Написана по заказу издательства для серии «Театральные мемуары, судьбы театра и театральный быт в освещении деятелей сцены».
⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13 Написана по заказу издательства для серии «Театральные мемуары, судьбы театра и театральный быт в освещении деятелей сцены». [ii] Врач-психиатр В. В. Ольдерогге.
[iii] Студия Чехова была создана в 1918‑ м и просуществовала до 1922 г. В октябре 1921 г. Чехов от руководства студией отказался.
[iv] Сын от первого брака, с А. Н. Хрущевой-Сокольниковой, у Ал. П. Чехова были сыновья Николай и Антон.
[v] Чехов был принят в Суворинский театр осенью 1910 г. и проработал в нем два сезона — до июня 1912 г. Роль царя Федора была впервые им сыграна 22 октября 1911 г.
[vi] Чехов имеет в виду актрису К. И. Дестомб, и в информационном разделе «Журнала Литературно-художественного общества» также указывалось, что «30 октября утром роль царицы Ирины играет г‑ жа Дестомб». В программе же спектакля, о котором рассказывает Чехов, значится актриса И. В. Мандражи.
[vii] Речь, по-видимому, идет о вечерах, посвященных истории русского театра, организованных Н. Н. Арбатовым силами студентов Театрального училища имени А. С. Суворина в 1907 г. (см. Летопись М. Ч. ).
[viii] Чехов мог видеть Б. С. Глаголина в роли Хлестакова на сцене Суворинского театра в 1909 г. Рецензент «Петербургской газеты» (1909, 17 сент. ) писал: «Хлестаков у Глаголина не фат. Нет, это простодушный юноша с ветром в голове. Он не добр и не зол, он не обманщик, но он безумно молод. И когда он врет в третьем акте, когда берет деньги у чиновников в четвертом акте, когда у него все выходит “вдруг” — тут не хитрость, не фатовство. Это говорит в нем легкомысленная, безусая, увлекающаяся зеленая молодость».
[ix] Гастроли МХТ в Петербурге начались 26 марта 1912 г.
[x] Чехов был зачислен сотрудником в филиальное отделение МХТ 16 июня 1912 г.
[xi] Общество содействия устройству фабричных, заводских и деревенских театров, созданное в 1911 г. при участии В. В. Готовцева, и Дом имени Поленова (Дом театрального просвещения), созданный в 1915 г. художником В. Д. Поленовым частично на собственные средства, разные учреждения, хотя преследовали они аналогичные цели.
[xii] Фильм «Трехсотлетие царствования дома Романовых» вышел на экраны в феврале 1913 г.
[xiii] {121} В апреле 1913 г. Чехов приехал в Петербург с труппой МХТ на гастроли.
[xiv] Ал. П. Чехов умер 17 мая 1913 г.
[xv] Студийная книга хранится в музее МХАТ (КС, 13771). Ее страницы заполнены записями Л. А. Сулержицкого, записями, стихотворениями, рисунками Е. Б. Вахтангова, Чехова, А. А. Гейрота и других студийцев.
[xvi] Имеется в виду гастрольная поездка МХТ в Киев в мае 1914 г.
[xvii] Этот случай произошел 13 декабря 1917 г.
[xviii] Имеются в виду гастроли МХАТ в Западной Европе и Америке в 1922 – 1924 гг.
[xix] Сугубый интерес к вопросам актерской техники возник у Чехова со времени его знакомства с системой Станиславского. Впоследствии, в предисловии к своей книге «О технике актера», вышедшей в 1946 г. в Нью-Йорке, говоря о ее истоках, он напишет, что «подгляд начался в России» (см. наст. изд., т. 2).
[xx] С лекциями Р. Штейнера, специально посвященными звуку, жесту, цвету, эвритмии, Чехов познакомился уже после закрытия своей студии, по-видимому, в 1926 г. (см. наст. изд., п. 62).
[xxi] Театрами Пролеткульта, общественными самодеятельными организациями, как правило, руководили профессиональные актеры и режиссеры. В Москве насчитывалось 17 районных театральных студий.
[xxii] Спектакль, о котором вспоминает Чехов, состоялся 11 апреля 1921 г. После него студия, получив официальный статус и название Студия М. А. Чехова, была включена в сеть государственных студий при Наркомпросе.
[xxiii] Впервые после отпуска по болезни Чехов сыграл в спектакле «Праздник мира» роль Фрибэ 12 октября 1918 г.
[xxiv] См. наст. изд., п. 38.
[xxv] Репетиции «Эрика XIV» интенсивно шли в феврале — марте 1921 г. Наибольшее количество репетиций «Ревизора» с Чеховым Станиславский провел в январе, а затем в марте — мае того же года.
[xxvi] Генеральные репетиции «Эрика XIV» состоялись 19, 21, 25 и 26 марта.
[xxvii] Последний спектакль «Потопа» с участием Вахтангова в роли Фрэзера состоялся 14 февраля 1922 г.
[xxviii] Н. А. Чехова умерла весной 1919 г.
[xxix] Первые зарубежные гастроли студии проходили летом 1922 г.
[xxx] Эти заседания состоялись 22 и 23 сентября 1922 г.
[xxxi] Более подробно об этом педагогическом приеме см. во вступительной статье М. О. Кнебель к первому тому настоящего издания и в ее книге «Вся жизнь» (М., 1967, с. 126 – 128).
[xxxii] 5 июня 1924 г. Первая студия получила помещение Нового театра (ныне Центральный детский театр), а с 13 августа стала называться МХАТ 2‑ м.
[xxxiii] Первая поездка Чехова в Италию состоялась летом 1925 г.
[xxxiv] Стихотворение А. К. Толстого.
[xxxv] {254} Публикуется по подлиннику (машинопись с авторской правкой. — Музей МХАТ, ф. М. Чехова). Написаны для американского «Новою журнала», где появились в 1944 – 1945 гг. Хронологически охватывают жизнь Чехова с детских лет до первых гастролей по США в 1935 г. Воспоминания не окончены. Последний фрагмент, отделенный от остального материала тремя звездочками, печатается по тексту альманаха «Воздушные пути» (Нью-Йорк, 1963). Редактор-издатель альманаха Р. Н. Гринберг предварил эту публикацию следующим объяснением: «В 1944 году нью-йоркский “Новый журнал” печатал мемуары “Жизнь и встречи” […]. Мы предполагаем, что политическое настроение значительной части эмигрантского общества в середине 40‑ х годов, вызванное военными успехами сталинских армий, заставило редакторов журнала отказаться {255} от одной части 15‑ й главы этих воспоминаний. В девятой книге “Нового журнала” на 20‑ й странице [см. с. 181
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|