Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мировоззрение, его виды и формы 22 глава




4. По первичной нормативной основе деятельности: учреждаемые конституциями, уставами (высшие органы государственной власти); учреждаемые в силу закона (избирательные комиссии); учреждаемые актами Президента РФ, Правительства РФ, главами субъектов Федерации (министерства, ведомства).

5. По кадровому составу: единоличные (Президент РФ, главы субъектов Федерации); коллективные (правительство, министерства).

6. По способу волеизъявления: единоначальные (единоличные, министерства); коллегиальные (представительные (законодательные) органы, правительство, избирательные комиссии).

7. В зависимости от формы государственного устройства: федеральные органы государственной власти; органы государственной власти субъектов Федерации. Система федеральных органов государственной власти Российской Федерации включает Президента РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную Думу), Правительство РФ, министерства, федеральные службы, агентства. В эту систему входят также Центральный банк РФ с его отделениями на местах, органы прокуратуры РФ, судебные органы (за исключением конституционных (уставных) судов субъектов Федерации и мировых судей). К общефедеральной системе относятся также администрации федеральных округов. Но они имеют статус не органов государственной власти, а государственных органов.

8. По объему компетенции – делятся на органы обшей компетенции (представительные (законодательные) органы, глава государства, Правительство); органы специальной компетенции (министерства, ведомства, Счетная палата).

Система органов государственной власти

1. Федеративная форма территориального устройства России обусловливает разделение всей совокупности ее органов государственной власти на две системы и существование относительно независимых друг от друга федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

* Федеральные органы государственной власти осуществляют полномочия в рамках предметов исключительного ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Их деятельность охватывает собой всю территорию Российской Федерации, а их решения обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений в России. Осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации обеспечивают Президент РФ и Правительство РФ.

* К числу федеральных органов относятся: Президент РФ, Федеральное Собрание России (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и федеральные суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд РФ и иные арбитражные суды, Центральный банк РФ, Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, прокуратура РФ, Конституционное Собрание, ЦИК РФ. Установление их системы, порядка организации и деятельности, а также их формирование относятся к ведению Российской Федерации.

2. В демократических государствах органы государственной власти строятся на основе принципа разделения власти.

* Федеральным законодательным органом является Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации), состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Субъекты РФ формируют собственные законодательные органы.

* Система федеральных исполнительных органов включает в себя Правительство РФ и иные органы исполнительной власти, состав и структура которых определяются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства). В систему исполнительных органов субъектов РФ входят высшие должностные лица субъектов РФ (президенты республик; губернаторы, главы администраций других субъектов), а также правительства (кабинеты министров, администрации).

* Судебные органы (суды) объединяются в судебную систему. Согласно Закону «О судебной системе Российской Федерации» ее составляют федеральные суды и суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов. Судами субъектов РФ являются их конституционные (уставные) суды и мировые судьи.

3. Организационно-правовая связь между органами государственной власти, относящимися к различным государственно-территориальным уровням и ветвям власти, строится на началах: децентрализованных (функциональная взаимосвязь); централизованных (выделяются инстанции, выстроенные по иерархическому принципу); органы, возглавляющие такие системы, характеризуются как высшие, например: в Конституции РФ высшими органами названы Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ рассматриваются как судебные органы, высшие по отношению к другим судебным инстанциям, осуществляющим судопроизводство соответственно по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров. В системах этих судебных органов помимо первой имеются апелляционная, кассационная и надзорная инстанции, которые по основаниям, указанным в ГПК РФ, АПК РФ и УПК РФ, могут пересматривать принятые судебные акты в целях исправления судебных ошибок.

Органы законодательной власти – представительные и законодательные учреждения, образуемые путем выборов. Главная их задача – правотворчество; контролируют деятельность исполнительной власти. Органы исполнительной власти – как правило, назначаемые органы. Главная задача исполнительных органов власти – выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных нормативных актов; действуют на основе сочетания единоначалия с коллегиальностью. Органы судебной власти осуществляют правосудие. Деятельность судов направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, имеет задачей охрану от всяких посягательств на закрепленные в Конституции основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические институты. Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. Такая система взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов.

Президент Российской Федерации – глава государства, то есть должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государственной власти. Президент РФ не относится ни к одной из трех ветвей государственной власти, он обеспечивает необходимое согласование различных ветвей власти, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму.

Федеральное Собрание РФ (парламент Российской Федерации) является представительным и законодательным органом Российской Федерации, соединяет в себе функции общенационального представительного и законодательного органа. Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных ветвей государственной власти субъектов Федерации, что позволяет более точно учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, независимо от места их проживания.

Правительство Российской Федерации является высшим органом исполнительной власти. Это коллегиальный орган, который осуществляет руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране. В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства, заместитель Председателя Правительства, федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы.

Судебная власть в Российской Федерации является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Государственный аппарат Российского государства обладает всеми признаками, характеризующими его как целостную систему. Он состоит из определенной совокупности органов государственной власти, иных органов государства, которые, в свою очередь, являются самостоятельными системами. Кроме того, государственному аппарату присущи единство, внутренняя согласованность структурных элементов. Эти свойства придают ему стройность структуры, организованность и упорядоченность.

 

4.15. Федеративное устройство России

4.15. Федеративное устройство России

Конституционные основы федеративного устройства Российской Федерации

– добровольность объединения наций и народностей в федеративное государство;

– государственная целостность (на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; устанавливается единая денежная единица – рубль, единая система налогов и сборов на всей территории Федерации; закрепляется верховенство федерального законодательства; устанавливается единая система исполнительных органов государственной власти);

– единство системы государственной власти;

– разграничение предметов ведения полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов;

– равноправие и самоопределение народов Российской Федерации (равное право на создание в субъектах системы органов государственной власти; право на пользование родным языком; равное право субъектов на законодательную деятельность; равное представительство в Совете Федерации; право законодательной инициативы для каждого субъекта Федерации и др.);

– единое и равное гражданство Российской Федерации, независимо от оснований его приобретения, каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и имеет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ;

– принцип установления единого государственного языка (русского) на всей территории Российской Федерации. Свои государственные языки могут устанавливать и республики. Они используются наряду с государственным языком Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления и государственных учреждениях этих республик. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка и создание условий для его изучения и развития и гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Принципы федеративного устройства РФ: 1) государственная целостность РФ; 2) единство системы органов государственной власти; 3) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; 4) равноправие и самоопределение народов в РФ.

Особенности российского федерализма

– РФ создана на основе Конституции, в которой закреплена политическая самостоятельность отдельных территорий, предоставленная общефедеральной властью.

– создавалась как федерация асимметричная с различными видами субъектов Федерации, созданными как по национально-территориальному (21 республика-государство, 10 автономных округов и 1 автономная область), так и по территориальному признаку (6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения).

– субъекты Федерации с самого начала не обладали правом выхода из ее состава, но статус субъекта Федерации по согласованию с общефедеральными органами власти и на основании специального конституционного закона мог быть изменен; Конституция РФ предусматривает возможность вступления новых субъектов в состав Российской Федерации.

– политическое устройство наций и народностей на основе их самоопределения (глава 3 Конституции РФ).

– имеет сложную систему государственного устройства, сочетающую федерализм, унитаризм и автономию (в ее составе – 89 субъектов). Унитаризм в национально-государственном устройстве Российской Федерации проявляется в том, что суверенные республики, входящие в состав России, являются унитарными государствами, имеют свою территорию, гражданство, конституцию и другие признаки государственности. Автономия – это форма национальной государственности, воплощающая национальный суверенитет на началах самоуправления в рамках федеративного Российского государства. Отношения между ними регулируются федеральным законом.

Конституционно-правовой статус РФ

* Российская Федерация имеет международно-правовой статус в мировом сообществе государств и конституционно-правовой статус. Первый определяется международным правом, второй – внутренним конституционным правом, которое тоже может иметь одним из своих источников договор.

* Территория РФ состоит из территорий субъектов Федерации («подвижная территория») и составляет государственное единство, государственную целостность. Она включает сушу, внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над ними, недра земли на доступную глубину. Суверенитет распространяется также на условную территорию.

* Российское государство имеет суверенные права и осуществляет юрисдикцию в отношении других частей Земли, которые не входят в состав государственной территории: континентальный шельф и исключительная экономическая зона. Субъекты Федерации не вправе решать без ее участия вопросы об уступке территории зарубежным государствам, о приобретении территории у них, об изменении федеральной границы.

* Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории, защищая территориальную неприкосновенность ее субъектов, гарантирует защиту установленного в них конституционного порядка, если он соответствует Конституции РФ.

* Внешнеполитические отношения – исключительная компетенция Федерации: представляет и защищает интересы всей страны и интересы каждого из ее субъектов; заключает международные и межгосударственные договоры, соглашения; участвует в работе международных организаций, в системах коллективной безопасности, в межгосударственных союзах. Во внешнеэкономических и некоторых других международных отношениях могут участвовать и субъекты Федерации, но в пределах и с ведома соответствующих органов Федерации.

* Единое гражданство. Хотя некоторые субъекты РФ (республики) могут иметь собственное гражданство, оно является неразрывной частью гражданства Федерации. Защита интересов граждан РФ за рубежом осуществляется органами Федерации, ее дипломатическими и консульскими представительствами.

* Создание общих для всей Федерации органов государственной власти: законодательных, исполнительных, судебных. Федерация имеет главу государства – Президента РФ, Федеральное Собрание, Правительство, Конституционный Суд, систему общих судов, прокуратуру.

* РФ обладает единой правовой системой. Она включает нормативные акты федеральных органов, акты субъектов федерации и акты органов местного самоуправления.

* Президент и Правительство РФ обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ. Президент РФ является гарантом Конституции, прав и свобод человека, он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

* Установление единства экономического пространства: на территории России не допускается установление таможенных границ между субъектами Федерации, установление ими таможенных пошлин, сборов, каких-либо препятствий для свободы перемещения товаров, услуг и финансовых средств; существует единый Таможенный кодекс; единство денежной и кредитной политики.

* Единые Вооруженные Силы. Только Федерация определяет структуру и организацию Вооруженных Сил, разрабатывает и проводит оборонную политику, решает вопросы войны и мира, производит, продает и покупает оружие, боеприпасы, военную технику; осуществляет призыв на военную службу, распоряжается Вооруженными Силами.

* Государственным языком на всей территории РФ является русский язык. Законодательство РФ предусматривает также равные права народов России на сохранение, развитие, государственную поддержку их языков.

Разграничение компетенций

А) предметы ведения Федерации:

– в сфере статуса человека и гражданина (гражданство; регулирование и защита прав человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; государственные награды и звания РФ и др.);

– в сфере учредительной власти и определения основ развития РФ (принятие и изменение Конституции РФ; установление основ федеральной политики; федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, культурного и национального развития РФ);

– в сфере регулирования территории РФ, обороны и внешних связей государства;

– в сфере организации государства и управления им (федеративное устройство, установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирования федеральных органов государственной власти; федеральная государственная служба);

– в сфере экономики (федеральная государственная собственность и управление ею, установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, таможенное регулирование; денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; федеральные энергетические системы; ядерная энергетика; расщепляющие материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе);

– в сфере установления единых стандартов (метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименование географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет);

– в сфере правового регулирования (судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право).

Б) совместные полномочия Федерации и ее субъектов:

– в сфере статуса прав личности (защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности);

– в сфере обеспечения федерального единства (обеспечение соответствия конституций, уставов, иного законодательства субъектов Федерации Конституции РФ и федеральным законам);

– в сфере внешних связей (координация международных и внешнеэкономических связей субъектов, выполнение международных договоров Российской Федерации);

– в сфере организации публичного управления (установление общих принципов организации системы государственной власти и местного самоуправления, кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат);

– в сфере экономики (разграничение государственной собственности, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей);

– в сфере экологии (природопользование, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории);

– в сфере защиты от стихийных бедствий (осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий);

– в социальной и культурной сфере (охрана памятников истории и культуры, общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства, детства, социальная защита, включая социальное обеспечение);

– в сфере правового регулирования (административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды).

В) Правовой статус субъектов РФ

Субъектами Российской Федерации являются 32 национально-государственных образования (21 республика, 10 автономных округов, 1 автономная область) и 57 государственно-территориальных образований (6 краев, 49 областей и 2 города федерального значения).

– субъекты имеют свой основной закон и свое законодательство (для республик – Конституции, для всех остальных субъектов – уставы);

– принцип разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации. Президентом РФ был создан институт полномочных представителей Президента в 7 федеральных округах;

– принцип равноправия всех субъектов;

– отсутствие права выхода (сецессии) какого-либо субъекта РФ из ее состава, т. к. территория Российской Федерации включает в себя территории всех ее субъектов;

– принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную отрасли власти; государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими государственные органы;

– принцип единства системы исполнительной власти в Российской Федерации;

– субъекты Федерации по предметам своего ведения осуществляют свое собственное законотворчество;

– принцип изменения статуса субъекта Федерации (взаимное согласие Российской Федерации и данного субъекта);

– республики как субъекты Российской Федерации имеют свое гражданство; другие субъекты такого права лишены;

– республики вправе устанавливать свои государственные языки;

– вхождение автономных округов в состав края или области;

– Конституция РФ закрепляет в качестве субъектов Российской Федерации два города федерального значения – Москву и Санкт-Петербург.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения. Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.

«Право федеральной интервенции» основано на законе вмешательства федерального правительства в дела субъекта федерации в случае нарушения властями последнего федерального законодательства, неподчинения законным требованиям федерального правительства, нарушения прав человека, беспорядков, возникновения угрозы целостности федеративного государства, задержки налоговых и других платежей.

Законом четко определены обстоятельства, при наличии которых вводится чрезвычайное положение. К обстоятельствам, при наличии которых законом вводится чрезвычайное положение, относятся: попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований; межнациональные; межконфессиональные и региональные конфликты; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.


 

Право

5. Право

5.1. Право в системе социальных норм

Все действующие в обществе нормы подразделяются на две основные группы – технические и социальные. Под техническими нормами понимаются те, которые регулируют отношения между людьми и природой (санитарно-гигиенические, экологические, биологические, физиологические и др.). Социальные нормы – это образцы, эталоны, правила поведения участников общественных отношений. Они содержат указания, информацию о желательном или нежелательном поведении людей.

Виды социальных норм:

1) обычаи – правила поведения, установившиеся в обществе в результате многократного и длительного применения; 2) религиозные нормы – правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих; 3) мораль – система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого; 4) политические нормы устанавливают правила поведения в политической сфере; 5) эстетические нормы определяют рамки вкусов, мнений, художественных и культурных предпочтений; 6) правовые нормы (нормы права) – установленные и санкционированные государством общеобязательные правила поведения, за нарушение которых наступает юридическая ответственность.

Отличия права от других социальных норм: нормативность (четко определяет права и обязанности субъектов, а также ответственность за нарушение); отражает принципы справедливости, свободы, равенства людей; связано с государством, что делает его общеобязательным; для его реализации предусмотрены определенные процедуры.

Функции права

1. Внешние: экономическая (право упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности и т. п.), политическая (регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.), воспитательная (отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц);

2. Внутренние: регулятивная; охранительная; культурно-историческая; воспитательная; социального контроля.

Принципы права

А) Общеправовые принципы: равенство; гуманизм; законность; состязательность сторон; взаимность; принцип вины; неотвратимость ответственности; справедливость; неприменение силы; невмешательство в частные дела и другие.

Б) Межотраслевые принципы: принцип независимости судей, принцип гласности судопроизводства и другие.

В) Отраслевые принципы: в гражданском праве – принцип равенства сторон в имущественных отношениях, принцип добровольности действий; в трудовом праве – принцип свободы труда, в семейном праве – равноправие мужа и жены и другие.

Презумпции – предположения, которые признаются достоверными, пока не будет доказано обратное: презумпция невиновности (в уголовном праве); презумпция виновности (в гражданском праве); презумпция знания закона; презумпция долевой формы собственности; презумпция титульного владения.

Правовые аксиомы – утверждения, которые не требуют доказательств. Юридические фикции – положения, которые изначально лишены истины, но признаются законодательством в качестве существующих, а значит, общеобязательных.

Структура нормы права – это внутреннее строение нормы, которое раскрывает ее основные элементы и способы их взаимосвязи.

1. Гипотеза – структурный элемент правовой нормы, который указывает на жизненные обстоятельства вступления нормы в действие.

2. Диспозиция – структурный элемент правовой нормы, который содержит само правило поведения участников регулируемых отношений, указывает на его суть и содержание, права и обязанности субъектов.

3. Санкция – структурный элемент правовой нормы, определяющий неблагоприятные последствия для участников общественных отношений, наступающие в случае нарушения последними предписаний диспозиции.

Классификация видов правовых норм

* По субъектам правотворчества: а) нормы, исходящие от государства; б) нормы, являющиеся результатом прямого волеизъявления населения.

* По социальному назначению: учредительные (нормы-принципы); регулятивные (нормы-правила поведения); охранительные (нормы-стражи порядка); обеспечительные (нормы-гарантии); декларативные (нормы-объявления); дефинитивные (нормы-определения); коллизионные (нормы-арбитры); оперативные (нормы-инструменты).

* По характеру содержащихся в тексте норм правил поведения: обязывающие; управомочивающие; запрещающие.

* По функциональной роли: общие; специальные.

* По методу правового регулирования: а) императивные (имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении); б) диспозиционные (предоставляют субъектам общественных отношений в пределах требований закона самим разрешать возникающие между ними спорные моменты и определять дальнейший ход их взаимоотношений); в) рекомендательные (устанавливают варианты желательного для государства поведения); г) поощрительные.

* По сфере и субъектам действия: общего действия; ограниченного действия; локального действия.

 

5.1. Право в системе социальных норм

5.1. Право в системе социальных норм

Все действующие в обществе нормы подразделяются на две основные группы – технические и социальные. Под техническими нормами понимаются те, которые регулируют отношения между людьми и природой (санитарно-гигиенические, экологические, биологические, физиологические и др.). Социальные нормы – это образцы, эталоны, правила поведения участников общественных отношений. Они содержат указания, информацию о желательном или нежелательном поведении людей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...