием общества (период рытья и копания; охоты; конец дикости и становление цивилизации;, период романтизма; стадия промышленности и торговли).

2) По одному, отдельно взятому признаку развития:

- Блонский – по смене зубов (беззубое детство, молочнозубое детство, период смены зубов, стадии прорезывания премоляров и клыков, постояннозубое детство).

- Штерн – по периодам активности (игра, учение, труд) или по развитию речи (фаза первого слова, однословных и двусловных предложений, грамматизации и т.д.).

- Фрейд – по изменению зон удовлетворения либидо (оральная, анальная, фаллическая, латентная, скрытая (созревание) и генитальная фазы.

- Пиаже – по развитию мышления (сенсомоторный интеллект – рефлексы; интуитивное мышление; стадия конкретных операций и стадия формальных операций).

- Колберг – по уровню развития морали (доморальный уровень – избегание наказания; уровень конвенциональной морали – ориентация на авторитет; уровень автономной морали – ориентации на общепринятые моральные нормы).

3) По особенностям самого развития:

- Гезелл – по «плотности» развития (с взрослением уменьшается).

- Выготский – по смене стабильных и критических периодов. В стабильных периодах происходит медленное накопление количественных изменений, которые в критические периоды приводят к резкому скачкообразному возникновению качественных новообразований: кризис новорожденности – стабильный период младенчества – кризис первого года жизни – стабильное раннее детство – кризис трёх лет – стабильный дошкольный возраст – кризис семи лет – стабильный младший школьный период – пубертатный кризис – стабильный подростковый возраст – кризис 17 лет и т.д.

- Эриксон – по физическому, социальному и психическому развитию и отношениям с окружением (младенчество = доверие/недоверие к окружению; раннее детство = автономия/сомнение; дошкольный возраст – инициатива/чувство вины; школьный возраст – ценность/малоценность; юношество – индивидуальность, идентичность/растворение в обществе; молодость – интимность, солидарность/изоляция; 7) зрелость – творчество/застой; старший взрослый возраст (от 40 лет и старше) - целостность личности/раздвоенность, отчаяние).

Ранние теории созревания в эндогенном направлении.

Развитие = разворачивание наследственно заданных свойств.

Аристотель: энтелехия (внутренняя сила, заключающая в себе цель и результат) = внутреннее ядро, которое, созревая, определяет развитие человека.

Коменский: ребенку надо предлагать то, к чему он лучше всего расположен; внешняя среда лишь подпитывает процесс созревания.

Руссо: человек определяется его природой; от внешней среды зависит, насколько природа сможет развернуться; воспитание = создание условий развития.

Дарвин: в каждом человеке есть предзаданность, обусловленная его конструкцией, а среда лишь осуществляет отбор.

Общие показатели развития (характеристики изменений, общие признаки и факторы развития).

Развитие определяют соответствием возрастов: абсолютного (хронологического, календарного) и условного (возраста фактического развития), состоящего из:

- биологического возраста (по состоянию обмена веществ и функций организма),

- психологического возраста (по уровню психического развития),

- социальногой возраста (по уровню социального развития: овладения соц.ролями, наличия жизненных событий;

- субъективного возраста (перживаемого) возраст – возрастного самосознания.

Изменения: количественные/качественные, непрерывные/ скачкообразные, универсальные/индивидуальные, обратимые/необратимые, целенаправленные/ненаправленные, прогрессивные/регрессивные.

Признаки (показатели) развития:

1) Рост – количественные изменения;

2) Созреваниевнутренняя регуляция развития; качественные физические изменения, больше зависит от наследственности;

3) Дифференциация – расширение и структурирование психики и способов поведения;

4) Научениевнешняя регуляция развития; обретение знаний, установок, мотивов и т.д.; больше зависит от среды;

5) Запечатление (импринтинг) – не контролируемое сознанием усвоение норм, требований, поведения в результате кратковременного воздействия конкретного образца;

6) Социализация – приобретение типичных для его окружения ценностных представлений, норм и ролей, врастание в окружающее общество и культуру.

Факторы развития:

- Наследственность – повторение в ряде поколений сходных качеств и свойств. = Генотип.

- Среда – окружающие общественные, материальные и духовные условия существования.

Признаки развития: 1) количественные и качественные изменения; 2) сохранность системных качеств (организма как целого); 3) необратимость (направленность в 1 сторону).

Научные и прикладные задачи психологии развития.

1) Описание развития («что имеем?») = количественная и качественная характеристика возрастных изменений; определение уровня развития.

2) Объяснение развития («как это возникло?») = определение причин и условий, приведших к данному уровню развития; анализ связи свойств и нарушений личности с условиями среды развития, воспитателями, особыми событиями.

3) Прогноз развития («что будет, если …?») = предсказание результата развития на основе анализа его уровня и условий; прогноз результата применении мер вмешательства.

4) Коррекция развития = управление им через изменение возможных причин:

- постановка целей развития и коррекции («что должно быть?») – что возможно, реально, а что должно быть исключено;

- планирование коррекционных мероприятий («как могут быть достигнуты цели?») – что нужно сделать, чтобы получить от вмешательства ожидаемый эффект;

- оценка коррекции развития («к чему это привело?») – что дали коррекционные мероприятия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...