Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба




5.18. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба

Защита Отечества – конституционная обязанность гражданина России. Конституция РФ провозглашает: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».

Граждане РФ несут военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (1998). Воинская обязанность не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории РФ. Замена одного гражданина другим для исполнения воинской обязанности не допускается.

Воинская обязанность граждан РФ реализуется путем: воинского учета; обязательной подготовки граждан к военной службе; призыва на военную службу; прохождения военной службы по призыву; пребывания в запасе; призыва на военные сборы и прохождения военных сборов в период пребывания в запасе.

Военнослужащие считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях: участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов; исполнения должностных обязанностей; несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде; участия в учениях или походах кораблей; выполнения приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником); нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью; нахождения в служебной командировке; нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно; следования к месту военной службы и обратно; прохождения военных сборов; нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного; безвестного отсутствия – до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим; защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности; оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности; участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф; совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.

В периоды мобилизации, военного положения и военного времени воинская обязанность предусматривает: призыв на военную службу; прохождение военной службы; военное обучение.

Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным законом. Военная служба является особым видом федеральной государственной службы в: Вооруженных Силах РФ; внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ; инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти; в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны; Службе внешней разведки РФ; органах Федеральной службы безопасности; федеральном органе специальной связи и информации; органах государственной охраны; федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ; воинских подразделениях федеральной противопожарной службы; создаваемых на военное время специальных формированиях.

Граждане проходят военную службу: российские – по призыву или по контракту (добровольно); иностранные – по контракту на воинских должностях солдат, матросов, сержантов и старшин.

На военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на 1) освобождение или 2) отсрочку от призыва. За уклонение от призыва на военную службу установлена уголовная ответственность. Закон предусматривает возможность поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту. Срок военной службы составляет 12 месяцев.

Освобождаются от призыва на военную службу граждане

1) признанные по состоянию здоровья негодными или ограниченно годными к военной службе;

2) имеющие ученую степень кандидата наук или доктора наук;

3) чьи отец, мать, родной брат, родная сестра погибли при исполнении ими обязанностей военной службы.

Основания для отсрочки от военной службы: временные проблемы со здоровьем; необходимость ухода за родственником или близким человеком, который не может обходиться без посторонней помощи; воспитание ребенка без матери; наличие двух и более детей или одного ребенка в возрасте до 3 лет; обучение по очной форме в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального или высшего профессионального образования (на время обучения), обучение в общеобразовательных учреждениях для лиц, достигших 18-летнего возраста до окончания школы.

Альтернативная гражданская служба (АГС) – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. АГС выбирают граждане, которые в силу различных моральных, этических, политических, религиозных убеждений считают недопустимой для себя службу в армии, ношение формы, принесение присяги, взаимодействие с оружием. Убеждения могут быть миротворческие, философские, морально-этические, политические, правовые либо иметь взаимодополняющее, комплексное содержание. Кроме того, правом на АГС обладают представители малочисленных коренных народов при условии занятия традиционными промыслами. Право на отказ от военной службы по убеждениям общепризнано на международном уровне и закреплено в Конституции России (ст. 59, ч. 3) и законе «Об альтернативной гражданской службе».

Срок АГС – 21 месяц (включая два отпуска), а для проходящих ее на гражданских должностях в организациях военной сферы (строительные управления Спецстроя, заводы) – 18 месяцев, также с двумя отпусками. В указанный срок не засчитывается время: прогулов, нахождения в дополнительных отпусках, отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста, появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; началом альтернативной службы считается дата убытия к месту ее прохождения, указанная в предписании военного комиссариата.

Граждане направляются на АГС, как правило, по экстерриториальному принципу. При прохождении службы в другой местности альтернативнослужащему бесплатно предоставляется общежитие. Место прохождения АГС определяет Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), руководствуясь ежегодно утверждаемыми перечнями профессий, должностей и организаций. В перечень включаются только государственные организации, федеральной или региональной подчиненности. При выборе места службы учитываются образование, специальность, опыт работы, медицинские противопоказания, семейное положение. В настоящее время альтернативнослужащие работают санитарами в больницах и домах престарелых, строителями, рабочими на заводах, лесниками, библиотекарями, архивистами, рабочими в цирках и театрах, разносят почту, дежурят на метеостанциях, в Вооруженных силах РФ, других войск, воинских формированиях и органах в качестве гражданского персонала.

Граждане, прошедшие альтернативную службу, зачисляются в запас Вооруженных сил РФ и на военные сборы не призываются.

Особенности АГС: альтернативнослужащий не вправе по собственной инициативе расторгнуть трудовой договор, участвовать в забастовках, подрабатывать по совместительству в других организациях; альтернативнослужащий, в отличие от солдата, имеет право на образование – по заочной или вечерней форме.

Гражданин, уклоняющийся от прохождения альтернативной службы, может быть привлечен к уголовной ответственности (предусматривается наказание в виде штрафа, обязательных работ или ареста).

Гражданин, желающий пройти альтернативную службу, должен подать заявление в тот военкомат, где он состоит на учете. В заявлении гражданин указывает, что служба в армии противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Это утверждение он должен аргументировать, перечислив причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать о замене службы. К заявлению нужно приложить автобиографию, характеристику с места работы или учебы и прочие документы – по желанию заявителя. Можно также указать лиц, которые согласны подтвердить, что несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию заявителя. Военкомат должен выдать гражданину документ, подтверждающий регистрацию заявления. Заявление рассматривается на заседании призывной комиссии в присутствии заявителя. Призывная комиссия выносит заключение о замене военной службы по призыву альтернативной или принимает мотивированное решение об отказе. Сделать это она должна в течение месяца со дня окончания срока подачи заявления в военкомат.

 

5.19. Права и обязанности налогоплательщика

5.19. Права и обязанности налогоплательщика

Налогоплательщик – особый (специальный) правовой статус лица, на которое в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Обязательными элементами правового статуса налогоплательщика выступают общие, т. е. одинаковые для физических лиц и организаций, права и обязанности, закрепленные нормами налогового права, а также ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Признаки налогоплательщиков

1) являются субъектами налогового права, которые могут не совпадать с понятием субъектов иных отраслей права;

2) выступают обязанными субъектами, основной обязанностью которых является уплата налогов;

3) лица, уплачивающие налоги за счет собственных средств.

Классификация налогоплательщиков

* По лицам.

– физические лица: граждане РФ; иностранные граждане – лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие гражданство (подданство) иностранного государства; лица без гражданства – лица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие доказательства наличия гражданства иностранного государства; индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.

– юридические лица являются самостоятельными налогоплательщиками. При этом их обособленные подразделения, а также группа юридических лиц тоже могут выступать в качестве налогоплательщиков. Иностранное юридическое лицо как налогоплательщик в основном выступает в качестве постоянного представительства.

* По величине налогоплательщиков подразделяют на обычных и малых. Так, граждане-предприниматели подразделяются на обычных предпринимателей и лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения. Юридические лица подразделяются на обычные организации и малые предприятия и организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения. При этом необходимо учитывать, что малыми предприятиями могут быть только российские юридические лица.

* Законодательство о подоходном налоге разделяет всех граждан в зависимости от постоянного местопребывания на лиц, имеющих постоянное местопребывание в России, и лиц, не имеющих постоянного местопребывания.

* Деление субъектов на коммерческие и некоммерческие организации. В зависимости от получения того или иного статуса организации при равных хозяйственных условиях будут иметь различные механизмы налогообложения. Так, например, прибыль образовательных учреждений уменьшается на суммы, направленные на развитие образовательного процесса.

Конституция РФ гарантирует следующие права налогоплательщиков: установление налогов и сборов только законом; запрет обратной силы законов о новых налогах и налогах, ухудшающих положение налогоплательщиков.

Права и обязанности налогоплательщиков установлены в Законе об основах налоговой системы. Отдельные группы субъектов имеют дополнительные (специфические) права и обязанности (предприятия, использующие труд инвалидов, вправе отказаться от применения льготы по НДС, отдельные субъекты малого предпринимательства вправе перейти на упрощенную систему налогообложения, в связи с чем у них появляются дополнительные обязанности).

Налоговый кодекс (НК) РФ указывает перечень прав и обязанностей российских налогоплательщиков и плательщиков сборов.

А) Перечень обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов) можно классифицировать по различным основаниям.

* В зависимости от юридических фактов, лежащих в основе возникновения обязанности:

– обязанности, вытекающие из факта наличия объекта налогообложения:

– уплачивать законно установленные налоги в бюджет и во внебюджетные фонды своевременно и в полном объеме (возникает только с момента вступления в законную силу нормативного акта, предусматривающего уплату конкретно определенного вида налога);

– вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;

– представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать;

– представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

– выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;

– не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

– обязанности, не зависящие от факта наличия объекта налогообложения:

– постановка на учет в налоговых органах;

– предоставление налоговому органу необходимой информации и документов.

* В зависимости от принадлежности к общему или специальному статусу налогоплательщика:

– общие для всех категорий налогоплательщиков;

– специальные (возложенные только на организации и индивидуальных предпринимателей).

Б) Права налогоплательщиков

– получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций и разъяснения о порядке их заполнения;

– получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения федерального законодательства о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах Российской Федерации и муниципальных образований – по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

– использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

– получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;

– на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов;

– представлять свои интересы лично либо через своего представителя;

– представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

– присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

– получать копии решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

– требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

– не выполнять неправомерных актов и требований налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующих НК РФ или иным федеральным законам;

– обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

– требовать соблюдения налоговой тайны.

С целью осуществления контроля над соблюдением законодательства о налогах и сборах налоговые органы ведут:

А) Учет налогоплательщиков на основании информации, поступающей в налоговые органы от самих налогоплательщиков и от органов, осуществляющих регистрацию и учет: физических лиц по месту их жительства; актов гражданского состояния о рождении и смерти; недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, и транспортных средств; установления опеки и попечительства над физическими лицами; удостоверения права наследства и договоров дарения; пользователей природных ресурсов, право на пользование которыми является объектом налогообложения.

Б) Постановку (снятие) налогоплательщика на учет. В целях документированного подтверждения факта постановки на учет ему выдается соответствующее свидетельство по единой для всей России форме на бланке строгой отчетности. Свидетельство содержит идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), предназначенный для обозначения сведений о налогоплательщике в документах, используемых при налоговом контроле. При постановке на учет физических лиц в состав сведений об указанных лицах включаются их персональные данные: фамилия, имя, отчество; пол; дата и место рождения; данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика; гражданство; адрес места жительства или места пребывания; сведения о регистрации; контактные телефоны; ИНН (при наличии). Постановка на учет, снятие с учета осуществляются бесплатно. В качестве налогоплательщиков граждане выступают в разных качествах: работников, получающих доходы в форме заработной платы на предприятиях, в учреждениях, организациях; индивидуальных предпринимателей; собственников движимого и недвижимого имущества (например, земельного участка, автомобиля и т. д.); наследников (правопреемников) авторов произведений науки, литературы, искусства и т. д., за которые наследники получают вознаграждение.

Налоговая декларация – письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, исчисленной сумме налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога. Этот документ представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде.

Налоговая декларация представляется с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика. При обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неполноты отражения сведений или ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения и представить уточненную налоговую декларацию.

 

5.20. Правоохранительные органы. Судебная система

5.20. Правоохранительные органы. Судебная система

Правоохранительные органы – органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми для этого материальными ресурсами. Правоохранительная деятельность – деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.

Функции правоохранительных органов: конституционный контроль; осуществление правосудия; прокурорский надзор; расследование правонарушений; обеспечение безопасности; исполнение судебных решений; оперативно-розыскная деятельность; охрана общественного порядка; оказание юридической помощи; профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений.

Виды правоохранительных органов

1. Суды: Конституционный Суд РФ; Конституционные суды республик РФ; суды общей юрисдикции: конституционный контроль; правосудие.

2. Органы обеспечения охраны порядка и безопасности:

* МВД: Служба криминальной полиции; Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям; Служба полиции общественной безопасности; Следственный комитет; Федеральная миграционная служба; Служба собственной безопасности; Внутренние войска, Главное следственное управление, паспортно-визовая служба и другие.

* Министерство юстиции – федеральный орган исполнительной власти, проводящий и осуществляющий управление в сфере юстиции, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Основные направления деятельности: участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ (разработка проектов нормативных актов, экспертиза законов РФ и др.); создание необходимых условий проведения судебной реформы, функционирования судов общей юрисдикции и военных судов; государственная регистрация нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти; регистрация уставов общественных и религиозных объединений; организация и развитие системы юридических услуг; повышение квалификации кадров учреждений и организаций юстиции; осуществление международно-правовой деятельности по охране прав и законных интересов граждан; организация уголовно-исполнительной системы, обеспечение исполнения законодательства РФ по вопросам деятельности данной системы.

* ФСБ; органы внешней разведки; налоговая полиция; пограничная охрана; таможня.

3. Прокуратура РФ: Генеральная прокуратура РФ; Прокуратуры субъектов РФ; военные и специализированные прокуратуры; прокуратуры городов и районов. Основные направления деятельности: надзор за исполнением законов и за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; уголовное преследование в соответствии с полномочиями; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; участие прокурора в рассмотрении судами уголовных, гражданских, административных дел в качестве государственного обвинителя; опротестовывание противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений суда; осуществление расследования преступлений, предусмотренных законом.

4. Органы предварительного следствия: Федеральная служба расследований РФ.

5. Негосударственные институты по правовому обеспечению и правовой помощи: а) нотариат; б) адвокатура; в) уполномоченные по правам человека.

6. Органы записи актов гражданского состояния (ЗАГС); инспектора по охране детства; комиссии по делам несовершеннолетних.

Судебная защита – один из важнейших государственных способов защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права (физических и юридических лиц), осуществляемый в форме правосудия и гарантированный государством. Правосудие – деятельность, проводимая судом в специальной процессуальной форме путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях уголовных и гражданских дел и применения согласно нормам закона мер государственного принуждения к правонарушителям либо оправдания невиновных. Судебная власть в Российской Федерации – вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Принципы деятельности органов судебной власти: осуществление правосудия только судом; законность, равенство всех перед законом и судом; независимость судей; состязательность и равноправие сторон; недопустимость действия обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность либо отменяющего или умаляющего права и свободы человека и гражданина; презумпция невиновности; истолкование сомнений в пользу обвиняемого; освобождение обвиняемого от бремени доказательства своей вины; гласность.

Судебная система Российской Федерации представляет собой упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах. В Российской Федерации судебная система построена на основе Конституции и Закона о судебной системе. В судебную систему страны входят как федеральные суды, так и суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды; военные и специализированные суды; федеральные арбитражные суды – Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ.

Конституционный Суд является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства; проверяет соответствие Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, конституций и нормативных актов субъектов РФ и др.; разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти и субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан; дает толкование Конституции; выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. Основные принципы деятельности Конституционного Суда – независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. Правом обращения в Конституционный Суд обладают все граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства и юридические лица, которые утверждают, что их основные и законные интересы нарушены или не защищены вступившим в законную силу окончательным решением суда или иного государственного органа, а также должностного лица, действующего на территории России.

Верховный суд РФ является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции и осуществляет судопроизводство в пределах полномочий РФ; дает разъяснения по вопросам судебной практики, обладает правом законодательной инициативы, вправе пересмотреть в установленном порядке судебные акты любого нижестоящего суда общей юрисдикции по любому делу. Судебные акты Верховного Суда обжалованию и опротестованию не подлежат.

Высший Арбитражный Суд РФ – высший судебный орган, который разрешает экономические споры, рассматриваемые арбитражными судами; осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики; рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан; экономические споры между РФ и субъектами РФ, между субъектами РФ.

Суды общей юрисдикции. Данная система возглавляется Верховным Судом РФ и подразделяется на общие (гражданские) суды и военные суды. Среднее звено представляют Верховные суды республик в составе федерального значения, краевые суды, областные суды, суды городов федерального значения и т. д. Низшее звено представлено районными судами. Высшее звено военных судов представлено Военной коллегией Верховного Суда РФ. Суды общей юрисдикции рассматривают уголовные, гражданские и административные дела в качестве судов первой и апелляционной инстанции. Верховный Суд РФ и суды среднего звена выполняют функции кассационной и надзорной инстанций. Мировой суд представляет собой низшее звено судебной системы, рассматривающее в упрощенной процедуре незначительные гражданские, административные и уголовные дела. Особенностью мировых судов является то, что они относятся к числу возглавляемых Верховным Судом судов общей юрисдикции, входят в их подсистему, но при этом не являются федеральными. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...