Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мировоззрение, его виды и формы 10 глава




* При распределении доходов: а) перераспределение доходов за счет увеличения доходов тех, кто выплачивает задолженности по фиксированным процентам, и снижения доходов их кредиторов (правительства, накопившие значительный государственный долг, нередко проводят политику кратковременного стимулирования инфляции, которая способствует обесценению задолженности); б) отрицательное воздействие на население с фиксированными доходами, которые обесцениваются; в) обесценение доходов населения, что приводит к сокращению текущего потребления; г) определение реального дохода уже не по количеству денег, которые человек получает в качестве дохода, а по количеству товаров и услуг, которые он может купить; д) снижение покупательной способности денежной единицы. Благодаря инфляции возникают «мнимые» доходы, которые могут и не поступать в финансовую систему.

* Для экономических отношений: владельцы предприятий не знают, какую цену ставить на свою продукцию; потребители не знают, какая цена является оправданной и какую продукцию выгоднее покупать в первую очередь; поставщики сырья предпочитают получать реальные товары, а не быстро обесценивающиеся деньги, начинает процветать бартер; кредиторы избегают давать в долг. Искажает все основные экономические показатели: ВВП, рентабельность, процент и т. п.; рост цен сопровождается падением валютного курса национальной денежной единицы.

* Для денежной массы: деньги теряют свою ценность и перестают выполнять функции меры стоимости и средства обращения, что ведет к финансовому краху. Все денежные запасы (вклады, кредиты, остатки на счетах и др.) обесцениваются. Обесцениваются также и ценные бумаги. Резко обостряются проблемы эмиссии денег;

* Воздействие на объем национального производства: 1) инфляция, т. е. рост цен, стимулирует производителя создавать больше продукции; при некоторой умеренной инфляции возможно достижение высокого уровня производства и занятости; 2) если в стране наблюдается инфляция издержек, то объем производства сокращается; при инфляции спроса в условиях полной занятости происходит рост цен, а производство остается на прежнем уровне. Например, гиперинфляция производства и обмена ведет к их остановке, что в свою очередь приводит к понижению реального объема национального производства, увеличению безработицы, закрытию предприятий и банкротству.

Инфляция может быть предвиденной, т. е. рост цен предусматривается в федеральном бюджете и непредвиденной, которая может привести к неравномерному перераспределению доходов.

Виды антиинфляционной политики

– адаптационные меры (приспособление к инфляции) – индексация доходов, контроль за уровнем цен;

– ликвидационные (антиинфляционные) меры – активное снижение инфляции посредством экономического спада и роста безработицы.

Если указанные меры не помогают, то тогда государство будет вынуждено проводить денежную реформу – полное или частичное изменение денежной системы страны. Методы денежной реформы: дефляция (сокращение денежной массы путем изъятия из обращения избыточных денежных знаков); деноминация (укрупнение денежной единицы путем обмена в определенной пропорции старых денежных знаков на новые); девальвация (уменьшение золотого содержания денежной единицы (при золотом стандарте) или снижение ее обменного курса по отношению к иностранным валютам); ревальвация (повышение золотого содержания или валютного курса денежной единицы государства); нуллификация (объявление старых обесценившихся денежных знаков недействительными, либо организация их обмена по очень низкому курсу).

Инфляция измеряется с помощью индекса цен. Существуют различные методы расчета данного индекса: индекс потребительских цен, индекс цен производителей, индекс-дефлятор ВВП.

 

2.11. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП

2.11. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП

Экономический рост – особый вид экономической динамики, при котором происходит увеличение показателей, характеризующих объемы национального производства. В качестве таких показателей могут выступать номинальные или реальные величины ВНП, ВВП, объемов промышленного производства, национального дохода, как в валовом выражении, так и на душу населения. Реальный экономический рост – это рост ВВП в денежном выражении минус инфляция. Конечными целями экономического роста являются повышение материального благосостояния населения и поддержание национальной безопасности. Повышение материального благосостояния конкретизируется в следующих основных составляющих:

1. Увеличение среднедушевых доходов населения (получает свое отражение в темпах роста национального дохода (НД) на душу населения).

2. Увеличение свободного времени.

3. Улучшение распределения НД среди различных слоев населения.

4. Улучшение качества и рост разнообразия выпускаемых товаров и услуг.

Под эффективностью экономического роста понимается улучшение всех составляющих многогранного понятия эффективность производства (улучшение качества товаров и услуг, повышение их конкурентноспособности; освоение производства новых товаров; углубление специализации и кооперирования производства; преодоление неэффективности за счет повышения управленческого мастерства и использования эффективных мотиваций для стимулирования роста производительности труда внутри фирм; освоение новых технологий и др.).

Основными составляющими качества экономического роста являются: улучшение материального благосостояния населения; увеличение свободного времени; повышение уровня развития отраслей социальной инфраструктуры; рост инвестиций в человеческий капитал; обеспечение безопасности условий труда и жизни людей; социальная защищенность безработных и нетрудоспособных; поддержание полной занятости в условиях растущего объема предложения на рынке труда.

Факторы экономического роста – это процессы и явления, определяющие масштабы увеличения объемов национального производства. Прямые факторы непосредственно определяют потенциал роста национальной экономики: увеличение численности населения и повышение качества трудовых ресурсов; рост объема и улучшение качества основного капитала; совершенствование технологий и организации производства; повышение количества и качества используемых природных ресурсов; рост предпринимательских способностей. Косвенные факторы влияют на возможность воплощения этого потенциала в действительность: факторы предложения, факторы спроса и факторы распределения.

Типы экономического роста

* Экстенсивный экономический рост – увеличение объемов национального производства, достигаемое за счет использования большего количества факторов производства: основного капитала (фондов); рабочей силы; материальных затрат (природного сырья, материалов, энергоносителей).

* Интенсивный экономический рост характеризуется увеличением масштабов выпуска продукции, который основывается на широком использовании более эффективных и качественно совершенных факторов производства, обеспечивается за счет применения более совершенной техники, передовых технологий, достижений науки, более экономичных ресурсов, повышения квалификации работников. Научно-технический прогресс (НТП) – фактор интенсивного роста экономики.

В рыночной и смешанной экономике экономическое развитие проходит неравномерно, в виде экономических циклов – это периодические колебания уровней занятости, производства и инфляции; период цикличности деловой активности.

Фазы экономического цикла

* Экономический подъем (пик) – почти полная занятость активного населения, постоянное расширение производства всех товаров и услуг, рост доходов, расширение совокупного спроса.

* Экономическое сжатие (рецессия) – сокращение производства и потребления, доходов и инвестиций, падение уровня ВВП.

* Экономический спад (кризис) – экономика, достигнув дна, топчется на месте.

* Стагнация – состояние экономики, характеризующееся застоем производства, торговли на протяжении длительного периода; сопровождается увеличением численности безработных, снижением заработной платы и уровня жизни населения.

* Оживление – постепенный рост производства, промышленность начинает привлекать дополнительную рабочую силу, растут доходы населения и прибыль предпринимателей.

Причины циклического развития экономики: 1) внешние (экзогенные) причины: войны, нефтяные шоки, крупные нововведения (железные дороги, автомобили, электроника) и др.; 2) внутренние (эндогенные) причины: монетарная (денежная) политика правительства; изменение соотношения совокупного предложения и совокупного спроса; новые товары (спрос переключается на них, а производителям старых товаров приходится закрывать производство); сокращение производства, вызванное накоплением больших запасов товарной продукции из-за низкого спроса или высоких цен и др.

Кризис характеризуется сокращением производства и прибыли; иногда вынужденным падением цен; падением реальной (а иногда и номинальной) заработной платы; снижением уровня жизни.

Виды кризисов в зависимости от причин возникновения:

* Кризис перепроизводства (предложение превышает платежеспособный спрос, и начинается перенакопление капитальных ресурсов).

* Структурный кризис (связан с рождением новых отраслей и технологий и отмиранием старых).

* Конъюнктурный кризис (связан с цикличностью колебания спроса и предложения на рынке).

* Сезонный кризис (порожден технологической спецификой некоторых отраслей хозяйства).

Одними из основных макроэкономических показателей, оценивающих результаты экономической деятельности, являются валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП).

ВВП – это рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в стране в течение года, независимо от того, находятся факторы производства в собственности резидентов данной страны или принадлежат иностранцам (нерезидентам).

ВНП – суммарная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в стране в течение года. ВНП измеряет стоимость продукции, созданной факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны (резидентов), в том числе и на территории других стран за определенный период времени. Конечная продукция – это товары и услуги, которые продаются для конечного использования, а не для переработки или перепродажи.

Национальный доход (НД) – это вновь созданная стоимость за определенный период. НД является совокупным доходом в рамках экономики определенного государства, заработанным (созданным) всеми владельцами экономических ресурсов (факторов производства).

Чистый национальный продукт (ЧНП) – это рыночная стоимость реально созданных страной товаров и услуг за определенный период. Чистый внутренний продукт (ЧВП) – стоимость валового внутреннего продукта за вычетом стоимости той части ВВП, которая пошла на возмещение основного капитала, потребленного в производстве.

ВВП отличается от ВНП на величину чистых факторных доходов из-за рубежа.

Методы подсчета ВВП

1) По доходам – сумма всех доходов в обществе: косвенные налоги, заработная плата (кроме зарплат государственных служащих, так как они выплачиваются из государственного бюджета), доходы от собственности, прибыль, процент на капитал, амортизационные отчисления, рентные платежи.

2) По расходам – сумма всех произведенных в обществе расходов (потребительские расходы населения, инвестиционные расходы производителей, государственные закупки товаров и услуг, чистый экспорт (разность между экспортом и импортом страны).

3) По добавленной стоимости – стоимость, складывающаяся в процессе производства на данном предприятии и характеризующая его реальный вклад в создание конечного продукта; включающая зарплату и прибыль; суммированием добавочных стоимостей по всем отраслям и видам производства. Добавочная стоимость (ДС) – это стоимость, созданная в процессе производства на конкретно взятом предприятии: заработная плата, прибыль, амортизация, процент за кредит, расходы на транспорт и рекламу данного предприятия.

Номинальный ВВП выражен в ценах на данный период времени; реальный ВВП выражен в ценах с учетом инфляции.

К другим базовым измерителям экономики относятся: объем ВВП на душу населения, на одного занятого в экономике, объем инвестиций в национальную экономику, объем национального экспорта и импорта и др.

Теневая (подпольная, ненаблюдаемая) экономика – деловая активность, осуществляемая в обход установленного законодательства, делится на такие виды: нелегальная экономи ка (производство и распределение запрещенных товаров и услуг); неучтенная экономика (экономическая деятельность, производимая в обход установленных фискальных правил, либо уклоняющаяся от них; незарегистрированная экономика (экономическая деятельность, которая производится в обход правил, установленных требованиями правительственных статистических органов); неформальная экономика (включает экономическую деятельность, которая экономит частные издержки, нарушая общественные выгоды и права, предписанные законами и административными правилами, регулирующими отношения собственности, коммерческое лицензирование, трудовые контракты, отношения финансового кредитования и социального страхования).

 

2.12. Роль государства в экономике

2.12. Роль государства в экономике

Функции государства

* Организационная функция государства – управление обществом, в частности, путем принятия законов. Ее осуществление должно обеспечиваться определенными финансовыми ресурсами.

* Социальная функция государства выражается в том, что оно должно гарантировать определенный уровень дохода своим гражданам, т. е. проводить активную политику доходов, помогать людям, которые не способны обеспечить свое существование собственным трудом. Ее финансовой базой являются государственные социальные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд, Фонд обязательного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Социальная функция государства выражается в обеспечении развития образования и здравоохранения.

* Экономическая функция государства в долгосрочной перспективе определяется особенностями развития производительных сил:

– государственные инвестиции в образование и фундаментальную науку;

– инвестиции для предотвращения экологических катастроф или разработки альтернативных источников энергии;

– аккумулируя и перераспределяя финансовые ресурсы, государство обеспечивает корректировку рыночного механизма, воздействует на формирование доходов и функционирование рынков.

Функции государства в смешанной экономике

Государство и рыночная система делят между собой ответственность за выполнение следующих экономических функций, которые способствуют укреплению рыночной системы, модифицируют чистый капитализм в направлении достижения экономических и социальных целей общества: формирование и осуществление правовой и социальной деятельности; поддержание конкуренции на рынках; перераспределение доходов; перераспределение ресурсов; стабилизация экономики страны.

На макроэкономическом уровне государство: разрабатывает и утверждает правовые основы экономики; определяет приоритеты макроэкономического развития; обеспечивает нормальные условия для работы рыночного механизма, в том числе осуществляет антимонопольную политику; осуществляет регулирование экономической деятельности для достижения поставленных целей на основе проведения определенной экономической политики; дополняет рыночный механизм в тех сферах экономической деятельности, где недостаточная эффективность; решает проблемы социальной защиты населения, обеспечивая его социально-экономические права и более справедливо распределяя доходы между членами общества.

Для командной экономики свойственно тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и готовой продукции, административный контроль над ценами.

В условиях рынка государство осуществляет минимальное вмешательство в деятельность предприятий и рынка, и лишь в том случае, когда возникают нежелательные явления, с которыми рынок справиться не в состоянии (война, экономические кризисы, инфляция, стихийные бедствия, массовая безработица и т. д.)

Современная экономическая теория признает необходимость участия государства в экономических процессах как регулятора экономики. Это проявляется в функциях:

1) совершенствование системы рыночных отношений (через разработку нормативно-правовой базы);

2) составление прогнозов развития страны на перспективу;

3) регулирование использования сил природы и охрана окружающей среды;

4) управление демографическими процессами;

5) регулирование и экономическое обеспечение интеллектуального развития, защиты жизни, прав и свобод граждан;

6) согласование экономических интересов субъектов производственно-экономических отношений и преодоление противоречий между ними;

7) организация ориентации производства на конечный результат, учет интересов и мотивов трудовой деятельности;

8) разработка целевых комплексных программ экономического развития.

Для решения этих функций государство выполняет задачи:

1) защита рыночной экономики от сворачивания конкурентной борьбы и образования монополий путем принятия антимонопольного законодательства;

2) производство общественных товаров и услуг;

3) учет и прогнозирование последствий нерыночных ситуаций; нерыночные ситуации – это ситуации, которые не могут быть отрегулированы в рамках рыночного механизма. Государство должно полностью ликвидировать вредные и стимулировать полезные последствия нерыночных ситуаций. Для разрешения данной задачи оно может применять меры: убеждение; рекламные кампании; субсидирование (для полезных последствий нерыночных ситуаций) и налогообложение (для вредных последствий); разработка стандартов безопасности (ГОСТы);

4) программы поддержки социально незащищенных групп населения и повышения экономической активности населения.

Государство использует программы: а) материальной поддержки нуждающихся (государственные пособия, субсидии, талоны на питание и т. д.); б) программы, ликвидирующие причины нищеты и экономического неблагополучия (запрет на дискриминацию в трудоустройстве по полу, возрасту, национальности и т. п.); в) помощи отдельным группам населения («адресная» помощь многодетным семьям, студентам, защита авторских прав и т. д.).

Виды государственного регулирования:

1) прямое – осуществляется через законодательство;

2) косвенное – применение всевозможных финансовых рычагов для влияния на поведение частных фирм, предприятий и организаций. Для проведения косвенного регулирования государство обычно использует фискальную и кредитно-денежную политику.

Методы государственного регулирования экономической жизни:

1. Правовые методы. Государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры: антимонопольное законодательство, законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса и др.

2. Финансово-экономические методы. Государственные инвестиции, бюджет, налоги. Увеличивая или уменьшая размер налогов, государство либо способствует развитию производства, либо тормозит его. Государство оказывает определенное влияние на экономику при проведении своей денежной политики (по управлению денежной массой и кредитами). Государство вводит таможенные пошлины для того, чтобы импортные товары были дороже отечественных и потребители выбирали последние.

3. Экономическое программирование. Государство составляет примерные планы развития экономики на некоторый период, но в рыночной экономике они носят рекомендательный характер и на практике обычно оказывают определенное влияние на частных товаропроизводителей.

 

2.13. Налоги

2.13. Налоги

Впервые экономическая сущность налогов была исследована в работах Д. Рикардо. Большое значение имеют труды А. Смита, классика теории налогообложения, который представил основные принципы налогообложения:

1) справедливость (предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам);

2) экономия (подразумевает сокращение издержек взимания налогов);

3) определенность (сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику);

4) удобство (налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика).

Налоги – обязательные, безвозмездные, невозвратные, собираемые на регулярной основе платежи, взыскиваемые уполномоченными государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах. Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией и Налоговым кодексом. В России действует трехуровневая налоговая система: федеральные, региональные и местные налоги.

Классификация налогов

1. федеральные налоги и сборы: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль организаций; налог на доходы физических лиц; налог на добычу полезных ископаемых; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; водный налог; государственная пошлина;

региональные налоги (устанавливаются Налоговым кодексом РФ и вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации, обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации): налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог;

местные налоги (устанавливаются Налоговым кодексом РФ и вводятся в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований): земельный налог; налог на имущество физических лиц.

2. По объекту налогообложения: на доходы; на имущество; на потребление; на капитал.

3. По субъекту-налогоплательщику: с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и др.); с организаций (налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость и т. д.).

4. По способу изъятия: прямые и косвенные. К прямым налогам относятся налоги, которые вносятся в бюджет действительными плательщиками налогов, а косвенные налоги вносятся в бюджет третьими лицами и ими перелагаются на конечных потребителей товаров, работ, услуг.

5. По способу уплаты, по способу взимания и по экономическому признаку: а) к прямым налогам относятся: налоги, взимаемые по окладным листам, кадастрам; налоги, взимаемые с производства (доходов, имущества); налог на имущество, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций; б) к косвенным налогам – налоги, взимаемые по тарифам; налоги, взимаемые с потребления (расходов, пользования имуществом); налог на добавленную стоимость, акцизы.

Функции налогов

1) Фискальная: формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства; основная задача выполнения данной функции – обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней.

2) Регулирующая: позволяет регулировать доходы разных групп населения; налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.

3) Социальная: налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения; к числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов относятся страховые платежи; предусматриваются перечни доходов, не подлежащих налогообложению, стандартных налоговых вычетов, профессиональных налоговых вычетов, а также доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

4) Контрольная: создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики; оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

5) Функция ограничения экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, а также социально неоправданных доходов граждан;

6) Антиинфляционная функция – ограничение роста цен и доходов при поддержании сбалансированности стоимости ВВП и поступающих в распоряжение государства и предприятий финансовых ресурсов, используемых на потребление и накопление.

Налоговые органы Российской Федерации – единая централизованная система органов контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов: Федеральная налоговая служба (федеральный орган исполнительной власти, который подчиняется Министерству финансов) и ее подразделения.

Основные задачи Федеральной налоговой службы: контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей; разработка и осуществление налоговой политики для обеспечения своевременного поступления в бюджет налогов и сборов; валютный контроль в пределах компетенции налоговых органов.

 

2.14. Государственный бюджет

2.14. Государственный бюджет

Бюджет – конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период. Государственный бюджет – смета доходов и расходов государства на определенный период времени (как правило, с 1 января до 31 декабря), составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег. Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами (в России – в виде закона Государственной Думы Федерального Собрания РФ). Сам бюджет государства является законом. По окончании финансового года Правительство Российской Федерации должно отчитаться об исполнении бюджета.

Функции государственного бюджета: регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации; легально контролирует действия правительства; несет информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности; определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства.

При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются государственные резервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей. Бюджет является способом перераспределения денежных доходов населения, предприятий и других юридических лиц в интересах финансирования государственных и других общественных расходов.

Доходы государственного бюджета: налоги на доходы юридических и физических лиц, поступления от реального сектора (налог на прибыль), поступление косвенных налогов и акцизов, пошлины и неналоговые сборы, региональные и местные налоги. Формирование доходов бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации; денежные средства считаются поступившими в доход бюджета с момента совершения кредитной организацией операции по их зачислению на счет органа, исполняющего бюджет; доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов; в доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Налоговые доходы составляют предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Неналоговые доходы составляют: доходы от использования государственной или муниципальной собственности; доходы от продажи государственной или муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и местного самоуправления; штрафы, компенсации; доходы, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд.

К доходам от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся: арендная плата за сдачу во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Федерации или муниципальным образованиям.

Собственные доходы бюджетов – доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. Регулирующие доходы бюджетов – федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...