Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Народная культура средних веков




В народной культуре Средневековья существовал крупный пласт смеховой культуры, характеризующийся вольномыслием, скептицизмом, карнавальностью.

Празднества карнавального типа – карнавал, смеховые действия наплощадях–были основаны на смеховом начале и противостояли церковным и государственным церемониям. Главные черты этих обрядовых форм отмена иерархических отношений общества, свобод от религиозного догматизма, пародия на церковный культ. Особое место в этой культуре занимал карнавал. Фольклор.

Фольклорно ‐ обрядовая традиция оказала большое влияние на тематику, образы, жанры средневековой литературы. В фольклоре прослеживаются следы языческих верований крестьян (сказки, поговорки). Фантастические баллады – отражали народные верования, сверхъестественный мир с его феями, эльфами и другими персонажами. В балладах он предстает как реальный действительный мир.

В городах зарождается новый образ жизни, новое видение мира, новый тип людей. Новые социальные слои оказали огромное влияние на развитие культуры, становление системы образования. В этот период быстро развивается так называемая “городская литература ”, для которой было характерно

реалистическое изображение городского повседневного быта различных слоев городского населения, а также появление сатирических произведений. Городская литература отразила вольнолюбивую направленность городской культуры. В ней формируется пласт, пародирующий вероучение церкви, церковный культ (пародии на молитвы, псалмы, церковные гимны). Главное место в пародийной литературе занимают светские пародии (например, на рыцарскую героику).

Феодальная раздробленность: причины и социально-экономические характеристики

Феодальная раздробленность — период ослабления центральной власти в феодальных государствах в силу усиления крупных феодалов в условиях сеньориальной организации труда и воинской повинности. Новые более мелкие территориальные образования ведут практически независимое сущеcтвование, господствующим в них является натуральное хозяйство.

Причины: Развитие сельского хозяйств, развитие ремесла и торговли, формирование феодального землевладения.

Характеристики:

Увеличение прослойки ремесленников и торговцев, подъем экономики за счет увеличения торговли, рост числа городов, которые становятся центрами производства и продажи товаров, стремление потерять зависимость от феодалов, уходя в город, доходы феодалов плюс и от торговли городов на их территории

Удельный период

Термин используется для обозначения эпохи существования уделов и включает в себя весь период от раздела центральной власти (от первого в 843 году — для империи Карла Великого) в раннефеодальном государстве до ликвидации последнего удела в централизованном государстве (XVI век).

Развитый феодализм

характеризует экономический строй и отношения между социальными слоями общества. Кроме того, понятия относятся к разным, хотя и пересекающимся, хронологическим интервалам.

Феодальная анархия, аристократический строй

По мере разветвления правящей династии в раннефеодальных государствах, расширения их территории и административного аппарата, представители которого осуществляют власть монарха над местным населением, собирая дань и войско, увеличивается количество претендентов на центральную власть, периферийные военные ресурсы увеличиваются, а контрольные возможности центра ослабевают. Верховная власть становится номинальной, и монарх начинает избираться крупными феодалами из своей среды, при этом ресурсы избранного монарха, как правило, ограничиваются ресурсами его исходного княжества, и он не может передавать верховную власть по наследству. В этой ситуации работает правило «вассал моего вассала - не мой вассал».

44.Государства Иберийского полуострова (=Пиренейского, Испания) в 11-16 веках. Реконкиста

Реконкиста (исп. и порт. Reconquista — отвоевывание) — длительный процесс отвоевания пиренейскимихристианами — в основном испанцами, каталонцами и португальцами — земель на Пиренейском полуострове, занятых маврскими эмиратами.

Реконкиста началась сразу же после завоевания большей части Пиренейского полуострова арабами в первой половине 8 века и шла с переменным успехом, связанным с тем, что феодальные распри заставляли пиренейских христианских властителей бороться друг против друга и со своими мятежными вассалами и заключать временные союзы с исламскими властителями.

Во время Крестовых походов борьба против мавров воспринималась как борьба за весь христианский мир.Рыцарские ордена, такие как тамплиеры, были созданы для борьбы с маврами, а Папство призывало европейских рыцарей к борьбе с сарацинами — так в то время в Европе называли арабов — на Пиренейском полуострове.

Завершилась реконкиста в 1492 году, когда Фердинанд II Арагонский и Изабелла I Кастильская изгнали последнего мавританского властителя с Пиренейского полуострова. Они объединили бо льшую часть Испаниипод своей властью (Королевство Наварра было включено в состав Испании в 1512 году). Христианская Реконкиста (в переводе — «отвоевание») — это непрерывная многовековая война против мавров, начатая частью вестготской знати под предводительством Пелайо (Пелагия). В 718 году продвижение экспедиционного корпуса мавров было остановлено в горах Астурии в битве при Ковадонге.

Внук Пелайо Альфонс I (739—757 годы), сын первого кантабрийского герцога Педро и дочери Пелайо, соединил Кантабрию сАстурией. В середине VIII веке астурийские христиане под руководством короля Альфонсо I, воспользовавшись восстанием берберов, заняли соседнюю Галисию. В Галисии, как утверждали, был обнаружен гроб святого Иакова (Сантьяго), и Сантьяго-де-Компостела становится центром паломничества.

Альфонс II (791—842 годы) предпринимал опустошительные набеги против арабов до реки Тахо и завоевал страну басков и Галисию до реки Миньо. В то же время на северо-западе Испании франки, при Карле Великом, остановили продвижение мусульман в Европу и создали на северо-востоке полуострова Испанскую марку (пограничную территорию между владениями франков и арабов), которая распалась в IX—XI веках на графства Наварра, Арагон и Барселону (в 1137 году Арагон и Барселона объединились в королевство Арагон) и обеспечили, многочисленными переселениями, господство христианства в Каталонии. В почти не прекращавшихся войнах с неверными сложилось храброе феодальное дворянство. К северу отДуэро и Эбро постепенно образовались четыре группы христианских владений, с законодательными собраниями и признанными за сословиями правами (fueros):

 1) на северо-западе Астурия, Леон и Галисия, которые в Х веке при Ордоньо II и Рамиро II были соединены в королевство Леон, а в 1057 году, после непродолжительного подчинения Наварре, сыном Санхо Великого, Фернандо, соединены в королевство Кастилию;

 2) страна басков вместе с соседней областью, Гарсией, была провозглашена королевством Наваррой, которое при Санхо Великом (970—1035 годы) распространило свою власть на всю христианскую Испанию, в 1076—1134 годах было соединено с Арагоном, но потом снова освободилось;

 3) страна по левому берегу Эбро, Арагон, с 1035 года самостоятельное королевство;

 4) возникшее из испанской марки наследственное маркграфство Барселона, или Каталония. Несмотря на эту разрозненность, христианские государства не уступали в силе арабам.

 

К 914 году королевство Астурия включало в себя Леон и большую часть Галисии и северной Португалии. Испанские христиане расширили свои владения в горные области между Астурией и Каталонией, построив множество пограничных крепостей. Название провинции «Кастилия» происходит от испанского слова «castillo», обозначающего «замок», «крепость».

Реконкиста привела к тому, что испанские крестьяне и жители городов, воевавшие вместе с рыцарями, получили значительные льготы. Большая часть крестьян не испытала крепостной зависимости, на освобожденных землях Кастилии возникали вольные крестьянские общины, а города (особенно в XII—XIII веках) получили большие права.

Когда после падения династии Омайядов (1031 год) арабская держава распалась на части, графство Леон-Астурия под правлением Фердинада I (Фернандо I) получило статус королевства и стало главным оплотом Реконкисты. На севере в это же время баски основали Наварру, а Арагон слился с Каталонией в результате династического брака. В 1085 году христиане захватили Толедо, а затем Талавера, Мадрид и другие города попали под власть христиан. Однако вскоре Альморавиды, призванные севильским эмиром из Африки, придали новую силу исламу победами при Саллаке (1086) и Уклесе (1108) и снова объединили арабскую Испанию. Несмотря на успехи мусульман, религиозный пыл и воинская отвага христиан вскоре получили новый толчок от крестовых походов.

Альфонс I Арагонский браком с Урракой, наследницей Кастилии, временно (до 1127 года) соединивший оба королевства, принял титулимператора Испании (удержавшийся до 1157 года), в 1118 году завоевал Сарагосу и сделал еѐ своей столицей. По отделении Кастилии от Арагона оба государства держались союза друг с другом в борьбе с неверными; Арагон вскоре значительно усилился вследствие брака арагонской наследницы, Петронильи, с Раймондом Беренгаром II Барселонским, соединившего Арагон с Каталонией.

Альморавиды (1090—1145) ненадолго остановили распространение Реконкисты. К периоду их правления относятся подвиги легендарного рыцаря Сида Кампеадора, отвоевавшего земли в Валенсии в 1094 году и ставшего национальным героем Испании[2][3].

В 1147 году африканские Альморавиды, свергнутые Альмохадами, обратились за помощью к христианам, которые завладели по этому случаю Альмерией и Тортозой. Против Альмохадов, подчинивших южную Испанию, особенно успешно сражались испанские рыцарские ордена: Калатрава — с 1158 года, Сантьяго-де-Компостела — с 1175 года, Алькантара — с 1176 года, загладившие поражение при Аларкосе(1195)[4] победой при Лас-Навас-де-Толоса (16 июля 1212 года)[4]. Это была самая внушительная победа над Альмохадами, которую одержали объединившиеся короли Леона, Кастилии, Арагона и Наварры[4]. Вскоре за этим последовало падение власти Альмогадов.

Битвой при Мериде (1230 год) Эстремадура была отнята у арабов; после битвы при Херес-де-Гвадиана (1233 год) Фердинанд III Кастильский в1236 году повел свое войско в Кордову, а ещѐ через двенадцать лет овладел Севильей[5]. Португальское королевство расширилось почти до своих современных размеров, а король Арагона завоевал Валенсию, Аликанте и Балеарские острова. Мусульмане тысячами переселялись в Африку и в Гренаду, или Мурсию, но и эти государства должны были признать главенство Кастилии. Оставшиеся под кастильской властьюмусульмане более и более принимали религию и обычаи победителей; многие богатые и знатные арабы, приняв крещение, переходили в ряды испанской аристократии. К концу XIII века на полуострове остался лишь Гранадский эмират, вынужденный платить дань.

В то время как внешнее могущество Кастилии благодаря победам Фердинанда III сильно увеличилось, внутри страны бушевали смуты, которые, особенно в правление покровителя наук и искусства Альфонсо X (1252—1284) и его ближайших преемников, служили источником беспорядков и увеличивали власть дворянства. Коронные земли расхищались частными лицами; общины, союзы и могущественные дворяне прибегали к самосуду и освобождались от всякой власти[6].

В Арагоне Иаков (Хайме I, 1213—1276) подчинил Балеары и Валенсию и проник до Мурсии[7]; сын его Педро III (1276—1285) отнял у дома Анжу Сицилию[8]; Иаков II (1291—1327) завоевал Сардинию[9] и в 1319 году на сейме в Таррагоне установил нераздельность государства.

Эти завоевания стоили арагонским королям многих уступок сословиям, из которых особенно важна сарагосская «генеральная привилегия» 1283 года. В 1287 году Альфонс III прибавил к ней «привилегию унии»[10], признававшую за подданными право восстания в случае нарушения их свободы. В обоих государствах духовенство было наиболее могущественным сословием; победы над неверными увеличили его права и богатства, а влияние его на низшие классы народа вызвало в них дух преследования и фанатизма. Высшее дворянство в число своих прав включало и право отказывать в повиновении королю. Все дворяне были свободны от податей. Города и сельские общины имели свои особые права (fueros), признанные за ними особыми договорами. В обоих государствах сословия собирались на сеймы (кортесы), совещавшиеся о благополучии и безопасности страны, о законах и податях. Торговля и промышленность находились под защитой предусмотрительных законов; двор покровительствовал поэзии трубадуров[11]. Больше всего внутреннее благоустройство государства подвинулось в Арагоне при Педро IV (1336—1387), который устранил некоторые тягостные стороны дворянских привилегий[12], между прочим право войны. Благодаря этим мерам, когда старая династия угасла (1410 год), на престол вступила кастильская в лице Фердинанда I (1414—1416), который удержал власть над Балеарами, Сардинией и Сицилией и на короткое время завладел и Наваррой.

В Кастилии, напротив, господствовали высшее дворянство и рыцарские ордена. Стремление городов к независимости от феодальной аристократии не увенчалось успехом вследствие тирании Педро Жестокого (1350—1369). В вызванные ей распри вмешивались то французы, то англичане[13]. К XIV веку временные союзы христианских королевств распались, и каждое стало преследовать свои личные интересы. Годы правления Генриха II (1369—1379), завладевшего Бискайей, и Хуана (Иоанна) I (1379—1390) отмечены войнами с Португалией. Хуан I заключил брак с португальской инфантой, надеясь в дальнейшем объединить два государства. Но в 1385 году Португалия победоносно отстояла свою независимость в битве при Алхубарроте[14].

Арагон уступил Генуе контроль над торговлей в Средиземноморье. Только Кастилия в этот период полностью обеспечивает себя и получает прибыли на торговле шерстью с Нидерландами.

Тем не менее, победы над арабами шли своим чередом: в 1340 году Альфонсом XI одержана была блестящая победа при Саладо, а четыре года спустя завоеванием Альхезираса Гренада была отрезана от Африки[15].

Генрих III (1390—1406) восстановил порядок и овладел Канарскими островами[16]. Однако позже Кастилия вновь была приведена в расстройство продолжительным и слабым правлением Хуана II (1406—1454). Возросшие при Генрихе IV беспорядки прекратились с восшествием на престол его сестры Изабеллы. Она победила короля Альфонса Португальского и оружием смирила непокорных подданных[17].

В 1469 году произошло знаменательное для будущего Испании событие: брак между Фердинандом Арагонским и Изабеллой Кастильской, которых папа Римский Александр VI назвал «католическими королями». Фердинанд II Арагонский, после смерти отца своего, Иоанна II Арагонского, в 1479 году наследовал Арагонское королевство, соединение кастильской и арагонской корон положило начало королевству Испания. Тем не менее политическое объединение Испании, завершилось только к концу XV века, Наварра была присоединена в 1512 году.

В 1478 году Фердинанд и Изабелла утвердили церковный суд — инквизицию, предназначенную охранять чистоту католической веры. Началось преследование евреев, мусульман, а позже протестантов. Несколько тысяч подозреваемых в ереси прошли через пытки и закончили жизнь на кострах (аутодафе — первоначально оглашение, а затем и приведение приговора в исполнение, в частности, публичное сожжение на костре). В 1492 году глава инквизиции доминиканский священник Томазо Торквемада убедил Фердинанда и Изабеллу преследовать по всей стране не обращенных в христианство людей. Основным объектом преследований он сделал марранов и морисков — мусульман и евреев, недавно принявших христианство, обвинявшихся в тайном отправлении запрещенных культов[18]. Многие евреи вынуждены были бежать из Испании, они отправлялись в Португалию, Италию и Северную Африку. В 1492 году многочисленные евреи (165 000) формально были окончательно изгнаны из государства[19].

Чтобы положить конец правонарушениям со стороны дворянства, восстановлено было древнее городское братство Германдад («Святая Эрмандада»). Высшие должности перешли в распоряжение короля; высшее духовенство было подчинено королевской юрисдикции; Фердинанд был избран великим магистром трех рыцарских орденов, что превратило их в послушные орудия короны; инквизиция помогала правительству удерживать в повиновении дворянство и народ. Администрация была реорганизована, королевские доходы увеличены часть их шла на поощрение наук и искусств. Отменены были также издавна укоренившиеся т. н. «дурные обычаи», выражавшиеся в узаконенном произволе дворян над крестьянством («право первой ночи» и т. п.).

После битвы у Салдо Гранадский эмират переходит к оборонительной тактике. Хотя Хуан II и Энрике IV несколько раз предпринимали походы в земли мавров, это не привело к покорению Гранады. Мавры также совершали набеги на земли христиан. Таким образом серьезных завоеваний в отношении эмирата кастильцы не предпринимали до 80-х гг. XV века[20]. В 1476 году гранадский эмир заключил с Кастилией перемирие. Но с его окончанием мавры захватили в 1481 году Саару. В ответ кастильцы начали военные действия, которые они вели с переменным успехом до 1491 года, когда они вошли в долину Гранады. 2 января 1492 года город капитулировал[21]. Завоеванием Гренады заканчивается Реконкиста. И в том же году Христофор Колумб достигает Америки и основывает там испанские колонии. Открытие Америки предоставило Испании широкое поприще деятельности по ту сторону океана.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...