Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Максимизация прибыли и выбор оптимального объема производства совершенно конкурентной фирмой в долгосрочном периоде




Мы знаем, что в долгосрочном периоде фирма может изменять используемые факторы производства, включая размер предприятия. Все виды затрат в долгосрочном периоде являются переменными.

Выбор оптимального объема производства, максимизирующего прибыль в долгосрочном периоде, аналогичен краткосрочному периоду с той лишь разницей, что здесь речь идет о долгосрочных кривых. При этом за­дача минимизации убытков перед фирмой не стоит. Кривая спроса фирмы представляет также горизонтальную линию DL, равную цене Р0 (рис. 8.7). В краткосрочном периоде фирма будет максимизиро­вать прибыль при объеме производства Q0, соответствующем точке пересечения кривых краткосрочных предельных издержек и пре­дельного дохода (SМС = MR). Кривая краткосрочных средних из­держек (SАС) находится ниже линии цены, поэтому в краткосроч­ном периоде фирма будет получать положительную экономическую прибыль, равную ОSАС0)· Q0.

В долгосрочном периоде фирма максимизирует свою прибыль при таком объеме производства, при котором долгосрочные предель­ные издержки равны цене, т. е. при цене РО фирма выбирает объем производства, равный Q1 (расширяя тем самым размер предприя­тия). В этом случае ее валовая прибыль увеличится до величины ОLAC0) * Q1 (площадь заштрихованного прямоугольника на рис. 8.7).

S1
P P

    P0 SAC0 LAC0
    P0 P1
SMC

 

 
 


Q0 Q1 Q Q0 Q1 Q

Рис. 8.7. Получение экономической прибыли в Рис. 8.8. Изменение предложения в отрасли

долгосрочном периоде


Высокая положительная экономическая прибыль побуждает вкладчиков направлять свои ресурсы из других отраслей имен­но в эту отрасль, т. е. на рынке появятся новые фирмы, поскольку вход в отрасль и выход из нее в условиях совершенной конкуренции свободны. На уровне же отрасли произойдет следующее (рис. 8.8). При появлении новых фирм объем предложения на рынке вырас­тет с Q0 до Q1, т. е. кривая предложения (S1) сдвинется вправо в по­ложение S2, а рыночная цена упадет с РО до P1. Приток новых фирм будет происходить до тех пор, пока долгосрочная кривая средних издержек не будет соприкасаться с новой линией цены, и фирмы не будут получать нулевую экономическую прибыль (нормальная при­быль, мы знаем, входит в состав экономической). Таким образом, наступает долгосрочное рыночное равновесие, при котором цена равна долгосрочным предельным издержкам и долгосрочным сред­ним издержкам: Р = LMC = LAC (рис. 8.9).

 

Рис. 8.9. Долгосрочное равновесие

 

Долгосрочное конкурентное равновесие наступает в том случае, если все фирмы отрасли максимизируют прибыль, и если ни у одной фирмы нет сти­мулов для вхождения в отрасль или выхода из нее, так как все получают нулевую экономи­ческую прибыль. При этом со­вокупное предложение отрасли равно совокупному спросу. В этом случае равновесная цена О) и будет ценой продук­ции отдельной фирмы.

Долгосрочное равновесие наступает и в том случае, если фирмы в краткосрочном периоде будут нести убытки. Тогда произойдет отток фирм из отрасли, совокупное предложение уменьшится, а цена воз­растет. И так будет происходить до тех пор, пока долгосрочная кри­вая средних издержек не будет соприкасаться с новой линией цены, и фирмы, в конечном итоге, опять не получат нулевую экономичес­кую прибыль. В долгосрочном периоде фирма продолжает свою дея­тельность только в том случае, если она возмещает все свои издерж­ки (так как они являются переменными).

Таким образом, на первом этапе фирма (при условии, что она собирается производить продукцию) выбирает объем производства, максимизирующий прибыль, при равенстве цены и долгосрочных предельных издержек. На втором этапе фирма так же, как и в крат­косрочном периоде, должна решить, а стоит ли вообще что-либо про­изводить? В долгосрочном периоде фирма должна функциониро­вать только тогда, когда цена больше либо равна долгосрочным сред­ним издержкам 0 >LАС). В противном случае ее уход из отрасли неизбежен.

Кривая долгосрочного предложения совершенно конкурентной фирмы представляет собой часть кривой долгосрочных предельных издержек, расположен­ную выше точки минимального уровня долгосрочных средних издер­жек (рис. 8.10). Эту точку называют точкой безубыточности фирмы в долгосрочном периоде (точка B). Она играет ту же роль, что и точка прекраще­ния выпуска в краткосрочном периоде, соответствующая точке ми­нимума средних переменных издержек. Однако следует обратить вни­мание на то, что в долгосрочном периоде фирма не временно закры­вается, а совсем уходит из отрасли. На рис. 8.10 долгосрочные средние издержки (LАС) достигают минимума в точке В при выпуске Q1 еди­ниц продукции и цене Р1, которая является долгосрочной ценой бе­зубыточности фирмы, т. е. наименьшей ценой, при которой фирма может лишь возместить свои издержки. Кривая предложения фир­мы — это часть кривой предельных издержек, расположенная выше точки В и включающая ее.

 


 

 

Рис. 8.10. Кривая долгосрочного предложения

 

Долгосрочная кривая предло­жения фирмы более эластична, чем краткосрочная кривая предложения, т. е. увеличение цены в долгосрочном периоде вызывает больший прирост предложения, чем в краткосрочном периоде. Мы уже знаем, что это происходит по­тому, что фирма имела время, что­бы приспособиться к изменив­шимся условиям.

В долгосрочном периоде, как и в краткосрочном, рыночную (отраслевую) кривую предложения можно построить путем сложения объемов производства всех фирм при каждом значении цены. Но в долгосрочном периоде необходимо просуммировать объемы про­изводства всех фирм, потенциально существующих на рынке, так как фирмы могут свободно входить в отрасль и выходить из нее. В этом состоит отличие рыночных кривых предложения в краткосрочном и долгосрочном периодах. При этом отраслевая кривая предложения в долгосрочном периоде более эластична, чем в краткосрочном.

(Знание самой простой модели рынка (совершенной конкуренции) позволяет перейти к рассмотрению более сложных рыночных струк­тур. В отличие от рынка совершенной конкуренции на несовершенно конкурентных рынках покупатели либо продавцы могут воздейство­вать на рыночную цену. К несовершенно конкурентным рынкам отно­сятся монополия и монопсония, олигополия и монополистическая кон­куренция. Сейчас мы рассмотрим одну из этих рыночных структур, являющуюся противоположнос­тью совершенной конкуренции - монополию и монопсонию.)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...