Закрепление слухового образа звука
Обучение правильному произношению звука [с] в изолированном звучании Игровые упражнения «Дует холодный ветер», «Песенка водички, текущей из крана», «Вода течет по камешкам», «Свистит ветер в трубе», «Воздух выходит из колеса», «Проколотая шина», «Насос», «Накачаем воздух в колесо», «Проколотый шарик», «Пар выходит из кастрюли», «Чайник со свистком». Автоматизация звука [с] в слогах Занятие 1 Автоматизация звука [с] в прямых слогах Развитие артикуляционной моторики Повторить упражнения, приведенные выше: 1) просовывание распластанного языка между зубами; 2) язык лежит на «донышке»; 3) язык «желобком»; 4) губы в улыбке. Развитие памяти, внимания Запоминание и воспроизведение слогового ряда в сочетании с движением пальцев рук. Игровые задания «Падают снежинки», «Лепим снежки», «Катаем снежную бабу». Выделение ударного слога. Са-са; са-са; са-са-са; са-са-са; са-са-са. Сы-сы; сы-сы; сы-сы-сы; сы-сы-сы; сы-сы-сы. Са-сы-со-су; сы-са-со-су. Какой слог лишний? Са-са-са-сы. Повтори слоги: са-сы-со. Послушай еще раз. Са-со. Какой слог исчез из ряда? (Со.) Со-су-сы-са. Со-су-сы?(Са.) Анализ и синтез слогов — Какой первый звук в слоге са?Какой второй звук? Сколько звуков в слоге са? — Звук [с] «подружился» со звуком [е]. Какой слог получился? — Есть ли звук [с] в словах сок, сын, сумка, самосвал? Отстукивание ритмического рисунка слов сок, сумка, самосвал. Ознакомление с буквой с Занятие 2 Автоматизация звука [с] в обратных слогах Развитие артикуляционной моторики Губы в улыбке. Язык «желобком» снаружи рта неподвижен, а губы то широко раскрываются, то касаются «желобка». Выгибание спинки языка вверх при упоре кончиком в десны нижних резцов.
Примечание. В дальнейшей работе артикуляционные упражнения подбираются с учетом индивидуальных особенностей моторики ребенка и характера речевого нарушения. Работа над голосом Произнесение слогов ис-ис-ис, ыс-ыс-ыс, ас-ас-ас, ос-ос-ос, ус-ус-ус от имени героев сказки «Теремок» с разной интонацией. Запоминание и воспроизведение слоговых рядов: ис-ыс-ас, ыс-ис-ас, ис-ыс-ас-ус, ыс-ис-ас-ус. — Какой слог лишний? Ис-ис- ас; ыс-ыс- ис. — Какой слог появился? Ис-ис- ас; ыс-ыс- ас. Анализ и синтез обратных слогов — Какой слог получится, если я «дам» тебе звук [а], а затем — [с]. Обозначить слог цветовыми символами (кружочками красного и синего цвета). — Какой первый звук в слоге ыс?Какой второй звук? — Назови второй звук в слоге ос? Составление слогов ис, ыс, ас из букв разрезной азбуки. Развитие фонематического восприятия Отбор картинок, слова-названия которых содержат звуки [з], [ш], [т], [ц], [ч]. Игра «Ботаническое лото». Найди только овощи. Найди фрукты. Положи в корзинку овощи и фрукты, в названии которых есть звук [с]. Назови пропущенный слог в словах как... (тус), ана... (нас). Занятие 3 Автоматизация звука [с] в слогах (интервокальное положение) Развитие артикуляционной моторики Губы в улыбке. Язык «желобком» внутри рта. Выгибание спинки языка вверх при упоре кончиком в десны нижних резцов. Координация дыхания, артикуляции и фонации «Лиса учит лисят говорить». Произнесение слоговых сочетаний ысы-ысы-ысы, аса-аса-аса, уса-уса-уса, исы-исы-исы, осо-осо-осо, асу-асу-асу, осы-исы-асы от имени Лисы и лисят (высоким и низким голосом со сменой интонации). Развитие фонематического восприятия — Назови место звука в слоге. Называются слоги са, ас, аса. Где слышится звук [с] в словах лиса, слон, Барбос! Чтение слогов са, со, сы Развитие слуховой памяти и внимания
Выполнение поручений. Встань со стула, подойди к столу и возьми лису. Выполнение инструкций из 2—3-х действий. — Возьми ослика, поставь его на стул и сядь за стол. Возьми лису, поставь ее между слоном и собачкой; подойди к стульчику, а потом сядь. Занятие 4 Автоматизация звука [с] в слогах со стечением согласных звуков Развитие артикуляционной моторики Произнесение слоговых сочетаний с движением рук: сту-сту-сту (шагаем по ступенькам); ста-ста-ста (ставим стаканы на стол). Координация мимической гимнастики с дыханием, артикуляцией и фонацией: сто-сто-сто (сердито); сты-сты-сты (добродушно). Ты почему такой сердитый? Ста-сто-сту-сты (ласково). Давай помиримся. Развитие фонематического восприятия — Найди картинки, в названии которых есть звук [с], и положи их к букве с. Перед ребенком выкладываются картинки, в названии которых есть звуки [с] и [з]. Педагог называет слова, а ребенок находит нужную картинку. Определение позиции звука в 2—3-х словах. Чтение слогов ус, су, ос, со Занятие 5 Автоматизация звука [с] в слогах со стечением согласных звуков Развитие артикуляционной моторики Координация дыхания, артикуляции и фонации. Игровое упражнение «Жонглеры». Подбрасываем шарики и произносим слоги: сма-сма-сма-сма; сму-сма-смы; смы-смы-смы-смы; сна-сно; смо-смо-смо-смо; сну-сны; сму-сму-сму-сму; сну-сны-сна; сма-смо-сму; сва-сво-сву-свы. (Дети рисуют пальчиками волны.) Развитие фонематического восприятия Игра с мячом. — Лови мяч, если услышишь в слове звук [с]. — Найди картинки, в названии которых есть звук [с]; положи их к букве с. Перед ребенком выкладываются картинки, в названии которых есть звуки [с] и [ц]. Есть ли звук [с] в слове цапля?Есть ли звук [с] в слове сова? Педагог называет слова, а ребенок находит нужную картинку. Определение позиции звука в 2—3-х словах. Составление слогов из разрезной азбуки. Чтение слогов Занятие 6 Автоматизация звука [с] в слогах со стечением согласных звуков Развитие артикуляционной моторики Работа над голосом и мимикой Игровое задание «Разговор Носорога со Слоном»: — Сфа-сфо; сфу-сфы. (удивленно) — Сла-сло; слу-слы. (с опасением) — Сла-сло-слу; сба-сбо-сбу-сбы. (печально)
— Спа-спо; спу-спы-спа!(радостно) — Асма-аста; аспа-асфа. (разочарованно)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|