Экзогенное направление: ранний бихевиоризм. Теория бихевиоризма Б. Скиннера. Стадии ритуализации по Э. Эриксону.
В биогенетических вариантах развитие отождествлялось с ростом. В бихевиоризме развитие отождествляется с научением, приобретением нового опыта под воздействием среды (экзогенное направление). Скиннер, Торндайк, Бижу, Баер. Скиннер: научение с подкреплением (последующим). С помощью подкрепления можно сформировать любой тип поведения. Развитие отождествляет с обучением, различие только в сроках: обучение охватывает небольшие отрезки времени, а развитие –продолжительные периоды. Развитие есть сумма обучений, растянутая на большие временные дистанции. Поведение целиком и полностью определяется влиянием внешней среды и так же, как поведение животных, может быть «сделано» и проконтролировано. Эриксон: ритуализация = повторяющиеся формы поведения: 1. Младенчество: первый год жизни. Развивается параметр социального взаимодействия (доверие или недоверие к окружению). 2. Раннее детство: 2-й и 3-й год жизни. Развивается самостоятельность (учится ходить, открывать, толкать, тянуть, держать, бросать. Но если воспитатели спешат сделать за ребенка то, на что он может сам – развивается стыдливость и нерешительность. 3. Возраст игры: 4-5лет. Начинает сам придумывать себе занятия, фантазировать. Социальный параметр развивается между предприимчивостью и чувством вины. 4. Школьный возраст: 6-11лет (начальная школа). Развивается способность к дедукции, к организованным играм и регламентированным занятиям. 5. Юность: 12-18 лет. Пробуждение любви и ревности к родителям. Успешное решение этой проблемы зависит от того, найдет ли он предмет любви в собственном поколении.
6. Ранняя зрелость: период ухаживания и ранние годы семейной жизни (от конца юности до начала среднего возраста). Социальный параметр – от близости до одиночества. 7. Средняя зрелость: дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определенным родом занятий. Появление новогой параметра личности – от общечеловечности до самопоглощенности. 8. Поздняя зрелость: когда основная работа жизни закончилась и наступает время размышлений и забав с внуками, если они есть. Психосоциальный параметр – между цельностью и безнадежностью. Ощущение цельности – если, оглядываясь на прожитое, ощущается удовлетворение. Теории развития С. Бижу, Д. Баера. Продолжили традиции Скиннера. Бижу и Баер: поведение может быть реактивным (ответным) или оперантным. Стимулы могут быть физическими, химическими, организменными или социальными. По сути вводят понятие взаимодействия организма и среды. Этапы индивидуального развития: 1) Инфантильная стадия: удовлетворение биологических потребностей, преобладание ответного и исследовательского поведения; завершается возникновением речевого поведения; 2) Основная стадия: нарастающее освобождение от организменных ограничений (уменьшается потребность в сне, возрастает мускульная сила, ловкость); возникновение речи; расширение круга отношений на всю семью. - раннее детство: семейная социализация, первая самостоятельность; - среднее детство: социализация в начальной школе, развитие социальных, интеллектуальных и моторных умений; - юношество: гетеросексуальная социализация; 3) Социальная (культурная) стадия: взрослая жизнь: - зрелость: стабильность поведения; профессиональная, супружеская и общественная социализация; - пожилой возраст: инволюция (необратимое ослабление или распад) психических, социальных, интеллектуальных и моторных функций и построение компенсирующего поведения.
В бихевиоризме проблема развития специально не акцентировалась; есть лишь проблема научения на основе наличия/отсутствия подкрепления под воздействием среды. Теория развития Р. Сирса (этапы развития). Сирс бихевиоризм соединил с идеями психоанализа. Детская зависимость от окружающих – сильнейшая потребность (психоанализ). Ребёнок научается вести себя так, чтобы привлечь внимание родителей. Проявляя внимание к ребенку, мы подкрепляем его, и это можно использовать, чтобы научить его чему-нибудь (бихевиоризм). Три фазы развития: 1) Фаза рудиментарного поведения (до 1,6г.) – основана на врожденных потребностях и научении в раннем младенчестве; развитие первичных мотивов; 2) Фаза первичных мотивационных систем (1,6-5 лет) – основана на научении внутри семьи (= первичная социализация); 3) Фаза вторичных мотивационных систем (после 5 лет) – основана на научении вне семьи (= вторичная социализация). Классический психоанализ З. Фрейда. З.Фрейд сформулировал идеи развития детской психики и личности: стадии детского развития соответствуют стадиям перемещения зон, в которых находит свое удовлетворение первичная сексуальная потребность (либидо). Стадии развития личности: 1) Оральная фаза (1-й год жизни): эрогенные зоны — в области рта; формы поведения — захват, удержание, сосание, кусание, выплевывание; 2) Анальная фаза (2-3-й годы жизни): эрогенные зоны — в области заднего прохода; формы поведения — интерес к функциям отправления; 3) Фаллическая фаза (с 3-х до 6-ти лет): эрогенные зоны — в области первичных половых органов; формы поведения — исследование своих гениталий; 4) Латентная (скрытая) фаза (с 5-6 лет до 11-12 лет); стадия полового созревания: эрогенные зоны не выделяются, специфических форм поведения нет; 5) Генитальная фаза (фаза половозрелости): во главе с гениталиями активизируются все эрогенные зоны и формы поведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|