Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция жизни в реалистической литературе




ХХ века

 

Очеловеченный человек призван спасти гуманистические ценности, культуру.

 

Модернизм ХХ века Реализм ХХ века
1. Стремление разрушить формы искусства. 1. стремление сохранить формы искусства.
2. новая модель художественного творчества. 2. частичное изменение модели художественного творчества.
3. поиск первооснов. 3. создание общей, цельной картины бытия.
4. причина поисков – мозаичность научного знания и культурных явлений
5. часть (первоэлемент) важнее целого, которое обычно заменяется мифом. 5. целое (картина действительности) значительнее любой части, которая обычно замещается мифом.
6. основа – переоценка ценностей 6. основа – переоценка ценностей
7. психологизм 7. историзм
8. философичность 8. документальность.

 

1) Психологический реализм. Пытается решить проблемы некоммуникабельности людей. Человечество входит в сознание героя и наоборот. Конечная, ограниченная смертью, бессмысленная жизнь обретает смысл в человечестве. Оппозиция Запад - Восток, богатые - бедные сменяется на оппозицию Север - Юг, развитые - отсталые страны, интеллектуалы, образованные - невежы, технологические - нетехнологические люди. Вывод: смысл жизни в любви и общении.

Один из ярких представителей Э.Хемингуэй (1899 – 1961). Он относится к кагорте писателей «потерянного поколения». Исследует состояние героев, стараясь передать общее для этого поколения ощущение неустойчивости мира, душевное смятение, опустошенность и разорванность сознания. Доминирующим над всеми чувствами оказывается чувство вселенского одиночества и непонимания. Он много размышляет о месте литературы в современном мире, о судьбе художника, о жизни и смерти, природе и цивилизации, их сосуществовании в ХХ веке. По его мнению, человек неотделим от человечества, он отвечает за всех, и все в ответе за трагедию, переживаемую каждым из людей.

Повесть «Старик и море» была задумана им как большая книга о земле, воде и воздухе, о человеке и его месте в мироздании. За повесть «Старик и море» он был удостоен Нобелевской премии. Это притча, героев здесь мало. Большое место занимают внутренние монологи старого рыбака Сантьяго, в которых рыба, пойманная Стариком, наделена также функциями героя произведения. Помимо реального плана в повести присутствует план метафорический. Человек, несущий в себе гуманистическое начало, и Море, Рыба - противоборствующее, противостоящее Человеку воплощение мирового и космического Зла.

Джек Лондон (1876 - 1916) считается эталоном «американского успеха», иллюстрацией стремительного восхождения самоучки к вершинам богатства и славы. Был привержен к американским ценностям, полагая, что путь к успеху лежит через предприимчивость, энергию, волю индивида. Его герои утверждали себя благодаря находчивости и смелости. Его в чем-то исключительные герои – реальны и одновременно приподняты. В его произведениях редки полутона, краски заметно сгущены, линии даны рельефно. Новеллы остросюжетны и динамичны. Темы: бескорыстие, дружба, солидарность, самоотверженность, воля к жизни, сильные люди, отважные, но обреченные индейцы, спорт и спортсмены, животные, культ силы и вседозволенности, журналистско-социологическое разыскание о людях бездны (например, жителях бедных кварталов Лондона).

Верил в могущество сверхчеловека и передавал острое ощущение катастрофичности общественного развития. Культ силы и вседозволенности, его «плюсы» и «минусы» описаны в романе «Морской волк». «Мартин Иден» - история моряка, который нелегким трудом пробивается к вершинам знаний и писательской славе. Дань фантастике, мелодраматическим ситуациям, неглубоким, но броским сюжетам отдал в романе «Межзвездный скиталец».

2) Интеллектуальный реализм. Каждое произведение – концепция. Стремление художественно доказательно решить социальные проблемы, дать анализ состояния мира. Внимание к передаче пластики движения мысли, раскрытию диалектики души человека, взаимодействию мира и сознания. Литература – превращение события в идеи. Параболичность мысли и экспериментальность обстоятельств.

О.Уайльд (1854-1900) – представитель течения декаданс в зарубежной и английской литературе XIX-XX веков. Считал себя символическим выражением своего века. Выработал специфическую эстетическую систему, которой следовал как в жизни, так и в творчестве.

Он верил, что красота – единственно достойное человека занятие, а рукотворная красота совершеннее природы. Писал сказки, так как в них можно было говорить о реальности иным языком, чем в реалистической литературе. Пытался обратить внимание на то, что жизнь многообразна и не сводится к фактам повседневности («Гранатовый домик», «Кентервильское привидение»). Выступает за необходимость разделения искусства и жизни: надо творить новый мир, который ни что иное, как греза, сказка, ложь. Ложь – это проявление красоты. Искусство – это зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь. Использовал парадокс как способ мыслить и соотносить правду и красноречие. Размышлял над соотношением добра, пользы и красоты. Отстаивал право искусства изображать всё и создавать совершенство несовершенными способами и средствами, но и провозглашал, что «всякое искусство совершенно бесполезно». Он играет словами, высказывает противоположные суждения, сталкивает их, и ни разу в художественном целом отвратительное, ложное, порочное не берет при этом верх.

«Портрет Дориана Грея» - произведение, пронизанное своеобразными, эстетическими идеями писателя. «Рупором» авторских взглядов является в романе лорд Генри. Особого внимания заслуживает история деградации главного героя, юного Дориана Грея.

Т.Манн (1875 - 1955) пытался осмыслить и выразить универсальные проблемы жизни человечества: процесс гуманистической кристаллизации личности, сохранения и развития совершенной духовной жизни. Главная задача – обнаружение сокровенно-человеческого в человеке, не потерявшем веру в себя. Т.Манн склонен к абстрактно-теоретическому объяснению явлений, не изображению фактов, а их одушевлению и философскому истолкованию. Использует мифологию, чтобы глубже исследовать в человеке вневременные, вечно существующие и вечно повторяющиеся начала. Художественно-образный пласт всегда дополнял теоретическим анализом. В романе «Будденброки. Упадок одной семьи» под маской семейной хроники скрывался социально-критический роман, историческая картина быта и нравов Германии и Европы конца ХIХ – начала ХХ в., омраченная нависшими над ней тенями раздумий об упадке. Роман «Королевское высочество» был попыткой в форме романа создать комедию. Новелла «Смерть в Венеции» вопрос об искусстве и художнике в условиях кризиса культуры. Литературным материалом и героями у него выступают не события и личность, а идеи времени. Он считает основополагающими не социальные или классовые различия, а духовно-нравственные, основными типами эпохи – не буржуа и пролетария, а бюргера и художника. Приметы бюргерской линии поведения в жизни – сознание и выполнение своих жизненных обязанностей, ориентация на здравый смысл, естественность, близость и любовь к жизни. Тип художника – эгоистическое, эстетическое начало, пренебрежение чисто человеческим долгом, ущербная духовность, высокомерное предпочтение искусства жизни. Смерть – это элемент круговорота бытия, переход от одной формы существования в другую; нет продолжения жизни без распада и умирания.

«Волшебная гора» - произведение о духовном складе европейца первой трети ХХ века и вставших перед ним проблемах. «Волшебная гора» и «Доктор Фаустус» - попытка воссоздать максимальную полноту жизни. Объяснение жизни идет историческими, национальными, социальными факторами. Это синтетический жанр, включающий структуру романа философского, мифологического, социально-психологического и т.д. Романы рассказывают о духовно возвышенных личностях, об их «приближении ко всему доброму и разумному». Например, трагедия Адриана Леверкюна, наделенного гениальным даром музыканта, заключается в том, что он сделал ложный жизненный и творческий выбор, в котором есть «сговор с чертом». Это ориентация на темные, разрушительные силы мира, на эгоистическое возвышение своего «я» («нет дела до всеобщего гуманного порядка, знает свободу лишь собственной личности»), на элитарное обособление в искусстве («ведет к высотам пустынным и страшным»). Объединил Гете – Л.Толстого (осененных возвышенным простодушием и несокрушимым здоровьем) и Ницше – Достоевского (детей духа, великих грешников и страстотерпцев, святых безумцев) как выражение духовной власти тьмы и света в целостном единстве, где четко установлена пропорциональная зависимость возможной высоты полета человека от глубины его падения.

Б.Шоу (1856-1950) – крупнейший английский драматург XIX-XX веков. Он считал, что пришел в театр для преобразований, равных тем, которые связаны с именем Шекспира. Писал критические статьи о музыке и театре. Внес свой вклад в разработку темы «потерянного поколения». Изучал природу человеческого гения. По его мнению, суть конфликтов – столкновение таланта с обывательским здравым смыслом. Свои первые пьесы писал, чтобы «заставить людей задуматься над некоторыми неприятными фактами». Ставил вопрос о том, могут ли его современники не задумываться над тем, как, каким путем и какой ценой обретено их внешнее благополучие. Постепенно перешел от изображения преступлений общества к описанию и исследованию «его романтических иллюзий и борьбы отдельных людей с этими иллюзиями, то есть к «пьесам приятным». Противопоставил романтической этике критиков естественную мораль своих пьес. Умел доносить любую самую серьезную мысль в максимально легкой форме, что помогало в создании пьес-дискуссий. Один из создателей «интеллектуальной драмы» ХХ века. Выступал за создание драмы для чтения, в которой ремарка будет играть особую роль. Создал драмы идей, так как в основе драм лежит конфликт. Суть пьес – в словесных поединках между персонажами по вопросам политики, морали, религии, искусства. Его пьесы – это тележка с яблоками из английской пословицы, т.е. парадокс, обращение события вспять, переворачивание всего вверх дном. Создатель остросоциальной драмы-дискуссии.

Цель Б.Брехта (1898 - 1956) – донести до зрителя суть законов развития человеческого общества, указать перспективу социалистического бытия. Например, в «Трехгрошовой опере» приравнял уголовный мир к буржуазно-деловому, «шайку грабителей» - к «порядочному» обществу. В 20-е годы разработал теорию «эпического театра». Включил в драму родовые черты эпоса, т.е. главное не действие, а рассказ. Происходящее на сцене постоянно комментируется, оценивается с помощью зонгов, партий хора, чтения газет. Действие превращается в рассказ с разных точек зрения о действии. Для этого использовал уже известные произведения. Это форма объективирования, «остранения» жизненных явлений, когда хорошо знакомое, обыденное подается как неожиданное, странное, вызывающее раздумья. В период разработки теории эпического театра она воспринималась как критика традиционного реалистического театра, в настоящее время это переакцентировка внутри пьесы или спектакля («Страх и нищета в Третьей империи», «Святая Иоанна скотобоин»).

По его мнению, полнота восприятия складывается из искусства наблюдения, критического отношения к воспринимаемому (критического отношения к любому явлению) и предполагает его исправление, преобразование. Иллюзорность представления разрушалась условностью декораций, плакатами, постоянными обращениями исполнителей к зрителям. Цель пьес – не потрясение, а размышление. Усиление роли автора – он рассказчик, использующий сюжетные коллизии как аргументы в дискуссии со зрителем. Он учит явно и откровенно.

Обратите особое внимание:

1. Что такое принцип айсберга у Хемингуэя?

2. Двуплановость повествования в «Старике и море».

3. Сравните противостояние Дориана и его портрета в «Портрете Дориана Грея» Уайльда и старика и моря, старика и Рыбы в «Старик и море» Хемингуэя. Что общего и что различно? Почему?

4. Как Мартин Иден делает «карьеру»? Почему Мартин так стремится стать писателем? Почему он одинок и разочарован? Почему он оказался меж двух миров?

5. Сравните содержание таких произведений как «Морской волк», «Мартин Иден» и «Межзвездный скиталец» и ответьте:

а) Изменилось ли описание и решение проблемы творческой личности?

б) Изменилось ли описание и решение проблемы сильной личности?

в) Изменилась ли философия жизни у писателя?

6. Как совмещается и борется за первенство бюргер и художник в отдельном человеке и между людьми у Т.Манна?

7. Три цикла Шоу 1890-х годов («неприятные», «приятные», «для пуритан»). Суть названий циклов. Какие пьесы входят в циклы?

8. Влияние Б.Шоу и Б.Брехта на театр XX века. Функции ремарок и предисловий.

9. Город, как роковой символ в пьесе «Пигмалион». Что воплощает цивилизация и как она влияет на здоровое природное начало человека?

Литература

1. Грибанов Б.Т. Эрнест Хемингуэй – герой и время. М., 1980.

2. Анастасьев Н.А. Творчество Э.Хемингуэя. М.,1981.

3. Злобин Г.П. По ту сторону мечты. М.,1985.

4. Быков В.М. Джек Лондон. М., 1964.

5. Зверев А.М. Джек Лондон. М., 1975.

6. Стоун. Моряк в седле. Биография Джека Лондона. М., 1966.

7. Фонер Ф.Ш. Джек Лондон – американский бунтарь. М., 1966.

8. Богословский В.Н. Джек Лондон. М., 1964.

9. Зверев А.М. Модернизм в литературе США. М., 1979.

10. Афанасьев К. Обновление традиции. Реализм ХХ века. М., 1984.

11. Засурский Я.Н. Американская литература ХХ века. М., 1984.

12. Адмони В.Г., Сильман Т.И. Томас Манн: очерк творчества. Л., 1960.

13. Апт С.Е. Томас Манн. М., 1972.

14. Апт С.Е. Над страницами Т.Манна: Очерк. М., 1980.

15. Дирзен И. Эпическое искусство Т.Манна: Мировоззрение и жизнь. М., 1981.

16. Федоров А.А. Томас Манн: Время шедевров. М., 1981.

17. Павлова П.С. Типология немецкого романа. 1900 – 1945. М., 1982.

18. Какабадзе Н.М. Манн, грани творчества. Тбилиси, 1985.

19. Гражданская З.Т. Шоу. Очерк жизни и творчества. М.,1979.

20. Аникст А.А. Теория драмы на Западе во 2-й половине XIX века М.,1988.

21. Пирсон Х. Бернард Шоу. М., 1972.

22. Образцова А.Г. Бернард Шоу и европейская театральная культура на рубеже ХIХ – ХХ вв. М., 1974.

23. Балашов П.С. Художественный мир Б.Шоу. М., 1982.

24. Райх Б.Ф. Брехт. Очерк творчества. М., 1960.

25. Клюев В.Г. Театрально-эстетические взгляды Брехта. Опыт эстетики Брехта. М., 1966.

26. Шумахер Э. Жизнь Брехта. М., 1988.

27. Федоров А.А. Зарубежная литература 19-20 веков. Эстетика и художественное творчество. М., 1989.

 

 

КАЗАХСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Тюркская литература VIII – XIII вв. и казахская

литература VIII –XVIII века

Запад стремился ответить на вопрос, что есть мир и каково место в этом мире человека, а Восток репродуцировал мир из своего внутреннего ощущения и постижения человека как единственно достойной внимания самоценности. Запад стремился свести все богатство знания к небольшому количеству исходных положений, а вся восточная культура - к воспроизведению во времени большого количества подробностей. Запад – это диалог и состязание умов, а Восток – заучивание. Наиболее последовательно и ярко восточные особенности проявились в казахско-тюркской культуре.

В Х в. появились поэты-мыслители, хотя “красноречие” так и осталось главным свойством арабской литературы, в противоположность персидской, за которой признавалось преимущество по “идеям”. Существовало много видов письменности. Распространилась поэзия, т.к. шахи и султаны требовали своего восхваления. Абулкасим Фирдоуси (934 - 1030) создал эпопею “Шах-намэ” (“Книга царей”), где воспевал исторических и мифических иранских царей, в центре с эпическим героем Рустамом. Ученый и философ Омар Хайям (1040 - 1123) создал бессмертные рубаи, каждая из которых – маленькая поэма с философским подтекстом. В ХV в. прославились персидско-таджикские поэты Джами и основоположник узбекской литературы Алишер Навои. Муслих-ад-дин Сафи – автор сборников дидактических рассказов – “Бустан” (“Плодовый сад”) и “Гулистан” (“Цветник”), четырех сборников газелей (лирических произведений), элегии на взятие Багдада и др.

Персидская и арабская литература слились в выдающемся “Словаре тюркских языков” Махмуда Кашгарского с образцами уйгурского фольклора XI в. Ранний памятник уйгурской литературы – дидактическая поэма XI в. «Книга о достижении счастья» Юсуфа Баласагунского (первого уйгурского поэта и писателя, заложившего основы уйгурской классической литературы) – это философское произведение о смысле и значении человеческой жизни, определение обязанностей и норм поведения человека в обществе, критика этого общества. Ходжа Ясауи внес вклад в распространение ислама в Казахстане. Он был основателем суфийского ордена Ясавия, в стихах проповедовал величие бога и необходимость смирения.

Многие поэты входили в орден влюбленных странников (суфистов), школу самосовершенствования и познания бытия. Они называли себя братьями, искателями, влюбленными, странниками, т.е. тема любви и познания мира через любовь – одна из самых больших особенностей Учения. Их интересовала тайна бытия, сущность сущего, космическая печаль, тайна Бога. Роза, виноград, павлин – символы, за которыми стоят целые концепции. Ходжа Насреддин – обучающий персонаж суфиев. Его притчи служат своеобразными «ударами», которые пробивают скорлупу обусловленности нашего сознания, т.к. шутка доходит бессознательно.

Слово «казах» впервые появилось в тюрко-арабском словаре в 1245 году как «свободный, скиталец». Одна из характерных черт – повторяемость. Вся жизнь казаха проходила в рамках ритуала, за что его даже называли “обрядолюбивый казах”. Каждое племя имело свой собственный уран, т.е. особый символ этнической принадлежности (чаще всего – имя героического предка) и тамгу (знак принадлежности, символ обладания чем-либо). Всякую удачу приписывали покровительству предков (аруахов), приносили им жертвы. Почетаемые божества – Тенгри (небо), Умай (богиня плодородия), священная вода-земля, Эрлинг (бог царства мертвых), Бюрт (бог скорой смерти). Были вредоносные духи (ел, ец). Основной первопредок - Коркут, прилетевший на землю на белой верблюдице (или птице), так как верблюд – это символ единого и неделимого космоса, а лошадь лишь символ высшего мира. Коркут – от слова «корку» (бояться, устрашать, увещевать), так как страх – одно из принципиальных состояний человеческого бытия, а Кор-Кут – это соединение двух начал добра и зла, счастья и несчастья. Коркут - это герой многих топонимических легенд с концовкой объясняющей название рек, озер, гор, борец за жизнь на земле, первый шаман, создатель музыкальных инструментов и т.д. Кюй Коркута помогает осознать вечность и неиссякаемость красоты природного мира, установить гармонию природного и человеческого мира. «Книга моего деда Коркута» - один из наиболее древних письменных памятников тюркского фольклора, источник социальных отношений и политической истории, культуры, традиционного быта и языка тюркских племен. Несоблюдение кем-либо этических правил – движущий мотив книги. В одном случае это нарушение возрастной субординации, в другом – пространственной организации пиров (советов), в третьем – неудачная реплика и т.д. Категория «кут» - счастье, богатство, благоденствие, доля. Почитались и персонажи общемусульманской мифологии. Это невидимый странствующий пророк Кыдыр, пророк Сулейман, считавшийся покровителем вод, властелином духов. Ислам добавил термин «джинн» к уже существовавшим «пери», «дэвам», «Албасты» (демон в виде женщины с распущенными рыжими волосами, вредящая младенцам), «сабэ» (лешему), убi (водяному) и др.

Казахи сочетали философию мира с философией быта. Быт казахов – книга о Первотворении, космосе и человеке. Их единство происходило через культ предков, многозначность и многопрофильность каждой вещи и того, что одним из обязательных свойств того или иного предмета было философское определение, его смысловая значимость. Главное качество литературы и культуры – интеллектуальность, основа – тюрко-монгольская культура, полное слияние с природой.

Музыка и слова неотделимы в песенном жанре, т.к. кюи сопровождались легендами. Кюи – это ранние фольклорные произведения, тесно связанные с архаичными ритуалами, верованиями, древней мифологией. Жизненные впечатления обобщались в пословицах и поговорках. Популярны были сказки о животных, волшебные и бытовые сатирические сказки.

Казахская поэзия включала джир (рапсодия), джилав (жылау) – надгробная песня, каим - стихотворное состязание джигитов и девушек на свадьбах, кара улен – краткое поэтическое повествование о том или ином событии, улен – песня лирического или прозаического склада, конiл-айту – песенное известие семье и роду о смерти казаха вдали от своего дома. Жизнь казаха сопровождали бытовые и обрядовые песни (тойбастар, жар-жар, бата – благословение, коштасу - прощание), отiрiк-олен (песня-небылица), а также мудрые изречения (шешендiк создер), дидактические песни (т ерме и др.) и т.д. Наиболее популярно терме – музыкально-песенная форма и жанр казахского речитативного песенного склада. Рифма свободна и вольна, разнообразна и непоследовательна. Терме чаще всего начинается возгласом, восклицанием, имеющим характер вступления. Основное музыкальное содержание – короткая музыкальная фраза, многократно повторяющаяся в связи с изложением словесного текста.

На протяжении столетий создавались героические сказания, основной темой которых была борьба казахских племен за свою независимость. Это анонимные, коллективные произведения. В них действовал один герой, например, «Базар», в других несколько - «Алпамыс», «Кобланды». Сказания существовали в нескольких вариантах, но противоречивших друг другу. Герои разного происхождения, но для всех главное - любовь к родине и родному народу. Самый давний относится к VIII – Х вв. – эпос об Алпамысе - о восстаниях против Золотой Орды. В «Карабеке», «Утеген батыре» и др. разрабатывается тема объединения племен для защиты от калмыцко-джунгарских нападений. В «Кубыгуле» повествуется о бегстве влюбленных, о погоне, о трагической судьбе рабыни, которая добровольно взяла на себя вину Акбилек – дочери калмыцкого хана, тайно бежавшей с казахским батыром. Эпос «Кобланды-батыр» - сказание о Первотворении Вселенной и жизни на Земле, которая соединяет два противоположных начала, два вида энергии: мужскую и женскую, солнечную и лунную. Единство человека и космоса осознается как связь с предками, с предначалами жизни, с Луной.

Отличительные особенности героического эпоса: 1) ритмичны, поются певцами-сказителями (жырши); 2) какие бы стороны жизни не описывались, для них всегда находятся весомые слова; 3) взаимоотношения героев психологически сложны и описываются живописно и эмоционально; 4) широко представлен юмор. Помимо острот, насмешек, комической наружности героев, даны целые картины и эпизоды, полные юмора; 5) всегда общественное преобладает над личным; 6) батыр – носитель мощи всего коллектива. Это единственный сын, отличающийся богатырской силой с детства, тоскующий по родине при отъезде, ради нее забывающий свои обиды; 7) жены батыров – красавицы, помощницы, часто говорится об их поэтическом даре и грамотности; 8) кони батыров обладают волшебной силой.

Лиро-эпическая поэма – это поэма, лирический дастан, жыр, лирико-бытовая поэма о любви. Возникла в середине XIX века. Это эпическое произведение о семейно-бытовых отношениях, выведение внутрисемейных вопросов на всеобщее обсуждение, показ обычаев, норм, порядков, отношения к женщине и любви. Самый ранний – эпос «Козы Корпеш и Баян Сулу». «Кыз Жибек» - это гимн свободной любви, личной инициативы и тема треугольника: он – она – соперник. «Айман-Шолпан» мифологично: жизнь без сына воспринимается как непроявленная, жизнь должна быть обязательно проявлена, чтобы сохранить космическое равновесие. Романтические эпические произведения призывали молодежь к осознанию себя индивидами, пониманию своего места в жизни. Повествуют о своевольных, грамотных красавицах. Они поются и рассказываются речитативом под кобыз или домбру.

Обратите особое внимание:

1. Какова роль древнетюркских произведений в формировании казахской литературы?

2. Над чем чаще всего смеялся народ и почему?

3. Как отражается быт казахов в бытовых сказках?

4. Кто такие Тазша, Алдар-Косе, Жиренше-шешен, Пискун и др.?

5. Каковы отличительные особенности сказок о животных?

6. Как сочетается фантастическое и реалистическое в эпосе?

7. Назовите отличия социально-бытового эпоса от героического.

8. Как отражена специфика обычаев и традиций аула в героическом и лирическом эпосе? В чем сходство и в чем различие? Приведите примеры.

9. Как в лирико-бытовых поэмах показаны усложненные психологические мотивировки поступков героев и ситуаций?

Литература

1. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., Л., 1967.

2. Стеблева И.В. Поэзия тюрков VI – VIII вв. М., 1965.

3. Памятники истории и культуры Семиречья. М., 1982.

4. Тимошинов В.И. Аруах – культ предков у казахов. // Мысль. 1995. №8.

5. Тимошинов В.И. Древние верования казахов. // Мысль. 1996. № 5.

6. Казахи: Историко-этнографическое исследование. Алматы, 1995.

7. Плетнева С.А. Кочевники Семиречья. М., 1982.

8. Жуковская Н.Л. Судьба кочевой культуры. М., 1990.

9. Каракузова Ж.К., Хасанова М.Ш. Космос казахской культуры. Алматы, 1993.

10. Кочевники. Эстетика. Алматы, 1993.

11. Представления, культы, обряды у казахов. Алма-Ата, 1992.

12. Масанов А. Кочевая цивилизация казахов. М., 1995.

13. Киноповесть о Коркуте // Простор, 1993, № 6, с. 56-91.

14. Книга о моем деде Коркуте // Простор, 1990, № 2, с. 153-159.

15. Тюркская литература 8-13 вв. // Простор, 1996, № 1-2.

16. О Баласагуни и Кашгари // Простор, 1984, № 1.

17. Ясауи // Простор 1990, № 1-2; 1992, № 9-10.

18. Кудайбердыев Ш. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий. Алматы, 1990.

19. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. Алматы, 1995.

20. Маков Г.Е. Кочевники Азии. М., 1976.

21. Учебное пособие по истории Казахстана с древнейших времен до наших дней. Алма-Ата, 1993.

22. Плетнева С.А. Кочевники Семиречья. М., 1982.

23. Памятники истории и культуры Казахстана. Алма-Ата, 1986.

24. Байпаков К.М. История Древнего Казахстана. Алматы, 1995.

25. Байпаков К.М. История Казахстана в средние века. Алматы, 1996.

26. Средневековая городская культура Казахстана и Средней Азии. Под ред. Б.А.Тулепбаева. Алматы, 1983.

27. Шаханова Н. Мир традиционной культуры казахов (этнографические очерки). Алматы, 1998.

28. Нурмагамбетова О. Казахский героический эпос. Кобланды-батыр: Сравнительно-типологические исследования. Алматы, 1984.

29. Казахский эпос. Алма-Аты, 1958.

30. Орлов А.С. Казахский героический эпос. М., 1954.

31. Смирнова Н.С. Казахская народная поэзия. Алматы, 1967.

32. Каскабасов А. Казахская волшебная сказка. Алма-Аты, 1972.

33. Суханов И.С. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976.

34. Поэты пяти веков: Казахская поэзия XV – начала ХХ века. Алматы, 1993.

Казахские просветители

Акынство как особая форма творческого отражения действительности, появилась в XV в. вместе с формированием казахских ханств. Это был период перехода от фантастических образов народной словесности к объективному описанию реальных фактов самой жизни. Не каждый мог в течение нескольких часов, в стихах и песнях раскрыть суть событий и охарактеризовать персонажей своего повествования.

Принято считать, что поэтическое творчество у казахов прошло три стадии развития: 1) период жырау – XV-начала XVIII вв. Жырау (сказитель, советник, предсказатель) – это военные и политические советники властителей. Ранние представители – Казтуган, Асан-Кайгы (XV в.), Доспамбет-жырау (XVI в.), Шалкииз-жырау (1465-1560), Татигара-акын (XVIII в.), Бухар-жырау (1668-1781), Шал-акын (1748-1819). Основной жанр – толгау, т.е. философско-дидактические рассуждения-наставления с советами правителям и народу, попытки объяснить изменения природной и человеческой жизни, песни-восхваления чего-нибудь, обоснование морали, нравственных установок и требований. Высказывается идея об упорядоченности и об обусловленности природы и жизни людей.

Объект восхищения Казтуган-жырау – естественные силы Земли, но без языческого олицетворения или боготворения, исламской идеи о сотворении мира богом. Он делит людей по их мировоззренческому принципу на неверных и мусульман. Уделяет внимание раскрытию содержания таких нравственно-этических категорий, как справедливость, мудрость, трусость, зло, глупость, невежество. Тема Асан-Кайгы Печальника – взаимодействие Земли и человека. Шалкииз воспевает военную тему, бренность всего сущего, переменчивости судьбы, ставит проблему индивидуальной смерти человека. Жиембет повествует о собственной доблести, отваге и силе, высказывает обиды. Доспамбет в духе восточной этики воспевает женскую красоту, мотивы чувственной любви. Он связывает мысль о бренности всего сущего с представлением о необыкновенной переменчивости судьбы, которая может любого человека бросить из одной крайности в другую. Произведения чаще всего исполнялись под кобыз.

2) акынство – вторая половина XVIII-первая половина XIX века. Поэзия стала проще, но разнообразнее по тематики. Домбровое исполнение переплеталось с рассказами и легендами о возникновении и содержании произведения. Акынов интересовали события текущей жизни, скорбь о прошлом, о казахской самобытности. Это авторские импровизации на непосредственные наблюдения, регистрация простого факта сопровождается раздумьем о бесконечности пространства, тленности жизни человека, воспеванием героических личностей, размышлениями о бессмысленности войн. Это поэтизированная философия, направленная на осмысление сущности жизни и смерти, преходящего и изменяющегося во времени и их отношения с вечностью.

Бухар-жырау(1668 - 1781) – придворный поэт, праведный мусульманин. Он размышлял о распрях, неустроенности народа, жажде жизни, единения. Говоря о бренности сущего и бесконечности времени (но как о естественной закономерности, а не сверхъестественном роке), он пытается скорректировать изменчивое время с неизменной вечностью, соотнести течение времени с миром природной человеческой морали. Ахтамберды(1675 - 1768) идеализирует кочевую жизнь, требует равенства, призывает к единению. Шол-акын(1748 - 1819) впервые заговорил о необходимости знания, как предпосылки интеллектуально-культурного становления человека как человека, а, следовательно, и условия формирования и развития общества как единого и целостного социального образования, степень зрелости которого находится в прямой зависимости от степени умственной и нравственной зрелости самого человека. Он старался сформулировать у людей правильное представление о красоте, к которой должен стремиться каждый, о жизни и смерти. Бог у него вроде понятия рока или судьбы и часто сводится к внешним природным и особенно социальным явлениям и обстоятельствам, перед которыми человек бессилен. Человек – то, что из него делают сложившиеся обстоятельства. В бесконечной цепи смены поколений конец и начало, смерть и рождение являются тождественными и непрерывно связанными между собой, т.к. в отрыве друг от друга они теряют смысл и по сути своей превращаются в некое подобие совершенно недоступной для человеческого понимания нелепости. Таким образом, у акынов мысль преобладает над образом и часто она высказывалась без обращения к образной параллели, с желанием воплотить ее в памяти.

3) айтысы – вторая половина XIX-начало XX века. Центральная тема – восстание. Махамбет Утемисов(1804 - 1846) впервые создает образ положительного героя-борца и говорит о бессмысленности любой мольбы, призывает к активной борьбе за свободу во всем. Курмангазы Сагырбаев (1806 - 1879) – активный деятель, бунтарь в жизни и музыке. Его кюи действенны, динамичны, это большие полотна, созданные крупными мазками художника. Незаметно усиливается лирическое и критическое начало. Даулеткерей Шигаев (1820 - 1887) – представитель лирико-психологического направления. Начинают появляться мотивы безысходности, растерянности, неустроенности, тревоги за будущее, идеализация прошлого, идет шлифовка казахского литературного языка (литературное направление “Эпоха скорби”, куда входят Дулат Бабаев, Шотанбай Канаев и др.).

Постепенно повышается образованность, открываются школы. Просветители ссылались на предписания Корана и на пророка Мухаммеда, который в своих заветах требовал “учиться от колыбели до гроба”. Чокан Валиханов (1835 - 1865) исследует народные поэмы, сказки, легенды. Он первый, кто сделал научную запись киргизского эпоса “Манас”, составил его историко-литературный анализ и перевод на русский язык. Изучал казахские и киргизские памятники в сравнении. Труды по истории, географии, этнографии Казахстана и стран Азии снискали ему имя выдающегося ученого.

Ибрай Алтынсарин (1841 - 1889) создал учебники, писал стихи, переводил произведения русских писателей, использовал новый казахский алфавит на основании русской графики. Издал “Киргизскую хрестоматию” состоящую из: 1) стихотворений, детских рассказов и сказок, образцов писем; 2) рассказов для взрослых; 3) образцов устного творчества; 4) пословиц и поговорок. Всё это было дополнено сведениями о развитии науки, жизни и быте разных народов, преимуществах оседлого образа жизни, вреде невежества. Стремился к ясности и простоте, дидактическим выводам, противопоставлению двух социальных типов. Он создатель начальных и профессиональных учебных заведений нового типа.

Абай Кунанбаев (1845 - 1904) писал сатиры, философские раздумья, о любви, науке, раздумья о смысле жизни и счастье человека, о временах года, хотя только в 40 лет поставил под стихотворением “Лето” свое имя, ранее подписываясь именем друга Кокпая Джантасова. ВВел в казахскую литературу откровения, пейзажную лирику, исповедь. Впервые в казахской литературе высказал свое мнение о семье, родительском долге, воспитании, женщине. Ввел в казахский стих размер “аруз” и арабо-персидские слова из лексики восточных поэтов. В “Восьмистишиях” говорил о пути развития народа. Часть своих наставлений в разделе дидактической поэзии обосновывает догмами ислама. В “Словах назиданиях” объединил лирико-публицистические, социально-философские, общественно-политические, морально-этические этюды о явлениях действительности, жизни людей, общества, природы, о религии, науки, о правилах поведения. Это 45 слов-размышлений, призывов к благородным деяниям. Центральная идея – вера в торжество человеческих идеалов, в безграничные возможности казахов. По его мнению, цель науки и всякого познания вообще сводится: 1) к познанию истины; 2) к тому, чтобы научиться отличать полезное для человека и человечества от вредного; 3) к очеловечиванию человека; 4) к тому, чтобы дать человеку возможность определить меру своим поступкам и поведению, т.е. знать и во всем соблюдать меру; 5) через познание сотворенного постичь Мудрость, Любовь и Справедливость самого Создателя и в своей жизни. Он осуждает лень, воровство, неуважение к старшим и т.д. Вопросы он намеренно оставляет без ответа, давая возможность читателю самому прийти к правильному ответу. Использует слова Сократа, поэзию Гомера, трагедии Софокла, греческие мифы, заветы Мухаммеда и суры Корана.

Обратите особое внимание:

1. Почему у Доспамбета смерть живого человека - это результат зова рока, а у Шалкииза смерть – это признак присутствия и воли Неба-Тенгри, так как Бог у него выступает не в каче

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...