Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ и оценка инвестиционной привлекательности МУП «Жилье»




 

На сегодняшний день значительный физический и моральный износ объектов инфраструктуры и основных фондов предприятия МУП «Жилье» является одной из ключевых проблем на пути повышении эффективности предприятия, что обусловлено недостатком проводимой в предыдущие годы тарифной политики, которая не обеспечивала реальных финансовых потребностей организаций коммунального комплекса в модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, не формировала стимулы к сокращению затрат.

Проблема модернизации коммунальной инфраструктуры в настоящее время стоит крайне остро как на региональном уровне, так и, прежде всего, перед органами муниципальной власти, на которых возложено бремя ответственности за обеспечение коммунальными ресурсами населения. Проблемы, накопившиеся в жилищно-коммунальном хозяйстве, требуют неотложных решений, в том числе необходимо привлечение частных инвестиций.

По данным администрации г. Дивногорска сектор коммунальной энергетики нуждается на сегодняшний день в инвестициях в размере 2 млн.рублей. Учитывая требующийся объем средств, нехватку финансирования невозможно решить только за счет бюджетного финансирования, необходимо привлечение частных инвестиций.

За последние три года объем частных инвестиций в ЖКХ в г. Дивногорске не превысил 500 тыс. руб., ввиду низкой инвестиционной привлекательности отрасли.

Существующие барьеры в данном секторе, к которым можно отнести нормативно-правовые, административные барьеры, информационные, а также отсутствие финансовых механизмов и квалифицированных менеджерских команд, приводят к тому, что эта отрасль является инвестиционно непривлекательной для частных инвесторов.

Отсутствие механизма выполнения комплексных согласованных действий государственных и региональных органов власти в ценообразовании, законодательной и налоговой деятельности приводит к тому, что в существующих нормативно-правовых документах не отражены меры, связанные с экономическим стимулированием и ответственностью за неэффективное использование энергии.

В качестве примера можно привести документ 28-ФЗ «Об энергосбережении», носящий декларативный характер. Смысл его сводится к тому, что государство не запрещает заниматься энергосбережением, но и помогать не собирается.

Федеральные законы «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» 210 –ФЗ от 30.12.2004., а также «О концессионных соглашениях» № 115-ФЗ от 05.08.2005 г имеют ряд внутренних нестыковок технического характера, что приводит к отсутствию как гарантий неизменности подписанного между сторонами тарифного соглашения, так и гарантии инвестора по установлению тарифов с учетом инвестиционной составляющей, и порядка учета в тарифе на период окупаемости проекта экономического эффекта, достигнутого в результате применения инвестором энергосберегающих ­технологий и эффективных способов управления.

Так, заключение концессионного соглашения возлагает на Концессионера обязанности провести реконструкцию, модернизацию объекта концессионного соглашения за счет собственных средств.
В соответствии с 210-ФЗ возврат инвестиций осуществляется путем включения в тариф на оказание услуг потребителям инвестиционной составляющей.

Видятся определенные сложности с включением инвестиционной составляющей в полном объеме в утверждаемый тариф, при установлении индексов максимально возможного изменения тарифов на услуги организации коммунального комплекса федеральными органами исполнительной власти (ФСТ России). Расчет инвестиционной составляющей, а так же прогнозирование величины максимального коэффициента влияет на срок заключения концессионного соглашения.
Очевидно, что интерес бизнеса к подобным контрактам возможен только в том случае, если они, с приемлемыми рисками и позволяют обеспечить необходимую норму доходности на вложенный капитал. Поэтому концессионные соглашения должны быть достаточно длительными для обеспечения возврата вложенных инвестиций. Срок действия контрактов концессии варьируется от 10 до 30 лет.

Еще один барьер связан с отсутствием механизмов и инструментов финансирования в этом секторе.

Для реализации на предприятиях эффективных мероприятий в коммунальном секторе требуются миллиарды долларов, причем необходимы «длинные» деньги под низкий процент, так как реконструкция сетей, оптимизация производственных процессов и внедрение энергосберегающих технологий не приносят сиюминутной отдачи. Длительная окупаемость инвестиционных проектов в теплоснабжающем секторе препятствует притоку инвестиций. По оценкам экспертов, крупные инвестпроекты могут окупаться в срок более пяти лет. Такие сроки окупаемости оказываются непривлекательными для банков – потенциальных кредиторов.

Существующий ограниченный доступ к долгосрочному капиталу увеличивает риски, связанные с введением энергоэффективных технологий. Очень часто потребители не могут получить доступ к кредиту из-за отсутствия финансового поручительства, или же, когда необходим долгосрочный кредит, удается «выбить» только краткосрочный. Высокие первоначальные затраты – обычное дело в практике внедрения новых энергоэффективных технологий. Однако в условиях отсутствия механизмов долгосрочного финансирования, а также свободного капитала у многих предприятий, фактор высоких первоначальных затрат сдерживает модернизацию, даже если предприятия осознают ее необходимость.
Сохранение в России высоких процентных ставок, в результате чего финансирование могут получать только проекты с быстрым сроком окупаемости, усугубляет неблагоприятную ситуацию для долгосрочного улучшения энергоэффективности.

Следующий барьер – информационный и связан с тем, что во - первых нет информации об объектах инвестирования для инвесторов. Данная информация отсутствует ввиду того, что у нас не делалась инвентаризация всех фондов, а для того чтобы сделать ее нужно время и огромные средства, которых у коммунальных предприятий, как правило, нет. Во-вторых руководители большинства коммунальных предприятий, в том числе и МУП «Жилье» не обладают информацией, связанной с вопросами организации финансирования, о возможных механизмах привлечения со-финансирования (в т.ч. о механизме ПСО Киотского протокола) и не обладают опытом организации инвестиционного процесса.

Отсутствие квалифицированных кадров, знаний и опыта тоже являются одним из барьеров и приводит к тому, что у МУП «Жилье» нет людей способных грамотно подготовить инвестиционный проект, который бы отвечал всем требованиям инвесторов. Это тоже является следствием отсутствия экономических стимулов к эффективному и качественному теплоснабжению, приводящих к разрушению системы управления; недостатки управления, в свою очередь, приводят к непривлекательности этой сферы для инвестиций.

 

Вывод

 

Муниципальное унитарное предприятие «Жилье» (МУП «Жилье»)в дальнейшем именуемое «Предприятие» создано в соответствии с постановлением администрации г. Дивногорска от 02.11.2004г. №2017-п.

Учредители Предприятия от имени муниципального образования является администрация г. Дивногорска, далее именуемая «Учредитель».

От имени муниципального образования права Собственника имущества Предприятия осуществляет администрация города Дивногорска.

Предприятие создано в связи с необходимостью осуществления деятельности в целях решения социальных задач по эксплуатации и содержанию жилищного фонда, выполнению работ, оказанию жилищных услуг для населения по тарифам, утвержденным представительным органом местного самоуправления для юридических лиц - по договорным ценам.

Полученные экспертные оценки показали, что эксперты (4 из 5) отнесли фирму к этапу коммутанта. Данный этап – это период упадка, старения фир­мы, когда наиболее значимые параметры ее жизнедеятельности за­метно ухудшаются, а развитие, понимаемое как дальнейшее совер­шенствование, заходит в тупик. Структура имеет тенденцию к уп­рощению, свертыванию, а окрепшие конкуренты занимают большее жизненное пространство и более эффективны. Так появляются фирмы-коммутанты, осуществляющие средний и малый бизнес, ориентированный на удовлетворение кон­кретных региональных потребностей, индивидуализированный под­ход к клиентам, использование достижений фирм-виолентов.

Коммутанты работают на этапе падения цикла выпуска какого-либо вида продукции. Как правило, это фирмы, отжившие свой век и выпускающие продукцию или оказывающие услуги, либо частич­но устаревшие, либо имеющие ограниченный спрос (в рамках толь­ко национального или регионального рынка).

Анализ кризисного состояния МУП «Жилье» выявил положительные тенденции в финансовом состоянии предприятия, за исключением снижения чистой прибыли и, как следствия, уменьшения показателей деловой активности.

В заключении я бы хотела отметить, то, что привлекательность отрасли жилищно-коммунального хозяйства очевидна, что связано с отсутствием борьбы за потребителя, поскольку любой элемент коммунальной инфраструктуры по сути локальная монополия и у потребителя нет альтернативы, ЖКХ остается одной из тех сфер производства, в которой потребители постоянно осуществляют платежи. Тем самым они создают финансовую основу для технической реконструкции и экономической реформы этого комплекса. Постоянное пользование потребителя услугами коммунального комплекса, независимо от экономической и политической конъюнктуры, уровня дохода делают этот бизнес стабильным и востребованным.

Фактически ЖКХ является одним из немногих реальных секторов российской экономики, обладающих собственным (пусть и небольшим) инвестиционным потенциалом.

Но для того, чтобы в эту отрасль стали поступать инвестиции необходимо устранение всех существующих на сегодняшний день барьеров, препятствующим этому. Для этого необходимо детально проработать комплекс мер по снижению рисков бизнеса с возможными вариантами решения и системно поддерживать создание и развитие крупных федеральных частных операторов которые могут стать серьезным инструментом для привлечения частных инвестиций.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...