Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.4. Конструктивная пассионарность в профессиональном развитии преподавателя вуза




Литература

1. Бизяева А. А. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя: дис. … канд. психол. наук / А. А. Бизяева. – Санкт-Петербург, 1993. – 191 с.

2. Жалагина Т. А. Психологическая профилактика профессиональной деформации личности преподавателя вуза: дис…. докт. психол. наук / Жалагина Татьяна Анатальевна. – Тверь, 2004. – 309 с.

3. Зеер Э. Ф. Психология профессиональных деструкций / Э. Ф. Зеер. –Москва: Наука, 2005. – 240 с.

4. Кунаковская Л. А. Профессиональная рефлексия как фактор самосовершенствования педагога: монография / Л. А. Кунаковская. – Воронеж: ЦНТИ, 2015. – 204 с.  

5. Кунаковская Л. А. Рефлексивно-акмеологическая стратегия высшего профессионального образования / Л. А. Кунаковская // Актуальные проблемы профессионального образования: подходы и перспективы: Мат-лы 9-ой международной науч. -практ. конференции / [отв. ред. Э. П. Комарова]. – Воронеж: Научная книга, 2011. – С. 197-198.

6. Леванова Е. А. К вопросу о профессиональном здоровье педагога /
 Е. А. Леванова // Психолого-педагогическое сопровождение личности в образовании: союз науки и практики: сб. ст. III междунар. науч. -практич. конф., Одинцовских психолого-педагогических чтений, Одинцово, 21 февраля 2015 г. / отв. ред. В. Е. Цибульникова. – Москва: Издательство «Пера», 2015. – С. 33–34.

7. Леванова Е. А. Психолого-педагогические аспекты процесса взаимодействия в образовательном процессе вуза / Е. А. Леванова // Философские и психолого-педагогически проблемы развития образовательной среды в современных условиях: материалы междунар. науч. -практич. конф., 24-25 апр. 2008 г. / [отв. ред. И. Ф. Бережная]; Воронеж. гос. ун-т. – Воронеж: ИПЦ ВГУ. – 2008. – Ч. 1 – С. 57–60.

8. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. – Москва: Просвещение, 1996. – 192 с.

9. Метаева В. А. Рефлексия и ее роль в преодолении профессиональных затруднений педагогов: дис. … канд. психол. наук / В. А. Метаева. – Екатеринбург, 1996. – 207 с.

10.  Москвина Н. Б. Личностно-профессиональные деформации педагогов / Н. Б. Москвина // Педагогическое образование и наука. – 2008. – №3. – С. 56 – 61.

11.  Плугина М. И. Акмеологическая модель профессионального становления преподавателей высшей школы: учеб-метод. пособие / М. И. Плугина. – Ставрополь: ГОУВПО СевКавГТУ, 2008. – 39 с.

12.  Подымов Н. А. Психологические барьеры в педагогической деятельности / Н. А. Подымов. – Москва: Прометей, 1998. – 239 с.

13.  Рукавишникова Елена Евгеньевна. Формирование профессиональной рефлексии у студентов медицинского колледжа: дис. ... канд. психол. наук: 19. 00. 07: Ставрополь, 2000. – 170 c.

14.  Сластенин В. А. Рефлексивная культура и профессионализм учителя / В. А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. – 2005. –  № 3. – С. 37–42.

15.  Слободчиков В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека / В. И. Слободчиков // Вопр. психологии. – 1986. – № 6. – С. 14–22.

16.  Степанов С. Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций / С. Ю. Степанов. – Москва: Наука, 2000. – 174 с.

17.  Степкина Т. В. Влияние профессиональной деформации на психологические особенности самопонимания преподавателей вуза: автореф. дис. … канд. психол. наук / Степкина Татьяна Васильевна. – Астрахань, 2007. – 22 с.

18.  Стеценко И. А. Развитие педагогической рефлексии в профессиональной подготовке учителя в условиях усвоения опыта педагогической деятельности: дис. … канд. пед. наук / И. А. Стеценко. – Таганрог, 1998. – 228 с.

 

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Раскройте сущность и содержание профессионально-педагогической рефлексии.

2. Каковы причины деструктивных проявлений в деятельности преподавателя вуза?

3. В чем состоит специфика профессионального роста и развития педагога высшей школы?

4. Представьте условия успешной реализации рефлексивно-акмеологической стратегии в высшем образовании.

5. Разработайте рефлексивное интервью с коллегами (самим собой), опираясь на структуру конструктивной педагогической рефлексии.

 

3. 4. Конструктивная пассионарность в профессиональном развитии преподавателя вуза

(Н. И. Вьюнова, И. Н. Стребкова)

 

Педагогическая профессия всегда привлекала в свою сферу особенных людей: не просто обладающий профессионализмом, но желающих передать свой профессионализм, помочь будущим поколениям и продолжить цепь жизни знания в истории. Причём знание это касается не только информации о той или иной сфере деятельности, но и о законах жизни, законах и принципах познания себя и мира.

Такая ситуация определяется особой гуманистической ролью преподавателя в жизни общества, ведь именно он оказывает психолого-педагогическое сопровождение в процессе формирования мировоззрения обучающихся; оказывает помощь в развитии идейного мира студента, поиске его ориентиров и склонностей; являет собой яркий личностный пример авторитетной фигуры и в немалой степени благодаря своей духовной работе влияет на развитие Духа Народа в целом.

Поэтому для успешного выполнения этой роли преподавателю необходимо осознавать своё особое место в этой жизни, отдавать себе отчёт о собственных идеалах и идеях, которые ведут его по этой стезе и ощущать осмысленность каждого профессионального действия. Обладая осознанной идеей своей педагогической деятельности, которую он вплетает во всеобщую идею образования, и подключив к её реализации веру и волю, педагог получает возможность и право в полной мере называться пассионарием образования.

Помимо вечной этической, данный вопрос обладает и современной социальной актуальностью. Повышение рейтинга российских вузов в мире на данный момент является приоритетным направлением образовательной политики России. В связи с этим перед учебным заведением ставится первоочередная задача: подготовить профессионала, максимально компетентного в своей области и желающего в ней работать. Чтобы добиться этого, вузу необходимо приложить серьёзные усилия не только по обеспечению студента необходимой для применения в профессии информацией, но и воспитания в нём активности, умения и, конечно, осознанного стабильного стремления работать по выбранному им направлению.

Для того, чтобы студент был способен целеустремлённо двигаться к полному освоению мастерства профессиональной деятельности, нарабатывая навыки педагогической рефлексии, выдерживая долгосрочный вектор цели, необходима глубинная мотивация. Сформировать эту мотивацию, «заразить» ею юного профессионала, а также обеспечить студенту высокий уровень освоения идей и содержания профессии – вот две ключевые задачи, поставленные перед преподавателем современного вуза. Обе характеристики, по нашему мнению, составляют большую часть «педагогического мастерства» преподавателя и формируются благодаря актуализированной конструктивной пассионарности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...