Максимизация прибыли и выбор оптимального объема производства совершенно конкурентной фирмой в долгосрочном периоде
Мы знаем, что в долгосрочном периоде фирма может изменять используемые факторы производства, включая размер предприятия. Все виды затрат в долгосрочном периоде являются переменными. Выбор оптимального объема производства, максимизирующего прибыль в долгосрочном периоде, аналогичен краткосрочному периоду с той лишь разницей, что здесь речь идет о долгосрочных кривых. При этом задача минимизации убытков перед фирмой не стоит. Кривая спроса фирмы представляет также горизонтальную линию DL, равную цене Р0 (рис. 8.7). В краткосрочном периоде фирма будет максимизировать прибыль при объеме производства Q0, соответствующем точке пересечения кривых краткосрочных предельных издержек и предельного дохода (SМС = MR). Кривая краткосрочных средних издержек (SАС) находится ниже линии цены, поэтому в краткосрочном периоде фирма будет получать положительную экономическую прибыль, равную (РО – SАС0)· Q0. В долгосрочном периоде фирма максимизирует свою прибыль при таком объеме производства, при котором долгосрочные предельные издержки равны цене, т. е. при цене РО фирма выбирает объем производства, равный Q1 (расширяя тем самым размер предприятия). В этом случае ее валовая прибыль увеличится до величины (РО – LAC0) * Q1 (площадь заштрихованного прямоугольника на рис. 8.7).
Q0 Q1 Q Q0 Q1 Q Рис. 8.7. Получение экономической прибыли в Рис. 8.8. Изменение предложения в отрасли долгосрочном периоде Высокая положительная экономическая прибыль побуждает вкладчиков направлять свои ресурсы из других отраслей именно в эту отрасль, т. е. на рынке появятся новые фирмы, поскольку вход в отрасль и выход из нее в условиях совершенной конкуренции свободны. На уровне же отрасли произойдет следующее (рис. 8.8). При появлении новых фирм объем предложения на рынке вырастет с Q0 до Q1, т. е. кривая предложения (S1) сдвинется вправо в положение S2, а рыночная цена упадет с РО до P1. Приток новых фирм будет происходить до тех пор, пока долгосрочная кривая средних издержек не будет соприкасаться с новой линией цены, и фирмы не будут получать нулевую экономическую прибыль (нормальная прибыль, мы знаем, входит в состав экономической). Таким образом, наступает долгосрочное рыночное равновесие, при котором цена равна долгосрочным предельным издержкам и долгосрочным средним издержкам: Р = LMC = LAC (рис. 8.9).
Рис. 8.9. Долгосрочное равновесие
Долгосрочное конкурентное равновесие наступает в том случае, если все фирмы отрасли максимизируют прибыль, и если ни у одной фирмы нет стимулов для вхождения в отрасль или выхода из нее, так как все получают нулевую экономическую прибыль. При этом совокупное предложение отрасли равно совокупному спросу. В этом случае равновесная цена (РО) и будет ценой продукции отдельной фирмы. Долгосрочное равновесие наступает и в том случае, если фирмы в краткосрочном периоде будут нести убытки. Тогда произойдет отток фирм из отрасли, совокупное предложение уменьшится, а цена возрастет. И так будет происходить до тех пор, пока долгосрочная кривая средних издержек не будет соприкасаться с новой линией цены, и фирмы, в конечном итоге, опять не получат нулевую экономическую прибыль. В долгосрочном периоде фирма продолжает свою деятельность только в том случае, если она возмещает все свои издержки (так как они являются переменными). Таким образом, на первом этапе фирма (при условии, что она собирается производить продукцию) выбирает объем производства, максимизирующий прибыль, при равенстве цены и долгосрочных предельных издержек. На втором этапе фирма так же, как и в краткосрочном периоде, должна решить, а стоит ли вообще что-либо производить? В долгосрочном периоде фирма должна функционировать только тогда, когда цена больше либо равна долгосрочным средним издержкам (Р0 >LАС). В противном случае ее уход из отрасли неизбежен.
Кривая долгосрочного предложения совершенно конкурентной фирмы представляет собой часть кривой долгосрочных предельных издержек, расположенную выше точки минимального уровня долгосрочных средних издержек (рис. 8.10). Эту точку называют точкой безубыточности фирмы в долгосрочном периоде (точка B). Она играет ту же роль, что и точка прекращения выпуска в краткосрочном периоде, соответствующая точке минимума средних переменных издержек. Однако следует обратить внимание на то, что в долгосрочном периоде фирма не временно закрывается, а совсем уходит из отрасли. На рис. 8.10 долгосрочные средние издержки (LАС) достигают минимума в точке В при выпуске Q1 единиц продукции и цене Р1, которая является долгосрочной ценой безубыточности фирмы, т. е. наименьшей ценой, при которой фирма может лишь возместить свои издержки. Кривая предложения фирмы — это часть кривой предельных издержек, расположенная выше точки В и включающая ее.
Рис. 8.10. Кривая долгосрочного предложения
Долгосрочная кривая предложения фирмы более эластична, чем краткосрочная кривая предложения, т. е. увеличение цены в долгосрочном периоде вызывает больший прирост предложения, чем в краткосрочном периоде. Мы уже знаем, что это происходит потому, что фирма имела время, чтобы приспособиться к изменившимся условиям. В долгосрочном периоде, как и в краткосрочном, рыночную (отраслевую) кривую предложения можно построить путем сложения объемов производства всех фирм при каждом значении цены. Но в долгосрочном периоде необходимо просуммировать объемы производства всех фирм, потенциально существующих на рынке, так как фирмы могут свободно входить в отрасль и выходить из нее. В этом состоит отличие рыночных кривых предложения в краткосрочном и долгосрочном периодах. При этом отраслевая кривая предложения в долгосрочном периоде более эластична, чем в краткосрочном.
(Знание самой простой модели рынка (совершенной конкуренции) позволяет перейти к рассмотрению более сложных рыночных структур. В отличие от рынка совершенной конкуренции на несовершенно конкурентных рынках покупатели либо продавцы могут воздействовать на рыночную цену. К несовершенно конкурентным рынкам относятся монополия и монопсония, олигополия и монополистическая конкуренция. Сейчас мы рассмотрим одну из этих рыночных структур, являющуюся противоположностью совершенной конкуренции - монополию и монопсонию.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|