Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Иерархическая структура диспозиций личности.




момент целостности аттитюда оказался утраченным вследствие попыток найти все более и более детальные описания его свойств и структуры.

Основная идея, лежащая в основе этой концепции, заключается в том, что человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, которые регулируют его поведение и деятельность. Эти диспозиции организованы иерархически, т.е. можно обозначить более низкие и более высокие их уровни.

В.А. Ядов предположил, что на других уровнях потребностей и в более сложных, в том числе социальных, ситуациях действуют иные диспозиционные образования, притом они возникают всякий раз при «встрече» определенного уровня потребностей и определенного уровня ситуаций их удовлетворения.

Чтобы нарисовать общую схему всех этих диспозиций, необходимо условно описать как иерархию потребностей, так и иерархию ситуаций, в которых может действовать человек

Разработка предложенной концепции ликвидирует «вырванность» социальной установки из более широкого контекста и отводит ей определенное, важное, но ограниченное место в регуляции всей системы деятельности личности.

сложность иерархической системы диспозиций заставляет по-новому подойти и к пониманию соотношения между тремя компонентами диспозиционных образований.

Вопрос 78. Требования к информации и понятие о выборке и её репрезентативности в социально-психологическом исследовании.

 

Проблема качества социально-психологической информации.

как проблема получения надежной информации. В общем виде проблема качества информации решается путем обеспечения принципа репрезентативности, а также путем проверки способа получения данных на надежность.

Для СП, как и для других наук о человеке, могут быть выделены два вида параметров качества информации: объективные и субъективные.

Надежность информации достигается прежде всего проверкой на надежность инструмента, посредством которого собираются данные. В каждом случае обеспечиваются как минимум три характеристики надежности: обоснованность (валидность), устойчивость и точность (Ядов, 1995).

Обоснованность (валидность) инструмента — это его способность измерять именно те характеристики объекта, которые и нужно измерить.

Можно прибегнуть к помощи экспертов. Другой способ,— это проведение дополнительного интервью. одна из существенных трудностей социально-психологического исследования - исследователю приходится по существу каждый раз заново строить инструмент.

Устойчивость информации — это ее качество быть однозначной, т.е. при получении ее в разных ситуациях она должна быть идентичной. (Иногда это качество информации называют «достоверностью»). Способы проверки информации на устойчивость следующие: а) повторное измерение; б) измерение одного и того же свойства разными наблюдателями; в) так называемое «расщепление шкалы», т.е. проверка шкалы по частям.

точность информации измеряется тем, насколько дробными являются применяемые метрики, или, иными словами, насколько чувствителен инструмент. Таким образом, это степень приближения результатов измерения к истинному значению измеряемой величины.

Прежде чем стать источником информации, человек должен понять вопрос, инструкцию или любое другое требование исследователя. чтобы стать источником информации, человек должен обладать ею, но ведь выборка испытуемых не строится с точки зрения подбора тех, кто информацией обладает, и отвержения тех, кто ею не обладает. если человек понял вопрос, обладает информацией, он еще должен вспомнить все то, что необходимо для полноты информации.человек должен дать согласие выдать информацию.

наряду с обеспечением надежности данных особо остро стоит в СП вопрос о репрезентативности.

построение выборки. Условия решения этой задачи сходны с условиями решения ее в социологии.

Естественно, что и в СП применяются те же самые нормы построения выборки, как они описаны в статистике и как они употребляются всюду. Исследователю в области СП в принципе даны, например, такие виды выборки, как случайная, типичная (или стратифицированная), выборка по квоте и пр.

Самой сложной проблемой, однако, оказывается проблема репрезентативности, возникающая в специфической форме и в социально-психологическом эксперименте.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...