Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел IV. Студент как субъект образовательного процесса в вузе




Литература

1. Айнштейн В. Н. Преподаватель и студент: практика общения / В. Н. Айнштейн // Высшее образование в России. – 1997. – № 1. – С. 87-95.

2. Ассаджоли Р. Психосинтез / Р. Ассаджоли. – Москва: Рефл-бук, Ваклер, 1997. – 317 с.

3. Богданов Я. В. Типология личностей Л. Н. Гумилева с позиций концепции акцентуаций личности / Я. В. Богданов // Бехтеревские чтения материалы Всерос. науч. -практ. конф. с международ. участием. – 2003. – С. 74-82

4. Вьюнова Н. И. Пассионарность преподавателя вуза: диагностика, проектирование и развитие: монография / Н. И. Вьюнова, И. Н. Стребкова. – Воронеж: Воронежский ЦНТИ, 2015 – 178 с.

5. Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилёв. – Санкт-Петербург: Изд. ЛГУ, 1989. – 532 с.

6. Загвязинский В. И. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания / В. И. Загвязинский // Педагогика. – 2002. – №9. – С. 3-10.

7. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении / В. А. Кан-Калик. – Москва: Просвещение, 1987. – 190 с.

8. Коваленко М. И. Психологические проблемы самореализации личности // Человек в современном образовательном пространстве: материалы Всерос. науч. -практ. конф. – СПб. : Изд. СПБГУ, 1999. – С. 13-25.

9. Кузьмина Н. В. Психологическая структура деятельности учителя / Н. В. Кузьмина. – Гомель: Изд-во Гомельск. ун-та, 1976. – 57 с.

10. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции: конспект лекций / А. Н. Леонтьев. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1971. – 40 с., Рубинштейн С. Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии / С. Л. Рубинштейн. – Москва: Наука, 1997. – 464 с.

11. О значении авторитета в воспитании / История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С. Ф. Егоров. – Москва: Академия, 2002. – 400 с.

12. Сластёнин В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластёнина. – Москва: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.

13. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени / К. Г. Юнг. – Москва: Академический проект, 2007. – 325 с.

14. Яо Л. М. Проблемы высшего образования в современном российском обществе // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 6 – С. 28-31.

15. Baumeister R. F. et al. Some key differences between a happy life and a meaningful life //The Journal of Positive Psychology. – 2013. – Т. 8. – №. 6. – С. 505-516.

16. Kruglanski A. W. Lay epistemic theory: The motivational, cognitive, and social aspects of knowledge formation, Social and personality psychology compass / A. W. Kruglanski, E. Orehek, M. Dechesne, A. Pierro, Blackwell publishing Ltd, 2010. – pp. 939-950.

17. Naftulin D. H. " The Doctor Fox Lecture: A Paradigm of Educational Seduction" / D. H. Naftulin, John E. Ware, Jr., and Frank A. Donnelly, Journal of Medical Education 48, 1973, pp. 630-635.

 

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Кто, по вашему мнению, являлся или является пассионариями в Вашей научной области? Какие важные идеи эти люди привнесли и как повлияли на ход развития своей науки?

2. Как формулируется Ваша собственная педагогическая идея? Как она «встраивается» в уже существующие педагогические идеалы и идеи?

3. Напишите эссе о возможностях реализации Вашей педагогической идеи на практике. Проанализируйте в нём то, что может способствовать её реализации либо сдерживать её.


 

Раздел IV. Студент как субъект образовательного процесса в вузе

 

4. 1 Студент как субъект учебной деятельности

(Ю. А. Гончарова, Г. В. Орлова)

 

В древнем Риме и в Средние века студентами назывались любые лица, занятые процессом познания. С основанием в 12 веке университетов термин стал употребляться для обозначения обучающихся и преподающих в них лиц; после введения учёных званий для преподавателей (магистр, профессор и др. ) – только учащихся.

Существовало и понятие «Казённокоштный студент» – это студент университета в России, находившийся на полном содержании государства (в отличие от своекоштного – живущего на свой счёт). Казённокоштные студенты жили в общежитиях под надзором инспекции; по окончании университета были обязаны прослужить не менее 6 лет по министерству народного просвещения, а медики – на военной службе. Институт казённокоштных студентов существовал до 60-х гг. 19 в. (в 1850 отменен в Петербургском университете, а в 1859 казённое содержание во всех университетах было заменено стипендией).

В вузах, где обучение ведётся по ступеням бакалавриата и магистратуры (Болонская система), наименование студент применяется для обеих ступеней, например, студент бакалавриата, студент магистратуры. Наряду с этим, используются понятия бакалаврант и магистрант.

В России и ряде других стран лиц, обучающихся в средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, называют учащимися.

В России до 1918 года студентами называли также выпускников вузов, ещё не имеющих опыта практической работы. Во время возникновения первых университетов латынь являлась языком науки и делопроизводства. Студентов в те времена называли школярами. Этот термин все ещё используется в настоящее время по отношению к школьникам, а иногда к тем, кто отличается неглубокими, ограниченными знаниями.

В России существует день российского студента, который празднуется 25 января.

Студенчество – это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Исторически эта социально-профессиональная категория сложилась со времени возникновения первых университетов в XI-XII вв.

Студенчествовключает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, занятых, как предполагается, усердным учебным трудом.

Как социальная группа онохарактеризуется профессиональной направленностью, сформированностью устойчивого отношения к будущей профессии, которые суть следствие правильности профессионального выбора, адекватности и полноты представления студента о выбранной профессии. Последнее включает знание тех требований, которые предъявляет профессия, и условий профессиональной деятельности. Результаты исследований свидетельствуют о том, что уровень представления студента о профессии (адекватное-неадекватное) непосредственно соотносится с уровнем его отношения к учебе: чем меньше студент знает о профессии, тем менее положительным является его отношение к учебе.

В социально-психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими группами населения отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации.

В то же время студенчество – социальная общность, характеризуемая наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Учет этой особенности студенчества лежит в основе отношения преподавателя к каждому студенту как партнеру педагогического общения, интересной для преподавателя личности.

В русле личностно-деятельностного подхода студент рассматривается как активный, самостоятельно организующий свою деятельность субъект педагогического взаимодействия. Ему присуща специфическая направленность познавательной и коммуникативной активности на решение конкретных профессионально-ориентированных задач. Для социально-психологической характеристики студенчества важно, что этот этап развития жизни человека связан с формированием относительной экономической самостоятельности, отходом от родительского дома и образованием собственной семьи.

Полученные исследователями школы Б. Г. Ананьева данные свидетельствуют о том, что студенческий возраст – это пора сложнейшего структурирования интеллекта, что очень индивидуально и вариативно. Мнемологическое «ядро» интеллекта человека этого возраста характеризуется постоянным чередованием «пиков» или «оптимумов» то одной, то другой из входящих в это ядро функций. Это означает, что учебные задания всегда одновременно направлены как на понимание, осмысление, так и на запоминание и структурирование в памяти студента усваиваемого материала, его сохранение и целенаправленную актуализацию. Такая постановка вопроса уже находит отражение в целом ряде учебно-методических разработок, где отмечается неразрывность осмысления, понимания и закрепления учебной информации в памяти студентов при решении проблемных задач. Активизация познавательной деятельности студентов постоянно сопровождается организацией запоминания и воспроизведения учебной информации.

Студент выступает в качестве субъекта учебной деятельности, которая, прежде всего, определяется мотивами. Два типа мотивов характеризуют преимущественно учебную деятельность – мотив достижения и познавательный мотив. Последний представляет собой основу учебно-познавательной деятельности человека, соответствуя самой природе его мыслительной деятельности. Эта деятельность возникает в проблемной ситуации и развивается при правильном взаимодействии и отношении студентов и преподавателей. В обучении мотивация достижения подчиняется познавательной и профессиональной мотивации.

Во время обучения в вузе формируется прочная основа трудовой, профессиональной деятельности. Усвоенные в обучении знания, умения, навыки выступают уже не в качестве предмета учебной деятельности, а в качестве средства деятельности профессиональной.

Существенным показателем студента как субъекта учебной деятельности служит его умение выполнять все виды и формы этой деятельности.

Студент, как человек определенного возраста и как личность, может характеризоваться с трех сторон:

1) с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. От психических свойств личности (направленность, темперамент, характер, способности) зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований;

2) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и т. д.;

3) с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение и работу анализаторов, безусловные рефлексы, физическое развитие, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т. д. Эти качества в основном определяются наследственно и являются врожденными, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни [5].

С точки зрения таких отечественных ученых, как Ананьев Б. Г., Дмитриев А. В., Кон И. С., Лисовский В. Т., Есарева З. Ф., время обучения человека в вузе совпадает со вторым периодом юности, который характеризуется сложностью становления личностных черт. Отличительной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются все те качества, которых недоставало в полной мере в старших классах – решительность, целеустремленность, самостоятельность, настойчивость и умение владеть самим собой. Кроме того, возрастает интерес к моральным проблемам (образу жизни, целям, долгу, любви, верности и др. ).

Перед преподавателем стоит ответственная психолого-педагогическая задача формирования студента как субъекта учебной деятельности, что предполагает прежде всего необходимость обучить его умению планировать, организовывать свою деятельность, умению полноценно учиться, общаться. Подобная постановка вопроса требует определить учебные действия, необходимые для успешной учебы, программу их выполнения на конкретном учебном материале и четкую организацию упражнений по их формированию. При этом образцовое выполнение этих действий должен демонстрировать сам преподаватель, учитывая трудности адаптационного периода обучения студентов на первом курсе. Его влияние на формирование новых ценностных ориентации студента, его мотивацию и такое индивидуальное свойство, как тревожность, неоценимо.

Отношение к студенту как к социально зрелой личности, носителю научного мировоззрения предполагает учет того, что мировоззрение – система взглядов человека не только на мир, но и на свое место в мире. Другими словами, формирование мировоззрения студента означает развитие его рефлексии, осознание им себя субъектом деятельности, носителем определенных общественных ценностей, социально полезной личностью. В свою очередь, это обязывает преподавателя думать об усилении диалогичности обучения, специальной организации педагогического общения, создания для студентов условий возможности отстаивать свои взгляды, цели, жизненные позиции в процессе учебно-воспитательной работы в учебном заведении.

Студенческий возраст – это возраст расцвета физического и умственного развития человека. В этом возрасте происходит непрерывное нарастание работоспособности, динамики активной деятельности и продуктивности. В студенческом возрасте наблюдаются развитие вербального интеллекта, динамичность возбуждения, повышаются уровень наблюдательности и общая культура наблюдения.

В педагогике под субъектом учебной деятельности понимается носитель предметно-практической активности и познания, осуществляющий изменение в других людях и в самом себе. Субъектность человека проявляется в его жизнедеятельности, общении, самосознании.

Существенным показателем студента, как субъекта учебной деятельности, является его умение выполнять всё её формы и виды.

Формирование студента как субъекта учебной деятельности – это процесс не одномоментный, а представляет собой длительную целенаправленную совместную деятельность преподавателя и студента.

Первая стадия – стадия адаптации к условиям вуза. На этой стадии доминирует активное приспособление студентов к новым условиям, происходит освоение требований вуза, осознание своих прав и обязанностей.

Одним из ключевых факторов развития личности студента является адаптация к процессу обучения в вузе, которую можно подразделить на:

а) профессиональную адаптацию, включающую приспособление к содержанию характеру, условиям и организации учебного процесса, выработку основных навыков самостоятельности в учебной и научной работе;

б) социально-психологическую адаптацию, которая происходит через приспособление индивида к своей группе, взаимоотношения с ней и выработку собственного стиля поведения [6].

Вторая стадия – идентификация с требованиями учебной и учебно-профессиональной деятельности. Эта стадия направлена на активное усвоение и квалифицированное выполнение студентом своей социальной роли; она предполагает подготовку студента к предстоящей специализации, сознательное руководство собственной деятельностью и поведением на основе осознанных мотивов и целей.

Третья стадия – самореализация в образовательном процессе – заключается в целенаправленном формировании личностных качеств и профессиональных умений. При этом обеспечивается во всех видах деятельности взаимосвязь и соединение мотивов и целей, внутренних интенций с внешним педагогическим влиянием. На этой стадии возрастает самодетерминация и осознанная самореализация в различных видах деятельности.

Сущность четвёртой стадии – стадии самопроектирования профессионального становления – состоит в проявлении субъектности студента, который осуществляет самостоятельное, целеустремлённое преобразование исходных способностей и личностных свойств в социально и профессионально значимые качества.

Учебная деятельность студента в высшем учебном заведении – это лишь одна из сторон целостного профессионального и личностного формирования человека. Учебная деятельность студента понимается, как целенаправленный, регламентированный планами и программами, управляемый процесс усвоения знаний, умений и навыков, развития и становления личности студента. В процессе учебной деятельности студент выступает в качестве её субъекта, т. е. носителя предметно-практической активности и познания.

Профессионально-личностное самосовершенствование студента выступает условием эффективного освоения профессии, основой профессиональной устойчивости будущего специалиста. Развитие и воспитание личности студента осуществляется в учебно-профессиональной деятельности, которая является ведущей на этом возрастном этапе и способствует становлению их учебно-профессиональной Я-концепции.

Учебно-профессиональная Я-концепция студента – это совокупность представлений студента о себе как об учащемся и будущем профессионале, которая осознается, актуализируется и развивается в связи с приобретаемой профессией и профессиональным саморазвитием в учебно-профессиональ-ной деятельности.

Следует отметить, что личность – это одновременно и актуальное, и потенциальное. Личностный способ существования и совершенствования учебно-профессиональной Я-концепции студента в ходе учебно-профессио-нальной деятельности основывается на развитии и реализации его скрытых возможностей, актуализации его личностного потенциала.

Под потенциалом в научной психологической литературе понимается совокупность профессионально-личностных (деловых, моральных и иных) качеств, определяющих психологических ресурс личности и позволяющих студенту развиваться в профессиональном отношении и достигать профессионального успеха.

М. В. Буланова-Топоркова отмечает специфику развития студента в процессе обучения на различных курсах [1].

На первом курсе решаются задачи включения личности в студенческую жизнь. На данном этапе поведение студентов отличается высокой степенью конформизма, при этом отсутствует дифференцированный подход к своим социальным ролям.

Второй курс – период напряженной учебной деятельности студентов. Они осваивают различные формы обучения. При этом студенты получают общую подготовку, у них формируются широкие культурные запросы и потребности.

На третьем курсе начинается специализация, заключающаяся в сужении сферы разносторонних интересов личности и укрепления интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов.

На четвертом курсе происходит первое реальное знакомство с будущей специальностью за счет прохождения учебной практики. Поведение студентов на данном этапе характеризуется активным поиском более рациональных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка многих жизненных и культурных ценностей.

На пятом курсе перспектива скорого окончания университета формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т. п. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...