Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мировоззрение, его виды и формы 7 глава




экономический (дискриминационные экономические действия с целью давления на конкурентов, в числе которых могут быть как отдельные компании, так и государства);

социальный (бытовой) (повседневное запугивание, с которым мы можем сталкиваться на улице, в школе, в быту, к примеру, со стороны «скинхедов», рэкетиров, терроризирующих малые предприятия).

Эффективное решение проблем национального, регионального и планетарного масштаба возможно ненасильственным путем, на основе диалога и взаимопонимания. Все глобальные проблемы взаимосвязаны. В XX в. человечество стало силой планетарного масштаба, определяющей многие стороны существования как сферы жизни – биосферы, так и сферы разума – ноосферы. Биосфера (В. И. Вернадский) – это целостная биогеохимическая оболочка планеты, развивающаяся по своим внутренним законам. Ноосфера – обозначает область взаимодействия природы и человека, в которой человек и его разум играют решающую роль: Земля в процессе закономерной эволюции органического мира вступает в новую геологическую эпоху, когда биосфера должна реализовываться и направляться в своем развитии разумной деятельностью человека.

Основные направления разрешения глобальных проблем

* Формирование нового планетарного сознания, воспитание человека на принципах гуманизма, широкое информирование людей о глобальных проблемах.

* Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем.

* Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем. Сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра по изучению глобальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмена информации. Вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень.

* Наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете. Получение объективной информации от каждой страны и международных исследований необходимо для прогнозирования и принятия решений. Четкая международная система прогнозирования.

 


 

Экономика

2. Экономика

2.1. Экономика и экономическая наука

Экономика – 1) хозяйство в широком смысле этого слова, т. е. совокупность природных и антропогенных средств, объектов и процессов, используемых людьми в целях обеспечения условий существования и удовлетворения своих потребностей (хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ); 2) экономические отношения, которые возникают между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ и услуг на том или ином историческом отрезке времени; 3) наука, изучающая хозяйство и связанную с ним деятельность людей, направленную на обеспечение жизненных потребностей отдельных членов и общества в целом.

Экономика как система хозяйствования (общественного производства)

Экономическая деятельность:

1) Производство (процесс создания экономических благ и услуг), которое разделяется на

* материальное производство (производство материальных благ и материальных услуг – транспорт, торговля, коммунальное и бытовое обслуживание)

* нематериальное производство (производство нематериальных благ и нематериальных услуг – образование, здравоохранение и т. д.)

Ключевыми понятиями производства являются понятия «товар» и «услуга».

Товар – продукт труда, произведенный для продажи на рынке. Признаки товара: должен быть предназначен для обмена (обладает стоимостью – овеществленным в товаре трудом); должен удовлетворять потребность человека (обладает потребительной стоимостью – полезностью для потребителя); должен обладать способностью обмениваться на другой товар (обладает меновой стоимостью).

Услуга – результат полезной деятельности предприятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определенных потребностей населения и общества. Производство материальных и нематериальных услуг называется сфера услуг.

2) Распределение – разделение продукта или дохода между участвующими в его производстве.

3) Обмен – процесс, в котором вместо продукта получают деньги или другой продукт.

4) Потребление – стадия использования (предметы длительного пользования) или уничтожения (продовольствие) продукта.

Основная проблема экономики – удовлетворение неограниченных (постоянно растущих) потребностей людей за счет ограниченных ресурсов. Потребность – необходимость в чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом.

Экономические блага – средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Для создания экономических благ необходимы ресурсы. Ресурсы – количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определенных преобразований получить желаемый результат. Ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг, называют факторами производства.

Под экономической деятельностью подразумевают совокупность действий на различных уровнях хозяйствования, которые направлены на то, чтобы удовлетворить потребности людей общества. Такие действия осуществляются посредством постоянного производства и обмена услугами и товарами между людьми. Есть определенные сферы, которые относятся к экономической деятельности – промышленная, импорт и экспорт, сельскохозяйственная, кустарная, деятельность отдельных лиц.

2. Экономика как наука – это совокупность конкретных экономических дисциплин, таких как экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика. Основной акцент делается на функциональных, а не на причинно-следственных связях.

Основные этапы развития экономической науки

Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта (впервые дал анализ разделению труда), Платона (отвел государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей), Аристотеля (сделал анализ форм стоимости, двойственности товара и развития форм торговли).

Первое, раннее течение экономической мысли в XV–XVII вв. – меркантилизм заключалось в познании закономерностей торговли. Родоначальником классической буржуазной политической экономии является У. Петти, заложивший основы трудовой теории стоимости.

Представителями классической буржуазной политической экономии во Франции в XVIII в. были Ф. Кенэ и А. Тюрго. Они перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства, ограничивая последнюю только сельским хозяйством.

Выдающийся английский экономист А. Смит вошел в историю как «пророк свободной конкуренции». Основная идея в учении А. Смита – идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Значительный вклад Смит внес в теорию стоимости, в учение о доходах, о производительном и непроизводительном труде, о капитале и воспроизводстве, об экономической политике государства.

Д. Рикардо сформулировал серию экономических законов: теории стоимости и денег, заработной платы и прибыли, земельной ренты, учение о капитале и воспроизводстве.

К. Маркс и Ф. Энгельс создали учение о прибавочной стоимости, вскрывшее природу капиталистической эксплуатации.

В годы «великой депрессии» в США появилось экономическое учение, обосновывающее необходимость активного вмешательства государства в капиталистическое хозяйство с целью смягчения его противоречий, регулирования экономики – кейнсианство.

Монетаризм (М. Фридман) – теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы (1970-е годы), выдвигался лозунг отказа от методов активного государственного регулирования.

Неолиберализм (Ф. фон Хайек) – направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью, отстаивающее приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности (частное предпринимательство). Государство должно обеспечивать условия для конкуренции и уйти от излишней регламентации рынка.

Институционально-социологическое направление (Д. Гэлбрейт – теория конвергенции) рассматривает экономику как систему, где отношения между хозяйствующими объектами складываются под воздействием экономических и внешнеэкономических факторов, особенно технико-экономических, исключительное значение придается трансформации современного общества под воздействием научно-технического прогресса.

Экономическая наука изучает экономические отношения между людьми, включает в себя изучение экономических теорий и основных хозяйственных процессов, экономические категории и понятия, модели, которые максимальным образом отображают действительность.

Основные задачи экономической науки: поиск путей эффективного ведения хозяйства; поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограниченности и безграничности потребностей. Предмет исследования: экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики с производством товаров и услуг.

Функции экономики: познавательная; методологическая; практическая (прагматическая); образовательная; идеологическая.

Микроэкономика (малый) – наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях, рассматривает проблемы ограниченности ресурсов, выбора, альтернативной стоимости, цены, изменения спроса и предложения отдельных товаров на отдельных рынках и т. д.

Макроэкономика (длинный, большой) – наука о хозяйстве в целом, об экономическом здоровье страны и мира, рассматривает проблемы безработицы и занятости, увеличения объемов производства, экономического роста, преодоления инфляции и т. д.

 

2.1. Экономика и экономическая наука

2.1. Экономика и экономическая наука

Экономика – 1) хозяйство в широком смысле этого слова, т. е. совокупность природных и антропогенных средств, объектов и процессов, используемых людьми в целях обеспечения условий существования и удовлетворения своих потребностей (хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ); 2) экономические отношения, которые возникают между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ и услуг на том или ином историческом отрезке времени; 3) наука, изучающая хозяйство и связанную с ним деятельность людей, направленную на обеспечение жизненных потребностей отдельных членов и общества в целом.

Экономика как система хозяйствования (общественного производства)

Экономическая деятельность:

1) Производство (процесс создания экономических благ и услуг), которое разделяется на

* материальное производство (производство материальных благ и материальных услуг – транспорт, торговля, коммунальное и бытовое обслуживание)

* нематериальное производство (производство нематериальных благ и нематериальных услуг – образование, здравоохранение и т. д.)

Ключевыми понятиями производства являются понятия «товар» и «услуга».

Товар – продукт труда, произведенный для продажи на рынке. Признаки товара: должен быть предназначен для обмена (обладает стоимостью – овеществленным в товаре трудом); должен удовлетворять потребность человека (обладает потребительной стоимостью – полезностью для потребителя); должен обладать способностью обмениваться на другой товар (обладает меновой стоимостью).

Услуга – результат полезной деятельности предприятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определенных потребностей населения и общества. Производство материальных и нематериальных услуг называется сфера услуг.

2) Распределение – разделение продукта или дохода между участвующими в его производстве.

3) Обмен – процесс, в котором вместо продукта получают деньги или другой продукт.

4) Потребление – стадия использования (предметы длительного пользования) или уничтожения (продовольствие) продукта.

Основная проблема экономики – удовлетворение неограниченных (постоянно растущих) потребностей людей за счет ограниченных ресурсов. Потребность – необходимость в чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом.

Экономические блага – средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Для создания экономических благ необходимы ресурсы. Ресурсы – количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определенных преобразований получить желаемый результат. Ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг, называют факторами производства.

Под экономической деятельностью подразумевают совокупность действий на различных уровнях хозяйствования, которые направлены на то, чтобы удовлетворить потребности людей общества. Такие действия осуществляются посредством постоянного производства и обмена услугами и товарами между людьми. Есть определенные сферы, которые относятся к экономической деятельности – промышленная, импорт и экспорт, сельскохозяйственная, кустарная, деятельность отдельных лиц.

2. Экономика как наука – это совокупность конкретных экономических дисциплин, таких как экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика. Основной акцент делается на функциональных, а не на причинно-следственных связях.

Основные этапы развития экономической науки

Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта (впервые дал анализ разделению труда), Платона (отвел государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей), Аристотеля (сделал анализ форм стоимости, двойственности товара и развития форм торговли).

Первое, раннее течение экономической мысли в XV–XVII вв. – меркантилизм заключалось в познании закономерностей торговли. Родоначальником классической буржуазной политической экономии является У. Петти, заложивший основы трудовой теории стоимости.

Представителями классической буржуазной политической экономии во Франции в XVIII в. были Ф. Кенэ и А. Тюрго. Они перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства, ограничивая последнюю только сельским хозяйством.

Выдающийся английский экономист А. Смит вошел в историю как «пророк свободной конкуренции». Основная идея в учении А. Смита – идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Значительный вклад Смит внес в теорию стоимости, в учение о доходах, о производительном и непроизводительном труде, о капитале и воспроизводстве, об экономической политике государства.

Д. Рикардо сформулировал серию экономических законов: теории стоимости и денег, заработной платы и прибыли, земельной ренты, учение о капитале и воспроизводстве.

К. Маркс и Ф. Энгельс создали учение о прибавочной стоимости, вскрывшее природу капиталистической эксплуатации.

В годы «великой депрессии» в США появилось экономическое учение, обосновывающее необходимость активного вмешательства государства в капиталистическое хозяйство с целью смягчения его противоречий, регулирования экономики – кейнсианство.

Монетаризм (М. Фридман) – теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы (1970-е годы), выдвигался лозунг отказа от методов активного государственного регулирования.

Неолиберализм (Ф. фон Хайек) – направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью, отстаивающее приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности (частное предпринимательство). Государство должно обеспечивать условия для конкуренции и уйти от излишней регламентации рынка.

Институционально-социологическое направление (Д. Гэлбрейт – теория конвергенции) рассматривает экономику как систему, где отношения между хозяйствующими объектами складываются под воздействием экономических и внешнеэкономических факторов, особенно технико-экономических, исключительное значение придается трансформации современного общества под воздействием научно-технического прогресса.

Экономическая наука изучает экономические отношения между людьми, включает в себя изучение экономических теорий и основных хозяйственных процессов, экономические категории и понятия, модели, которые максимальным образом отображают действительность.

Основные задачи экономической науки: поиск путей эффективного ведения хозяйства; поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограниченности и безграничности потребностей. Предмет исследования: экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики с производством товаров и услуг.

Функции экономики: познавательная; методологическая; практическая (прагматическая); образовательная; идеологическая.

Микроэкономика (малый) – наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях, рассматривает проблемы ограниченности ресурсов, выбора, альтернативной стоимости, цены, изменения спроса и предложения отдельных товаров на отдельных рынках и т. д.

Макроэкономика (длинный, большой) – наука о хозяйстве в целом, об экономическом здоровье страны и мира, рассматривает проблемы безработицы и занятости, увеличения объемов производства, экономического роста, преодоления инфляции и т. д.

 

2.2. Факторы производства и факторные доходы

2.2. Факторы производства и факторные доходы

Факторы производства – 1) ресурсы, с помощью которых можно организовать производство благ; 2) используемые в производстве ресурсы, от которых в определяющей степени зависят количество, объем выпускаемой продукции; 3) факторы, используемые при производстве товаров и услуг.

Экономические ресурсы – фундаментальное понятие экономической теории, означающее источники, средства обеспечения производства: природные (сырьевые, геофизические); трудовые (человеческий капитал); капитальные (физический капитал); оборотные средства (материалы); информационные ресурсы; финансовые (денежный капитал).

Основные факторы производства: а) земля; б) труд; в) капитал; г) предпринимательская активность; д) информация; е) общая культура; ж) наука; з) социальные факторы (состояние нравственности, правовая культура).

Факторы производства

1. Человек – главный фактор и цель общественного производства

Экономическая теория в изучении человеческого общества исходит из того, что человек является одновременно и производителем и потребителем экономических благ. Он создает, приводит в действие и определяет способы использования техники и технологии, которые, в свою очередь, предъявляют новые требования к физическим и интеллектуальным возможностям человека. Характерная особенность личного фактора производства состоит в том, что человек – не просто элемент производства, а главная производительная сила общества. Воздействуя на производство, изменяя его, он тем самым изменяет всю систему экономических отношений, изменяет свое собственное экономическое поведение. Научно-технический прогресс становится реальностью благодаря работникам, которые находятся в определенных общественных условиях. Удовлетворение потребностей человека, его развитие является естественным конечным назначением общественного производства.

2. Земля как естественный фактор

В отличие от других факторов производства земля обладает одним важным свойством – ограниченностью. Человек может воздействовать на плодородие земли, но это воздействие не безгранично. При характеристике земли или «естественных ресурсов» выделяются экономические (функциональные) и потенциальные (резервные) ресурсы, которые еще не вовлечены в хозяйственный оборот. Масштабы и интенсивность использования земли как фактора производства постоянно наталкиваются на экологические границы. Качество земли в процессе ее использования может быть улучшено за счет внесения удобрений, использования гидротехнических сооружений, путем применения прогрессивной технологии. Это дает основание рассматривать землю как искусственно созданный фактор производства. К естественным свойствам земли следует отнести такое свойство, как местоположение:

А) В сельском хозяйстве местоположение конкретного участка земли по отношению к рынку сбыта производимой продукции, помимо естественного и искусственного плодородия, приобретает особое значение.

Б) В добывающей промышленности земля выступает как источник полезных ископаемых.

В) В промышленности и строительстве земля рассматривается и как географическое место расположения конкретного индустриального объекта. В экономических расчетах не последнее значение имеет и рыночная цена конкретного участка земли.

Г) На современном этапе развития человеческой цивилизации под землей как фактором производства в соответствующих сферах деятельности часто понимают и такую ее «небесную надстройку», как космос, выделяя при этом особую ценность не всех, а лишь отдельных околоземных орбит и т. д.

3. Труд как фактор производства

Труд есть целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование вещества природы с целью получения необходимых для жизни человека экономических благ. Труд представлен интеллектуальной и физической деятельностью человека, совокупностью способностей личности, обусловленной общим и профессиональным образованием, навыками, накопленным опытом. В экономической теории под трудом как фактором производства подразумеваются любые умственные и физические усилия, прилагаемые людьми в процессе хозяйственной деятельности с целью произвести полезный результат.

Время, в течение которого человек трудится, называется рабочим временем. Под интенсивностью труда понимается его напряженность, возрастание расходования физической и умственной энергии в единицу времени. Производительность труд а показывает, какое количество продукции производится в единицу времени. В качестве основных элементов процесса труда выделяются предметы труда, средства труда и целесообразная деятельность человека. В качестве основных результатов труда выделяются:

а) создаваемые экономические блага; поэтому труд выступает в качестве основного источника национального богатства;

б) физиологическое и умственное развитие человека. Под воздействием труда исторически постепенно, но неукротимо развивались речь человека, его мозг и руки;

в) накопление знаний и опыта, повышение квалификации и трудоспособности;

г) условия жизни человека (труд становится частью жизни нормально существующего человека).

С учетом реального содержания трудовой деятельности различают:

* Низкоквалифицированный труд – характерно наличие возможности быстрого обучения непосредственно на рабочем месте. Таким образом, формируются простые виды труда (грузчики, подносчики, подсобные рабочие), когда в первую очередь используется физическая энергия человека.

* Труд средней квалификации – характерны отчасти исполнительство, необходимость предварительного осмысления полученного задания.

* Высококвалифицированный труд – требуется большая предварительная подготовка, включая наличие системного высшего образования, прохождение специальной подготовки, во многих случаях – сдача специального государственного аттестационного экзамена, поручается регулирование сложных процессов, принятие ответственных решений.

4. Капитал как фактор производства

Под фактором «капитал» понимают материальные и финансовые ресурсы, используемые для организации процесса производства и способные приносить доход. Капитал состоит из благ длительного пользования, созданных экономической системой для производства других товаров. Эти блага включают бесчисленные станки, дороги, компьютеры, молотки, грузовики, прокатные станы, здания и др. Другой аспект категории капитала связан с его денежной формой. Капитал – это созданные людьми средства производства и денежные накопления, используемые в производстве товаров и услуг. Капитал бывает: реальный (физический); 2) денежный, или финансовый (деньги, используемые для приобретения физического капитала). Непрерывно происходящее круговое движение капитала образует его оборот. Капитал делят на: а) основной – станки, оборудование, здания (используется в течение ряда лет, переносит свою стоимость на продукт по частям, затраты возвращаются постепенно); б) оборотный – сырье, материалы, полуфабрикаты, заработная плата работников (расходуется за один производственный цикл, входит во вновь созданный продукт целиком, затраты возмещаются после реализации продукта).

5. Предпринимательство как фактор производства

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) является важнейшим институтом любой рыночной экономики, ибо она обеспечивает экономический рост, производство возрастающей массы разнообразных товаров, призванных удовлетворить количественно и, что важнее, качественно изменяющиеся потребности общества, различных его слоев и индивидов. Это – движущая сила поступательного развития современного рыночного хозяйства. Предпринимательские функции: 1) умение правильно соединить факторы производства – труд, землю, капитал – и организовать производство; 2) умение принимать решения и брать ответственность на себя; 3) умение идти на риск; 4) быть восприимчивым к нововведениям.

Производительные силы включают в себя: 1) личный фактор (человек); 2) вещественный фактор, средства производства (средства труда и предметы труда).

Средства труда – все материальные условия труда, без которых он не может совершаться: машины, станки, инструменты, с помощью которых человек воздействует на природу, производственные здания, земля, каналы, дороги и пр. Уровень развития техники (и технологии) служит главным показателем степени овладения обществом силами природы.

Предмет труда – вещество природы, на которое человек воздействует в процессе труда с целью приспособления его для личного или производственного потребления. Предмет труда, претерпевший уже воздействие человеческого труда, но предназначенный для дальнейшей обработки, называется сырьем. Некоторые готовые продукты также могут вступать в процесс производства в качестве предмета труда (например, виноград в винодельческой промышленности, животное масло в кондитерской промышленности).

На каждом новом этапе развития производства появляются новые факторы, без которых производство не может успешно развиваться. Поэтому трудно представить себе современное производство без таких факторов, как предпринимательство, информация, технология, экология и др.

Факторные доходы – доходы от экономических ресурсов (факторов производства). Собственники факторов производства (экономических ресурсов) получают следующие виды доходов:

1. От природных ресурсов – ренту (земельную, горную, плату за воду и т. д.) – доход, регулярно получаемый владельцем от использования земли, имущества, капитала, не требующий от получателя дохода осуществления предпринимательской деятельности, затраты дополнительных усилий;

2. От трудовых ресурсов – заработную плату (владелец рабочей силы получает доход в форме заработной платы);

3. От капитала – процент (как доход собственников денежного капитала) и прибыль (как доход собственников реального капитала): 1) процент кредитный (ссудный процент – уст.) – плата, которую заемщик должен вносить за пользование кредитом, деньгами или материальными ценностями; 2) процент депозитный – плата вкладчику банка за предоставление банку денег по вкладу на определенный срок;

4. От предпринимательских способностей – предпринимательский доход;

5. От знаний – доход от интеллектуальной собственности.

В экономической теории различают доход как понятие чисто хозяйственное (на микроуровне) и как понятие народнохозяйственное (на макроуровне). Совокупность этих доходов определяет максимальный спрос на блага, услуги, производительные ресурсы. По итогам хозяйственной деятельности владельцы факторов производства получают доход в денежной форме – номинальный доход. Государство через налоги отбирает часть этого дохода. Оставшаяся после уплаты налогов и процентов по ссудам часть представляет собой чистый доход.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...