ВОПРОС 45. Социометрия как метод исследования межличностных отношений: индивидуальные социограммы.
Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Социометрическая процедура может иметь целью: а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»; в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры. Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках. Надежность процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы. Социограмма. Социограмма — графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков.Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы за их статусом (популярностью).
——> позитивный односторонний выбор, <——> позитивный обоюдный выбор, ------> негативный односторонний выбор, <------> негативный обоюдный выбор. Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений. Анализ социограммы заключается в отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов.
Вопрос 46. Классификация больших групп в социальной психологии, их признаки и краткая социально-психологическая характеристика. Большие группы делятся на два вида: 1) случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория, и социальные группы. 2) социальные классы, различные этнические группы (как их главную разновидность – нации), профессиональные группы, половозрастные группы (с этой точки зрения в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и т.д.).
Отличие от малых групп: в больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах (это нравы, обычаи и традиции).
Структура большой соц. группы: различные психические свойства, психические процессы и психические состояния, подобно тому как этими же элементами обладает психика отдельного человека. (Г.Г.Дилигенский, А.И.Горячева, Ю.В.Бромлей и др.) !! Также большой соц. группой является этническая группа (нация, народность, национальная группа и т.п.) В больших группах также существует феномен интрогруппового фаворитизма, но он специфичен => возникает понятие этноцентризма (моя нация хорошая, другие плохие). – М.Шериф Отношения проходят через сознание людей и искажаются предрассудками к другим людям. Общение культур = нормальный обмен. Предрассудки = ухудшение отношений. Представительское общение – такое взаимодействие, в котором люди выступают как представители какой-либо общности.
Вопрос 47. Этапы и социально-психологические механизмы социализации Синоним слова «социализация» - развитие личности, воспитание. Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны – процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. 3 сферы, в которых осуществляется становление личности: -деятельность -общение -самосознание Деятельность: личность осваивает все новые и новые виды деятельности. При этом происходят три процесса: 1) ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами 2) центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей. 3) освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости. Общение: рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления, что само собой разумеется, коль скоро общение неразрывно связано с деятельностью. Развитие самосознания: становление в человеке образа его Я (Кон). Он не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний.
3 стадии процесса социализации: 1) дотрудовая: а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства; б) стадия обучения, включающая весь период юности 2) трудовая: весь период трудовой деятельности человека 3) послетрудовая: пожилой возраст. Институты социализации - конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта. На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства – семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. В ранней социализации – школа. На трудовой стадии – трудовой коллектив.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|