Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

  Написана по заказу издательства для серии «Театральные мемуары, судьбы театра и театральный быт в освещении деятелей сцены».




    Написана по заказу издательства для серии «Театральные мемуары, судьбы театра и театральный быт в освещении деятелей сцены».

[ii] Врач-психиатр В. В. Ольдерогге.

 

[iii]    Студия Чехова была создана в 1918‑ м и просуществовала до 1922 г. В октябре 1921 г. Чехов от руководства студией отказался.

 

[iv]    Сын от первого брака, с А. Н. Хрущевой-Сокольниковой, у Ал. П. Чехова были сыновья Николай и Антон.

 

[v] Чехов был принят в Суворинский театр осенью 1910 г. и проработал в нем два сезона — до июня 1912 г. Роль царя Федора была впервые им сыграна 22 октября 1911 г.

 

[vi]    Чехов имеет в виду актрису К. И. Дестомб, и в информационном разделе «Журнала Литературно-художественного общества» также указывалось, что «30 октября утром роль царицы Ирины играет г‑ жа Дестомб». В программе же спектакля, о котором рассказывает Чехов, значится актриса И. В. Мандражи.

 

[vii]   Речь, по-видимому, идет о вечерах, посвященных истории русского театра, организованных Н. Н. Арбатовым силами студентов Театрального училища имени А. С. Суворина в 1907 г. (см. Летопись М. Ч. ).

 

[viii]  Чехов мог видеть Б. С. Глаголина в роли Хлестакова на сцене Суворинского театра в 1909 г. Рецензент «Петербургской газеты» (1909, 17 сент. ) писал: «Хлестаков у Глаголина не фат. Нет, это простодушный юноша с ветром в голове. Он не добр и не зол, он не обманщик, но он безумно молод. И когда он врет в третьем акте, когда берет деньги у чиновников в четвертом акте, когда у него все выходит “вдруг” — тут не хитрость, не фатовство. Это говорит в нем легкомысленная, безусая, увлекающаяся зеленая молодость».

 

[ix]    Гастроли МХТ в Петербурге начались 26 марта 1912 г.

 

[x] Чехов был зачислен сотрудником в филиальное отделение МХТ 16 июня 1912 г.

 

[xi]    Общество содействия устройству фабричных, заводских и деревенских театров, созданное в 1911 г. при участии В. В. Готовцева, и Дом имени Поленова (Дом театрального просвещения), созданный в 1915 г. художником В. Д. Поленовым частично на собственные средства, разные учреждения, хотя преследовали они аналогичные цели.

 

[xii]   Фильм «Трехсотлетие царствования дома Романовых» вышел на экраны в феврале 1913 г.

 

[xiii]  {121} В апреле 1913 г. Чехов приехал в Петербург с труппой МХТ на гастроли.

 

[xiv]  Ал. П. Чехов умер 17 мая 1913 г.

 

[xv]   Студийная книга хранится в музее МХАТ (КС, 13771). Ее страницы заполнены записями Л. А. Сулержицкого, записями, стихотворениями, рисунками Е. Б. Вахтангова, Чехова, А. А. Гейрота и других студийцев.

 

[xvi]  Имеется в виду гастрольная поездка МХТ в Киев в мае 1914 г.

 

[xvii] Этот случай произошел 13 декабря 1917 г.

 

[xviii] Имеются в виду гастроли МХАТ в Западной Европе и Америке в 1922 – 1924 гг.

 

[xix]  Сугубый интерес к вопросам актерской техники возник у Чехова со времени его знакомства с системой Станиславского. Впоследствии, в предисловии к своей книге «О технике актера», вышедшей в 1946 г. в Нью-Йорке, говоря о ее истоках, он напишет, что «подгляд начался в России» (см. наст. изд., т. 2).

 

[xx]   С лекциями Р. Штейнера, специально посвященными звуку, жесту, цвету, эвритмии, Чехов познакомился уже после закрытия своей студии, по-видимому, в 1926 г. (см. наст. изд., п. 62).

 

[xxi]  Театрами Пролеткульта, общественными самодеятельными организациями, как правило, руководили профессиональные актеры и режиссеры. В Москве насчитывалось 17 районных театральных студий.

 

[xxii] Спектакль, о котором вспоминает Чехов, состоялся 11 апреля 1921 г. После него студия, получив официальный статус и название Студия М. А. Чехова, была включена в сеть государственных студий при Наркомпросе.

 

[xxiii] Впервые после отпуска по болезни Чехов сыграл в спектакле «Праздник мира» роль Фрибэ 12 октября 1918 г.

 

[xxiv] См. наст. изд., п. 38.

 

[xxv]  Репетиции «Эрика XIV» интенсивно шли в феврале — марте 1921 г. Наибольшее количество репетиций «Ревизора» с Чеховым Станиславский провел в январе, а затем в марте — мае того же года.

 

[xxvi] Генеральные репетиции «Эрика XIV» состоялись 19, 21, 25 и 26 марта.

 

[xxvii] Последний спектакль «Потопа» с участием Вахтангова в роли Фрэзера состоялся 14 февраля 1922 г.

 

[xxviii] Н. А. Чехова умерла весной 1919 г.

 

[xxix] Первые зарубежные гастроли студии проходили летом 1922 г.

 

[xxx]  Эти заседания состоялись 22 и 23 сентября 1922 г.

 

[xxxi] Более подробно об этом педагогическом приеме см. во вступительной статье М. О. Кнебель к первому тому настоящего издания и в ее книге «Вся жизнь» (М., 1967, с. 126 – 128).

 

[xxxii] 5 июня 1924 г. Первая студия получила помещение Нового театра (ныне Центральный детский театр), а с 13 августа стала называться МХАТ 2‑ м.

 

[xxxiii] Первая поездка Чехова в Италию состоялась летом 1925 г.

 

[xxxiv] Стихотворение А. К. Толстого.

 

[xxxv] {254} Публикуется по подлиннику (машинопись с авторской правкой. — Музей МХАТ, ф. М. Чехова). Написаны для американского «Новою журнала», где появились в 1944 – 1945 гг. Хронологически охватывают жизнь Чехова с детских лет до первых гастролей по США в 1935 г. Воспоминания не окончены.

Последний фрагмент, отделенный от остального материала тремя звездочками, печатается по тексту альманаха «Воздушные пути» (Нью-Йорк, 1963). Редактор-издатель альманаха Р. Н. Гринберг предварил эту публикацию следующим объяснением: «В 1944 году нью-йоркский “Новый журнал” печатал мемуары “Жизнь и встречи” […]. Мы предполагаем, что политическое настроение значительной части эмигрантского общества в середине 40‑ х годов, вызванное военными успехами сталинских армий, заставило редакторов журнала отказаться {255} от одной части 15‑ й главы этих воспоминаний. В девятой книге “Нового журнала” на 20‑ й странице [см. с. 181

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...