В указанном перечне документов отсутствуют справки органов статистики о статистических кодах и выписки из ЕГРЮЛ.
Кроме того, в соответствии с п. 1.2 Инструкции ЦБ РФ N 28-И банк обязан потребовать от клиента документы, содержащие сведения, необходимые для идентификации клиента в соответствии с Законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ. Перечень сведений, необходимых для идентификации юридического лица, установлен ст. 7 данного Закона и приложением N 2 к Положению ЦБ РФ от 19 августа 2004 г. N 262-П. Законодательство не содержит конкретного перечня документов, которые должны быть представлены в банк в целях идентификации клиента - юридического лица при открытии ему банковского счета. Это могут быть любые документы, содержащие указанные сведения. Перечень конкретных документов, которые банк истребует для идентификации клиента, как правило, содержится во внутрибанковских правилах. Поэтому представляется, что указанные документы были запрошены банком в целях идентификации клиента - юридического лица. Отсюда следует, что перечень документов, необходимых для открытия расчетного счета юридического лица, включает две группы документов: во-первых, установленных законодательством; во-вторых, определенных банком самостоятельно. В результате в разных банках может применяться разный перечень документов, необходимых для открытия расчетного счета юридического лица. Форма свидетельства о государственной регистрации юридического лица утверждена Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей". Срок действия указанного документа действующим законодательством не предусмотрен.
Форма выписки из ЕГРЮЛ, а также порядок ее предоставления установлены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц". Сроки действия такой выписки действующим законодательством не предусмотрены. При открытии банковских счетов банки иногда требуют от клиента представления справок от территориальных органов Федеральной службы государственной статистики о кодах, присвоенных юридическому лицу. При этом следует иметь в виду, что письмом Федеральной службы государственной статистики от 9 июня 2009 г. N АК-01-22/2019 "Об открытии расчетных счетов хозяйствующим субъектам" установлено следующее. С введением нового законодательства в области государственной регистрации хозяйствующих субъектов отменено обязательное предоставление юридическими лицами сведений о кодах по общероссийским классификаторам технико-экономической и социальной информации (ОК ТЭИ), которые устанавливаются органами государственной статистики и используются для формирования официальной статистической информации. С целью получения сведений об идентификации юридических лиц, установленной органами государственной статистики, Федеральной службой государственной статистики разработана и размещена на сайте ФГУП "Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Федеральной службы государственной статистики" (ГМЦ Росстата) в прямом доступе для министерств, ведомств и Банка России информационная система для пользователей (ИСП), сформированная на основе Статистического регистра Росстата (адрес: http://www.gmcgks.ru/webstatreg) (письмо Росстата от 18 марта 2009 г. N АК-01-21/867). Информационная система для пользователей позволяет органам государственной власти и Банку России для выполнения своих функций получать данные о кодах ОК ТЭИ юридических лиц, а также формировать необходимые данные. При этом не требуется запрашивать у хозяйствующего субъекта документ о кодах ОК ТЭИ, как предусмотрено сложившейся практикой. Учитывая предоставленный Банку России доступ к ИСП, Федеральной службой государственной статистики признано целесообразным довести до кредитных организаций информацию об использовании ИСП для открытия расчетных счетов хозяйствующим субъектам. Отсюда следует, что в настоящее время банки не должны требовать от клиентуры представления справок от территориальных органов Федеральной службы государственной статистики о кодах, присвоенных юридическому лицу. Эти сведения банки вправе получить самостоятельно. В любом случае действующее законодательство не содержит сведений о сроке действия таких справок.
Законодательством предусмотрено, что банки обязаны обеспечить достоверность сведений об идентификации клиента. Так, в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ N 28-И должностные лица банка осуществляют прием документов, необходимых для открытия счета соответствующего вида, проверку надлежащего оформления документов, полноты представленных сведений и их достоверности в случаях и в порядке, установленных указанной Инструкцией, банковскими правилами и должностной инструкцией. В указанных целях должностные лица банка взаимодействуют с клиентами и их представителями, запрашивают и получают необходимую информацию. Следует учитывать, что законодательство возложило на кредитные организации обязанность не только собирать, но и регулярно обновлять сведения, позволяющие идентифицировать клиента. В п. 2.2 Положения ЦБ РФ N 262-П указано, что все документы, позволяющие идентифицировать клиента, а также установить и идентифицировать выгодоприобретателя, должны быть действительными на дату их предъявления, поэтому клиенты должны представлять в банк документы, которые прямо не отменены издавшим их органом (см., например, Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2010 г. по делу N А78-6096/2010). Учитывая изложенное, на практике срок действия справок и иных документов, представляемых клиентом в банк при открытии счета, определяется банком произвольно. Как правило, банки принимают документы, составленные не более одного месяца назад. Легитимность таких требований, безусловно, может вызывать вопросы. Однако следует учесть, что кредитная организация не связана конкретным перечнем документов и их четким содержанием. Получается, что только кредитная организация может сделать однозначный вывод, идентифицирован клиент в достаточной степени или нет и насколько достоверные и актуальные сведения он представил. Так, в соответствии с п. 1.5 Положения ЦБ РФ от 19 августа 2004 г. N 262-П обязанность кредитной организации по идентификации клиента считается выполненной надлежащим образом, если кредитная организация может на основании соответствующих документов и сведений, в том числе указанных в Приложении N 3 к вышеназванному Положению, сумеет подтвердить, что ею приняты обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации клиентов и выгодоприобретателей.
В соответствии с п. 5.2 ст. 7 Закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ кредитные организации вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в случае непредставления соответствующим лицом документов, подтверждающих указанные в ст. 7 данного Закона сведения, либо представления им недостоверных документов. На основании изложенного обоснован вывод, что клиенты банков должны с пониманием относиться к требованиям банков о представлении ими актуальных документов, необходимых для открытия банковских счетов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|