Концепции и стандарты финансового учета в РФ
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Нормативное регулирование бухгалтерского учета Введение «Бухгалтерский учет нередко называют языком бизнеса. И это действительно так, в бухгалтерском учете и отчетности обобщается результаты деятельности и текущее состояние каждого предприятия. Изменения в экономической системе Российской Федерации привели к изменению в деятельности предприятий, которое должно было найти адекватное отражение в бухгалтерском учете. И бухгалтерский учет в России действительно подвергся коренному изменению. В настоящее время он далеко ушел от бухгалтерского учета в СССР. При подготовке документов, регулирующих бухгалтерский учет, были учтены многие положения и стандарты международного учета». Тем не менее, сегодняшняя система бухгалтерского учета в России имеет свою специфику, которая связана с её происхождением из бухгалтерского учета в условиях плановой экономики. Не все из “пережитков” старой системы действительно являются пережитками, российская и советская школа теории бухгалтерского учета разработала некоторые понятия и методы, которые не утратили своего значения и сегодня, более того, они начинают постепенно получать распространение и в практике учета в развитых странах. Также некоторые из различий носят номинальный характер, сводятся к различию терминов и понятий. Но некоторые особенности современной российской системы бухгалтерского учета объективно снижают её ценность для участников хозяйственного оборота и препятствуют нормальному развитию экономики. Одновременно экономическая система России продолжает интенсивно изменяться, возникают новые виды хозяйственной деятельности, которые должны найти адекватное отражение в учете. Наконец, российская система бухгалтерского учета ещё не получила законченного оформления в законодательстве, не принят закон о бухгалтерском учете и отчетности, нет единых методологических основ, на которых базировалось бы регулирование учета.
С этой точки зрения рассмотрение международного опыта исключительно интересно, так как многое из него может быть с пользой перенято для использования в России. Естественно, заимствование не должно носить слепой характер, а должно учитывать специфику российской деловой среды. Рассмотрение системы финансового учета западных стран, с их более чем столетним опытом развития, имеет смысл не только для заимствования методик, но и для избежания ошибок, которые были допущены в процессе становления учета. Понимание принципов функционирования международной системы финансового учета приобретает особенное значение в современных условиях, когда российские предприятия активно пытаются проникнуть на международные фондовый и финансовый рынки. Равноправное сотрудничество с партнерами непременно потребует способности понимать предоставляемую ими отчетность, и в свою очередь предоставлять отчетность в формате, принятом на международном рынке. К сожалению, до сих пор не для всех очевидна разница между российской и международной учетной моделью.
Концепции и стандарты финансового учета в РФ 1.1. Понятие и значение бухгалтерской финансовой отчетности Отчетность хозяйствующих субъектов представляет собой систему обобщенных цифровых показателей, характеризующих их деятельность и выполнение плана за истекший период (месяц, квартал, год). Отчетность составляется путем подсчета, группировки и специальной обработки данных текущего учета и является завершающей его стадией. Отчетность включает ряд форм, каждая из которых содержит определенную часть общей системы отчетных показателей работы организации. В формах отчетности наряду с фактическими данными за отчетный период приводятся и фактические данные за прошлый период, что необходимо для анализа результатов работы хозяйства.
Содержание и построение показателей отчетности, их взаимная увязка определяются потребностями хозяйственного руководства и контроля за выполнением плана. Различные формы отчетности, в которых сопоставляются показатели отчетного периода с фактическими данными за предыдущий период, служат важнейшим материалом для контроля за развитием хозяйства и базой для определения дальнейшего улучшения и роста организации. Изучение данных отчетности позволяет выявить и привести в действие имеющиеся в организации внутренние резервы. На основе анализа отчетных данных дается оценка деятельности не только отдельных субъектов, но и целых отраслей в масштабе государства. Вся работа по составлению отчетности, начиная с исходных принципов построения системы отчетных показателей и кончая формами отчетных таблиц, имеет детально разработанную законодательно-правовую основу. Формы отчетности унифицированы. Бухгалтерская отчетность – это отчетность, показатели которой непосредственно вытекают из данных синтетического и аналитического учета и подтверждаются бухгалтерскими документами. «По периодичности составления отчетность подразделяется на промежуточную (внутригодовую) и годовую. Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал (промежуточные отчеты) и год нарастающим итогом, если иное не установлено законодательством Российской Федерации». Квартальная отчетность включает: бухгалтерский баланс – форма № 1; отчет о прибылях и убытках – форма № 2. В состав годовой бухгалтерской отчетности включаются: бухгалтерский баланс – форма № 1; отчет о прибылях и убытках – форма № 2; приложения: отчет о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу и иным отчетам, предусмотренным нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета; пояснительная записка; аудиторское заключение. Субъекты малого предпринимательства, не применяющие в соответствии с законом упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, имеют право не представлять в составе годового отчета формы № 3, 4, 5.
Формы бухгалтерской отчетности организаций и инструкции о порядке их заполнения утверждаются министерством финансов РФ. Федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрешено утверждать в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности, а также инструкции о порядке их заполнения, но при условии что их содержание не противоречит нормативным правовым актам Министерства финансов РФ. «Отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, об его изменениях, а также о финансовых результатах ее деятельности Если организация имеет филиалы, представительства и иные структурные подразделения, то она должна включать их показатели деятельности в свою отчетность». Это относится и к предприятиям, имеющим балансы. Данные отчетности по числовым показателям приводятся минимум за два года - отчетный и предшествовавший ему Когда они за период, предшествовавший отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, первые подлежат корректировке, исходя из правил, установленных нормативными актами. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснительной записке вместе с указанием ее причин. Бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год, т.е. с 1 января по 31 декабря календарного года. Первым отчетным годом для вновь созданной либо реорганизованной организации считается период со дня ее государственной регистрации по 31 декабря включительно, а для организации, вновь созданной поел! 1 октября (включая 1 октября), - с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации. Если в организации бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалтерией) или бухгалтером-специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации, руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии) либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет. Ответственность лиц, подписавших бухгалтерскую отчетность, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В том случае, когда возникла необходимость внести изменения в бухгалтерскую отчетность, изменения вносятся независимо от того, произошли они в отчетном или предшествовавшем периоде. Зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен правилами, установленными нормативными актами, в бухгалтерской отчетности не допускается. Организация представляет годовую бухгалтерскую отчетность, в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а, также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственное и муниципальное унитарное предприятие представляет бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом. Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организация представляет бухгалтерскую отчетность в установленные адреса по одному экземпляру бесплатно. Организация обязана представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, а квартальную (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) – в течение 30 дней по окончании квартала. В пределах установленных сроков конкретная дата представления бухгалтерской отчетности определяется учредителями (участниками) организации или общим собранием. Причем годовая бухгалтерская отчетность должна представляться не ранее 60 дней после окончания отчетного года. Годовая отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации. День представления организацией бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности. Если дата представления бухгалтерской отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления отчетности считается первый следующий за ним рабочий день. Годовая бухгалтерская отчетность организации должна быть открыта для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и т.д., которые могут знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением затрат на копирование. Организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.
Отчетность, содержащая показатели, отнесенные к государственной тайне по законодательству Российской Федерации, представляется с учетом требований указанного законодательства Если законодательством Российской Федерации предусмотрена публикация бухгалтерской отчетности и итоговой части аудиторского заключения, их опубликование производится не позднее 1 июня года, следующего за отчетным (если иное не установлено законодательством Российской Федерации). 1.2. Нормативное регулирование финансовой отчетности Основой правового регулирования и нормативной базой составления бухгалтерской отчетности служат: · Закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ; · Гражданский кодекс Российской Федерации; · План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, утвержденный Министерством финансов РФ от 31.10.2000 №94н; · Инструкция о порядке заполнения годовой бухгалтерской отчетности (приложение 2 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 12.11.96 г. № 97 «О годовой бухгалтерской отчетности организаций»); · Приказ Министерства финансов Российской Федерации от. 21.11.97 г. № 81н «О формировании годовой бухгалтерской отчетности»; · Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятий», утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации № 60н от 09.12.98 г. (ПБУ 1/98); · Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.98 г. № 34н; · другие положения и нормативные документы, определяющие порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|