Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 79. Понятие социализации в СП: сферы соци-ии и институты соц-ии.




Социализация - это процесс «вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщения его к системе социальных связей» и т.д. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества (Бронфенбреннер, 1976).

Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду

Множество возражений!!! Если личности нет вне системы социальных связей, если она изначально социально детерминирована, то какой смысл говорить о вхождении ее в систему социальных связей (Л.С. Выготский)

Социализация в социальной психологии= «развитие личности» и «воспитание»

Но так же много возражений!!! По объему понятия «развитие личности» и «социализация» совпадают, но акцент на активность личности более четко представлен именно в идее развития, а не социализации: здесь он как-то притушен, а в центре внимания — социальная среда и подчеркивается направление ее воздействия на личность.

3 сферы становления личности (социализации): деятельность, общение, самосознание.

-Деятельность человека. 3 процесса: 1) ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. 2) центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей. 3) освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости

-Общение человека. Расширение и углубление социализации.. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже.

- Развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я. Наиболее распространенная схема включает в «Я» три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе).

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности: а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина (школа). Насчет времени обучения в университете и является ли университет институтом социализации до сих пор имеются разногласия. Но студенчество — одна из важных социальных групп общества, и проблемы социализации этой группы крайне актуальны.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, весь период трудовой деятельности человека.

Послетрудовая стадия социализации. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. В социальной основные позиции в дискуссии полярно противоположны: 1) понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функции свертываются. 2)Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста- многочисленные экспериментальные исследования сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста, в частности пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта (концепция Э.Эриксона о наличии восьми возрастов человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость=мудрость).

Институты социализации.

1) Дотрудовая стадия: а)семья и дошкольные учреждения б)школа в)ВУЗ????

2) Трудовая стадия: трудовой коллектив.

3) Послетрудовая стадия: различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры, но это не есть разработка проблемы и проблема еще не разработана, так же как и с ВУЗами

 

Вопрос 80. Структура диспозиционной регуляции социального поведения личности

 
Попытка объединить различные регуляторы, действующие в разных социальных сферах, сделана В.Ядовым. Он предложил удачное решение этой проблемы в форме так называемой диспозиционной концепции регуляции социального поведения. Иерархия диспозиций, то есть психологических состояний готовности к определенным поведенческим действиям, в свою очередь, определяется иерархией потребностей и иерархией ситуаций, в которых эти потребности реализуются, степенью включенности в систему социальных отношений. В.Ядов выделяет четыре уровня диспозиций. Первый уровень составляют элементарные фиксированные установки, изучавшиеся в свое время Д.Узнадзе. Они формируются на основе витальных потребностей в самых простейших «предметных» ситуациях. Второй уровень - это более сложная диспозиция, социальные фиксированные установки, которые формируются в малых группах на основе потребности в общении и выражают определенное отношение личности к социальным объектам на этом уровне. Третий уровень определяется такими диспозициями, в которых фиксируется общая направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности (конкретная работа, область досуга, интересов). Это так называемые базовые социальные установки, проявляющиеся в определенной деятельности человека и выражающие свое отношение к этой деятельности. Четвертый, высший уровень диспозиций образует система ценностных ориентации личности, выражающих отношение личности к целям жизнедеятельности, к средствам достижения этих целей и определяющихся общими социальными, экономическими, политическими и идеологическими условиями существования общества. Каждый уровень предложенной диспозиционной системы регуляции социального поведения личности включает, кроме того, эмоциональный (аффективный), рациональный (когнитивный) и поведенческий компоненты. Чем выше уровень диспозиции, тем больший вес приобретает когнитивный компонент и в меньшей степени проявляется эмоциональный. В то время как на низшем уровне, в условиях простейших предметных ситуаций, где поведение определяется фиксированными установками, В.Ядов считает, что когнитивный компонент вообще отсутствует, он как бы вытеснен эмоциональным, аффективным отношением к данной предметной ситуации.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...