Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность права собственности. Классификация правомочий А.Оноре





Принято выделять два подхода к определению данного термина, соответствующих двум системам права, континентальной (гражданское право) и англо-саксонской (общее право).

В гражданском праве право собственности трактуется как единое и неделимое. Собственником какого-либо объекта может быть только один человек, а в качестве правомочий, входящих в его право собственности признаются только право владения, право пользования и право распоряжения. В общем же праве право собственности на ресурс трактуется как пучок правомочий, которые могут быть закреплены за разными индивидами. В то же время количество этих правомочий в этой системе значительно больше.

Одной из наиболее известных классификаций правомочий, входящих в право собственности, является перечень А. Оноре. Он выделяет одиннадцать правомочий:

1. право владения, т. е. право на физический контроль над вещью;

2. право пользования, т. е. право на личное использование вещи;

3. право управления, заключающееся в определении того, как и кем будет использована данная вещь;

4. право на доход, т. е. право на получение благ, проистекающих от непосредственного использования данной вещи или разрешения пользоваться ею другим индивидам;

5. право на остаточную стоимость, т. е. право на изменение формы, перемещение или уничтожение вещи;

6. право на безопасность, заключающееся в иммунитете от экспроприации;

7. право на переход вещи по наследству или по завещанию;

8. бессрочность, т. е. отсутствие временных границ в осуществлении правомочий;

9. ответственность за вредное использование, т. е. отрицательное правомочие, состоящее в запрете использовать вещь, создавая отрицательные внешние эффекты;

10. ответственность в виде взыскания, состоящая в возможности отчуждения вещи в качестве уплаты долга;

11. конечные права, состоящие в естественном возврате переданных кому-либо правомочий по истечении срока договора или иной причине.

Относительно данного перечня также следует отметить, что некоторые из этих правомочий являются взаимодополняемыми, т. е. ценность одних правомочий определяется наличием других правомочий. Например, бессрочность или право на безопасность имеет смысл, только если существуют еще какие-то правомочия, скажем, право пользования или право на доход. Необходимо также помнить, что сами эти правомочия могут быть как формальными, так и неформальными, подобно прочим правилам.



 

Первый, второй и третий уровни собственности: владение, распоряжение, пользование

В условиях владения человек может распорядиться своим активом любым образом — продать, уничтожить и пр. В экономическом (но не в юридическом!) смысле владение есть полная его собственность. А у юристов гораздо более дробная классификация. Например, у них есть владение без права продажи. Многое в юридической системе зависит и от национальных особенностей.

В условиях распоряжения человек — уже не верховный собственник, ему делегировали это право. Экономический смысл распоряжения в том, что у лица, принимающего решение, нет права на окончательное отчуждение актива, но есть право на извлечение и присвоение дохода от коммерческого использования данного актива.

В условиях пользования человек имеет право только пользоваться данным активом в установленном хозяином порядке, но не имеет права сдавать актив в аренду.

Таков экономический смысл ранжирования уровней собственности.

 

Режимы собственности

Выделяются следующие режимы собственности: общая, коммунальная, частная и государственная. Рассмотрим сущность, преимущества и недостатки каждого из них (рис. 1).

 

Рисунок 1 -Режимы собственности

Общая собственность (синоним – свободный, или открытый, доступ к ресурсу) означает, что ни один из индивидов, претендующих на один и тот же ресурс, не находится в привилегированном положении, и никто не имеет права исключить других из доступа к данному благу. Права на эту собственность плохо определены, отсутствует режим исключительности и отчуждаемости собственности. Примерами собственности свободного доступа могут быть грибной лес, озеро, где можно ловить рыбу, парковая зона, пастбище для выпаса скота и др.

Такая собственность фактически не требует издержек для своего поддержания, а набор правил, регламентирующих ее использование, – минимален. Она встречается там, где затраты по спецификации и защите прав собственности очень высоки и превышают ожидаемые от спецификации выгоды. Например, трудно проконтролировать, сколько рыбы выловили в реке или сколько грибов собрали в лесу. Режим свободного доступа может сохраняться для ограниченных благ. Поэтому самое простое правило использования ресурса свободного доступа гласит: «первым пришел – первым воспользовался» (first came – first served). Например, первый рыбак занял удобное место для ловли рыбы у реки, или первый пришедший занял скамейку в парке.

Общая собственность может выступать как средство защиты от естественных монополий. Однако она имеет множество недостатков. Во-первых, подрывается связь между деятельностью индивида в режиме свободного доступа и результатами этой деятельности. Всем известна проблема борьбы с теми, кто выкапывает в открытом поле картошку, не ими посаженную. Во-вторых, общедоступные ресурсы не могут переходить к тем агентам, которые эффективнее их используют. Преимущества общественного разделения труда и специализации не используются в полной мере. В-третьих, усилия агента тратятся на захват ресурса, реализацию стремления опередить других. Поэтому механизмом рационирования использования ресурсов в условиях общей собственности служит институт очереди. Кроме того, могут вводиться неценовые ограничения, такие как охотничьи сезоны, запрет на использование определенных орудий лова и т.д. В-четвертых, решения принимаются исходя из короткой перспективы, отсутствуют стимулы к инвестированию, используются трудоемкие технологии, а значит, ниже производительность труда.

Коммунальная собственность означает, что исключительными правами собственности на данный объект обладает только часть экономических агентов (определенная группа, община) из рассматриваемого множества. Например, озеро находится в коммунальной собственности рыбаков. Примерами коммунальной собственности являются кооперативы разных типов, отчасти полные товарищества в лице своих полных товарищей. Это промежуточный вариант между свободным доступом и частной (государственной) собственностью.

Система коммунальной собственности обладает режимом исключительности, так как свободный доступ к данному ресурсу со стороны аутсайдеров закрыт. Однако в рамках коммунальной собственности может возникнуть эффект свободного доступа, что требует введения правил, регулирующих доступ к ресурсу инсайдеров. Коммунальная собственность не исключает отчуждаемости и передачи доли от одного человека к другому. Но обычно эта передача сопровождается специальными требованиями к условиям входа-выхода в (из) группу, являющуюся субъектом соответствующего набора правомочий. Например, в кооперативе может действовать условие в виде согласия других членов кооператива на передачу доли собственности другому лицу и т.п.

Коммунальная собственность обладает определенными преимуществами. По сравнению с частной собственностью здесь ниже издержки по защите прав собственности, так как возникает эффект экономии на масштабе, в том числе связанный со специализацией части группы на обеспечении режима исключительности. Коммунальная собственность жизнеспособна в тех условиях, в которых определеннее границы ресурса, технология его использования относительно статична, а группа совладельцев сравнительно невелика и однородна, т.е. экономические интересы ее членов близки или совпадают. Общность интересов облегчает решение вопроса о регулировании доступа к ресурсу, уменьшает оппортунистическое поведение в форме отлынивания. Агрегирование индивидуальных предпочтений посредством процедуры голосования происходит с меньшими трансакционными издержками, поскольку эти предпочтения близки друг к другу.

Коммунальная собственность имеет и определенные недостатки. Она не защищена от сверхиспользования ресурса со стороны инсайдеров, а значит, включает издержки, связанные с принятием решений о регулировании доступа. В связи с возможностью определенного оппортунистического поведения в виде отлынивания при использовании уравнительного принципа распределения полученных результатов может возникнуть проблема недоиспользования ресурса и роста издержек оппортунизма. В целом могут возникнуть проблемы принятия решений в группе. Коммунальная собственность может быть разрушена как извне, так и изнутри. Разрушение извне происходит в случае, если издержки защиты прав собственности от аутсайдеров оказываются слишком высокими (что показывает ситуация с садово-огородными товариществами, находящимися в отдаленных трудноохраняемых районах России). Разрушение коммунальной собственности изнутри может быть вызвано ростом численности группы совладельцев, введением новых технологий использования ресурса и т.п.

Неустойчивость, подрыв изнутри и извне трансформирует коммунальную собственность в частную или государственную собственность.

Частная собственность устанавливает исключительные права, а значит, институциональную преграду сверхиспользованию ресурсов. Право частной собственности означает, что отдельное физическое или юридическое лицо обладает всем «пучком» правомочий или некоторыми правомочиями «пучка». В условиях частной собственности право отчуждения реализуется через рынок. Однако может действовать и размытое право в том случае, когда существует формальный запрет на отчуждение, например, запрет на продажу земли.

Преимуществами частной собственности являются защищенная свобода принятия решений относительно объекта собственности, прямая связь между деятельностью агентов и результатами деятельности, высокая мотивированность агентов, использование преимуществ общественной организации труда, возможностей специализации, поощрение нововведений, благоприятные условия для использования неявного знания и принятие на себя риска и ответственности за принятые решения. В целом отмеченные преимущества ведут к эффективному использованию ресурсов.

Несмотря на указанные преимущества существуют ограничения на распространение частной собственности. Во-первых, имеются существенные издержки по спецификации и защите прав собственности, которые определяются как институциональными, так и технологическими факторами. Защита и спецификация прав собственности может поддерживаться государством, самим субъектом права, социальными нормами, нарушение которых ведет к применению этических, экономических и юридических санкций. Во-вторых, факторами, определяющими распространение частной собственности, являются материально-технологическая среда общества, степень и возможность развития рынка, господствующая идеология и научные представления, развитие правовой базы и эффективность экономической политики государства, действующие неформальные нормы, доминирующие принципы системы образования, а также других сфер, формирующих систему ценностей в обществе. Понятно, что эти факторы могут как способствовать, так и препятствовать распространению частной собственности в пространственном и временном аспектах.

Государственная собственность означает, что всем «пучком» или разными его элементами владеет исключительно государство. Система государственной собственности специфицируется и защищается совокупностью формальных правил и предполагает существование режима исключительности доступа к ресурсам, причем не только для аутсайдеров, но и инсайдеров. Она существует там, где преимущества коммунальной и частной собственности выражены слабо. Распоряжение государственной собственностью осуществляется не непосредственно, а опосредованно, через политический процесс и многоуровневую систему представителей в виде государственных организаций и их руководителей. Государственная собственность не является отчуждаемой, так как ее нельзя свободно продать или ликвидировать какую то ее долю. В силу этого она не поддается расщеплению. Например, нельзя продать долю собственности на оборону и купить долю собственности для нужд образования или здравоохранения. Государственная собственность может быть эффективной формой организации в случае производства общественных благ, например обороны; средством по ограничению поведения безбилетников, когда его нельзя ограничить другими способами.

Вместе с тем государственная собственность тоже имеет недостатки и ведет к определенным потерям эффективности. В системе государственной собственности число собственников и массив объектов велики. Возникает необходимость делегирования прав наемным агентам по принятию решений об использовании объектов государственной собственности. В связи с этим остро встает проблема принципала–агента. Возникает необходимость наличия контрольного аппарата, минимизирующего издержки оппортунистического поведения. В этой системе собственности больше проявляются проблемы общедоступности, так как издержки обеспечения соблюдения прав государственной собственности очень высоки. Могут теряться преимущества специализации, возникать проблемы с инновациями и производительностью труда, а в целом ресурсы могут не попадать к агентам с более высокой эффективностью их использования.

Последствия государственной собственности оцениваются теоретиками нового институционализма весьма критически22. Деятельность государственных предприятий серьезно страдает от политизации, подчинения внеэкономическим целям. Так, невозможно получить бир­жевую оценку качества управления государственным предприятием; кон­троль со стороны собственников (налогоплательщиков) за поведением управленческого аппарата резко ослаблен; рынок не проявляет интереса к таким предприятиям, уклоняясь от участия в их реорганизации. Государственные предприятия склонны к накоплению избыточных производственных мощностей и раздуванию штатов, отдают предпочтение строительству зданий и сооружений в ущерб активным элементам капи­тала, избирают менее рискованные инвестиционные проекты, медленнее реагируют на изменения в спросе, тормозят нововведения. Их менеджеры располагают лучшими возможностями для переключения ресурсов фирмы на свои личные цели, имеют более длительные сроки службы. Кроме того, государственные чиновники могут извлекать частные доходы из государственной собственности, что относится к коррупции.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.