Обзор современной казахской литературы
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Послевоенная литература отличается переводами, переделками ранее написанного (Муканов из приключенческой повести “Загадочное знамя” (1938) создает исторический роман “Ботагоз” (1946, 1948, 1950), а энциклопедический размах, движущаяся панорама жизни и духовного мира целого народа в романе-эпопее “Путь Абая” Ауэзова возникает из пьесы “Абай”), устранение элементов схематизма, не всегда раскрываемых психологических особенностей образов, сложности человеческой судьбы, военная тема, где победа рассматривается как победа разума, готовность к подвигу и самопожертвованию. Создаются исторические романы, в которых в центре внимания: 1) историческая личность (“Путь Абая” Ауэзова); 2) определенный этап истории с главными вымышленными героями (“Пробужденный край” Мусрепова, “Кровь и пот” Нурпеисова); 3) автобиографический роман (“Школа жизни” Муканова). Появляются сюжетные произведения. Стала популярна публицистическая лирика, завершилось формирование лиро-эпического жанра (поэма, роман в стихах, баллада). Поэзия стала отражать реальные картины жизни в их развитии. Лиро-эпическая поэма пополнилась сюжетно-лирической, сатирической и драматической драмой. В поэзии Абдильда Тажибаева, Таира Жарокова, Кажима Жумалиева, Гали Орманова, Халижана Бекхожина, Хамида Нргалиева, Сырбая Мауленова, Каната Сатыбалдина и др. происходит отход от воспевания и описательности, усиливаются разговорные интонации. Касым Аманжолов – поэт, драматург, литературный критик. Его лирика включает: 1) стихи, посвященные труду; 2) стихи о великих событиях и выдающихся личностях; 3) стихи о любви и природе; 4) раздумья; 5) сатира и юмор. Одним из первых показал, что поэт – это труженик, а поэзия – вдохновенный труд. У него нет описательности, а всё подчинено выражению душевного состояния героев. Его стихотворения – это единство пейзажа, философской мысли и любви к жизни.
Сабит Муканов (1900 - 1973) впервые выступил в 1919 году как поэт. Он просто рассказывает о пережитом. В 30-е годы обращается к прозе. Он создал поэтическую летопись превращения Казахстана в индустриально-колхозную республику. Рассказам присущи правдивость в изображении минувшего (“Старые времена”, “Сбившиеся с пути”), интерес к производственным проблемам (“Золотой край”), раскрытие духовного мира защитников Родины (“Разведчики”), раскрытие безграничных возможностей и силы воли человека (“Аспаз”), особенности мира детей (“Сын чабана”). В романе “Ботагоз” описывает события 1913 – 1919 гг., доказывает, что освободительное движение рождено самой жизнью. Это первый роман, раскрывающий значение победы революции через судьбу женщины. “Сыр-Дарья” (1947) – роман о самоотверженности тружеников тыла в годы войны. Он вводит лексику индустриальной эпохи. Лирический герой – современник эпохи. Детально разрабатывает характеры героев, их точные социально-психологические характеристики. Роман “Сулушаш” – первый казахский роман и первое произведение переведенное на французский язык. Трилогия “Школа жизни” рассказывает о трудных путях народа к новой жизни, размышления о его судьбе. “Заблудившиеся” (1931) – первый казахский социально-психологический роман о классовой борьбе. Чокану Валиханову посвящены драма “Дочь Кашгарии” (1958), дилогия “Промелькнувший метеор” (1967), драма “Чокан Валиханов” (1953). Габит Мусрепов (1902 - 1985) описывает нравственную силу незаурядных личностей, возвышенную романтику и драматизм событий, то есть драму сильных шекспировских страстей. Мастер выразительных сравнений. Он вникает в суть национально-освободительное движение 1916 года, показывает истоки героизма народа в годы гражданской и Отечественной войн, поднимает моральные проблемы, проблемы любви и дружбы. Первая проба пера – рассказ “Едиге” (1925). Можно выделить несколько этапов творчества: 1) 20-30-е годы – повесть “В пучине”, рассказы “Сказка о жизни”, “Кос Шалкар”, “Соседи из синего дома” – революционная тематика, борьба за право жить по-своему. Драмы (“Кыз-Жибек”, “Амангельды”, “Трагедия поэта”, “Козы-Корпеш и Баян-Сулу”) отличаются столкновениями сильных характеров, написаны на фольклорно-легендарной основе. 2) 1932 – 1938 - цикл о матери. Он уделяет большое внимание уделяет раскрытию душевной красоты матери. Это сильные личности, стоящие на четкой жизненной позиции. В “Мать матери” героиня защищает свою дочь, похищенную джигитами, рассказав о горькой судьбе батрачки. В “Материнском гневе” сына Капии Бахыта угоняют на тыловые работы в 1916 году. Она убивает волостного, попадает в тюрьму, но спасена большевиками. В “Мужестве матери” Нагима спасает красноармейцев от врагов. “Мести” мать убивает фашистов, а в “Аклиме”, узнав о гибели сына, усыновляет воина Сапара. Они отличаются поэтичностью, страстью монологов и авторских отступлений, искусством детали. Повесть “Улпан ее имя” (1974) о бренности человеческого бытия, смерти на примере семьи волостного – жертвы революции. Это роман о женщине, которая родилась раньше своего времени и покинула мир с тяжестью неисполненных желаний. 3) 1939 – 1985 – мастерство диалога. Через речи героев передаются их характеры, мысли, чувства, оживают приметы времени. Повесть “Биага” посвящена памяти репрессированного Беимбета Майлина, отличается философичностью и умением раскрытия сложных взаимоотношений разных социальных групп. Роман “Солдат из Казахстана” (1948) – одно из первых произведений казахской прозы о Великой Отечественной войне. Это история молодого поколения, повзрослевшего на войне, на примере жизни Кайроша Сарталиева. Основные черты облика молодого человека, воспитанного советским строем – душевное богатство, преданность Родине, готовность к подвигу и самлпожертвованию. Как в жизни, герой сталкивается со многими людьми. Они помогают ему в жизни, раскрывают его неповторимость, выделяют одну из главных идей - дружбу народов, крепнущую в исторических испытаниях. Две темы – детство и война – перемешивают возвышенные мечты, влюбленность и честолюбивые стремления с прозаическими и космическими военными ситуациями. “Пробужденный край” (1953) – человековедческий, панорамный роман о рабочем классе второй половины ХIХ века, об открытии угольной Караганды. Драма “Трагедия поэта” (1941) о свободе личности, о любви, трагедии поэта и композитора Ахана, о трагедии творческой мысли, пытавшейся бороться со старым мышлением. Мусрепов первым сделал перевод пьесы “Скупой” Мольера.
Габиден Мустафин (1902 - 1985) – создатель документальных “производственных романов” о человеке труда, его духовном и нравственном мире. “Чудеса великана” (1934) о сталелитейном заводе Западной Сибири. “Жизнь и смерть” (1941) о рабочем классе и национальной технической интеллигенции (стал основой романа “Караганда”). “Шыганак Берсиев” – о человеке, посвятившего себя родному краю, его пути к колхозу. “Миллионер” о счастливой колхозной жизни и стремлении улучшить жизнь еще больше. Оценка действительности в государственном масштабе и своего места в жизни с точки зрения общественной пользы. Характерные качества героя – инициатива, изобретательность, постоянные искания, дерзания, целеустремленность. Пытался передать чувства всеобщего обновления и подвига простой разговорной речью. Абдильду Тажибаев (1909 -) – поэт, драматург. Главные темы – героизм народа, любовь к Родине. На сюжеты легенд и сказок создает романтические пьесы “Глубокое озеро”, “Поднявшийся купол” и др. Часто использовал гиперболические метафоры, сравнения прошлого и настоящего, психологизм сочетает с реалистическим изображением тонких нюансов человеческих переживаний. Поэмы (“Толгау”, “Сары-Арка”, “Портреты”, “Кузнец”, “Он”, “Влюбленные”) строятся в основном на рядовых ситуациях, невелики по объему, язык их лаконичен, много лирических отступлений и философских раздумий. Основные конфликты пьес (“Девушка и солдат”, “Приятели”, “Утес”, “Одно дерево – не лес”, “Перед свадьбой”) – это борьба нового со старым в сознании людей. В книге “Жизнь и поэзия” рассматривает пути развития и жанровые особенности казахской лирики от Абая до 60-х годов ХХ века.
Оралхан Бокеев (1943 - 1993) создал несколько сборников рассказов (“Камчигер” 1970, “Плеяды” 1971, “Где ты, жеребенок белолобый?” 1973, “Ледниковые горы” 1975, “Поющие барханы” 1981 и др.) как признание в любви к родной земле. Его герои – простые аульные жители, но с ярко выраженным национальным характером, бьющиеся над тайнами и загадками человеческой жизни. Природа – равноправный участник событий, экзаменатор и воспитатель характеров. Ритм жизни героев совпадает с ритмом жизни природы. Каждое произведение – это торжество неистовой страсти к жизни и ее совершенствованию. Олжас Сулейменов (1936 -) – поэт, славист, тюрколог, историк, геолог. Сборники стихов “Аргамаки” (1961), “Ночь - парижанка” (1962), “Доброе время восхода” (1964), “Год обезьяны” (1967), “Глиняная книга” (1969), книга “Аз и Я” (1975-76), поэма “Земля, поклонись Человеку!” (1961) о полете Гагарина в космос. ПО мотивам стихов снят фильм “Балкон” о жизни одного двора Алматы 50-х годов. У Чингиза Айтматова (1928 -) есть биографический материал детства (“Джамиля”, “Ранние журавли”), героико-романтические баллады (“Первый учитель”, “Материнское поле”), социально-исторические исследования (“Прощай, Гульсары”), народномифологическое повествование (“Белый пароход”), но всё сосредоточено вокруг нравственных вопросов и опирается на фольклорно-легендарное прошлое. Любит контрасты, резкие противоположные ситуации и характеры. Концентрирует внимание на нюансах взаимоотношений людей, человека и природы. Он воспринимает человечество как единый организм, связанный общими законами, проблемами, формирует пленарно-глобальное мышление. В романе “И дольше века длится день” (1980) точка отсчета – абсолютное будущее время Лесной Груди, сочетающее пространства Бураного полустанка, Сарозеков, страны, планеты, околоземного и дольнего космоса, и усиленная “Легендой о Манкурте” (гимне материнской любви, проклятие людям, уничтожившим память о прошлом). А в “Плахе” – некая нулевая отметка в истории – это евангельское сказание о Христе для решения вопроса “как надо жить?”
Современная литература – это: 1) введение мифов, символов, подтекста, потока сознания. 2) Смешение временных пластов. 3) Предельное напряжение состояния героя. 4) Смена ритма повествования, широта мышления и восприятия мира. 5) Ассоциативность. 6) Появление образа-идеи. То есть возникает тип прозы, где на смену описанию многочисленных событий приходит углубленное раскрытие духовного мира героев. Нет портретной характеристики в чистом виде, а она вписывается в общее движение образа или описывается с добавлением бытового фона и картины природы. Стремление к расширению контекста, границ художественного образа заложено в самой сути искусства. Часто это фольклорная проза, проза «многослойная», символико-реалистическая, которая оказывает влияние на поэзию (лирико-философская и лирико-публицистическая поэзия) и аульную или городскую прозу. Всё приобретает логическую и историческую последовательность и мотивированность. Например, «Кочевники» Ильяса Есенберлина («Хан Кене» 1969, «Заговоренный меч» 1971, «Отчаяние» 1973) – путь Степи, связанный с народным пониманием событий, преданиями и легендам, с эпосом, в результате чего получился своеобразный синтез исторических фактов, поданный через призму современного восприятия. «Кочевники» - это исторические факты через призму современного восприятия. Это первое крупномасштабное, многоплановое произведение, первый роман-хроника в казахской литературе. Это: 1) показ внутренних взаимоотношений казахских племен в XV - XIX веках, направленных на создание самостоятельного государства и единой нации; 2) изображение войны с многочисленными иноземными завоевателями за территориальную целостность и национальную независимость. Герои сталкиваются в историческом и социально-личностном плане. Есенберлин – директор филармонии, редактор сценарной коллегии «Казахфильма», редактор и директор издательства «Жазушы», переводчик, поэт, драматург. Есенберлин с 1945 г. стал издавать небольшие сборники стихов и поэм. Романы «Схватка в горах» (1962), «Опасная переправа» (1967), «Влюбленные» (1968), «Прикрой своим щитом» (1974), посвящены первоцелинникам и нефтянникам Мангышлака. Он выявил и обобщил причины зарождения и укрепления казахского ханства, мотивы сближения с Россией. История казахского народа предстает у него не изолированно, а как закономерная часть общего исторического процесса.
Особенности исторических романов: 1) широта охвата действительности; 2) крупные самобытные образы; 3) богатство традиций и быта; 4) картины природы. Смерть, западня, интриги на каждом шагу.
Современный исторический роман отличается: 1) широтой охвата действительности; 2) крупными самобытными образами; 3) богатством традиционных реалий; 4) сочными картинами быта, природы; 5) разнообразием художественной оркестровки; 6) интересными находками; 7) органическим (естественным) выводом мифологии, символа, подтекста, свободной аранжировкой выразительных и изобразительных средств; 8) высокоинтеллектуальным содержанием. Абдижамал Нурпеисов «Кровь и пот» («Сумерки», «Мытарство», «Крушение») о событиях 1918-1920 гг. Это галерея психологических типов хорошо вылепленных из общего материала и сцепленных в единую органическую систему. Всё подчинено ритуалу, жесткой иерархии отношений по общественному весу и силе. Елеман – воплощенное прямодушие, открытость и доверчивость на грани полной беспечности. Танирберген – расчетливость, скрытность, самообладание. Кенжекей – терпение, так как унижение идет по вековому закону. Акбала – гордость и неприклонность. Творчество Ануара Алимжанова (1930 -) развивалось в трех направлениях – современность, историческое прошлое казахов, зарубежная действительность. У его творчества нет узкой специализации, здесь современная тематика естественно и свободно сочетается с исторической. Он считает, что возростание чувства самосознания порождает желание сохранить и преумножить традиции прошлого. Исторический роман “Гонец” рассказывает о важности национального единства, о необходимости объединения всех народных сил в борьбе против иноземного нашествия. Он описывает бунт против местных властей в первой половине ХIХ века (“Стрела МАхамбета” 1969), жизнь XVIII века и союз с Россией (“Гонец” 1974), различные войны с Х века (“Возвращение учителя” 1979), объединение прошлого, настоящего и будущего (“Дорога людей” 1984). Он идет по следу аль-Фараби, показывает его как ученого, органично вводя его высказывания и размышления, как гордого философа, как преданного друга и бесстрашного воина. Обратите особое внимание: 1. Как отразились поиски новых форм для выражения нового содержания в литературе ХХ века? 2. В чем различия производственных и непроизводственных романов? 3. Насколько точно и каким образом воспроизводится жизнь советскими писателями? 4. Насколько большая разница между зарубежными, русскими романами и романом Есенберлина? Насколько сильно они отличаются друг от друга? Почему? Литература 1. Кирабаев С. Г.Мустафин. Критико-биографический очерк. Алма-Ата, 1957. 2. Нуртазин Т. Сабит Муканов. Критико-биографический очерк. Алма-Ата, 1958. 3. Казахская советская энциклопедия. Алма-Ата, 1984. 4. Казахская литература: Информационно-литературный сборник (Конец ХIХ – ХХ веков). Алматы, 1998. 5. Обзор современной казахской литературы // Простор, 1985, № 5; 1989, № 10; 1994, № 4; 1998, № 6. 6. О новых произведениях казахских писателей // Простор, 1983, № 9. 7. Арутюнов С.А. Народы и культура. Развитие и взаимодействие. М., 1989. 8. Касымжанов А.Х. Портреты: Штрихи к истории Степи. Алматы, 1995. 9. Культурные контексты Казахстана: история и современность. Алматы, 1998.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|