Научные и прикладные задачи психологии развития.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Раздел 1. Психология развития Предмет психологии развития – развитие как изменение во времени. Протяженность временной дистанции. Деление временной дистанции. Предмет психологии развития – закономерные изменения человека во времени и связанные с этим явления и особенности человеческой жизни. Протяжённость временной дистанции – жизненный путь человека, время между рождением и смертью. Деление временной дистанции (принципы периодизации ): 1) По аналогии с другими процессами развития: - Холл – по аналогии с развитием общества (период рытья и копания; охоты; конец дикости и становление цивилизации;, период романтизма; стадия промышленности и торговли). 2) По одному, отдельно взятому признаку развития: - Блонский – по смене зубов (беззубое детство, молочнозубое детство, период смены зубов, стадии прорезывания премоляров и клыков, постояннозубое детство). - Штерн – по периодам активности (игра, учение, труд) или по развитию речи (фаза первого слова, однословных и двусловных предложений, грамматизации и т.д.). - Фрейд – по изменению зон удовлетворения либидо (оральная, анальная, фаллическая, латентная, скрытая (созревание) и генитальная фазы. - Пиаже – по развитию мышления (сенсомоторный интеллект – рефлексы; интуитивное мышление; стадия конкретных операций и стадия формальных операций). - Колберг – по уровню развития морали (доморальный уровень – избегание наказания; уровень конвенциональной морали – ориентация на авторитет; уровень автономной морали – ориентации на общепринятые моральные нормы). 3) По особенностям самого развития: - Гезелл – по «плотности» развития (с взрослением уменьшается).
- Выготский – по смене стабильных и критических периодов. В стабильных периодах происходит медленное накопление количественных изменений, которые в критические периоды приводят к резкому скачкообразному возникновению качественных новообразований: кризис новорожденности – стабильный период младенчества – кризис первого года жизни – стабильное раннее детство – кризис трёх лет – стабильный дошкольный возраст – кризис семи лет – стабильный младший школьный период – пубертатный кризис – стабильный подростковый возраст – кризис 17 лет и т.д. - Эриксон – по физическому, социальному и психическому развитию и отношениям с окружением (младенчество = доверие/недоверие к окружению; раннее детство = автономия/сомнение; дошкольный возраст – инициатива/чувство вины; школьный возраст – ценность/малоценность; юношество – индивидуальность, идентичность/растворение в обществе; молодость – интимность, солидарность/изоляция; 7) зрелость – творчество/застой; старший взрослый возраст (от 40 лет и старше) - целостность личности/раздвоенность, отчаяние). Ранние теории созревания в эндогенном направлении. Развитие = разворачивание наследственно заданных свойств. Аристотель: энтелехия (внутренняя сила, заключающая в себе цель и результат) = внутреннее ядро, которое, созревая, определяет развитие человека. Коменский: ребенку надо предлагать то, к чему он лучше всего расположен; внешняя среда лишь подпитывает процесс созревания. Руссо: человек определяется его природой; от внешней среды зависит, насколько природа сможет развернуться; воспитание = создание условий развития. Дарвин: в каждом человеке есть предзаданность, обусловленная его конструкцией, а среда лишь осуществляет отбор. Общие показатели развития (характеристики изменений, общие признаки и факторы развития). Развитие определяют соответствием возрастов: абсолютного (хронологического, календарного) и условного (возраста фактического развития), состоящего из:
- биологического возраста (по состоянию обмена веществ и функций организма), - психологического возраста (по уровню психического развития), - социальногой возраста (по уровню социального развития: овладения соц.ролями, наличия жизненных событий; - субъективного возраста (перживаемого) возраст – возрастного самосознания. Изменения: количественные/качественные, непрерывные/ скачкообразные, универсальные/индивидуальные, обратимые/необратимые, целенаправленные/ненаправленные, прогрессивные/регрессивные. Признаки (показатели) развития: 1) Рост – количественные изменения; 2) Созревание – внутренняя регуляция развития; качественные физические изменения, больше зависит от наследственности; 3) Дифференциация – расширение и структурирование психики и способов поведения; 4) Научение – внешняя регуляция развития; обретение знаний, установок, мотивов и т.д.; больше зависит от среды; 5) Запечатление (импринтинг) – не контролируемое сознанием усвоение норм, требований, поведения в результате кратковременного воздействия конкретного образца; 6) Социализация – приобретение типичных для его окружения ценностных представлений, норм и ролей, врастание в окружающее общество и культуру. Факторы развития: - Наследственность – повторение в ряде поколений сходных качеств и свойств. = Генотип. - Среда – окружающие общественные, материальные и духовные условия существования. Признаки развития: 1) количественные и качественные изменения; 2) сохранность системных качеств (организма как целого); 3) необратимость (направленность в 1 сторону). Научные и прикладные задачи психологии развития. 1) Описание развития («что имеем?») = количественная и качественная характеристика возрастных изменений; определение уровня развития. 2) Объяснение развития («как это возникло?») = определение причин и условий, приведших к данному уровню развития; анализ связи свойств и нарушений личности с условиями среды развития, воспитателями, особыми событиями. 3) Прогноз развития («что будет, если …?») = предсказание результата развития на основе анализа его уровня и условий; прогноз результата применении мер вмешательства.
4) Коррекция развития = управление им через изменение возможных причин: - постановка целей развития и коррекции («что должно быть?») – что возможно, реально, а что должно быть исключено; - планирование коррекционных мероприятий («как могут быть достигнуты цели?») – что нужно сделать, чтобы получить от вмешательства ожидаемый эффект; - оценка коррекции развития («к чему это привело?») – что дали коррекционные мероприятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|