Эластичность спроса при монополии. Монопольная власть
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 (Вспомним, что эластичность спроса по цене - это мера чувствительности спроса к изменениям цены. Коэффициент эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов изменился спрос при изменении цены на 1%. Причем, если кривая спроса эластична, т. е. коэффициент эластичности спроса по цене больше единицы, то снижение цены настолько увеличивает объем спроса, что совокупный доход возрастает. Если спрос неэластичен, т. е. коэффициент эластичности спроса по цене меньше единицы, то снижение цены увеличивает объем спроса на столь малую величину, что совокупный доход уменьшается.) Вернемся (см. рис. 8.11) к взаимосвязи совокупного дохода и предельного дохода монополиста.(Мы отмечали, что когда предельный доход положителен, совокупный доход возрастает; когда предельный доход отрицателен, совокупный доход уменьшается; когда предельный доход равен нулю, совокупный доход достигает максимума. Теперь можно сделать обратные выводы из того, что нам известно об эластичности спроса по цене) (рис. 8.17):
Рис.8.17. Эластичность спроса при монополии
· когда совокупный доход увеличивается, кривая спроса эластична (Ed > 1), т. е. предельный доход положителен; · когда совокупный доход уменьшается, кривая спроса неэластична (Ed < 1), т. е. предельный доход отрицателен; · в точке, где совокупный доход максимален, коэффициент эластичности спроса по цене равен единице (Ed = 1), т. е. предельный доход равен нулю. Очевидно, что монополист выберет оптимальный объем производства, максимизирующий прибыль, на эластичном участке кривой спроса (где совокупный доход увеличивается) и будет избегать неэластичного отрезка кривой спроса. Тогда небольшое снижение цены приведет к существенному увеличению объема продаж и совокупные прибыли будут увеличиваться.
Правило максимизации прибыли (MR = МС), для удобства использования на практике,экономисты преобразовали в универсальное правило большого пальца», которым пользуются при ценообразовании: превышение цены над предельными издержками как доля от цены равно величине, обратной эластичности спроса, взятой с отрицательным знаком: P – MC / P = -1 / Ed где Р - цена; М С - предельные издержки; Ed - коэффициент эластичности спроса по цене для фирмы, а не отрасли (для монополии - это не существенно, в отличие от других рыночных структур). На основе правила «большого пальца» можно получить
Р=МС/(1 + 1/Ed) (8.17*) Например, эластичность спроса по цене равна -4, предельные издержки составляют 9 руб., тогда Р = 9/(1 - 1/4) = 12 руб. В условиях совершенной конкуренции цена бы равнялась предельным издержкам (9 руб.). Исходя из правила «большого пальца» можно сделать вывод о том, что если спрос очень эластичен, то коэффициент эластичности (Еd) будет представлять большую отрицательную величину, тогда 1/Ed будет очень маленькая величина, и цена практически не будет отклоняться от предельных издержек. Таким образом, если спрос очень эластичен, монополист может рассчитывать на небольшую прибыль. Если фирма может назначить цену выше, чем предельные издержки и тем самым получить дополнительную прибыль, то это означает, что данная фирма обладает монопольной властью; ее имеют монополисты, олигополисты и монополистические конкуренты. Способом измерения монопольной власти является величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки (как доля от цены). Этот способ определения монопольной власти (часть правила «большого пальца») был предложен в 1934 г. американским экономистом Абба Лернером и получил название показателя монопольной власти Лернера, или коэффициент Лернера:
L = P – MC / P Значение коэффициента Лернера находится в диапазоне от нуля до единицы, т. е. чем он выше, тем большей монопольной властью обладает фирма. Коэффициент Лернера можно выразить и через коэффициент эластичности спроса по цене, т. е.
L = - 1 / Ed (При этом важно помнить, что большая монопольная власть не гарантирует высоких прибылей. У небольших продовольственных магазинов, работающих в ночное время, больше монопольной власти, чем у супермаркетов, но прибыли у них меньше, так как объем реализации значительно ниже, а средние постоянные издержки выше, чем у универсамов.) Каковы же источники монопольной власти? К основным источникам монопольной власти относятся: 1. Количество фирм на рынке. Монопольная власть каждой фирмы в отрасли снижается по мере того, как увеличивается количество фирм на рынке (при прочих равных условиях). Ведь чем больше конкурентов, тем более эластичен будет спрос фирмы, т. е. при повышении цены можно быстро потерять покупателей. 2. Взаимодействие между фирмами: · в случае агрессивной ценовой конкуренции фирмы обладают минимальной монопольной властью. Спрос на их продукцию очень эластичен: любое повышение цены приведет к потере покупателей; · в случае сговора, что во многих странах считается нарушением антимонопольного законодательства, эластичность спроса может быть невысокой, и тогда фирмы будут обладать большей монопольной властью. Рассмотренная выше простая модель монополии может быть расширена. Мы предполагали, что все единицы продукции монополист продает по одинаковым ценам. Но монополии могут назначать различные цены для разных категорий покупателей, т. е. осуществлять ценовую дискриминацию. Например, в музеях устанавливается низкая стоимость входного билета для школьников, студентов и пенсионеров (их спрос более эластичен, чем у остальных посетителей) и очень высокая - для иностранцев (их спрос совершенно неэластичен). Примером ценовой дискриминации может служить и установление высокой цены на первые просмотры кинофильма с последующим ее снижением при поступлении картины в массовый прокат. Различные формы ценовой дискриминации часто используются фирмами для увеличения прибыли.
Вывод: В данной лекции мы выяснили, какими бывают рыночные структуры, что представляет собой совершенная конкуренция и ее противоположность - монополия и монопсония. Теперь мы знаем, как в условиях совершенной конкуренции и монополии определяется оптимальный объем производства, максимизирующий прибыль, и чем отличается деятельность этих фирм в краткосрочном и долгосрочном периодах. При этом мы рассмотрели такие категории, как валовой дoxoд фирмы, ее средний и предельный доходы, а также сформулировали правило максимизации прибыли для всех рыночных структур. Кроме того, мы выяснили, что представляет собой правило «большого пальца» при ценообразовании, что такое монопольная власть и как ее измерить, а также каковы основные источники монопольной власти.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|