Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 23. Феноменология и закономерности восприятия людьми друг друга: стереотипы и установки.




 

Каждый человек видит мир по своему, отражая собственную субъективность. Понимание этой субъективности, индивидуально уникальным образом окрашивающей само- и мировосприятие предполагает изучение природы субъективных переживаний, процессов и механизмов, лежащих в основе человеческих предубеждений, иррациональных действий и т.п.

В приведенном контексте человеческое миро- и самовосприятие может быть уподоблено процессу создания сказочного мира. Человек в силу своей субъективности конструирует свои собственные, часто не имеющие под собой рациональных оснований, образы самого себя и окружающего. Эти образы или «сказки» и определяют характер интерпретации происходящего. Более адекватные «сказки» предоставляют возможность более адекватных взаимоотношений с самим собой и окружающим миром, менее адекватные - лежат в основании соответствующих проблемных полей. Причем, сам психолог уподобляется доброму сказочнику, знающему множество сказок и помогающий клиенту заменить неадекватную «сказку» на более адекватную. При внешней метафоричности предложенного образа в нем отражена сформировавшаяся в последние годы в социальной психологии ориентация на изучение «жизненной» феноменологии, нахождение объяснений своеобразия интерпретации «жизненной» эмпирии с позиций конкретного человека, а не некой абстрактной сущности.

В социальной психологии и психологии личности эта ориентация наиболее последовательно представлена в рамках экзистенциально-феноменологического подхода, позиции которого разделяются психологами феноменологического, экзистенциального, конструктивистского, дискурсивного, гуманистического направлений,, а так же многими исследователями когнитивной и психодинамической традиций, занимающихся проблемами человеческой самости, социального познания, интра- и интерсубъективности.

Kelley (1955) подчеркивал, что для понимания личности значительно более важным является изучение не фактов и событий самих по себе, а их интерпретаций. Человек в своем взаимодействии с самим собой и окружающим миром оперирует не некой абстрактной объективной реальностью, а своей интерпретацией этой реальности. Являя активное и творческое бытие он создает свои, опосредованные контекстом культуры и субкультуры, а так же индивидуального психофизического своеобразия, версии различных аспектов бытия, выступающие в форме личностных конструктов или схем, которые и определяют отношение и понимание происходящего. Эти конструкты или схемы представляют своеобразный алфавит когнитивных репрезентаций мира, без знания которого понимание личности становится искаженным.

Rotter (1954) в своей попытке когнитивизации бихевиоризма подчеркивал, что в реальном мире реальных людей существует огромное количество двусмысленностей и изменчивости в интерпретациях и ожиданиях в отношении различных событий и фактов. Без знаний о специфике индивидуальных репрезентаций этих событий и фактов становится невозможным предсказание поведения.

Смещение акцентов в сторону «оживления» социальной психологии посредством обращения к феноменологии реальной жизни реальных людей было простимулировано и бунтом студентов психологических факультетов американских университетов против академической психологии с ее ориентацией на использование естественнонаучной методологии и лабораторного эксперимента. Едкие замечания о том, что американская экспериментальна социальная психология дает лишь знания об особенностях американских студентов - психологов, составлявших подавляющее большинство участников лабораторных экспериментов, и ничего более вынуждали искать новые подходы и инструменты исследования.

Теории, основывающиеся на позициях экзистенциально-феноменологического подхода оказались наиболее продуктивными в нахождении ответов на поставленные вопросы. Не смотря на существующие расхождения в трактовке понятий и интерпретаций анализируемых феноменов общим для них является интерес «жизненной» эмпирии и интерпретации.

Феноменология изучает феномены в порядке прояснения того, как переживается человеком объектный мир и как он представлен в нашем сознании. Так, например, феноменология пытается более адекватно понять человеческие состояния, в том виде как они проявляются в условиях жизненных переживаний. Экзистенциальный аспект феноменологии основывается на идее о том, что содержанием человеческого бытия является его существование, которое, как это следует понимать, обнаруживается в неизбежном процессе отношений или движения от бытия, в конечном счете, приводящего к небытию (Woolfe и Dryden, 1996, с. 180). Взятая в контексте психологии, «экзистенциально-феноменологическая психология … превратилась в психологическую дисциплину, которая ищет объяснения сущности, структуры или форм как человеческой жизнедеятельности, так и человеческого поведения, как обнаруживаемых посредством описательных по своей сути техник, включающих дисциплинированную рефлексию»

 

Основная идея: люди склонны раз­вивать упорядоченный и связный взгляд на мир, и в этом процес­се они строят некую «наивную психологию», которая имеет оп­ред. сходство с научной: подобно тому как в представлени­ях «наивной психологии» люди стремятся за внешним поведением личности понять ее установки, мотивы, задача науки - за повер­хностью явлений отыскать некоторые инвариантные свойства мира. С самого начала акцент сделан на проблему восприятия. Впервые идеи были изложены Хайдером в работе 1944 г. «Социальная перцепция и феноменальная причинность». Эксперимент: 114 ис­пытуемых рассматривали кадры с движущимися фигурами - двумя треугольниками и одним диском; 34 испытуемых просили опи­сать, что они видят, не давая никаких дополнительных указаний, как это сделать; 80 другим испытуемым было предложено интер­претировать движение этих фигур как действия личностей и после этого описать, что они видят. Из первой группы (34 человека) 33 человека описали движение фигур тоже в терминах живых су­ществ, главным образом личностей. Вывод: не существует каких-то принципиальных различий между вос­приятием физических объектов, как оно трактуется в гештальт­психологии, и восприятием личностей.

Один из исходных тезисов: важность изучения «жи­тейской психологии»: чтобы понять соц. поведение лично­сти, надо понять житейскую психологию и те богатства и наход­ки, которые имеются в здравом смысле. Эта наивная житейская психология находит свое выражение, в частности, в языке, в ли­тературных и философских сентенциях, касающихся межличностных отношений.

 

экспериментальные исследования поставили важный вопрос о роли установки в процессе восприятия человека человеком. Особенно значительна эта роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. - выявлено в экспериментах Бодалева (2 группы студентов - показана фотография человека. Но предварительно 1 группе было сообщено, что человек на фото - преступник, а 2 группе - ученый. Надо: составить словесный портрет человека. Следовательно, 1 – глаза –злые и т.п., 2- глаза –говорят о глубине мысли…).

Ряд экспериментальных исследований посвящен хар-кам объекта восприятия. От них также в значительной мере зависит успех или неуспех межличностной перцепции. Индивидуальные псих. особенности людей различны, в том числе и в плане большего или меньшего «раскрытия» себя для восприятия другими людьми.

Чтобы обеспечить прогнозирование ситуации межличностного восприятия, необходимо принять в расчет и вторую область исследований, к-ая связана с выделением различных «эффектов», возникающих при восприятии людьми друг друга. Более всего исследованы три таких «эффекта»: эффект ореола («галоэффект»), эффект новизны и первичности, а также эффект, или явление, стереотипизации.

«Эффект ореола»: формирование специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему опред. качеств: инф-ция, получаемая о каком-то человеке, категоризируется определенным образом, а именно - накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление спо-собствует преобладанию негативных оценок. Эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную инф-цию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств.

Эффекты «первичности» и «новизны»: они касаются значимости определенного порядка предъявления инф-ции о человеке для составления представления о нем. «Эффект первичности» был зарегистрирован в тех случаях, когда воспринимается незнакомый человек. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует «эффект новизны», который заключается в том, что последняя, т.е. более новая, инф-ция оказывается наиболее значимой.

В более широком плане все эти эффекты можно рассмотреть как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно процесса стереотиnизации. Термин «соц. стереотип» введен Липпманом в 1922 г., в этом термине содержался негативный оттенок, связанный с ложностью и неточностью представлений, которыми оперирует пропаганда. В более же широком смысле слова стереотип - это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением. Стереотипы в О-и, возникающие, в частности, при познании людьми друг друга, имеют и специфическое происхождение, и специфический смысл. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной инф-ции. Часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности его к какой-то профессии.

Этнические стереотипы складываются всегда в некотором социальном контексте, и, когда они приобретают стойкую форму предубеждения, т.е. стандартно негативно окрашенного эмоционального образования, они легко могут быть использованы в качестве орудия национальной розни. Социально-психологический анализ формирования этнических стереотипов, объясняющий механизм их возникновения в ситуациях межэтнического общения, может внести определенный вклад в борьбу с такими негативными явлениями.

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям: - к опред. упрощению процесса познания другого человека; - к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью. Осо-бенно распространенными являются этнические стереотипы (на основе инф-ции об отдельных представителях этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы).

 

 

Вопрос 24. Социометирия как метод исследования межличностных отношений: показатели взаимных выборов и отвержений и их интерпретация

анализ лишь этих межличностных отношений не может считаться достаточным для характеристики группы: практически отношения между людьми не складываются лишь на основе непосредственных эмоциональных контактов. Сама деятельность задает и другой ряд отношений, опосредованных ею. Поэтому-то и является чрезвычайно важной и трудной задачей социальной психологии одновременный анализ двух рядов отношений в группе: как межличностных, так и опосредованных совместной деятельностью, т.е. в конечном счете стоящих за ними общественных отношений.

Все это ставит очень остро вопрос о методических средствах такого анализа. Традиционная социальная психология обращала преимущественно свое внимание на межличностные отношения, поэтому относительно их изучения значительно раньше и полнее был разработан арсенал методических средств. Главным из таких средств является широко известный в социальной психологии метод социометрии, предложенный американским исследователем Дж. Морено (см. Морено, 1958), для которого она есть приложение к его особой теоретической позиции. Хотя несостоятельность этой концепции давно подвергнута критике, методика, разработанная в рамках этой теоретической схемы, оказалась весьма популярной.

Сущность методики сводится к выявлению системы «симпатий» и «антипатий» между членами группы, т.е. иными словами, к выявлению системы эмоциональных отношений в группе путем осуществления каждым из членов группы определенных «выборов» из всего состава группы по заданному критерию. Все данные о таких «выборах» заносятся в особую таблицу — социометрическую матрицу или представляются в виде особой диаграммы — социограммы, после чего рассчитываются различного рода «социометрические индексы», как индивидуальные, так и групповые. При помощи данных социометрии можно рассчитать позицию каждого члена группы в системе ее межличностных отношений. Суть дела сводится к тому, что социометрия широко применяется для фиксации своеобразной «фотографии» межличностных отношений в группе, уровня развития позитивных или негативных эмоциональных отношений в ней. В этом качестве социометрия, безусловно, имеет право на существование. Проблема заключается лишь в том, чтобы не приписывать социометрии и не требовать от нее больше, чем она может. Иными словами, диагноз группы, данный при помощи социометрической методики, ни в коей мере не может считаться полным: при помощи социометрии схватывается лишь одна сторона групповой действительности, выявляется лишь непосредственный слой отношений.

Возвращаясь к предложенной схеме — о взаимодействии межличностных и общественных отношений, можно сказать, что социометрия никак не схватывает ту связь, которая существует между системой межличностных отношений в группе и общественными отношениями, в системе которых функционирует данная группа. Для одной стороны дела методика пригодна, но в целом для диагностики группы она оказывается недостаточной и ограниченной (не говоря уж о других ее ограниченностях, например, о неспособности устанавливать мотивы совершаемых выборов и т.д.).

Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено не случайно так назвал этот метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека. Внедрение этого метода в исследования отечественных психологов связано с именами Е.С.Кузьмина, Я.Л.Коломинского, Б.А.Ядова, И.П.Волкова и др. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентации участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы.

Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального характера, хотим мы этого или нет, всегда в тех или иных отношения проецировалась на формальную структуру, т.е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым влияла на сплоченность коллектива, его продуктивность. Эти положения проверены экспериментом и практикой.

Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...