Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция жизни в модернистских течениях ХХ века




КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

По «ЗАРУБЕЖНОЙ И КАЗАХСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

СОДЕРЖАНИЕ

1. Зарубежная литература 1.1. Гармония античного мира и страдания средневекового монастыря, замка, города… 1.2. Литература эпохи Возрождения: Титан в мире бед……... 1.3. Творчество В.Шекспира…………………………………… 1.4. Литература эпохи барокко и классицизма……………….. 1.5. Литература эпохи Просвещения. «Естественный человек» Руссо, Вольтера, Дефо, Свифта………………… 1.6. Творчество Гете…………………………………………….. 1.7. Литература романтизма. Особенности готического и исторического романа………… 1.8. Реалистическая литература ХIХ века….………………..… Концепция жизни в модернистских течениях ХХ века………………………………………… 1.9. Концепция жизни в реалистической литературе ХХ века………………………..… 2. Казахская литература 2.1. Тюркская литература 8-10 вв. и казахская литература VIII-XVIII вв…..…………… 2.2. Казахские просветители.…..……………………………… 2.3. Советская казахская литература…………………………... 2.4. Творчество Ауэзова………………………………………… 2.5. Обзор современной казахской литературы……….…………….    

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Гармония античного мира и страдания средневекового

Монастыря, замка и города

Античная литература - э то литература Древней Греции (с 8 в. до н. э.) и Рима (5 в. до н. э. – 5 в. н. э.). Это эпоха процветания мифологии, то есть «метафорического» сопоставления природного, социального и культурного. Характерно сближение человека и божества или принижением первого, или возвеличиванием второго. Промежуточный вариант – герои, существа полубожественного происхождения (Геракл, Ахилл, Эней). Эпический герой совершает подвиги, так как предназначены для этого с рождения. Действия предков и богов – первопричина всего последующего, источник первообразов, образцов для всех последующих действий.

Мифология – это сказания о богах и героях и система фантастических представлений о мире. Стихии, боги и люди состоят в семейно-родовых отношениях. Мифологиявключает: 1) объяснительные мифы (о происхождении земли, воды, растений и т.д.); 2) космогонические (о небесных светилах, отделении земли от воды и т.д.); 3) антропогонические (о происхождении человека); 4) астральные (о звездах и планетах); 5) солярные и лунарные; 6) близнечные (о воплощении разных начал); 7) тотемические (о родстве животных и людей); 8) календарные; 9) героические (биографии героев, повествование об их уходе из социума); 10) эсхатологические (о конце мира).

Античный мир предстает как целесообразный миропорядок и взаимная любовь. Искусство – это поиск всеобщей гармонии, соразмерности скульптурных фигур, пропорции частей зданий, соответствия человека и архитектуры. Герой равен миру и полностью вбирает его в себя. Посредством страха и сострадания (катарсиса) воспитывался свободный эллин-гражданин. Спрятав голову под плащом, можно было уберечься от общественного осуждения, не было внутренних мук совести, как таковых. Все переживания выражены внешним образом: длинными речами, демонстративными жестами. Античный герой лишен колебаний и раздумий по поводу своих действий. Вопроса о внутренних мотивах не существует. Трагедия возникает в случае, если он сталкивается с еще не познанными, не освоенными, не подчиненными ему силами. Лишь в эпоху средневековья появляется трагедия богоборчества и расплаты за попытку обретения нового знания, потом человек вступает в борьбу с государством – возникает разлад между жаждой власти, стремлением к личной свободе и отрицание всякой власти и всякой свободы, но античность еще сохраняет единство личности, общества и гармонию внутреннего мира индивидуума.

Аттический период (V – IV вв. до н.э.) – расцвет драматургии. Появляются трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, в которых быстро нарастает интерес к человеческой индивидуальности и комедии Аристофана с его ранней сатирой и самоценным смехом. Выделяются специальные «театральные» деньги (жетоны для прохода на представления), так как считалось, что театр – это школа воспитания и образования афинского гражданства. Действия разыгрывались как диалог между одним актером и хором. Развиваются ораторские искусства, философия. В произведениях постепенно начинают преобладать семейно-бытовые и любовные темы. Рим отдал предпочтение переработке греческих комедий, историографии, дидактической поэзии (Лукреций, Катулл, Цицерон) и сосредоточился на тонкостях стиля, что нашло отражение в сказочно-бытописательско-мистическо-эротическом романе Апулея «Метаморфозы» («Золотой осел»).

Гомер – легендарный поэт-певец Древней Греции 8 в. до н.э. Создатель героического эпоса о греко-троянской войне (эпическая поэма «Илиада») и странствиях Одиссея («Одиссея»). Часть ученых («унитарии») считает, что Гомер один составил свои поэмы, а другие («аналитики») - выдвигают теорию «малых песен» или «первоначального ядра».

Поэмы имеют общие черты: рассказы путников, древние легенды и мифы, источники гибели Трои, причины многих событий, мотивировки поступков героев, повторения, застывшие формы, сравнения, постоянные эпитеты и т.д.

В поэме «Илиада» в 24 песнях говорится о событиях 50 дней заключительного, десятого года осады греками Трои (крито-микенская эпоха, XII в. до н.э.). Земной «сюжет» дополнен событиями на Олимпе.

«Одиссея» в 24 песнях повествует о последних днях десятилетних странствий «хитроумного» царя Итаки Одиссея, участника Троянской войны. Рассказано об его отплытии из-под стен разрушенной Трои, его пребывании у лотофагов, ослеплении Полифема, посещении острова бога ветров Эола, гибели большинства товарищей от рук людоедов-лестригонов, прохождении корабля мимо острова сирен, между Сциллой и Харибдой, о любовном плене у нимфы Калипсо и спасении жены Пенелопы от назойливых женихов. Многократно подчеркивается цикличность жизни, переплетенность пира и скорби, страшного и бытового, войны и мира, испытаний и утрат. В героях сливается воедино хтоническое мифологическое начало и человеческое, дикарская жестокость и наивность, отходчивость, уважение к достойному сопернику, эгоистическая капризность и добровольное подчинение воле коллектива, велению судьбы. Образ Одиссея соткан из противоречий, в нем особым образом подчеркивается способность к метаморфозам, к вечному поиску все новых сторон бытия. На протяжении десяти лет возвращения домой он предстает мореплавателем, разбойником (в эпизоде с киконами), шаманом, вызывающим души мертвых (сцены в Аиде), жертвой кораблекрушения (встреча с Навзикаей), нищим стариком (в доме Эвмея и собственном дворце) и т.д. Он искренне переживает гибель друзей, свои страдания, жаждет вернуться домой, но он и наслаждается игрою жизни, легко и искусно играет роли, предлагаемые ему обстоятельствами (человек по имени «Никто», житель Крита, обитатель острова Сира и пр.).

Театр античности. Как место зрелищ и само зрелище он появился в Греции в V-IV вв. до н.э. Театр Греции – это гармония элементов и пропорций. Хор рассказывал о событиях, воздействуя на эмоции пышностью слов и масштабом изображаемого. Театр масок – это точка пересечения человеческой судьбы и божественного плана или отдельные части истории о богах с главенством чувственных удовольствий. Театр Рима развивался в несколько этапов: 1) присвоение греческих трагедий; 2) переработка всего греческого; 3) комедии на темы римской истории. Театр объединяет цирк, гладиаторские бои и постановки о повседневной жизни героических людей. Пляска сопровождается диалогами и жестикуляцией.

 

Греческий театр Римский театр
1. много трагедий и одна комедия как их завершение. 1. много комедий и одна трагедия как показ мастерства.
2. мифологические и исторические сюжеты. 2. исторические и бытовые сюжеты.
3. герой – бог или аристократ. 3. герой – простолюдин или раб.
4. герои лишены сложности, психологической глубины, статичны.
5. один сюжет 5. два или три сюжета.
6. основа – мифология, свобода, обрядовые игры. 6. основа – обрядовые игры и греческие драмы
7. играли только мужчины-любители 7. играли только мужчины-профессионалы
8. почти постоянный амфитеатр 8. временные сооружения
9. маски для всех героев. 9. маски только для двойников или богатый любителей.

 

В средние века рабы разрушили великую гармоническую цивилизацию. Остались навыки и традиции, христианство и полуразрушенные города. Духовное и светское принципиально не разграничены, но теперь Бог – высшая мудрость, высшее благо и красота. Прекрасное сменилось возвышенным, а скульптура – архитектурой. Важнейший принцип – правдоподобие. Необходимость примирить этот принцип с существованием неправдоподобного вызвало к жизни иносказательное толкование, аллегорию, символическое понимание. Искусство приобрело отвлеченный и символический характер. Согласно средневековой поэтике, письмена сообщают о событиях, учат и изменяют аллегорическое значение для верующего. Из текста читатель выносит моральное наставление о поступках, и высокое иносказание поднимает его до божественной премудрости.

Мир предстает аналогом книги, автор которой – Бог, а каждое слово имеет глубинный смысл, отдельное – символ общего. И вещи, и природные явления, и человек – факты одного порядка. Целостность личности зависит от ее социальной роли (рыцарь, монах и т.д.) и моральной оценки (грешник, праведник), в остальном это единство нескольких разрозненных черт. Поведение ритуализировано, у всех один язык (язык автора произведения), одежда, быт. Подчинение, смирение, покорность становятся главными ценностями общественной жизни. Оправдывается сословная организация жизни общества, его иерархичность, когда каждый знает свое место в мире и живет в строгом соответствии с этим порядком расположения социальных групп от высших к низшим. Новаторство считается проявлением гордыни, рассматривается как отдаление от истины. Отсюда ограничение свободы творчества и частая анонимность произведений. Мышление только черно-белое – добро и зло, божественное и дьявольское, духовное и телесное, небесное и земное, идеальное и материальное.

Основные жанры - жизнеописания, хроники, путешествия, истории отдельных царствований и войн, анекдоты, фаблио (короткие рассказы, аллегории со звериными и растительными мотивами), придворные панегирики. Законы жанра строго соблюдались. опулярна ученая поэзия на средневековой латыни. Часто включение сюжетов из индийской, арабской, еврейской, иранской литератур.

Литература прошла несколько этапов развития и эволюции: переход от античности к средневековью (V-VI вв.), «темные века» (VI-VIII вв.), каролингское и оттоновское Возрождение (VIII-X вв.), зрелое и позднее средневековье (XI-XIII вв.), эпоха Предвозрождения (XIV в.). Хотя чаще всего она обозначалась как 10 веков мрака. Литература раннего средневековья делилась на кельтский эпос (на основе ирландских сказаний) и скандинавскую литературу («Старшая Эдда» - собрание мифологических и героических песен в рукописи начала ХIII века и «Младшая Эдда» - обзор языческих мифов в поэме с комментариями Снорри Стурлусона ХIII века). Скальды (норвежские и исландские поэты IХ-ХIII вв.) сочиняли песни по разным поводам в усложненной метафорической форме. В ХII- ХIV вв. были записаны исландские, ирландские, скандинавские саги (эпические сказания в прозе).

 

Эпос раннего Средневековья Эпос позднего Средневековья
1. ирландский, скандинавский, древненемецкий 1. средневерхненемецкий, французский, испанский.
2. мифология 2. исторические мотивы
3. герой – защитник племени или действует в своих интересах. 3. преданность вассала родине, церкви, сюзерену.
4. герой действует один 4. герой действует в окружении других персонажей.
5. реальность и сказка 5. христианское мировосприятие
6. параллельность мира человека и мира природы. 6. мир ярких цветов и контрастов.
7. соприкосновения ведут к конфликтам 7. герои живые, близкие и понятные.

 

Поздняя средневековая литература включала три литературных направления:

1) Сакральный (или аллегорический) символизм. Это «монастырские» произведения: литература – это жития святых, архитектура – собор, живопись – икона, скульптура – изображение Христа, богоматери и святых. Авторы сделали «фотогеничным» потусторонний мир ада, чистилища и рая, подготовив явление Данте. Все явления и поступки человека сопоставляются с глобальным конфликтом добра и зла. Искусство подчинено религиозным идеалам. История мира предстает как некий единый всемирно-исторический спектакль спасения (господствующая тема – история жизни и смерти Христа). У героя отнята воля к действию и отдана богу. Всё дано свыше, мир объясняется богом. Но есть противоречивость, так как сочетаются раздробленность бытия, когда каждый народ имеет свой уклад жизни, - и тяга к Всеединому (град Божий на Земле); прикрепленность человека к земле, общине, поместью и его христианская универсальность, чуждая идее национально-сословной ограниченности; страдальческое отречение и тяга к насильственному всемирному преобразованию мира (крестовые походы). Для художника мир двухмерен, плосок – доброе и злое, божественное и дьявольское, духовное и телесное, небесное и земное, идеальное и материальное. Картина представляет не одно, а несколько временных состояний, передающих последовательность действий.

Произведение конструировалось из уже готовых сюжетных и стилистических клише: ценилась не новизна, а следование традициям. У греков не было ни декораций, ни приспособлений, ни театральных эффектов, а только воображение зрителя. А чтобы внушить божественный трепет в эпоху средневековья понадобились особые эффекты. Через устрашение сверхъестественным и потусторонним и посредством жалости к мученичеству святых внушался религиозный страх и воспитывалось стремление не к земному, а к небесному.

2) Рыцарский романтизм. Это светская литература с культом «прекрасной дамы». Особо популярны: французская «Песнь о Роланде», испанская «Песнь о моем Сиде», германская «Песнь о Нибелунгах». Важнейшая тема – рыцарский долг, подвиги во имя веры и сюзерена, церкви и короля. Воспевается полумученик-полугерой, участник сражений и страдающий от любви. Используется логика утешения: 1) тебе плохо, но они (герои-мученики) лучше тебя и им хуже, чем тебе; 2) страдания горше, а муки тяжелей у того, кто их не заслуживает. Таким образом, утешение земное (не один ты страдаешь) умножается на утешение небесное (за гробом ожидает вознагрождение за земные муки).

Античный герой лишен колебаний и раздумий по поводу своих действий. Вопроса о внутренних мотивах у него не существует. В сказании о Тристане и Изольде впервые объясняются внутренние мотивы поступков, хотя дается их двойная мотивировка (любовь и любовный напиток, Изольда - знатная особа и рабыня), сталкиваются любовь и нравственные нормы эпохи, сказка и придворный быт.

3) Карнавальный натурализм. Городская народная литература. Жизнь простых людей была пронизана религиозностью до мелочей, но сама эта религиозность выглядела богохульством из-за потери дистанции между «божественным» и «человеческим». В евангельские сюжеты вплетались «шалости», дьявольские буффонады, сатирические жанровые сценки, фольклорные вурдалаки и прочее. Карнавал – это царство безудержного веселья, золотой век. Это жизнь, ставшая искусством, и искусство, ставшее жизнью. Это эстетизированное мироздание, мир всечеловеческого братства, свободы, равенства. Главный герой – шут, так как шут – это амфибия, свободно существующая в реальной и идеальной (художественной) сфере. Популярен шуточно-сатирический животный эпос «Роман о Лисе» (ХII-ХIII вв.).

Данте Алигьери (1265 - 1321) – первый средневековый поэт эпохи Возрождения. Основные произведения – сочинение в стихах и прозе «Новая жизнь» (первая лирическая автобиография в мировой литературе), поэма «Божественная комедия», трактаты «Пир» (философский), «О народном красноречии» (лингвистический), «Монархия» (политический). Стремление к всеобщему, энциклопедическому изображению и философскому осмыслению человеческой жизни делит «Комедию» на «Ад», «Чистилище», «Рай» (по 33 песни в каждой части). Главные герои: 1) Данте – аллегория человека вообще и человечества в целом, оказавшихся в тупике и ищущих «верного пути». Данте эмоционален, наивен, всеведущ, строг и объективен. 2) Вергилий – земной разум, так как объясняет все события Ада и Чистилища. 3) Беатриче – небесная мудрость и красота, которая спасет мир. Включает четыре смысла: 1) буквальный – описание загробного мира с его атрибутами. 2) аллегорический – в мире все движется от тьмы к свету, от плохого к хорошему, от заблуждений к истине. 3) моральный – за все земные дела последует воздаяние в загробном жизни. 4) мистический – интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты самой поэзии.

Это путь души, освобождающейся от греха и устремляющейся к божественной истине (путь от человеческого греха и адских бездн через нелегкое очищение к небесному совершенству и райскому блаженству). Доказывал, что душа очищается любовью, что любовь – это школа самосовершенствования. Таким образом, это мир как переход «безобразное à обыкновенное à прекрасное». Мир – это частица личной жизни грешного, но живого человека.

Таким образом, сопоставление античности и средневековья может быть сведено к ряду оппозиций:

1. сплоченность Греции - феодальная раздробленность;

2. гражданский пафос - сакральный пафос;

3. героика – мученичество;

4. очищение – утешение;

5. естественность, реальность – волшебство, сверхъестественное;

6. открытый характер действия, логика развития знакомого сюжета – занимательность, хитроумность сюжета, сложная событийность, неожиданные повороты действия;

7. гармония свободы и необходимости – непреложная необходимость, диктуемая божественной волей.

 

Античность Средневековье
1. скульптура 1. архитектура
2. единство с природой 2. враждебность природе.
3. логика развития сюжета 3. занимательность сюжета.
4. человекобог. 4. божественное животное, пытающееся объединить инстинкт и интеллект.
5. страх и сострадание. 5. устрашение ради утешения.
6. гармония свободы и необходимости из-за непоколебимости цельного мира 6. двойная мотивировка поступков чудесами и муками из-за диктата божьей воли.
7. целесообразность любви и действий. 7. известная заранее предрешенность любви и действий
8. литература как отражение закономерностей мира. 8. литература как слово и воля Бога.
9. мир такой, каким он кажется 9. мир такой, каким он должен быть.

 

Литература

1. Боннар А. Греческая цивилизация. Т.1-3. М., 1997.

2. Культура Древнего Рима. М., 1985.

3. Гаспаров М.Л. Избранные труды. В 3-х томах. М., 1997.

4. Поэтика древнегреческой литературы. М., 1982.

5. Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М., 1989.

6. Полонская К.П. Поэмы Гомера. М., 1961.

7. Маркиш С. Гомер и его поэмы. М., 1962.

8. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. Л., 1979 (статья «Эпические сказания об Алпамыше и «Одиссея» Гомера»).

9. Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983.

10. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

11. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. М., 1963.

12. Мелетинский Е.М. Средневековый роман. Происхождение и классические формы. М., 1983.

13. Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. М., 1990.

14. Художественный язык Средневековья. М., 1982.

15. Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988.

16. Жак Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

17. Голенищев-Кутузов И.Н. Творчество Данте и мировая культура. М., 1971.

18. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М., 1976.

19. Доброхотов А.Л. Данте Алигьери. М., 1990.

20. Асоян А.А. «Почтите высочайшего поэта…». М., 1990.

Литература эпохи Возрождения: Титан в мире бед

Аристократизация культуры. Литература – «веселая наука», поучающая в красочной форме, преподносящая горькое, но целебное лекарство в бокале, края которого смазаны медом. Наслаждение земным бытием – непременная часть жизни и искусства. Главный вид искусства – живопись, которая позволяла разработать теорию и практику перспективы, художественного освоения анатомии тела в ее возрастной, половой и динамической определенности (стремление к передачи прелести тела и обнаженной натуры); искусство использования цветовых акцентов для выражения отношения к изображаемому. Идеал красоты – мифологизированная природа. Красота – внутренне необходимое выражение истинной сущности жизни, как осуществление гармонии между телом и духом, между разумом и чувствами, между осознанием человеком своей свободы и самодостаточности и свойственным человеку чувстврм меры, отграничивающим свободу от абсурдного и разрушительного произвола. Пропагандируется реальный земной смысл жизни. Очищение идет не через страх и сострадание, а красотой и наслаждением.

Герой – творчески развитый индивидуум. Он сам создает себя, является причиной самого себя (лозунг «делай, что хочешь»). Он титан и может делать что хочет, великан, свободный в своих действиях. Он вновь равен Вселенной, но она уже не замкнутый «окружающий мир», а всё расширяющийся близкий мир общественных связей, обогащенный открытиями новых земель. Он объясняет мир из него самого, хотя еще колеблется между идеальным и жизненно-реальным (дантовский ад реальнее настоящего, а глаз поэта скользит с небес на землю и с земли на небо). Герой несет в себе всеобщее; решая свою судьбу, он решает вопросы философии истории; ищет пути жизни для человечества. Его трагедия порождена свободным волепроявлением характера (он должен выбрать или путь добра, или зла), его активностью по отношению к обстоятельствам и его доверчивостью!!! Титанические личности хотят абсолютного самоутверждения, но их много, они борются, и кончается это горой трупов.

Почти каждый литературный факт возникает на неком теоретическом основании и воспринимается в системе теоретически продуманных, рационально взвешенных оценок. Обращение к народному диалекту как к важнейшему художественному средству для воссоздания общественной действительности в ее жизненной силе. Общая тенденция – к поглощению или уничтожению микрожанров, к выдвижению крупных жанровых образований и их включению в единую жанровую систему (комедия, трагедия, героическая поэма и лирика). Чаще всего воспроизводится календарный процесс умирания старого и рождения нового.

 

античность Возрождение
1. логика развития сюжета. 1.неожиданные повороты действия.
2. страх и сострадание 2. немотивированность добра и зла из-за попытки самоутвердиться в добре и зле.
3. гармония свободы и необходимости из-за непоколебимости цельного мира. 3. свобода выбора.
4. целесообразность любви и действий. 4. безграничность любви и действий.
5. отражение закономерностей мира. 5. веселая наука о реальном земном смысле жизни.
6. мир такой, каким он кажется. 6. мир такой, какой он есть.

 

Театр Возрождения разделился на придворный, частный и публичный. Актеры состояли на службе у какого-то вельможи (напр., труппа «Слуги лорда камергера»). Хор заменен вмешательством природы, норма – опытом и подлинностью. Состояние мира проявляется в характерах и действиях героев.

Петрарка (1304 - 1374) воспевал достоинство, духовную независимость, одержимую любовь к античной литературе. Ценил жизненные удобства и общение, был склонен к земным радостям. Написал «Канцоньери» (Книга 1 – «На жизнь мадонны Лауры» и книга 2 – «На смерть донны Лауры»), в которой отразил идею верности любимой и отношение к красоте как высшей мудрости. По его мнению, любовь всегда остается частью земного бытия и его счастья (Лаура сходит к нему на землю, а не он поднимается к ней на небеса), а сменяемость счастья и боли, земной жизни и любви облагораживает человека, рождает поэзию, дольше остается в памяти. Призывал человека обратиться к самому себе для того, чтобы в глубинах духа найти божество и познать его. Цель: не терпеть нужды и не иметь излишка, не командовать другими и не быть в подчинении.

Боккаччо (1313 - 1375) прославил жанр новеллы и применил в «Декамероне» («Десятидневнике») закон «готической вертикали» (путь от «низменного» к «возвышенному»), хотя перенес дантовскую композицию космического пространства на одно земное, исключил аллегоризм и сверхъестественное. Контраст между хаосом как страшнейшим явлением жизни и гармонической человеческой личностью представил как мнение разных людей. Естественное природное начало противопоставил неестественным законам общества, аскетизму и предрассудкам сословного характера. У него разум вытесняется чувством и инстинктом. Впервые изображается любящая женщина.

Рабле (1494 - 1553) создал энциклопедию французского Возрождения на основе народного языка и праздничного мироощущения в 5-томном романе о Гаргантюа и Пантагрюэле. Проповедовал народную истину о здоровом теле, как первооснове радости и благополучия, о безграничных возможностях человеческой природы, идею о постоянном совершенствовании, мысль об освобождающем человека смеховом начале бытия, о его игровой природе, связанной с мифом и обрядом. Сравнивает содержание романа с капелькой мозга, заключенного в твердую костную оболочку, а читателя с собакой (самым философским в мире животным) нашедшей мозговую кость. Считал, что сама природа наделяет просвещенных людей стремлением делать добрые дела и избегать порока, а в человеке заложена внутренняя потребность к гармоническому общению.

Сервантес Сааведра (1547 - 1616) - создатель романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», сборников «Назидательных новелл» и «Восемь комедий и восемь интермедий», романов «Галатея» и «Странствия Персилеса и Сихизмунды». «Дон Кихот» - это комически-перевернутое воспроизведение внешних черт и поступков героев рыцарских романов благодаря стремлению главного героя неукоснительно следовать этикету и ценностным установкам прочитанных романов, но обогащенное верой в человека – «сына своих дел», творца своей личности и своей судьбы. Это драматическое положение человека в мире, утратившем средневеково-ренессансную патриархальную цельность и гармонию, единство «слов» и «вещей», «духа» и «материи», помысла и деяния. Это трагикомическое следствие разделение труда на умственный и физический, раздробленность реальности на множество индивидуальных точек зрения, восприятие ее глазами энциклопедически образованного идеалиста (Дон Кихот) и глазами простолюдина (Санчо Панса). Но для суждений безумного Дон Кихота характерна логическая связь следствий и причин, умение вывести частное из общего. Его безумие – это особое состояние сознания человека, постоянно и по отношению ко всему вокруг находящегося в положении читателя некоего текста (в данном случае – универсального текста-коллажа всей рыцарской эпики). Включив в роман героя-читателя и сделав предметом изображения сам акт чтения-расшифровки мира-книги, автор впервые представил не психологию, а сознание человека в его противопоставлении предметной реальности. Впервые появился герой, способный создать в своем воображении целый мир, видеть его наяву и жить в нем, но тем самым доказывающий, что: 1) жизнь шире предвзятых идей, а мир богаче любого учения; 2) смысл жизни в разумном сочетании мечтательности и здравого смысла, знания и практики, эгоцентрической сосредоточенности личности на себе (Дон Кихот) и жизни во имя людей (Санчо Пансо).

 

Литература

1. Андреев М.Л., Хлодовский Р.И. Итальянская литература зрелого и позднего Возрождения. М., 1988.

2. Бурхард Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М., 1996.

3. Культура эпохи Возрождения и Реформации. Л., 1981.

4. Пинский Л.Е. Реализм эпохи Возрождения. М., 1961.

5. Типология и периодизация культуры Возрождения. М., 1978.

6. Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.

7. Бранка В. Боккаччо средневековый. М., 1983.

8. Хлодовский Р. Декамерон. Поэтика и стиль. М., 1982.

9. Хлодовский Р. Франческо Петрарка. М., 1974.

10. Франк Б. Сервантес. М., 1980.

11. Диас-Плаха Г. От Сервантеса до наших дней. М., 1981.

12. Багно В.Е. Дорогами «Дон Кихота». М., 1988.

Творчество В. Шекспира

 

Шекспир (1564 - 1616) – это образованный самоучка-эксперт во всех областях от философии до садоводства. Родился в год смерти Микеланджело, умер одновременно с Сервантесом в год суда над Галилеем, родился в эпоху Выскочек. Человеко изучение эпохи Возрождения превратил в человеко утверждение, воплощаемое практически и повсеместно. Пытался решить вопрос: Сам ли себе творец человек? «Вышивал» по канве общей памяти, изображал общеизвестное. Основные темы: 1) изображение человека как части целого общества, неразрывно связанного с этим целым, от него зависящего, составного элемента его; 2) развитие человеческой души, связанное с развитием общества, с процессами, в нем происходящими; 3) тема разочарования в новом рождающемся обществе. В центре внимания – движение времени, изменения, происходящие в обществе и в человеке: описывается попытка эпически цельного и прекрасного героя пробиться в мир любовью (Отелло), добром (Лир), силой (Макбет), но Время - противник героя. Впервые характер человека выражается в слове, а наказание обнаруживает себя нравственной мукой, а не божественным возмездием.

Шекспир – универсальный гений, написавший всемирную историю человечества, включающую: 1) хроники (от предыстории до наступления существующего порядка вещей, идея государственного порядка, обеспечивающего процветание нации, тема нравственной ответственности великого человека, так как свобода личности – это произвол человека).

2) комедии – современный мир с идеей об установлении его домашнего упорядочения, так как муж-повелитель – это и глава государства, и глава семьи. Ввел комедию ситуаций, комедию масок, комедию двойной интриги, комедию – маскарад, философскую комедию. Комедия появляется из ошибки, недоразумения, случая.

3) трагедии, так как век расшатался, век вывихнут. «Ромео и Джульетта» - трагедия идеи о союзе душ, вопреки обстоятельствам, о молодых людях погубленных неблагоприятным для них временем, но поправших смертью смерть. «Гамлет» - трагедия человека, которому нужно судить одну эпоху по нормам другой, уже ушедшей. «Отелло» - союз душ благодаря обстоятельствам, трагедия нового человека, отдающегося своим чувствам, доверчивого к людям, убийство – бескорыстный порыв вернуть вселенной целостность и гармонию после столкновения возможности Отелло и возможности Яго на использование свободы воли, трагедия свободного волеизявления характеров. «Король Лир» - трагедия человека, повинующегося собственной натуре. Впервые действие выходит на сцену и разыгрывается в важнейших столкновениях персонажей. Характер человека выражается в слове. Наказание обнаруживает себя нравственной мукой, а не Божественным возмездием.

4) трагикомедии - утопии, в которых нет спасения.

5) сонеты – беседы со «светлооким» другом и «смуглой леди». Поэт переживает возрастание плотского и убывание духовного начала.

Шекспировский жанр – не нечто законченное и застывшее, а способ видения, угол зрения, преломляющий магистральную тему: для трагедии – Человек, для комедии – Природа, для хроники – История. Чем более велик герой, тем вернее он обречен на отчуждение и гибель. Да и само его величие все более отодвигается в прошлое. В настоящем – отчуждение и отчаяние, в будущем – сказка или утопия.

Театр Шекспира был без антрактов, занавеса и декораций. Зрители могли непосредственно участвовать в представлении, так как сидели на сцене. Главное – естественность актеров и воображение зрителей. Всё строилось по законам внутренней гармонии, то есть порождало стремительность действий, насыщенность образов и силу страстей. Чередовалось самозабвение и внимательность к мелочам мира, так как мир – это точка слияния идеальности реального и реальности идеала. Таким образом, театр превратился в критерий, которым можно мерить настоящее.

 

Елизаветинский театр Шекспировский театр
1. нет профессиональных актеров. 1. бродячие труппы.
2. нет постоянного места. 2. предприниматели или актерские товарищества на паях.
3. придворный и публичный театр 3. придворный, частный и публичный театр.
4. инсценировки рыцарских романов и исторические повести. 4. о вечных проблемах и зритель – непосредственный участник и комментатор действия.

 

Обратите особое внимание:

1. В чем суть мук Гамлета, его мучения над «быть или не быть»? Муки Гамлета - это разочарование в идеале или в возможности его воплощения в историческом времени?

2. В чем «вывихнутость сустава» окружения Гамлета? А целого века?

3. В чем выражается философия Яго?

4. В чем причины предательства Яго.

5. Каковы доказательства вины Дездемоны?

6. Почему Отелло убивает Дездемону? Что оказалось причиной убийства?

Литература

1. Шенбаум С. Шекспир. М., 1988.

2. Холидей Ф.Е. Шекспир и его мир. М., 1986.

3. Аникст А.А. Шекспир. Ремесло драматурга. М., 1974.

4. Шведов Ю.Ф. Эволюция шекспировской трагедии. М., 1975.

5. Левин Ю.Д. Шекспир и русская литература ХIХ века. Л., 1988.

6. Пинский Л.Е. Шекспир. Основные начала драматургии. М., 1971.

7. Гилилов И. Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна Великого Феникса. М., 1997.

Литература эпохи барокко и классицизма

Барокко – это художественное направление конца 16-17 вв., но иногда рассматривается как повторяющаяся фаза почти каждого этапа развития цивилизации. Понятие введено Теофилем Готье и переводится как жемчужина неправильной формы, нечто странное, причудливое, вычурно-экстравагантное. Девиз: «Кто не нарушает правил, тот не поэт». Философская основа – скептицизм (мир неустойчив все переменчиво, значит, я ничего не знаю, воздерживаюсь от выводов и ничего не понимаю; и за, и против равно возможны). Попытка совместить реальность и иллюзию порождает сложные графические конструкции в поэзии и мысль, что мир – это лабиринт и хаос. Используются неожиданные метафоры, подчеркивается драматизм, парадоксальность отношений человека, времени и вечности. Акцент делается на неожиданность, игровое начало, непроясненность, игру контрастами света и тени, высокого и низкого, утонченно-мистического и грубонатуралистического, трагического и комического, двойственность всего (так как главное – удивить).

Человек утратил свою патриархально-природную целостность, он не только совершенное от природы творение Божие, но и существо, отмеченное печатью греха и смерти. Появляется тема мучения, самоубийства и страдания человека в сочетании с жаждой жизни и стремлением к наслаждению (жизнь - это театр, жизнь – это сон, иллюзия, жизнь – это путь к смерти). Лозунг «делай что хочешь» сменяется на «человек человеку волк», «война всех против в

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...