2.4. Обычай как источник гражданского права
2. 4. Обычай как источник гражданского права
Обычай – один из самых древних источников права. В первых правовых системах заказ вводился как содержание принятых нормативных актов. Впоследствии он приобрел характер независимого источника права, поскольку государство, в частности, в условиях феодальной Европы, просто ссылалось на таможню для решения юридически значимых вопросов[31]. В соответствии с п. 1 ст. 5 ГК под обычаем следует понимать правило поведения, которое сложилось и широко применяется в конкретной области предпринимательской, иной деятельности. При этом такое правило поведения вовсе не предусмотрено законодательством и не имеет значения, зафиксировано ли оно в каком-либо правовом документе. В основе правового обычая лежат признаки многократного применения, полезности и авторитетности, основанной на выработанной практике стандарта в определенных жизненных условиях. Обычай в отличие от других источников и форм права характерен своеобразием формы. Обычай менее формализован, но, несмотря на это, предоставляет сторонам свободу собственного усмотрения, согласования своих волеизъявлений. В условиях отсутствия единого мнения о признаках правовых обычаев ключевым все же считают государственное санкционирование, превращающее однообразное и устойчивое правило в норму права, которое обеспечивается отсылкой правила нормативно-правового акта к обычаю. При этом предмет санкции – не сам обычай, а возможность его использования. Государственное санкционирование в зависимости от объема может быть единичным и рамочным. Единичное означает, что законодатель санкционирует использование абстрактного обычая в рамках конкретного общественного отношения (см. п. 1 ст. 19, ст. 221 ГК РФ). Рамочное означает, что рамочная санкция может охватывать разный круг обычаев и ситуаций.
Некоторые авторы допускают также судебное санкционирование применения обычая[32], а некоторые и вовсе ставят под сомнение как нормативное, так и судебное санкционирование. Следуя их логике нужно пояснить, что правило обычая в первом случае становится законодательной нормой, а во втором поглощается прецедентом. Поэтому ученые предлагают определить применимость правовых обычаев не через перечисление возможных случаев, а, наоборот – через закрепление случаев невозможных. Обычаи применимы в случаях, которые прямо указаны в законодательстве. Определенные отсылки к правовым обычаям закреплены в ряде статей ГК (к примеру, ст. 309 ГК, ст. 311 ГК, ст. 314 ГК, ст. 315 ГК, ст. 474 ГК и др. ). Положения п. 2 ст. 5 ГК, не содержащие прямого утверждения о соотношении обычая и правовой нормы, дополнены правилом п. 5 ст. 421 ГК, где указано, что обычаи применимы к условиям договора в случае, когда они не определены непосредственно сторонами либо диспозитивной нормой (п. 4 ст. 421 ГК). Исходя из положений ст. 431 ГК, обычаи также должны учитываться при толковании условий гражданско-правового договора. Имеется несколько статей ГК, которые относятся к обязательственному праву, в них отражаются «обычно предъявляемые требования», причем этот термин в одном случае дополняет отсылку к обычаям (ст. 309 ГК, ст. 478 ГК, ст. 992 ГК), а в другом используется как самостоятельный термин (ст. 484 ГК, ст. 485 ГК, ст. 721 ГК). Таким образом, обычай как источник современного гражданского права также выступает в качестве регулятора гражданско-правовых отношений. Несмотря на то, что формулировка определения обычая включена в главу «Гражданское законодательство» ГК, обычай в системе источников гражданского права находится вне законодательного блока.
Заключение
Источник гражданского права – это официальный способ выражения государственной воли посредством закрепления в нем норм права, регулирующих гражданские правовые отношения. Источники гражданского права делятся следующим образом: - Конституция Российской Федерации; - международные договоры РФ и нормы международного права (ст. 7 ГК РФ3); - ГК РФ – гражданское законодательство, а также в соответствии с ним принятые федеральные законы, которые регулируют гражданско–правовые отношения (п. 2 ст. 3 ГК ГФ); - иные правовые акты, которые содержат нормы гражданского права, а именно: указы Президента РФ (п. 3 ст. 3 ГК РФ), постановления Правительства РФ (п. 4 ст. 3 ГК РФ), а также нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (п. 7 ст. 3 ГК РФ); - обычаи (ст. 5 ГК РФ). Перечисленные источники гражданского права подходит под романно-германскую классификацию системы права, и можно разделить их на две группы: источники ненормативного характера - правовые обычаи (обычаи делового оборота) и нормативно-правовые акты (постановления, законы и указы, договоры и инструкции). Конституция РФ, которая имеет высшую юридическую силу, применяется по всей территории Российской Федерации, а также регулирует гражданско-правовые отношения (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Не должны противоречить Конституции законы и иные правовые акты, которые принимаются в Российской Федерации. Конституционные нормы имеют основополагающее значение для гражданско-правового регулирования, определяющие содержание и формы права собственности, а также признаки правоспособности граждан. При условии противоречивости нормативного акта Конституции РФ, данный акт отменяется Конституционным Судом РФ. ГК – один из крупнейших законов России, а также самая крупная и обширная кодификация гражданского законодательства в истории России. Гражданский кодекс РФ состоит из четырех частей, а именно: - введенная в действие с 1 января 1995 г. часть первая состоит из трех разделов, включающая общие положения, нормы о вещных правах и общие положения об обязательствах и договорах. - введенная с 1 марта 1996 г. в действие вторая часть ГК содержит отдельные виды обязательств;
- введенная с 1 марта 2002 г. в действие третья часть содержит положения наследственного права и международного частного права; - введенная с 1 января 2008г. в действие четвертая часть ГК РФ содержит гражданско-правовые отношения в сфере интеллектуальной собственности. Он определяет всю правовую систему гражданского права. ГК РФ постоянно развивается, тем самым совершенствуя все гражданское законодательство. Среди источников гражданского права значительное место занимают федеральные законы, а именно специальные законодательные акты, которые регулируют определенный вид гражданско-правовых отношений (п. 3 ст. 1, п. 1, 2 ст. 2 ГК РФ). В соответствии с положениями ГК РФ приняты следующие федеральные законы: от 21 декабря 2013 г. № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе) (ст. 807 ГК РФ), от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и ряд других законов. Федеральные законы занимают важную нишу в системе современного гражданского законодательства. Подзаконные нормативные акты: - указы Президента РФ могут выступать в качестве предмета регулирующие любые вопросу, которые отнесены к его компетенции, за исключением случаев, которые могут быть урегулированы, только законом. - постановления Правительства РФ носят нормативный характер; - приказы и инструкции министерств и других федеральных органов исполнительной власти, которые содержат нормы права. Обычай как источник гражданского права также выступает в качестве регулятора гражданских правовых отношений. Несмотря на то, что формулировка определения обычая включена в главу «Гражданское законодательство» Гражданского кодекса, обычай в системе источников гражданского права находится вне законодательного блока.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|