Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
«Голодные птенчики». Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги ам-ам-ам-ам. «Птенчики глотают пищу». Сглатывание слюны. Упражнения для щек и губ Игровые упражнения «Клюв утки». Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед. «Мама-птица прогоняет от птенцов куницу». Всасывание верхней губы под нижнюю с резким выбрасыванием ее при раскрытом рте (чмоканье). Упражнения для языка Игровые упражнения «Птенчики ждут пищу». Сделать «чашечку» снаружи, а затем внутри рта и удерживать ее под счет до 6—8. «Очень вкусная пища!» Присасывание широкого языка к небу с последующим произнесением звука [а]. При произнесении звука [а] следить, чтобы кончик языка находился у нижних зубов, а спинка языка была опущена. Дятел Я по дереву стучу, Червяка добыть хочу. Хоть и скрылся под корой, Все равно он будет мой.
Поднять язык за верхние зубы и постучать: пдд-тдд-тдд-тдд. «Клювы разных птиц». Чередование позиций языка «чашечка» — «жало» — «лопаточка». Формирование речевого дыхания и голоса. Развитие переключаемости органов артикуляции Игровые упражнения «Голоса птиц». Коростель: Крэк-крэк-крэк, хорк-хорк-хорк. Поморник: Кри-кри-кри, кр-р-р. Клуша (чайка): га-ак-аг-аг, гре, гри. Ворона и воронята: кар-кар-кар (низким и высоким голосом). «Запомни и повтори». Называются птицы, например: воробей, ворона, журавль, грач... — Сделайте вдох ртом и произнесите на выдохе названия птиц. Произнесение четырех—шести слов — названий птиц на одном выдохе. Образно-пластическое творчество детей Игра «Вороны и собака».
— Воронята подросли, вылетели из своих гнезд, прыгают, скачут.
Возле елочки зеленой Скачут, каркают вороны. Из-за корочки подрались, Во все горло разорались: — Кар-кар-кар! Вдруг собака выбегает И ворон всех догоняет.
— Что делали вороны? (Вороны каркали, дрались.) Из-за чего они подрались? (Из-за корочки.) Автоматизация звука [р] в словах и предложениях. Развитие внимания Открывается картинка «Зима». — Какое сейчас время года? Как называются птицы, которые остались зимовать? (Зимующие птицы.) Назови зимующих птиц, в названиях которых слышится звук [р]. (Ворона, воробей, куропатка, щур, вьюрок.) Каких птиц ты часто встречаешь в городе? (Воробья, сороку, ворону.) В лесу мы можем встретить... (щура, куропатку, вьюрка). Выставляется картинка «Весна». — Какие птицы вернулись с юга? (Жаворонки, грачи, журавли, коростели, скворцы, гагары.) У птиц появились птенцы, подумай и скажи, как они называются. (У грачей — грачата, у скворцов — скворчата, у журавлей — журавлята.) Формирование навыков фонематического анализа и синтеза — Угадайте слово — название птицы, в слове первый звук [в], а последний — [й]. (Воробей.) — Узнайте слово — название птицы по звуковой схеме (даны кружочки — символы звуков). — В слове четыре звука, второй звук [р]. (Грач.) — Назови слово — название птицы, в котором один слог. (Щур.) — Произнесите слово журавли по слогам. Назовите гласные звуки каждого слога. Придумайте задание для меня и детей, например: угадать по отдельным звукам или слогам название птицы. Развитие внимания и логической памяти Игра «Кого не стало?». Подбери словам пару. — Даю вам слова воробей, ворона, грач; крошки, возвращаться, юркий, серая, забор, прыгает, дорога, червяк. Яскажу слово воробей, а вы подбираете к нему слова, которые каким-то образом связаны с ним. Воробей — юркий, дорога, прыгает, крошки. Ворона — серая, дорога, забор.
Грач — возвращаться, червяк. — Составьте предложения о воробье, вороне и граче, используя сказанные слова. (Юркий воробей прыгает по дороге. Юркий воробей клюет крошки. Серая ворона ходит по дороге. Серая ворона сидит на заборе. С юга возвратились грачи.) Составление предложений по опорным словам Хитрая, ворона, размочить, корка, хлеб. Черный, грач, любить, червяк. Анализ состава 1—2 предложений. Работа с буквами. Составление 2—3 слов — названий птиц из букв разрезной азбуки. Итог занятия — Какой звук мы повторяли? Какие задания показались вам трудными? Что бы вы хотели узнать о птицах? Задайте мне вопросы. Автоматизация звука в чистоговорках Основная задача таких занятий — закрепление звука в рифмованной речи. Помимо этой задачи решаются и другие: — формировать навык правильного употребления падежных окончаний; — развивать воображение; — развивать просодические компоненты речи; — развивать чувство ритма. Наиболее результативно сочинение чистоговорок детьми. Конспект занятия Автоматизация звука [с] в чистоговорках Оргмомент Демонстрируется картинка с изображением совы и совят. — Кто это? Когда сова охотится, а когда отдыхает? Релаксационные упражнения Игра «День — ночь». На сигнальные слова день, совы летают, дети имитируют полет и охоту совы. На слово ночь — замирают в определенной позе (напряжение). Заканчивается игра расслаблением. Развитие мелкой моторики Соединить указательный и большой пальцы так, чтобы получился клюв совы, а затем так, чтобы получились круглые совиные глаза. Массаж или самомассаж Мимические упражнения Я — сова, Большая голова. Головой своей верчу, Во все стороны гляжу.
Изобразить зоркую, сердитую сову, которая высматривает себе добычу. Артикуляционные упражнения (на усмотрение логопеда) Развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции Разговор совы с совятами. Произнесение слоговых сочетаний ско-ску-ска, сва-свы-сву-сво с разной интонацией (грозно, ласково, вопросительно, утвердительно).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|