Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Закрепление слухового образа звука




Обучение правильному произношению звука [с] в изолированном звучании

Игровые упражнения

«Дует холодный ветер», «Песенка водички, текущей из крана», «Вода течет по камешкам», «Свистит ветер в трубе», «Воздух выходит из колеса», «Проколотая шина», «Насос», «Накачаем воздух в колесо», «Проколотый шарик», «Пар выходит из кастрюли», «Чайник со свистком».

Автоматизация звука [с] в слогах

Занятие 1

Автоматизация звука [с] в прямых слогах

Развитие артикуляционной моторики

Повторить упражнения, приведенные выше:

1) просовывание распластанного языка между зубами;

2) язык лежит на «донышке»;

3) язык «желобком»;

4) губы в улыбке.

Развитие памяти, внимания

Запоминание и воспроизведение слогового ряда в сочетании с движением пальцев рук.

Игровые задания

«Падают снежинки», «Лепим снежки», «Катаем снежную бабу».

Выделение ударного слога.

Са-са; са-са; са-са-са; са-са-са; са-са-са.

Сы-сы; сы-сы; сы-сы-сы; сы-сы-сы; сы-сы-сы.

Са-сы-со-су; сы-са-со-су.

Какой слог лишний? Са-са-са-сы.

Повтори слоги: са-сы-со. Послушай еще раз. Са-со. Какой слог исчез из ряда? (Со.) Со-су-сы-са. Со-су-сы?(Са.)

Анализ и синтез слогов

— Какой первый звук в слоге са?Какой второй звук? Сколько звуков в слоге са?

— Звук [с] «подружился» со звуком [е]. Какой слог получился?

— Есть ли звук [с] в словах сок, сын, сумка, самосвал?

Отстукивание ритмического рисунка слов сок, сумка, самосвал.

Ознакомление с буквой с

Занятие 2

Автоматизация звука [с] в обратных слогах

Развитие артикуляционной моторики

Губы в улыбке.

Язык «желобком» снаружи рта неподвижен, а губы то широко раскрываются, то касаются «желобка».

Выгибание спинки языка вверх при упоре кончиком в десны нижних резцов.

Примечание. В дальнейшей работе артикуляционные упражнения подбираются с учетом индивидуальных особенностей моторики ребенка и характера речевого нарушения.

Работа над голосом

Произнесение слогов ис-ис-ис, ыс-ыс-ыс, ас-ас-ас, ос-ос-ос, ус-ус-ус от имени героев сказки «Теремок» с разной интонацией.

Запоминание и воспроизведение слоговых рядов: ис-ыс-ас, ыс-ис-ас, ис-ыс-ас-ус, ыс-ис-ас-ус.

— Какой слог лишний? Ис-ис- ас; ыс-ыс- ис.

— Какой слог появился? Ис-ис- ас; ыс-ыс- ас.

Анализ и синтез обратных слогов

— Какой слог получится, если я «дам» тебе звук [а], а затем — [с]. Обозначить слог цветовыми символами (кружочками красного и синего цвета).

— Какой первый звук в слоге ыс?Какой второй звук?

— Назови второй звук в слоге ос?

Составление слогов ис, ыс, ас из букв разрезной азбуки.

Развитие фонематического восприятия

Отбор картинок, слова-названия которых содержат звуки [з], [ш], [т], [ц], [ч].

Игра «Ботаническое лото». Найди только овощи. Найди фрукты. Положи в корзинку овощи и фрукты, в названии которых есть звук [с].

Назови пропущенный слог в словах как... (тус), ана... (нас).

Занятие 3

Автоматизация звука [с] в слогах (интервокальное положение)

Развитие артикуляционной моторики

Губы в улыбке.

Язык «желобком» внутри рта.

Выгибание спинки языка вверх при упоре кончиком в десны нижних резцов.

Координация дыхания, артикуляции и фонации

«Лиса учит лисят говорить». Произнесение слоговых сочетаний ысы-ысы-ысы, аса-аса-аса, уса-уса-уса, исы-исы-исы, осо-осо-осо, асу-асу-асу, осы-исы-асы от имени Лисы и лисят (высоким и низким голосом со сменой интонации).

Развитие фонематического восприятия

— Назови место звука в слоге. Называются слоги са, ас, аса. Где слышится звук [с] в словах лиса, слон, Барбос!

Чтение слогов са, со, сы

Развитие слуховой памяти и внимания

Выполнение поручений. Встань со стула, подойди к столу и возьми лису.

Выполнение инструкций из 2—3-х действий.

— Возьми ослика, поставь его на стул и сядь за стол. Возьми лису, поставь ее между слоном и собачкой; подойди к стульчику, а потом сядь.

Занятие 4

Автоматизация звука [с] в слогах со стечением согласных звуков

Развитие артикуляционной моторики

Произнесение слоговых сочетаний с движением рук: сту-сту-сту (шагаем по ступенькам); ста-ста-ста (ставим стаканы на стол).

Координация мимической гимнастики с дыханием, артикуляцией и фонацией: сто-сто-сто (сердито); сты-сты-сты (добродушно). Ты почему такой сердитый? Ста-сто-сту-сты (ласково). Давай помиримся.

Развитие фонематического восприятия

— Найди картинки, в названии которых есть звук [с], и положи их к букве с.

Перед ребенком выкладываются картинки, в названии которых есть звуки [с] и [з]. Педагог называет слова, а ребенок находит нужную картинку. Определение позиции звука в 2—3-х словах.

Чтение слогов ус, су, ос, со

Занятие 5

Автоматизация звука [с] в слогах со стечением согласных звуков

Развитие артикуляционной моторики

Координация дыхания, артикуляции и фонации.

Игровое упражнение

«Жонглеры». Подбрасываем шарики и произносим слоги:

сма-сма-сма-сма; сму-сма-смы;

смы-смы-смы-смы; сна-сно;

смо-смо-смо-смо; сну-сны;

сму-сму-сму-сму; сну-сны-сна;

сма-смо-сму; сва-сво-сву-свы.

(Дети рисуют пальчиками волны.)

Развитие фонематического восприятия

Игра с мячом.

— Лови мяч, если услышишь в слове звук [с].

— Найди картинки, в названии которых есть звук [с]; положи их к букве с. Перед ребенком выкладываются картинки, в названии которых есть звуки [с] и [ц]. Есть ли звук [с] в слове цапля?Есть ли звук [с] в слове сова?

Педагог называет слова, а ребенок находит нужную картинку. Определение позиции звука в 2—3-х словах.

Составление слогов из разрезной азбуки. Чтение слогов

Занятие 6

Автоматизация звука [с] в слогах со стечением согласных звуков

Развитие артикуляционной моторики

Работа над голосом и мимикой

Игровое задание «Разговор Носорога со Слоном»:

Сфа-сфо; сфу-сфы. (удивленно)

Сла-сло; слу-слы. (с опасением)

Сла-сло-слу; сба-сбо-сбу-сбы. (печально)

Спа-спо; спу-спы-спа!(радостно)

Асма-аста; аспа-асфа. (разочарованно)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...