Основные направления в психоаналитическом изучении ребенка: М. Клейн, А. Фрейд.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Клейн предложила идею, что агрессия и любовь выступают в качестве фундаментальных организующих сил психики. Агрессия расщепляет психику, тогда как любовь ее цементирует. Первым организатором психики является процесс разделения. Этому деструктивному процессу противостоит другой, организующий процесс, который производит интеграцию и способствует целостности и любви. Отношения к любимым и ненавидимым объектам или людям – это строительные кирпичики мировосприятия и мироощущения. Когда мы «расщепляем» мир на хорошую и плохую составляющие, мы также расщепляем на пугающий и желаемый аспекты ощущение собственного «я». А если мы можем сохранять объединённый образ тех, кого любим, тогда мы воспринимаем целостными и себя, находимся в мире с собой. А.Фрейд: личность = Id, Ego и Super-Ego. Но: Id делится на сексуальную (либидо) и агрессивную (мортидо) составляющие. Развитие Id проходит оральную, анально-садистическую, фаллическую, латентную, предпубертатную и пубертатную стадии. Соответствующие стадии развития агрессивности проявляются в кусании, плевании (оральная агрессивность); разрушении и жестокости (проявление анального садизма); властолюбии, хвастовствео, зазнайстве (на фаллической стадии); диссоциальные начала (в предпубертате и пубертате). Развитие Ego = последовательность развития защитных механизмов: вытеснения, проекции, переноса и т.д. Развитие Super-Ego = идентификация с родителями и интериоризация родительского авторитета. Каждая фаза развития ребенка – результат разрешения конфликта между внутренними инстинктивными влечениями и ограничительными требованиями внешнего социального окружения. Теория психосоциального направления Э. Эриксона.
Теория жизненного пути Эриксона во многом продолжала идеи психоанализа. «Все, что растет и развивается, развивается по отдельным частям, причем каждая часть имеет наиболее благоприятный период для преимущественного развития. Так происходит до тех пор, пока все части, развившись, не сформируют функциональное целое». Содержание развития на каждой стадии определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит. Любой человек проходит все эти стадии Периодизация Эриксона основана на развитии сразу трёх процессов: соматическое развитие (физическое), социальное и развитие сознательного Я. 8 фаз развития: 1) Младенчество: 1-й год жизни = первичное доверие или недоверие к окружению; 2) Раннее детство: 2-3-й гг = автономия или стыд, сомнение; 3) Дошкольный возраст: 4-5лет = инициатива или чувство вины; 4) Школьный возраст: 6 – 11-12 лет (до половозрелости) = чувство ценности и трудолюбие или малоценность и пассивность; 5) Юношество: индивидуальность, идентичность или диффузия идентичности; 6) Молодость: 20-30 лет = близость, интимность, солидарность или изоляция; 7) Зрелость: 30-40 лет = творческое начало, интегративность или застой; 8) Старший взрослый возраст (плюс старость): от 40 лет = целостность или раздвоенность, отчаяние. Гуманистическая теория развития К. Роджерса. Роджерс: Самоактуализация = естественное раскрытие в человеке его природного личностного потенциала при наличии необходимых для этого условий. Считал, что природе человека свойственна тенденция к росту и развитию так же, как в семени растения. Все, что нужно для роста и развития заложенного в человеке природного потенциала – только создать соответствующие условия. Верил в здоровое и позитивное ядро личности, откуда будет вырастать (актуализироваться) полноценная личность. Верил, что лучшие результаты в росте и развитии личности будут не при жёстком, силовом давлении, а при теплой и душевной помощи. Если создать благоприятные условия, личность вырастет сама.
У каждого человека есть поле опыта (всё, что потенциально доступно его познанию – события, ощущения, воздействия и пр.). В поле опыта есть самость - организованный связный гештальт, постоянно находящейся в процессе формирования по мере изменения ситуации. Идеальная самость – это представление себя таким, каким хотел бы видеть в идеале. Конгруэнтность = степень соответствия между имеющимся и идеальным. Неконгруэнтность – несовпадение между имеющимся и идеалом. Человек стремится к конгруэнтности и самоактуализации – развиваться, становится зрелым, выражать и задействовать все способности организма для приближения своей самости к идеалу.
Структурно-генетическая теория Ж. Пиаже. Пиаже: развитие = последовательный процесс адаптации когнитивных структур ребенка к среде. Развитие = эволюция, управляемая потребностью в равновесии (адаптации, приспособлении, при котором каждое воздействие равно противодействию). Развитие интеллекта = достижение равновесия с окружающей средой, создание адекватного представления о реальности, обеспечивающего связь и взаимодействие субъекта и объектов среды. Выделял периоды развития по развитию интеллектуальных структур: 1) Предоперациональная стадия мышления (сенсомоторный интеллект) с рефлексами и приспособительными реакциями – чисто внешние действия; 2) Стадия предпонятийного и интуитивного мышления – внутренние действия с образами, символами; последовательные предметные действия; 3) Стадия конкретных операций – умственные действия опираются на внешние, наглядные данные; 4) Стадия формальных операций – мыслительные операции, основанные на формальной логике, гипотезах, дедуктивных рассуждениях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|