Анализ и оценка инвестиционной привлекательности МУП «Жилье»
На сегодняшний день значительный физический и моральный износ объектов инфраструктуры и основных фондов предприятия МУП «Жилье» является одной из ключевых проблем на пути повышении эффективности предприятия, что обусловлено недостатком проводимой в предыдущие годы тарифной политики, которая не обеспечивала реальных финансовых потребностей организаций коммунального комплекса в модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, не формировала стимулы к сокращению затрат. Проблема модернизации коммунальной инфраструктуры в настоящее время стоит крайне остро как на региональном уровне, так и, прежде всего, перед органами муниципальной власти, на которых возложено бремя ответственности за обеспечение коммунальными ресурсами населения. Проблемы, накопившиеся в жилищно-коммунальном хозяйстве, требуют неотложных решений, в том числе необходимо привлечение частных инвестиций. По данным администрации г. Дивногорска сектор коммунальной энергетики нуждается на сегодняшний день в инвестициях в размере 2 млн.рублей. Учитывая требующийся объем средств, нехватку финансирования невозможно решить только за счет бюджетного финансирования, необходимо привлечение частных инвестиций. За последние три года объем частных инвестиций в ЖКХ в г. Дивногорске не превысил 500 тыс. руб., ввиду низкой инвестиционной привлекательности отрасли. Существующие барьеры в данном секторе, к которым можно отнести нормативно-правовые, административные барьеры, информационные, а также отсутствие финансовых механизмов и квалифицированных менеджерских команд, приводят к тому, что эта отрасль является инвестиционно непривлекательной для частных инвесторов.
Отсутствие механизма выполнения комплексных согласованных действий государственных и региональных органов власти в ценообразовании, законодательной и налоговой деятельности приводит к тому, что в существующих нормативно-правовых документах не отражены меры, связанные с экономическим стимулированием и ответственностью за неэффективное использование энергии. В качестве примера можно привести документ 28-ФЗ «Об энергосбережении», носящий декларативный характер. Смысл его сводится к тому, что государство не запрещает заниматься энергосбережением, но и помогать не собирается. Федеральные законы «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» 210 –ФЗ от 30.12.2004., а также «О концессионных соглашениях» № 115-ФЗ от 05.08.2005 г имеют ряд внутренних нестыковок технического характера, что приводит к отсутствию как гарантий неизменности подписанного между сторонами тарифного соглашения, так и гарантии инвестора по установлению тарифов с учетом инвестиционной составляющей, и порядка учета в тарифе на период окупаемости проекта экономического эффекта, достигнутого в результате применения инвестором энергосберегающих технологий и эффективных способов управления. Так, заключение концессионного соглашения возлагает на Концессионера обязанности провести реконструкцию, модернизацию объекта концессионного соглашения за счет собственных средств. Видятся определенные сложности с включением инвестиционной составляющей в полном объеме в утверждаемый тариф, при установлении индексов максимально возможного изменения тарифов на услуги организации коммунального комплекса федеральными органами исполнительной власти (ФСТ России). Расчет инвестиционной составляющей, а так же прогнозирование величины максимального коэффициента влияет на срок заключения концессионного соглашения.
Еще один барьер связан с отсутствием механизмов и инструментов финансирования в этом секторе. Для реализации на предприятиях эффективных мероприятий в коммунальном секторе требуются миллиарды долларов, причем необходимы «длинные» деньги под низкий процент, так как реконструкция сетей, оптимизация производственных процессов и внедрение энергосберегающих технологий не приносят сиюминутной отдачи. Длительная окупаемость инвестиционных проектов в теплоснабжающем секторе препятствует притоку инвестиций. По оценкам экспертов, крупные инвестпроекты могут окупаться в срок более пяти лет. Такие сроки окупаемости оказываются непривлекательными для банков – потенциальных кредиторов. Существующий ограниченный доступ к долгосрочному капиталу увеличивает риски, связанные с введением энергоэффективных технологий. Очень часто потребители не могут получить доступ к кредиту из-за отсутствия финансового поручительства, или же, когда необходим долгосрочный кредит, удается «выбить» только краткосрочный. Высокие первоначальные затраты – обычное дело в практике внедрения новых энергоэффективных технологий. Однако в условиях отсутствия механизмов долгосрочного финансирования, а также свободного капитала у многих предприятий, фактор высоких первоначальных затрат сдерживает модернизацию, даже если предприятия осознают ее необходимость. Следующий барьер – информационный и связан с тем, что во - первых нет информации об объектах инвестирования для инвесторов. Данная информация отсутствует ввиду того, что у нас не делалась инвентаризация всех фондов, а для того чтобы сделать ее нужно время и огромные средства, которых у коммунальных предприятий, как правило, нет. Во-вторых руководители большинства коммунальных предприятий, в том числе и МУП «Жилье» не обладают информацией, связанной с вопросами организации финансирования, о возможных механизмах привлечения со-финансирования (в т.ч. о механизме ПСО Киотского протокола) и не обладают опытом организации инвестиционного процесса.
Отсутствие квалифицированных кадров, знаний и опыта тоже являются одним из барьеров и приводит к тому, что у МУП «Жилье» нет людей способных грамотно подготовить инвестиционный проект, который бы отвечал всем требованиям инвесторов. Это тоже является следствием отсутствия экономических стимулов к эффективному и качественному теплоснабжению, приводящих к разрушению системы управления; недостатки управления, в свою очередь, приводят к непривлекательности этой сферы для инвестиций.
Вывод
Муниципальное унитарное предприятие «Жилье» (МУП «Жилье»)в дальнейшем именуемое «Предприятие» создано в соответствии с постановлением администрации г. Дивногорска от 02.11.2004г. №2017-п. Учредители Предприятия от имени муниципального образования является администрация г. Дивногорска, далее именуемая «Учредитель». От имени муниципального образования права Собственника имущества Предприятия осуществляет администрация города Дивногорска. Предприятие создано в связи с необходимостью осуществления деятельности в целях решения социальных задач по эксплуатации и содержанию жилищного фонда, выполнению работ, оказанию жилищных услуг для населения по тарифам, утвержденным представительным органом местного самоуправления для юридических лиц - по договорным ценам. Полученные экспертные оценки показали, что эксперты (4 из 5) отнесли фирму к этапу коммутанта. Данный этап – это период упадка, старения фирмы, когда наиболее значимые параметры ее жизнедеятельности заметно ухудшаются, а развитие, понимаемое как дальнейшее совершенствование, заходит в тупик. Структура имеет тенденцию к упрощению, свертыванию, а окрепшие конкуренты занимают большее жизненное пространство и более эффективны. Так появляются фирмы-коммутанты, осуществляющие средний и малый бизнес, ориентированный на удовлетворение конкретных региональных потребностей, индивидуализированный подход к клиентам, использование достижений фирм-виолентов.
Коммутанты работают на этапе падения цикла выпуска какого-либо вида продукции. Как правило, это фирмы, отжившие свой век и выпускающие продукцию или оказывающие услуги, либо частично устаревшие, либо имеющие ограниченный спрос (в рамках только национального или регионального рынка). Анализ кризисного состояния МУП «Жилье» выявил положительные тенденции в финансовом состоянии предприятия, за исключением снижения чистой прибыли и, как следствия, уменьшения показателей деловой активности. В заключении я бы хотела отметить, то, что привлекательность отрасли жилищно-коммунального хозяйства очевидна, что связано с отсутствием борьбы за потребителя, поскольку любой элемент коммунальной инфраструктуры по сути локальная монополия и у потребителя нет альтернативы, ЖКХ остается одной из тех сфер производства, в которой потребители постоянно осуществляют платежи. Тем самым они создают финансовую основу для технической реконструкции и экономической реформы этого комплекса. Постоянное пользование потребителя услугами коммунального комплекса, независимо от экономической и политической конъюнктуры, уровня дохода делают этот бизнес стабильным и востребованным. Фактически ЖКХ является одним из немногих реальных секторов российской экономики, обладающих собственным (пусть и небольшим) инвестиционным потенциалом. Но для того, чтобы в эту отрасль стали поступать инвестиции необходимо устранение всех существующих на сегодняшний день барьеров, препятствующим этому. Для этого необходимо детально проработать комплекс мер по снижению рисков бизнеса с возможными вариантами решения и системно поддерживать создание и развитие крупных федеральных частных операторов которые могут стать серьезным инструментом для привлечения частных инвестиций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|