Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение монополистом объема производства, максимизирующего прибыль в краткосрочном и долгосрочном периодах




Краткосрочный период. (В краткосрочном периоде задача выбора опти­мального объема производства, максимизирующего прибыль, так же, как и в условиях свободной конкуренции, решается монополистом в два этапа. На первом этапе он выбирает объем производства, максимизи­рующий прибыль, при условии, что фирма собирается что-либо производить. Вспомним правило максимизации прибыли, которое явля­ется обязательным для всех рыночных структур: прибыль максималь­на при таком объеме производства, при котором предельный доход фирмы равен предельным издержкам, т. е. MR = МС (на участке, где кривая предельных издержек возрастает).)

Цена 0) продажи оп­тимального объема продукции определяется с помощью кривой спро­са (рис. 8.12). На втором этапе монополист решает, а стоит ли производить во­обще? Если цена


Рис.8.12. Выбор монополистом оптимального объема Рис. 8.13. Выбор оптимального объема

производства при условии, что он собирается производства монополистом, когда цена (Р0)

что-либо производить больше средних издержек (АС0)

больше средних издержек 0 > АСо), то фирма-мо­нополист получает экономическую прибыль с единицы продукции. В этом случае ей обязательно нужно производить на уровне опти­мального объема производства (рис. 8.13). Экономическая прибыль будет равна О - АСо) * Q о (площадь заштрихованного прямоуголь­ника), где РО - цена продукции, АСо - средние издержки, а Q о - оптимальный объем выпуска продукции.

•Если же цена меньше средних издержек 0 < АС0), то перед фир­мой будет стоять задача не максимизации прибыли, а минимизации убытков. Это может произойти во время экономического спада, ког­да доходы потребителей уменьшаются, и спрос на продукцию сокра­щается. В этом случае при принятии решения, производить или нет, фирма должна сравнивать цену продукции со средними переменны­ми издержками (рис. 8.14, а).

•Если цена О) больше средних переменных издержек (АVC0),то начинать производство целесообразно, так как цена покрывает не толь­ко средние переменные издержки, но и часть постоянных, которые в краткосрочном периоде монополист несет даже в том случае, если ни­чего не производит. Убытки в этом случае будут равны (АСО - РО)Q о (площадь заштрихованного верхнего прямоугольника) и они будут меньше убытков, чем те, которые понесла бы фирма, если бы не про­изводила Q о единиц продукции: убытки были бы равны сумме посто­янных издержек = (АС0 - А VC0) * Q о (площадь большого заштри­хованного прямоугольника).

•Если же цена РО меньше средних переменных издержек (АVCo),т. е. не покрывает даже их (рис. 8.14, 6), то это означает, что фирме нужно временно свернуть производство. В этом случае убытки будут минималь­ными, т. е. равны сумме постоянных издержек = (АСо - AVCo) * Q0.

 

 

 

А б

Рис. 8.14. Минимизация убытков, когда цена:

а - больше средних переменных издержек;

6 - меньше средних переменных издержек

 

Если бы фирма работала, ее убытки были бы равны (AC0 – P0)Q0.. Таким образом, в краткосрочном периоде монополист, так же, как и фирма - совершенный конкурент, может нести убытки, поскольку он надеется на получение прибыли в будущем.

Долгосрочный период. В долгосрочном периоде оптимальный объем про­изводства достигается при равенстве долгосроч­ных предельных издержек и долгосрочного предельного дохода (при условии, что монополист со­бирается что-либо производить). Долгосрочная равновесная цена будет определяться долгосрочной кривой спроса. Так завершается первый этап выбора оптимального объема производства монополистом.

На втором этапе фирма-монополист также решает вопрос, а сто­ит ли производить вообще? В условиях долгосрочного равновесия фирма-монополист должна функционировать хотя бы безубыточно, т. е. цена на ее продукцию должна быть не меньше долгосрочных сред­них издержек (рис. 8.15). Экономическая прибыль здесь равна пло­щади заштрихованного прямоугольника О - LACo) * Q0. В против­ном случае монополисту следует уйти с рынка. Ситуации минимиза­ции убытков здесь быть не может.


 

Рис. 8.15. Получение экономической прибыли монополистом в долгосрочном периоде

 

Как же определяется долгосрочное равновесие фирмы-монополиста? Для естественной монополии графики краткосрочного и долго­срочного равновесия совпадают, меняется только интерпретация кри­вых. В случае открытой монополии, когда высокая цена «товара-пи­онepa» привлекает конкурентов, рынок превращается в олигополию.

В случае же закрытой моно­полии (наличие патентов и лицензий) происходит следующее: когда законы изменяются или отменяются вообще, монополист вкладывает большие деньги в собственных юристов и лоббистов, которые бы защищали зак­рытую монополию. Это ведет к повышению издержек, т. е. кривая долгосрочных средних издержек сдвинется вверх (рис. 8.16). В то же время высо­кие экономические прибыли заставляют потенциальных конкурентов производить товары-заменители, и когда они выйдут с ними на рынок, спрос на продукцию моно­полиста уменьшится. Этот двоякий процесс (рост дол­госрочных средних издер­жек и уменьшение спроса) приведет к тому, что фирма­ монополист достигнет поло­жения долгосрочного равновесия, и ее экономическая прибыль будет равна нулю. Кривая долгосрочных средних издержек (LAС) будет касательной к кривой спроса (D L) (рис. 8.16).


 

Рис. 8.16. Установление долгосрочного равновесия

 

Для фир­мы-монополиста отсутствует закономерная связь между рыночной ценой и количеством предлагаемого товара, т. е. в условиях монопо­лии нельзя построить кривую предложения.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...